Дело № 2-2536/2013
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
12 декабря 2013 года г. Пермь
Пермский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Буланкова Р.В.,
при секретаре Брюховой Ю.В.,
с участием представителя истца Колясниковой Л.В. по ордеру,
представителя ответчика Ведерниковой Т.Г. по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Вохмяниной Е.А. к открытому акционерному обществу «<данные изъяты>» о возложении обязанности исполнить договор, осуществить технологическое присоединение, взыскать компенсацию морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Вохмянина Е.А. обратилась в суд с иском к ОАО «<данные изъяты>» о возложении обязанности исполнить договор, осуществить технологическое присоединение, взыскать компенсацию морального вреда.
В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ между истцом и ответчиком заключен договор №№, в соответствии с которым сетевая организация принимает обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя для объекта: объект для садоводства по адресу: <адрес>, кадастровый номер № Срок выполнения мероприятий по присоединению составляет 6 месяцев. До настоящего времени ответчик не исполнил принятые на себя обязательства. ДД.ММ.ГГГГ истец в адрес ответчика направила претензию, письмом от ДД.ММ.ГГГГ ответчик фактически уклоняется от исполнения обязательств. Просит взыскать компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей, который выразился в нравственных страданиях, массе неудобств и переживаний. Просит обязать ответчика исполнить договор в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Истец Вохмянина Е.А. в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, на заявленных требованиях настаивает, просит удовлетворить их в полном объеме.
Представитель истца Колясникова Л.В., действующая на основании ордера, в судебном заседании на заявленных исковых требованиях настаивала, просила удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Ведерникова Т.Г., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась по основаниям, указанным в письменном отзыве на исковое заявление (л.д. 14-22). Пояснила, что продление сроков осуществления технологического присоединения объекта Вохмяниной Е.А, к электрическим сетям произошло не по вине ответчика. Продление срока осуществления технологического присоединения произошло вследствие необходимости выполнения ряда мероприятий, требующих определенных затрат времени. Полагает, что Закон РФ «О защите прав потребителей» к правоотношениям сторон, возникающим из договора об осуществлении технологического присоединения, применению не подлежит, поскольку данные отношения регулируются специальными законами. Компенсация морального вреда специальными законами об электроэнергетике не предусмотрена и доказательств причинения вреда истцом не представлено. Доказательств подтверждающих нравственные страдания истца Вохмяниной Е.А. не представлены. В настоящее время технологическое присоединение не произведено, услуга будет оказана, техническое задание разработано.
Суд, выслушав объяснения представителя истца, объяснения представителя ответчика, изучив материалы дела, установил следующее.
Вохмяниной (<данные изъяты>) Е.А. на праве собственности принадлежит земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для садоводства, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №.
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО9 и ФИО6 заключен брак, после заключения брака истцу присвоена фамилия «ФИО8» (л.д. 9).
ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «<данные изъяты>» и Вохмяниной Е.А. заключен договор № № об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, согласно которому ООО «<данные изъяты>» приняло на себя обязательство в течении 6 месяцев со дня заключения договора осуществить технологическое присоединения энергопринимающих устройств на объекте: объект для садоводства, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, принадлежащем истцу, максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств 15 кВт (п.п. 1, 2, 5 договора) (л.д. 4-5, 7,8).
Обязательства истца по оплате технологического присоединения и выполнению работ, предусмотренных техническими условиями исполнены, что подтверждается квитанцией об оплате (л.д. 6).
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась к ответчику с претензией об исполнении принятых по договору обязательств (л.д. 10).
ДД.ММ.ГГГГ ОАО «<данные изъяты>» сообщило, что выполнение всех мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором, по независящим от ОАО «<данные изъяты>» причинам, может занять более 1 года (л.д. 11).
ДД.ММ.ГГГГ ОАО «<данные изъяты>» обращалось в администрацию Пермского муниципального района с требованием о разработке проектов планировки в Усть-Качкинском сельском поселении (л.д. 41-44).
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Федеральным законом от 26.03.2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» установлены правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определены полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии.
В соответствии со статьей 26 Федерального закона «Об электроэнергетике» технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. При этом, если для обеспечения технической возможности технологического присоединения и недопущения ухудшения условий электроснабжения присоединенных ранее энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики необходимы развитие (модернизация) объектов электросетевого хозяйства и (или) строительство, реконструкция объектов по производству электрической энергии, сроки технологического присоединения определяются исходя из инвестиционных программ сетевых организаций и обязательств производителей электрической энергии по предоставлению мощности, предусматривающих осуществление указанных мероприятий.
Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям утверждены Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 года № 861.
В силу пункта 6 указанных Правил технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
Пунктом 16 данных Правил предусмотрен срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
В соответствии с пунктом 14 Правил в заявке, направляемой заявителем - физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, должны быть указаны: фамилия, имя и отчество заявителя, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации; место жительства заявителя; сведения, предусмотренные подпунктами «б» и «и» пункта 9 настоящих Правил; запрашиваемая максимальная мощность энергопринимающих устройств заявителя.
Судом установлено и не оспаривается стороной ответчика, что договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, заключенный с истцом, в установленный договором срок ОАО «<данные изъяты>» не исполнен.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при разрешении требований потребителей необходимо учитывать, что бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере) (п. 4 ст. 13, п. 5 ст. 14, п. 5 ст. 23.1., п. 6 ст. 28 Закона о защите прав потребителей, ст. 1098 ГК РФ).
Суд не принимает во внимание доводы ОАО «<данные изъяты>», сводящиеся к тому, что подключение к электрическим сетям не произведено ввиду отсутствия проектов планировки территорий муниципальных образований, составление и утверждение которых является обязанностью местного самоуправления, несвоевременного выполнения данных действий администрацией Пермского муниципального района, что свидетельствует об отсутствии вины ответчика в продлении установленных договором сроков для осуществления технологического присоединения объекта истца к электрическим сетям. Доказательств наличия обстоятельств непреодолимой силы, или иных обстоятельств, препятствовавших исполнению своих обязательств в установленный договором срок, ответчик не представил. Необходимость осуществления для исполнения обязательств по договору об осуществлении технологического присоединения ряда мероприятий, требующих определенных затрат времени судом во внимание приняты быть не могут, поскольку данные обстоятельства не являются основаниями для освобождения ответчика от ответственности и не исключают его вину в неисполнении обязательств по договору перед истцом.
Поскольку материалами дела в их совокупности подтверждается, что технические условия истцом выполнены, в ответе на претензию заявителя ответчик ссылался на невозможность выполнения работ в срок по объективным причинам. Как следует из содержания пункта 6 Правил, независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения сетевая организация обязана заключить договор с лицом, обратившимся в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих ему на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств такого лица мероприятия по технологическому присоединению.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований Вохмяниной Е.А. о возложении на ответчика ОАО «МРСК <данные изъяты>» обязанности исполнить договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в пределах заявленной мощности потребления.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», при рассмотрении гражданских дел судам следует учитывать, что отношения, одной из сторон которых выступает гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а другой - организация либо индивидуальный предприниматель (изготовитель, исполнитель, продавец, импортер), осуществляющие продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг, являются отношениями, регулируемыми Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В пункте 2 Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 года № 17 также разъяснено, что, если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права (например, договор участия в долевом строительстве, договор страхования, как личного, так и имущественного, договор банковского вклада, договор перевозки, договор энергоснабжения), то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами.
С учетом положений статьи 39 Закона о защите прав потребителей к отношениям, возникающим из договоров об оказании отдельных видов услуг с участием гражданина, последствия нарушения условий которых не подпадают под действие главы Ш Закона, должны применяться общие положения Закона о защите прав потребителей, в частности о праве граждан на предоставление информации, об ответственности за нарушение прав потребителей, о возмещении вреда, о компенсации морального вреда, об альтернативной подсудности, а также об освобождении от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктами 2, 3 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.
Правоотношения, возникшие между сторонами по поводу технологического присоединения энергопринимающих устройств, регулируются специальным законом - Федеральным законом «Об электроэнергетике» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года № 861, предусматривающими ответственность за несоблюдение установленных договором и поименованными выше Правилами сроков технологического присоединения только в виде права заявителя на расторжение договора в одностороннем порядке и специальной неустойки (подпункт «в» пункта 16 Правил), в связи с чем, требования истца о компенсации морального вреда должны быть рассмотрены судом с учетом положений Закона о защите прав потребителей.
В соответствии со статьей 15 Закона о защите прав потребителей моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Размер компенсации морального вреда суд определяет с учетом характера причиненных потерпевшему нравственных страданий, степени вины причинителя вреда. Неисполнение ответчиком в установленный срок обязательств по договору привело к несению убытков, необходимости обращения истца в суд с требованием о принудительном исполнении договора. Таким образом, истцу причинены нравственные переживания в связи с длительным неисполнением ответчиком принятой на себя обязанности. В добровольном порядке требование истца о выполнении обязательств не исполняется в течении длительного времени. Суд считает, что размер компенсации морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей истцом завышен, с учетом требований разумности и справедливости, подлежит взысканию в размере <данные изъяты> рублей.
В соответствии с пунктом 6 статьи 13 Закона о защите прав потребителей при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
В связи с тем, что требование истца, как потребителя, в добровольном порядке не удовлетворено ответчиком, с него в пользу потребителя подлежит взысканию штраф в размере пятидесяти процентов от суммы требований потребителя удовлетворенных судом, что составляет <данные изъяты> рублей.
Согласно положениям подпункту 4 пункта 2 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации по искам, связанным с нарушением прав потребителей, истцы освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.
На основании с подпункта 8 пункта 1 статьи 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере <данные изъяты> рублей (за требование неимущественного характера).
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Вохмяниной Е.А. к открытому акционерному обществу «<данные изъяты>» о возложении обязанности исполнить договор, осуществить технологическое присоединение, взыскать компенсацию морального вреда – удовлетворить.
Обязать открытое акционерное общество «<данные изъяты>» исполнить договор № № от ДД.ММ.ГГГГ в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу, в виде осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств для объекта по адресу: <адрес>, кадастровый номер №.
Взыскать с открытого акционерного общества «<данные изъяты>» в пользу Вохмяниной Е.А. сумму компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.
Взыскать с открытого акционерного общества «<данные изъяты>» в пользу Вохмяниной Е.А. сумму штрафа в размере <данные изъяты>
Взыскать с открытого акционерного общества «<данные изъяты>» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты>
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Судья /подпись/
Копия верна:
Судья Р.В. Буланков
Справка
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ года.
Судья Р.В. Буланков