дело № 2а-1-382/2020
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Ульяновская область,
г. Сенгилей 21 декабря 2020г.
Сенгилеевский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Шестаевой Н.И.,
с участием административного истца Картюкова Н.П., его представителя Федоськина Э.Г.,
представителя административных ответчиков Золотова О.Н.,
при секретаре Кандрашиной С.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Картюкова Н.П. к администрации МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области, Комитету по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области, администрации МО Тушнинское сельское поселении Сенгилеевского района Ульяновской области об оспаривании отказа в представлении земельного участка за плату без проведения торгов,
У С Т А Н О В И Л:
Картюков Н.П. обратился в суд с административным иском к администрации МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области, Комитету по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области, об оспаривании отказа в представлении земельного участка за плату без проведения торгов,
Требования мотивированы тем, что на основании договора аренды земельного участка № от 21.12.2006г. он владеет земельным участком, расположенным по адресу: <адрес>, примерно в 1400 м по направлению на северо-запад от жилой зоны <адрес>.
28.08.2020г. он обратился к ответчикам с заявлением о представлении данного земельного участка в собственность за плату без проведения торгов, в связи с тем, что является собственником 10 объектов недвижимого имущества, которые расположены на земельном участке. 21.09.2020г. ему в представлении земельного участка в собственность отказано, в связи с тем, что на некоторые объекты недвижимого имущества его право собственности не зарегистрировано. Поскольку он является арендатором земельного участка и собственником расположенных на нем объектов недвижимого имущества, попросил признать отказ незаконным и обязать ответчиков принять решение о представлении в собственность указанного земельного участка.
Определением суда от 09.11.2020г. в качестве ответчика по данному административному делу судом привлечена администрация МО Тушнинское сельское поселение Сенгилеевского района Ульяновской области.
Административный истец Картюков Н.П. в судебном заседании административные исковые требования поддержал, в обоснование привел доводы, изложенные в административном иске. Пояснил, что по спорному земельному участку проходит река Арбуга, на которой им созданы три пруда. Данные водоемы взаимосвязаны между собой, в связи с чем разделить земельный участок невозможно, поэтому он хотел бы приобрести весь земельный участок. Им на земельном участке для целей развития прудового хозяйства были построены хозяйственные строения и сооружения, на некоторые из которых он не зарегистрировал право собственности в установленном порядке, в связи с отсутствием финансовой возможности. Вместе с тем, все объекты недвижимого имущества, которые расположены на земельном участке, принадлежат ему на праве собственности. Наименование объектов недвижимости, как домик для гостей, является примерным, использовать данные объекты он будет для развития прудового хозяйства.
Представитель административного истца по устному ходатайству Федоськин Э.Г. в судебном заседании попросил исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчиков Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области, администрации МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области по доверенности Золотов О.Н. просил в удовлетворении административного искового заявления Картюкова Н.П. отказать. В возражении на иск и в судебном заседании указал, что право собственности Картюкова Н.П. зарегистрировано только на один объект недвижимого имущества, который расположен в пределах спорного земельном участке. Другие семь зданий с наименованием домик для гостей в установленном порядке не зарегистрированы. Сведениями о принадлежности данных объектов недвижимости администрация не располагает. Передать в собственность Картюкову Н.П. земельный участок, площадью 322303 кв.м., при наличии у него в собственности объекта недвижимости площадью 337 кв.м., невозможно, поскольку данные объекты не соразмерны. Кроме того, по спорному земельному участку проходит река Арбуга, поэтому земельный участок является ограниченным в обороте.
Представитель административного ответчика –администрации МО Тушнинское сельское поселение Сенгилеевского района Ульяновской области в судебное заседание не явился. В письменном заявлении представитель ответчика попросил рассмотреть административное дело без участия администрации, при этом указал, что исковые требования не поддерживает, поскольку Картюков Н.П. должен зарегистрировать право собственности на объекты недвижимости.
Представитель третьего лица ООО «Шиловское» судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В заявлении представитель попросил рассмотреть административное дело без участия.
Суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав административного истца Картюкова Н.П., его представителя, представителя ответчиков Золотова О.Н., исследовав письменные материалы настоящего дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. ч. 9 и 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия), если установит, что оно нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконным.
Отношения по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулированы главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с положениями которой предоставление таких земельных участков осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции (статья 39.2), в том числе на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату (п.п.2 п.1 ст. 39.1).
Частью 2 статьи 15 ЗК РФ установлено право граждан и юридических лиц на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно п.1 ст. 39.20 ЗК РФ если иное не установлено названной статьей или другим Федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В силу п.5 ст. 39.17 ЗК РФ по результатам рассмотрения поступившего заявления о предоставлении земельного участка и проверки наличия или отсутствия оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, уполномоченный орган совершает одно из предписанных действий. В том числе, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения торгов при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего кодекса, с указанием в решении всех оснований отказа.
Согласно ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов; на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам; указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
В соответствии с п.1 ст. 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных п.2 ст. 39.3 данного Кодекса.
Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса (п.п.6 п.2 ст. 39.3 ЗК РФ).
В соответствие со ст. 39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам (далее - неделимый земельный участок), или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.
Таким образом, заявитель, обращаясь за предоставлением земельного участка в собственность без проведения торгов по названным основаниям, должен доказать, что на испрашиваемом им земельном участке расположен принадлежащий заявителю объект недвижимого имущества (или объекты), для эксплуатации которого (которых) требуется весь испрашиваемый земельный участок.
Из материалов дела следует, 21.12.2006г. между Картюковым Н.П. и Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО «Сенгилеевский район» заключен договор № аренды земельного участка с кадастровым номером 73:14:011601:146 общей площадью 322303 кв.м., категории земель: земли сельскохозяйственного назначения для ведения прудового хозяйства сроком на 49 лет.
На данном земельном участке расположены 8 объектов недвижимости, с кадастровыми номерами 73:14:011601:647; 73:14:011601:648, 73:14:011601:649; 73:14:011601:650; 73:14:011601:651; 73:14:011601:652; 73:14:011601:653; 73:14:011701:2042.
В соответствие с выпиской из ЕГРН, свидетельством о государственной регистрации объект недвижимого имущества с кадастровым номером № с наименованием прудовое хозяйство, общей площадью 337 кв.м., расположен по адресу: <адрес>, в 1400 м. на северо-запад от жилой зоны <адрес>, включающий также объекты: нежилое хозяйственное строение, условный номер №, общей площадью 46,77 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, в 1400 м. на северо-запад от жилой зоны <адрес>; одноэтажное хозяйственное строение или сооружение, условный номер № общей площадью 122,6 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, в 1400 м. на северо-запад от жилой зоны <адрес>. Право собственности на данные объекты зарегистрировано за Картюковым Н.П.
В соответствие с выписками из ЕГРН и кадастровыми паспортами объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами 73:14:011601:647; 73:14:011601:648, 73:14:011601:649; 73:14:011601:650; 73:14:011601:651; 73:14:011601:652; 73:14:011601:653 с наименованием домик для гостей, назначение нежилое, площадью 29,6 кв.м., 29,8 кв.м., 26,9 кв.м., 29,2 кв.м., 30,6 кв.м., 30,2 кв.м., 28,6 кв.м. соответственно. Расположены объекты недвижимости по адресу: <адрес>, в 1400 м. на северо-запад от жилой зоны. Сведения о зарегистрированных правах, отсутствуют.
В соответствие с разрешениями на ввод в эксплуатацию от 10.10.2014г. Картюкову Н.П. разрешен ввод в эксплуатацию построенных объектов капитального строительства семи домиков для гостей, расположенных по адресу: <адрес>, в 1400 м. на северо-запад от жилой зоны.
ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился с заявлением в Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области с заявлением о представлении ему земельного участка с кадастровым номером 73:14:011601:146, в собственность за плату без проведения торгов, в связи с тем, что на данном земельном участке расположены принадлежащие ему объекты недвижимости с кадастровыми (условными) номерами 73-73-04/033/2011-424, 73-73-04/033/2011-423, 73:14:011701:2042.
В соответствие с ответом Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области от 21.09.2020г. в представлении земельного участка с кадастровым номером №, в собственность за плату без проведения торгов Картюкову Н.П. отказано, в связи с тем, что на данном земельном участке расположены объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами №, на которые право собственности не зарегистрировано.
Обращаясь с настоящим иском, Картюков Н.П. указывал, что он право собственности на указанные объекты не зарегистрировал в установленном порядке, однако фактически является собственником всех объектов недвижимости, которые расположены на земельном участке, в связи с чем имеет право на приобретение данного объекта в собственность за плату без проведения торгов.
Анализ указанных норм права и представленных материалов позволяет сделать вывод о том, что ответ Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области, который содержит отказ в представлении Картюкову Н.П. земельного участка с кадастровым номером 73:14:011601:146, в собственность за плату без проведения торгов, является законным и обоснованным.
Как отмечено выше, земельный участок в собственность за плату без проведения торгов может быть представлен заявителю в случае расположения на данном земельном участке его объекта недвижимого имущества, при этом если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам (далее - неделимый земельный участок), или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность.
В соответствие с материалами дела, право собственности Картюкова Н.П. на объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами 73№, которые расположены на спорном участке, не зарегистрировано в установленном порядке. Заявления Картюкова Н.П. о том, что он фактически является владельцем данных объектов недвижимого имущества, с одной стороны надлежащими доказательствами не подтверждены, а с другой стороны не имеют правового значения, поскольку для передачи в собственность земельного участка необходимо подтвердить наличие собственности в установленном порядке. В случае регистрации права собственности на данный земельный участок только за Картюковым Н.П. могут быть нарушены права и законные интересы третьих лиц, что недопустимо.
Из пояснений административного ответчика следует, что каких-либо препятствий объективного характера для регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества у него не имеется, в связи с чем Картюков Н.П. не лишен возможности для обращения к ответчику с заявлением о представлении земельного участка повторно после регистрации права.
Картюков Н.П. в судебном заседании указал, что он просил передать ему в собственность за плату без проведения торгов весь земельный участок, который в силу расположения на нем реки и трех прудов, является неделимым. Поскольку право собственности на семь объектов недвижимости, которые расположены на земельном участке, в настоящее время не зарегистрировано, а передача всего земельного участка, общей площадью 322303 кв.м., собственнику объекта недвижимого имущества, расположенного в пределах земельного участка, общей площадью 337 кв.м., является несоразмерным, то оснований для удовлетворения заявления Картюкова Н.П. о передаче в собственность земельного участка, не имелось.
Кроме того, согласно подпункту 3 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ земельные участки, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничиваются в обороте.
В силу пункта 8 статьи 27 ЗК РФ запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.
В соответствии со статьей 5 Водного кодекса Российской Федерации (далее ВК РФ) водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются, в частности, на поверхностные водные объекты, к которым, в свою очередь, относятся водотоки (реки, ручьи, каналы).
Согласно статье 6 ВК РФ полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.
Как следует из плана земельного участка и пояснений Картюкова Н.П. по спорному земельному участку проходит река Арбуга, на которой административным истцом созданы три пруда.
В соответствие с договором пользования водным объектом и лицензией УЛН 00067 БП2БК от 25.12.2006г. Картюкову Н.П. переданы в пользование водный объект пруды на реке Арбуга в границах Ульяновской области на срок до 01.01.2022г.
Исходя из совокупного толкования положений статей 1, 5, 8 ВК РФ, в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических и юридических лиц могут находиться только пруды (состоящие из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии), обладающие признаками изолированности и обособленности от других поверхностных водных объектов, то есть не имеющие гидравлической связи с иными водными объектами.
Если пруд не обособлен и не изолирован от других поверхностных водных объектов и имеет с ними гидравлическую связь, он относится к собственности Российской Федерации, в том числе в случае, когда пруд образован на водотоке (реке, ручье, канале) с помощью водонапорного сооружения.
Учитывая, что уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка, то ответ административного ответчика от 21.09.2020г. не противоречит законодательству и, следовательно, сам по себе не нарушает права заявителя.
Таким образом, оценивая изложенные обстоятельства дела на основании приведенных выше правовых положений, суд находит требования Картюкова Н.П. не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░.