Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-17107/2018 от 18.04.2018

Судья – Чахов Г.Н. Дело № 33-17107/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«05» июня 2018 года г. Краснодар

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Цехомской Е.В.,

судей Суслова К.К., Сидорова В.В.,

по докладу судьи Сидорова В.В.,

при секретаре Иванове П.В.,

с участием прокурора Руденко М.В.

слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации МО Калининский район по доверенности Рябухиной Ю.С. на решение Калининского районного суда Краснодарского края от 12 февраля 2018 года.

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Калининского района Краснодарского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в Калининский районный суд с исковым заявлением к администрации МО Калининский район, администрации Калининского сельского поселения, администрации Старовеличковского сельского поселения, администрации Гришковского сельского поселения, администрации Джумайловского сельского поселения, администрации Куйбышевского сельского поселения, администрации Новониколаевского сельского поселения, администрации Гривенского сельского поселения о возложении обязанности по рекультивации земельных участков, занятых объектами размещения отходов.

В обоснование своих требований указал, что прокуратурой района проведена проверка требований законодательства, направленных на обеспечение безопасного обращения с отходами 1-4 классов опасности.

В ходе проверки установлено, что на территории МО Калининский район в границах Калининского, Старовеличковского, Гришковского, Джумайловского, Куйбышевского, Новониколаевского и Гривенского сельских поселений расположены свалки ТКО.

Однако, в соответствии территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами в Краснодарском крае, утвержденной постановлением администрации края от 26.09.2016г. № 747, на территории муниципального образования Калининский район не предусмотрено размещение мест сбора и накопления отходов, в связи с чем, прокурор Калининского района Краснодарского края обратился в суд с вышеуказанными требованиями.

Обжалуемым решением Калининского районного суда Краснодарского края от 12 февраля 2018 года заявленные требования прокурора Калининского района Краснодарского края – удовлетворены.

С указанным решением суда не согласилась представитель администрации МО Калининский район по доверенности Рябухина Ю.С. и подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование своих доводов жалобы ссылается на то, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального и процессуального права, неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.

Также Рябухина Ю.С. указала, что у администрации МО Калининский район отсутствуют полномочия по организации, вывозу, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В возражениях на жалобу старший помощник прокурора Калининского района Власенко А.Б. полагает обжалуемое решение законным и обоснованным, а доводы жалобы несостоятельными.

При этом, помощник прокурора Калининского района Власенко А.Б. отметил, что наличие несанкционированных свалок отходов потребления влечет загрязнение окружающей природной среды, способствует распространению инфекционных заболеваний.

Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, возражений, обсудив их, выслушав представителя администрации МО <...> по доверенности Нещадимова Е.В., представителя администрации Калининского с/п <...> по доверенности Попкову Е.В., и.о. главы Куйбышевского с/п <...> Рашко Ю.А., главу Старовеличковского с/п <...> Огаркова Г.Н., главу Гривенского с/п <...> Фикс Л.Г., главу Джумайловского с/п <...> Краснопюр Е.И., главу Гришковского с/п <...> Даценко В.А., главу Новониколаевского с/п <...> Дудка И.Г., поддержавших доводы жалобы, прокурора Руденко М.В., возражавшую против доводов жалобы, судебная коллегия находит решение суда не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, прокуратурой <...> проведена проверка исполнения требований законодательства, направленных на обеспечение безопасного обращения с отходами 1-4 классов опасности, в ходе которой установлено, что на территории МО <...> в границах Калининского, <...> свалки ТКО, а именно:

- Калининское сельское поселение - на расстоянии 2000 м северо-западнее <...>;

- Старовеличковское сельское поселение - на расстоянии 1000 м юго-западнее <...>, <...>»;

- <...> - на расстоянии 650 м северо-восточнее <...>;

- <...> - на расстоянии 1400 м северо-восточнее <...>;

- Куйбышевское сельское поселение - 1) на расстоянии 650 м южнее <...>, 2) на расстоянии 270 м севернее <...>, 3) на расстоянии 1 км восточнее <...>, 4) на расстоянии 1500 северо-западнее <...>;

- <...> <...>

- <...> - 1) на расстоянии 1000 м севернее <...>, 2) юго-западная окраина <...>, 3) 300 м от <...> <...>

В ходе обследования свалок ТКО установлено наличие следующих отходов производства: тара из-под лакокрасочных материалов, отходы затвердевшего полиэтилена - тара из-под дезинфицирующих средств, макулатура, полиэтиленовые пакеты, мусор от бытовых помещений организаций несортированный, ветошь, пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания, навоз свежий, промасленная ветошь на открытом грунте.

При этом, указанные свалки ТКО являются действующими, отходы производства и потребления поступают на свалки от населения и предприятий (организаций), расположенных на территории муниципального образования Калининский район.

В соответствии с требованиями Федерального Закона РФ от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Закона Краснодарского края от 13.03.2000г. № 245- КЗ «Об отходах производства и потребления», постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2016г. № 197 «Об утверждении требований к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами», постановлением администрации Краснодарского края от 26.09.2016г. № 747 утверждена территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами в Краснодарском крае» (далее - Территориальная схема), согласно разделу 4 которой на территории Краснодарского края установлены места сбора и накопления отходов (за исключением контейнерных площадок для сбора ТКО, образуемых от жилищного фонда), при этом - размещение мест сбора и накопления отходов на территории МО Калининский район не предусмотрено.

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В силу ч. 5 ст. 13 ЗК РФ лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.

Согласно ст. 4 Федерального закона РФ от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения или иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе, земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух.

Согласно ч. 2 ст. 16 Федерального закона РФ от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к видам негативного воздействия на окружающую среду относится в том числе размещение отходов производства и потребления.

Положениями п. 3.4. СанПиН 3.5.2.1376-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих», утвержденного Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 04.06.2003г., не допускается образование свалок бытового и крупногабаритного мусора на дворовых территориях, открытых участках территории населенных пунктов и участках открытой природы, прилегающих к населенным пунктам.

В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 13 Федерального закона РФ от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. При этом, организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

В силу п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона РФ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Согласно п. 7.8. Межгосударственного стандарта «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения. ГОСТ «30772-2001» введенных в действие Постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001г. № 607-ст, собственником отходов является: юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. При этом, если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

В соответствии с ч. ч. 6, 7 ст. 12 Федерального закона РФ от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО). Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в ГРОРО.

Судом первой инстанции установлено, что свалки отходов производства и потребления, расположенные на территориях Калининского, Старовеличковского, Гришковского, Джумайловского, Куйбышевского, Новониколаевского, Гривенского сельских поселений - в ГРОРО не включены.

При этом, полномочия по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов возложены на администрации - МО Калининский район, Калининского, Старовеличковского, Гришковского, Джумайловского, Куйбышевского, Новониколаевского, Гривенского сельских поселений, однако вышеуказанные полномочия не выполняются.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции законно и обоснованно пришел к выводу об удовлетворении требований прокурора Калининского района Краснодарского края, поскольку в результате неисполнения администрациями - МО Калининский район, Калининского, Старовеличковского, Гришковского, Джумайловского, Куйбышевского, Новониколаевского, Гривенского сельских поселений предоставленных полномочий по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов нарушаются интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, так как наличие несанкционированных свалок отходов потребления влечет загрязнение окружающей природной среды, способствует распространению инфекционных заболеваний, а также может повлечь иные тяжкие последствия - причинение вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, каковыми являются лица, постоянно или временно проживающие на территории муниципального образования Калининский район.

С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение суда первой инстанции об удовлетворении требований прокурора Калининского района Краснодарского края следует признать законным и обоснованным.

Вывод суда первой инстанции основан на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 ГПК РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не нашли своего подтверждения в суде апелляционной инстанции, по существу сводятся к переоценке законных и обоснованных выводов суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены судебного акта.

Ссылка в жалобе представителя администрации МО Калининский район по доверенности Рябухиной Ю.С. о том, что у администрации МО Калининский район отсутствуют полномочия по организации, вывозу, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов направлена на иное, неправильное толкование норм материального права.

Иные доводы жалобы не содержат обстоятельств, которым не была дана оценка судом первой инстанции и не опровергают выводы суда первой инстанции, которые не вызывают сомнений в своей правильности, в связи с чем, они не могут служить основанием к отмене решения суда.

Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену решения судом не допущено.

При таких обстоятельствах, суд вышестоящей инстанции приходит к выводу о законности и обоснованности принятого судом первой инстанции решения и не находит оснований для его отмены или изменения.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Калининского районного суда Краснодарского края от 12 февраля 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя администрации МО Калининский район по доверенности Рябухиной Ю.С. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-17107/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокуратура Калининского района
Ответчики
АМО Калининский район
Администрация Джумайловского сельского поселения
Администрация Старовеличковского сельского поселения
Администрация Гришковского сельского поселения
Администрация Новониколаевского сельского поселения
Администрация Гривенского сельского поселения
Администрация Калининского сельского поселения
Администрация Куйбышевского сельского поселения
Другие
Министерство ТЭК и ЖКХ Краснодарского края
Суд
Краснодарский краевой суд
Судья
Сидоров Вячеслав Валерьевич
Дело на странице суда
kraevoi--krd.sudrf.ru
24.04.2018Передача дела судье
05.06.2018Судебное заседание
14.06.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.06.2018Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее