КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
дело № 33а-7029/2021
№ 2а-9507/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 февраля 2021 года г. Краснодар
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе
председательствующего Онохова Ю.В.,
судей Леганова А.В., Суслова К.К.,
при секретаре Шепилове А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Омуралиевой О.М. об оспаривании действий и решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Краснодарскому краю и отмене записи государственной регистрации изменений сведений о юридическом лице, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц,
по апелляционным жалобам Товарищества собственников недвижимости «Панорама Парк», Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Краснодарскому краю, Шрамко Т.А. на решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 29 октября 2020 года,
заслушав доклад судьи Леганова А.В., исследовав материалы дела и доказательства, проверив и обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия
установила:
Омуралиева О.М. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Краснодарскому краю (далее по тексту – МИ ФНС № 16 по КК), в котором просит:
- признать незаконными действия и решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Краснодарскому краю, в соответствии с которыми осуществлена государственная регистрация изменений сведений о Товариществе собственников недвижимости «Романовское» (далее по тексту – ТСН «Романовское»), содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее по тексту – ЕГРЮЛ), государственная регистрация изменений в учредительные документы товарищества;
- отменить записи от <Дата ...> государственной регистрации изменений сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ в отношении ТСН «Романовское».
Решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 29 октября 2020 года административный иск удовлетворен в полном объеме.
В апелляционных жалобах МИ ФНС № 16 по КК, Товарищество собственников недвижимости «Панорама Парк» (далее по тексту – ТСН «Панорама», Товарищество), Шрамко Т.А. просят данный судебный акт отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель МИ ФНС № 16 по КК Миронов С.Г., действующий на основании доверенности, доводы апелляционной жалобы поддержал, указав, что оспариваемые действия административного ответчика являются законными. Просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель ТСН «Панорама Парк» (ранее было наименование – ТСН «Романовское») указал на то, что Омуралиева О.М. не является членом Товарищества, соответственно, ее права и законные интересы не затрагиваются оспариваемыми действиями и решениями административного ответчика. В связи с чем, решение суда от 29 октября 2020 года является незаконным, подлежит отмене.
Шрамко Т.А. и ее представитель Анфилова А.Н., действующая на основании доверенности, доводы апелляционной жалобы поддержали, просили ее удовлетворить и отменить решение суда первой инстанции.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, будучи извещенными о рассмотрении дела своевременно и надлежащим образом.
В соответствии с положениями статьи 150, части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда рассмотрела административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в административном деле и их представителей, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно материалам административного дела, на общем собрании членов ТСН «Романовское» приняты решения о переименовании товарищества в ТСН «Панорама Парк» и избрании председателем правления Римского А.Л., что подтверждается протоколом от <Дата ...> от <Дата ...>.
<Дата ...> МИ ФНС № 16 по КК указанные изменения зарегистрированы, данные сведения внесены в ЕГРЮЛ на основании заявлений по формам <№...> от <Дата ...>, протокола общего собрания членов ТСН «Романовское» от <Дата ...>, реестров от <Дата ...> и устава юридического лица от <Дата ...>.
Разрешая настоящий административный спор, суд первой инстанции исходил из того, что налоговым органом не проверены на предмет достоверности сведения, в представленных документах, а именно, имелись разночтения относительно председателя правления юридического лица. Так, на момент обращения в МИ ФНС № 16 по КК председателем правления ТСН «Романовское» значилась Перепечаева В.Э., тогда как заявления поданы председателем правления Римским А.Л. По мнению суда первой инстанции, данные обстоятельства подлежало проверить, что не было сделано налоговым органом вопреки требованиям пункта 4.2 статьи 9 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее по тексту – Федеральный закон № 129-ФЗ). В связи с чем, оспариваемые действия и решения налогового органа являются незаконными,
Судебная коллегия Краснодарского краевого суда считает такие выводы суда первой инстанции ошибочными, безосновательными и надуманными, противоречащими нормам федерального законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Статьями 17, 18 Федерального закона № 129-ФЗ регламентирован порядок государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, а также закреплен перечень необходимых документов.
Так, в силу части 1 статьи 17 Федерального закона № 129-ФЗ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица либо иное решение и (или) документы, являющиеся в соответствии с федеральным законом основанием для внесения данных изменений.
Согласно части 2 статьи 17 Федерального закона № 129-ФЗ для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
Основания для отказа в государственной регистрации предусмотрены статьей 23 Федерального закона № 129-ФЗ, и их перечень является исчерпывающим.
В силу части 4.1 статьи 9 Федерального закона № 129-ФЗ регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных указанным Законом.
Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных указанным Законом (часть 4 статьи 9 Федерального закона № 129-ФЗ).
Согласно материалам административного дела, Римским А.Л. в регистрирующий орган, посредством электронным каналам связи через интернет-сайт Федеральной налоговой службы Российской Федерации, в отношении ТСН «Романовское» направлено 2 заявления, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы (форма <№...>), а также о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (форма <№...>), которые зарегистрированы под входящими номерами <№...> от <Дата ...>. Данные заявления соответствуют действующему на момент их рассмотрения Приказу ФНС России от <Дата ...> <№...> «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».
К каждому из указанных заявлений Римским А.Л. приложен полный пакет документов, включающий в себя:
- протокол общего собрания членов ТНС «Романовское» от <Дата ...> <№...>;
- реестр лиц, принявших участие в собрании;
- реестр членов товарищества собственников недвижимости ТСН «Романовское» по состоянию на <Дата ...>;
- устав ТСН «Панорама Парк».
Регистрирующим органом заявления Римского А.Л. рассмотрены в установленном законом порядке, документы, приложенные к ним, проверены в соответствии с требованиями федерального законодательства. Ввиду отсутствия оснований для отказа в государственной регистрации, предусмотренных статьей 23 Федерального закона № 129-ФЗ, приняты следующие решения:
- о государственной регистрации от <Дата ...> <№...>, на основании которого внесена запись в ЕГРЮЛ от <Дата ...> за <№...> о прекращении полномочия председателя правления ТСН «Романовское» Перепечаевой В.Э. и возложении полномочия председателя правления товарищества на Римского А.Л.;
- о государственной регистрации от <Дата ...> <№...>, на основании которого внесена запись в ЕГРЮЛ от <Дата ...> за <№...> об изменении наименования ТНС «Романовское» на ТНС «Панорама парк».
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что регистрирующим органом нарушены вышеприведенные требования закона, в материалы административного дела не представлено.
Судом первой инстанции не учтено, что у регистрирующего органа отсутствуют полномочия по правовой оценке документов, прилагаемых к вышеуказанным заявлениям. С учетом того, что регистрация носит заявительный характер, соответственно, заявитель подтверждает достоверность предоставляемых им сведений.
Более того, имеющаяся на представленных заявлениях подпись Римского А.Л. нотариально удостоверена, что подтверждает ее подлинность, а также тот факт, что его личность и полномочия установлены нотариусом.
Таким образом, оснований для возникновения обоснованных сомнений в достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных на регистрацию, у регистрирующего органа не имелось.
Кроме этого, Римский Л.А. относится к числу субъектов, определенных в подпункте 1.3 пункта 1 статьи 9 Федерального закона № 129-ФЗ, наделенных правом на подачу заявления в регистрирующий орган.
Учитывая вышеизложенные установленные по делу обстоятельства, а также приведенные нормы права, судебная коллегия считает оспариваемые действия МИ ФНС № 16 по КК законными и обоснованными, совершенными в рамках предоставленных законом полномочий.
Кроме этого, судом первой инстанции не учтено, что административный истец не являлась и не является членом товарищества, данному факту не дана правовая оценка. В обжалуемом решении не указано какие ее права и интересы затрагиваются в настоящем административном споре, наделена ли она правом на обращение в суд с настоящим административным иском.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия считает, что доводы, изложенные в апелляционных жалобах, нашли свое подтверждение, свидетельствуют о незаконности решения суда первой инстанции. В связи с чем, в соответствии со статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Судебная коллегия по административным делам и делам об административных правонарушениях Краснодарского краевого суда, руководствуясь статьями 309 – 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
апелляционные жалобы Товарищества собственников недвижимости «Панорама Парк», Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Краснодарскому краю, Шрамко Т.А. удовлетворить, решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 29 октября 2020 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного иска Омуралиевой О.М. об оспаривании действий и решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Краснодарскому краю и отмене записи государственной регистрации изменений сведений о юридическом лице, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу.
Лица, участвующие в деле, вправе ознакомиться с протоколом судебного заседания и результатами аудиопротоколирования хода судебного заседания и в течение трех дней со дня подписания протокола подать в суд на них замечания.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение 6 месяцев со дня вынесения настоящего апелляционного определения.
Председательствующий Ю.В. Онохов
Судья А.В. Леганов
Судья К.К. Суслов