№12-44/2019
Р Е Ш Е Н И Е
22 февраля 2019 года город Петрозаводск
Судья Прионежского районного суда Республики Карелия Т.В.Баранова, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении по жалобе ПАО «МРСК Северо-Запада» на постановление заместителя начальника отдела федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федерального округу (далее - Департамент) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
у с т а н о в и л а:
защитник ПАО «МРСК Северо-Запада» (далее - заявитель, Общество) обратился в суд с жалобой на постановление Департамента (далее также Административный орган) о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ, за нарушение в области пожарной безопасности в лесах, выразившееся в оставлении порубочных остатков на линии ЛЭП. Указанное нарушение выявлено в особый противопожарный период, установленный Распоряжением Правительства Республики Карелия от 28.05.2018 г. №371р-П. Заявляя о том, что постановление вынесено с нарушением норм материального и процессуального права, на основании доводов, подробно изложенных в жалобе, просили отменить постановление Департамента от 07.12.2018 г. №08-853/2018 рк о назначении административного наказания, производство по делу прекратить.
В судебном заседании защитник Сополева Е.В., действующая по доверенности, поддержала доводы жалобы.
Представитель Департамента Корнилов К.А. в судебном заседании возражал против доводов жалобы.
Прокурор Берниц В.В. считал постановление законным и обоснованным.
Заслушав участников процесса, изучив доводы жалобы, материалы дела, прихожу к следующему.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, что влечет наложение административного штрафа, в частности, на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно ч. 3 ст. 53 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами (ч. 3 ст. 16 данного Кодекса).
Постановлением Правительства Российской Федерации Постановление Правительства РФ от 30.06.2007 N 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее - Правила).
Указанные Правила устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
В соответствии с пп.34, 35 Правил просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов. При строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.
Лица, виновные в нарушении требований Правил, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.38).
Распоряжением Правительства Республики Карелия от 28.05.2018 №371р-П на территории Республики Карелия с 28 мая 2018 г. до принятия соответствующего распоряжения Правительства Республики Карелия о его отмене, был установлен особый противопожарный режим. Распоряжением Правительства Республики Карелия от 6 сентября 2018 г. № 578р-П указанное распоряжение Правительства Республики Карелия от 28 мая 2018 года N 371р-П признано утратившим силу.
Из материалов дела следует, что в результате осмотра должностными лицами Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному Федеральному округу и филиала ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации 13 августа 2018 г. в 15 часов 00 минут в период действия особого противопожарного режима в квартале № выделе №, квартале № выделе №, квартале № выделе № Онежского участкового лесничества Хвойного лесничества филиала ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» (далее - ФГКУ «УЛХиП» Миноброны России) на трассе ЛЭП, принадлежащей ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» (просека линии электропередачи Л-33п расположена в районе дер. Половина Прионежского района), выявлено нарушение правил пожарной безопасности в лесах, выразившееся в оставлении порубочных остатков на линии ЛЭП.
Факт совершения правонарушения подтверждается постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, актом осмотра лесного участка, фотографиями, иными материалами дела.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о том, что юридическое лицо приняло все зависящие от него меры по соблюдению требований правил пожарной безопасности в лесах, в материалах дела не имеется.
В соответствии с ч.1 ст.51 ЛК РФ леса подлежат охране от пожаров.
В силу ч.1 ст.24 данного кодекса использование лесов осуществляется с предоставлением на основании прав, указанных в ст. 9 настоящего Кодекса, или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
Согласно п. 13 ч. 1 ст. 25 ЛК РФ строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов является одним из видов использования лесов.
В целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков (часть 4 статьи 45 ЛК РФ).
Порядок использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 5 статьи 45 ЛК РФ).
Данный порядок предусмотрен Правилами использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденными приказом Рослесхоза от 10 июня 2011 г. № 223.
Согласно пункту 23 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 160 сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах.
Учитывая приведенные положения, на ПАО «МРСК Северо-Запада» возложена обязанность по содержанию просеки в надлежащем состоянии, и соблюдению правил пожарной безопасности в лесах.
Материалы дела свидетельствуют о том, что на просеке линии электропередачи Л-33 п в квартале № выделе №, квартале № выделе №, квартале № выделе № Онежского участкового лесничества - Хвойного лесничества - филиала ФГКУ «УЛХиП» Миноброны России (в районе д. Половина Прионежского района) находятся горючие материалы в виде порубочных остатков. Данное обстоятельство подтверждено фотографиями, актом осмотра лесного участка, докладными записками государственного инспектора по охране леса, заместителя лесничего Онежского участкового лесничества, схемой расчистки кустарника в охранной зоне линии электропередач ВЛ - 110 кВ (Л-173), ВЛ-35 кВ (Л-56 П).
Допущенное обществом нарушение не было вызвано объективно непредотвратимыми обстоятельствами, находящимися вне контроля Общества. Общество, имея реальную возможность должным образом организовать и осуществить контроль за состоянием просеки, не исполнило соответствующие обязанности по соблюдению установленных требований, что свидетельствует о наличии вины Общества в совершении административного правонарушения, учитывая положения ч.2 ст.2.1 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что административный орган не учел представленные обществом доказательства и мотивированные пояснения об отсутствии события правонарушения, не указал в постановлении мотивы, по которым не были приняты во внимание представленные Обществом доказательства, суд полагает не состоятельным. Согласно ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу. В материалы дела административным органом приобщены представленные Обществом пояснения, Положение от 30.09.2017 «О Службе Воздушных Линий Производственного отеделения «Южно-Карельские электрические сети» ПАО «МРСК «Северо-Запада» «Карелэнерго», акт приемки выполненных работ по расчистке трассы ВЛ от 17.08.2018 г., акт осмотра от 08.08.2018 г. В оспариваемом постановлении имеется указание на то, что совершение административного правонарушения, в частности, подтверждаются объяснениями представителя ПАО «МРСК Северо-Запада», что позволяет сделать вывод о том, что административным органом дана оценка представленным Общестовом объяснений.
Доводы жалобы о том, что акт осмотра от 13.08.2018 г. и порядок проведения осмотра не соответствуют положениям Приказа Минприроды России от 27.06.2016 N 367
"Об утверждении Видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, Формы технологической карты лесосечных работ, Формы акта осмотра лесосеки и Порядка осмотра лесосеки" судом отклоняются, поскольку при производстве дела об административном правонарушении акт осмотра лесосеки вопреки доводам Общества не составлялся. Административным органом составлялся акт осмотра лесного участка №192-18/ПО, который соответствует требованиям Приказа Минприроды России от 31.08.2015 N 373 "Об утверждении Порядка оформления и содержания плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков, порядка оформления результатов таких осмотров, обследований". Указанный акт суд полагает надлежащим доказательством выявленного нарушения.
Довод жалобы о том, что согласно акту осмотра от 08.08.2018 г., составленному Пряжинским центральным лесничеством, в зоне прохождения Л-33П, на просеке которой проводились работы, установлено отсутствие ликвидной древесины, нарушений лесного законодательства не выявлено подлежит отклонению судом, поскольку согласно акту осмотра от 08.08.2018 г. местом осмотра являются кварталы №, №, №, № Пряжинского участкового лесничества, однако административное правонарушение выявлено административным органом в ином месте, а именно: в квартале № выделе №, квартале № выделе № квартале № выделе № Онежского участкового лесничества Хвойного лесничества филиала ФГКУ «УЛХиП» Миноброны России).
Доводы жалобы о том, что складирование порубочных остатков в кучи и валы для их перегнивания в соответствии с пп. б п. 17 Правил означает, что очистка просеки произведена и она освобождена от порубочных остатков отклоняется судом, поскольку согласно с пп.34, 35 Правил просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов. При строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Срок давности и порядок привлечения Общества к административной ответственности не нарушены.
При назначении наказания учтены конкретные обстоятельства дела, характер совершенного правонарушения, отсутствие обстоятельств, как смягчающих, так и отягчающих административную ответственность.
Оснований для освобождения от административной ответственности не установлено. Административное наказание назначено в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 3 статьи 8.32 КоАП Российской Федерации.
Оснований для квалификации правонарушения как малозначительного судья не усматривает, поскольку подобная квалификация может иметь место только в исключительных случаях применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не только в наступлении материальных последствий правонарушения, но и в игнорировании требований пожарной безопасности.
Оснований для снижения размера административного штрафа в порядке ст. 4.1. КоАП РФ судом не установлено. Положения ч.3.2 ст. 4.1 КоАП РФ применяются при наличии исключительных обстоятельств, таких при рассмотрении жалобы судом не установлено.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 3 - 5 части 1 статьи 30.7 КоАП Российской Федерации могли бы повлечь отмену обжалуемого постановления, судьей не установлено.
Руководствуясь статьями 30.6-30.8 КоАП Российской Федерации, судья
р е ш и л а :
постановление заместителя начальника отдела федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федерального округу от 07.12.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ПАО «МРСК Северо-Запада» оставить без изменения, жалобу ПАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» - без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение 10 суток со дня получения копии решения суда через Прионежский районный суд.
Судья Т.В.Баранова