Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-971/2012 (2-7243/2011;) ~ М-5484/2011 от 26.10.2011

Дело № 2-971/2012                           

Заочное решение

Именем Российской Федерации

17 января 2012г.                                                                                                    г.Пермь

Свердловский районный суд г.Перми в составе:

Председательствующего судьи Толмачевой И.И.

при секретаре Джирикове Р.А.,

с участием представителя истца помощника прокурора Федосеева А.Н., представителя третьего лица Камского бассейнового водного управления Казанкина А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску пермского межрайонного природоохранного прокурора о возложении обязанности на индивидуального предпринимателя Суворова А.М.,

установил:

Пермский межрайонный природоохранный прокурор обратился с иском в Свердловский районный суд города Перми в защиту интересов Российской Федерации, прав и законных интересов неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Суворову Александру Михайловичу о возложении обязанности получения лицензии на пользование недрами в Управлении по недропользованию по Пермскому краю, получения решения на пользование водным объектом.

В обоснование исковых требований прокурор указал: Пермской межрайонной природоохранной прокуратурой по обращению жителей <адрес> проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды индивидуальным предпринимателем Суворовым А.М., осуществляющим деятельность по организации летнего загородного отдыха на территории -ОРГАНИЗАЦИЯ1-. В ходе проверки установлено, что индивидуальный предприниматель Суворов осуществляет пользование недрами с целью добычи подземных вод для хозпитьевого водоснабжения -ОРГАНИЗАЦИЯ1- без лицензии на право пользования недрами. Согласно объяснениям Суворова А.М. водоснабжение -ОРГАНИЗАЦИЯ1- осуществляется из скважины , расположенной около деревни <адрес>. Статистический отчет об использовании воды формы 2-тп (водхоз) не подается, водный налог не уплачивается.

В соответствии с преамбулой Федерального закона «О недрах» подземные воды относятся к недрам.

Физические и юридические лица согласно ч.3 ст. 9 Водного кодекса РФ приобретают право пользования подземными водными объектами на основании и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.

В соответствии со ст. 11 Закона РФ «О недрах» от 21.02.1992г. № 2395-1 предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

При изучении представленных на проверку в прокуратуру документов ИП Суворовым А.М. установлено, что в нарушение ст. 11 Закона РФ «О недрах» индивидуальный предприниматель добывает подземную воду из вышеуказанной скважины, не имея лицензии на право пользования недрами, то есть самовольно. В силу ч. 2 ст. 15 Закона РФ «О недрах» одной из задач государственной системы лицензирования является обеспечение, в том числе экологических интересов населения. Поэтому отсутствие лицензии на пользование недрами, как документа, устанавливающего порядок и условия осуществления недропользования, создает угрозу причинения вреда природным ресурсам, нарушает закрепленные ст. 42 Конституции Российской Федерации права и законные интересы неопределенного круга лиц, в том числе жителей <адрес>, лиц, пребывающих на оздоровлении в -ОРГАНИЗАЦИЯ1-, на благоприятную окружающую среду.

Кроме того, прокурор указал, что в ходе проверки установлено, что ИП Суворов А.М. при организации -ОРГАНИЗАЦИЯ1- в 40 метрах от лагеря через очистные сооружения осуществляет сброс хозяйственно-бытовых сточных вод, образующихся в результате деятельности -ОРГАНИЗАЦИЯ1-, в Воткинское водохранилище в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование.

Согласно п.2 ч. 2 ст. 11 Водного кодекса РФ водные объекты предоставляются в пользование для сброса сточных вод на основании решений о предоставлении водного объекта в пользование.

В силу ч. 2 ст. 21 Водного кодекса РФ предоставление водных объектов в пользование осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти.

Отсутствием разрешения на сброс загрязняющих веществ в водный объект и договора водопользования при заборе воды из поверхностного водного объекта нарушается ч.4 ст. 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды», на основании которой выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду, допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

В соответствии с ч.2 п.5 ст.39 Водного кодекса РФ водопользователи при использовании водных объектов обязаны вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки предоставлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

Отсутствие у индивидуального предпринимателя решения о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод нарушает интересы Российской Федерации - собственника используемых водных объектов.

Кроме того, отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных вод как документа, устанавливающего порядок и условия осуществления водопользования, которое может быть предоставлено только при соблюдении условий по охране водных объектов и окружающей среды, создают угрозу причинения вреда природным ресурсам (водным объектам), чем нарушается закрепленные ст.ст. 42, 58 Конституции РФ права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Доказательствами бездействия индивидуального предпринимателя Суворова А.М. являются: объяснения Суворова А.М., постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении по ст. 7.3, 7.6 КоАП РФ, справка о проверке и другие документы.

Поскольку ИП Суворов А.М. обязанность по получению лицензии на пользование недрами, решения о предоставлении водного объекта в пользование добровольно не выполняет, такая обязанность подлежит возложению на ответчика в судебном порядке.

В судебном заседании помощник пермского межрайонного природоохранного прокурора на требованиях настаивал.

Ответчик о времени и месте судебного заседания извещен, не явился, о причинах неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил.

Третье лицо без самостоятельных требований Управление по недропользованию по Пермскому краю (Пермьнедра) извещено, представителя не направило, просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, предоставило письменный отзыв на исковое заявление, в котором согласилось с доводами иска, сочло возможным согласиться с исковыми требованиями Пермской мержрайонной природоохранной прокуратуры. Однако при этом указало, что в предоставлении права пользования недрами (и, соответственно, лицензии) может быть отказано по основаниям, предусмотренным законодательством РФ о недрах.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, пришел к следующему.

Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами (ст. 9 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 05.04.2011) "О недрах")

Участки недр предоставляются в пользование на определенный срок или без ограничения срока. На определенный срок участки недр предоставляются в пользование для добычи подземных вод - на срок до 25 лет(ст. 10 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1).

Основаниями возникновения права пользования участками недр являются решение комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр: для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности (ст. 10.1, Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1).

Предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора (ст. 11 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1).

Государственная система лицензирования - это единый порядок предоставления лицензий, включающий информационную, научно-аналитическую, экономическую и юридическую подготовку материалов и их оформление (ст. 15 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1).

Судом установлено, что на основании обращения жителей деревни <адрес> (л.д. 55) Пермской межрайонной природоохранной прокуратурой с привлечением в качестве специалиста государственного инспектора <адрес> по охране природы Самохваловой М.А. проведена проверка соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды -ОРГАНИЗАЦИЯ1-, расположенного вблизи деревни <адрес> (л.д. 14).

В ходе проверки установлено, что на территории -ОРГАНИЗАЦИЯ1- имеется скважина (л.д. 15).

Из объяснений индивидуального предпринимателя Суворова А.М. следует, что он с ДД.ММ.ГГГГ осуществляет предпринимательскую деятельность (л.д. 28-29) по организации детского отдыха в -ОРГАНИЗАЦИЯ1-, который находится в <адрес>. Комплекс строений на указанной территории в ДД.ММ.ГГГГ ответчиком был приобретен у -ОРГАНИЗАЦИЯ2-. В настоящее время здания и строения принадлежат Суворову А.М. на праве собственность, земельный участок находится в аренде у Российской Федерации, идет процедура переоформления земельного участка в собственность.

Суворов А.М. в объяснениях также указал, что водоснабжение лагеря осуществляется из подземной скважины, которая расположена на прилегающей территории. На скважину имеется паспорт и санитарно-эпидемиологическое заключение. Лицензия на добычу подземных вод из данной скважины отсутствует. Отчетов водхоз не сдает (л.д. 17).

Согласно паспорту (дубликату) разведочно-эксплуатационной скважины , пробуренной в ДД.ММ.ГГГГ для водоснабжения -ОРГАНИЗАЦИЯ1- около <адрес>, местоположение скважины: в 100 метрах западнее от застройки лагеря (л.д. 21-26).

В соответствии с экспертными заключениями , составленным ДД.ММ.ГГГГ, , составленным ДД.ММ.ГГГГ Федеральным бюджетным учреждением здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>», для организации хозяйственно-питьевого водоснабжения -ОРГАНИЗАЦИЯ1- используется артезианская скважина . Имеется паспорт на скважину с геолого-техническими данными. Глубина скважины 42 м, дебит скважины - 10 м3/час. Скважина расположена в западной части -ОРГАНИЗАЦИЯ1-. Эксплуатация скважины сезонная (л.д. 82, 87).

Таким образом, судом установлено, что водоснабжение -ОРГАНИЗАЦИЯ1- осуществляется скважинами , , лицензия на добычу подземных вод из которых отсутствует.

В соответствии со ст. 1 Водного кодекса РФ водоотведение - любой сброс вод, в том числе сточных вод и (или) дренажных вод, в водные объекты.

Водопользователь - физическое лицо или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом.

Использование водных объектов (водопользование) - использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц.

Сточные воды - воды, сброс которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с загрязненной территории.

На основании решений о предоставлении водных объектов в пользование водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для сброса сточных вод и (или) дренажных вод.

Предоставление водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, или частей таких водных объектов в пользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование осуществляется соответственно исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий (ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации).

Решение о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных вод и (или) дренажных вод дополнительно должно содержать:

1) указание места сброса сточных вод и (или) дренажных вод;

2) объем допустимых сбросов сточных вод и (или) дренажных вод;

3) требования к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных вод и (или) дренажных вод (ст. 22 Водного кодекса Российской Федерации).

Порядок подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование утверждается Правительством Российской Федерации (ст. 23 Водного кодекса Российской Федерации).

Использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

Сброс сточных вод и (или) дренажных вод может быть ограничен, приостановлен или запрещен по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными законами (ст. 44, Водного кодекса Российской Федерации).

Судом установлено, что индивидуальный предприниматель Суворов Александр Михайлович осуществляет сброс хозяйственно-бытовых сточных вод, образующихся в результате деятельности -ОРГАНИЗАЦИЯ1- в реку Кама через очистные сооружения, которые находятся в 40 метрах от -ОРГАНИЗАЦИЯ1-. В объяснениях Суоворов А.М. указал, что в ДД.ММ.ГГГГ им была произведена замена фильтров на данных очистных сооружениях. Решение на пользование водным объектом для сброса сточных вод отсутствует (л.д. 17).

Из имеющегося в деле проекта капитального ремонта сооружений механической очистки хозяйственно-бытовых стоков -ОРГАНИЗАЦИЯ1- следует, что система канализации -ОРГАНИЗАЦИЯ1- включает: сбор хозяйственно-бытовых сточных вод объемом примерно 20 куб.м/сутки в летнее время и 2-5 куб.м./сутки в зимнее время от столовой, бани, изолятора, умывальников, прачечной, директорского домика, сторожки, корпуса «Евро» самотечным коллектором, песчано-гравийного фильтра и выпуска стоков в расположенный на границе лагеря овраг и далее через болото в реку Кама. Вследствие перехода работы лагеря на круглогодичный режим работы предполагается выполнение заглубления канализационного коллектора и песчано-гравийного фильтра на глубину ниже глубины промерзания (л.д. 18-20).

Согласно экспертному заключению , составленному ДД.ММ.ГГГГ федеральным бюджетным учреждением здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>», водоотведение лагеря «Восток» осуществляется от пищеблока (кухня, столовая), административного корпуса, питьевых фонтанчиков, туалетов, бани, прачечной, душевых, бассейна - на местные очистные сооружения, расположенные за территорией лагеря (л.д. 83).

Очистные сооружения представлены 2-мя отстойниками, 2-х уровневыми песчано-гравийными фильтрами с хлорированием стоков (раствора гипохлорита натрия) и далее, сбрасываются на рельеф. Подход к выпускной трубе не организован. Документация на очистные сооружения не представлена. Данные по герметичности отстойников отсутствуют. Имеются смотровые канализационные колодцы, расположенные на территории лагеря (л.д. 83).

На основании изложенного суд сделал вывод об отсутствии у индивидуального предпринимателя Суворова А.М., предоставляющего услуги -ОРГАНИЗАЦИЯ1-, решения о предоставлении водного объекта - Воткинского водохранилища в пользование в целях сброса сточных вод.

Пермским межрайонным природоохранным прокурором ДД.ММ.ГГГГ вынесено представление ответчику об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды. Однако нарушения ответчиком не устранены (л.д. 51-52).

Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ были вынесены постановления , о прекращении производств по делам об административных правонарушениях в отношении индивидуального предпринимателя Суворова А.М. в связи с истечением срока привлечения к административной ответственности (л.д. 7-13).

Оценив представленные в дело доказательства, суд считает, что требования пермского межрайонного природоохранного прокурора подлежат удовлетворению.

Суд разрешил дело на основе представленных в дело доказательств в рамках заявленных требований.

Руководствуясь статьями 9, 10, 10.1, 11, 15 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 05.04.2011) "О недрах", статьями 1, 11, 22, 23, 39, 44 Водного кодекса Российской Федерации, статьями 194-199, 235 Гражданского процессуального кодекса РФ,

решил:

1. ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> (░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.

2. ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░.

3. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ -░░░░░- ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░.

4. ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 7 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.

5. ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.

.

░░░░░                                                                                              ░.░.░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-971/2012 (2-7243/2011;) ~ М-5484/2011

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Пермская межрайонная Природоохранная прокуратура
Ответчики
ИП Суворов Александр Михайлович
Другие
Упрвление по недропользованию по Пермскому краю
Камское бассейновое водное управление
Суд
Свердловский районный суд г. Перми
Судья
Толмачева Ирина Ивановна
Дело на сайте суда
sverdlov--perm.sudrf.ru
26.10.2011Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.10.2011Передача материалов судье
28.10.2011Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.10.2011Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.10.2011Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
17.11.2011Предварительное судебное заседание
07.12.2011Предварительное судебное заседание
17.01.2012Судебное заседание
14.03.2012Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
14.03.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.06.2012Дело оформлено
26.07.2013Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее