Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-582/2017 ~ М-295/2017 от 16.02.2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    

16 мая 2017 года город Ессентуки

Ессентукский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Хетагуровой М.Э.

при секретаре Гладченко Е.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Черкасовой К.Р. к Управлению труда и социальной защиты населения администрации города Ессентуки о признании незаконным отказа в назначении ежемесячной денежной выплаты, возложении обязанности, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Черкасова К.Р. обратилась в суд с иском к Управлению труда и социальной защиты населения администрации города Ессентуки о признании незаконным отказа от *** в назначении ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, в случае рождения поле *** третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, в Ставропольском крае, возложении обязанности рассмотреть документы и назначить ежемесячную денежную выплату нуждающимся в поддержке семьям, в случае рождения поле *** третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, в Ставропольском крае, в соответствии с постановлением Правительства Ставропольского края №498-п от *** (в ред. постановления Правительства Ставропольского края №425-п от 13.10.2016 года).

В обоснование заявленных требований истцом указано следующее.

В *** она обратилась в Управление труда и социальной защиты населения администрации г. Ессентуки Ставропольского края
с заявлением для получения ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения у них после *** третьего ребенка или последующих детей, до достижения ребенком возраста трех лет, в Ставропольском крае, в соответствии с постановлением правительства Ставропольского края №498-п от 20.12.2012.г. (в ред. постановления Правительства Ставропольского края №425-п от 13.10.2016 года).

*** Управлением труда и социальной защиты населения администрации г.Ессентуки Ставропольского края РФ было принято решение об отказе в назначении вышеуказанной выплаты на основании п.12 пп.2 Порядка назначения ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения у них после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, в Ставропольском крае, в соответствии с постановлением правительства Ставропольского края №498-п от 20.12.2012.г.

Формулировка отказа следующая: «Не подтвержден факт постоянного проживания на территории Ставропольского края семьи на дату рождения в ней третьего или последующего ребенка, родившегося после 31 декабря 2012 года».

Она не согласна с данным отказом, считает его незаконным и не обоснованным по следующим основаниям.

Она и ее семья постоянно проживают в городе Ессентуки Ставропольского края РФ с *** по настоящее время. Справку из территориального общественного самоуправления ***, которая подтверждает факт постоянного проживания семьи она приобщала к заявлению в Управление труда и социальной защиты населения администрации г. Ессентуки. Также ею были приложены справки из детского сада «Звездочка» *** ***, которые подтверждают факт постоянного проживания семьи на территории Ставропольского края.

Согласно п.12 пп.2 Порядка назначения ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения у них после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, в ***, в соответствии с постановлением Правительства Ставропольского края №498-п от 20.12.2012.года, основаниями для принятия решения об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты являются: отсутствие у родителей (одинокого родителя) и детей, с учетом которых определяется право семьи на ежемесячную денежную выплату, регистрации по месту жительства на территории Ставропольского края.

Однако редакция постановления Правительства Ставропольского края №425-п от 13.10.2016 года гласит иначе, а именно: не подтверждение факта постоянного проживания на территории Ставропольского края семьи на дату рождения в ней третьего или последующего ребенка, родившегося после 31 декабря 2012 года.

Она подтвердила факт постоянного проживания на территории Ставропольского края семьи на дату рождения третьего ребенка, родившегося после 31 декабря 2012 года вышеуказанными справками.

*** от Черкасовой К.Р. поступило заявление в порядке ст.39 ГПК РФ, в котором она просит суд признать незаконным отказ Управления труда и социальной защиты населения администрации города Ессентуки от *** в назначении ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения поле *** третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, в Ставропольском крае, обязать Управление труда и социальной защиты населения администрации города Ессентуки рассмотреть документы и назначить ежемесячную денежную выплату нуждающимся в поддержке семьям, в случае рождения поле *** третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, в Ставропольском крае, в соответствии с постановлением Правительства Ставропольского края №498-п от 20.12.2012 года (в ред. постановления Правительства Ставропольского края №425-п от 13.10.2016 года), взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме *** рублей.

Истец Черкасова К.Р. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила в суд заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие.

Суд, с согласия лиц, участвующих в деле, считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившегося лица.

Представитель истца Черкасовой К.Р. по доверенности Лях Н.О. в судебном заседании поддержал заявленные Черкасовой К.Р. исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просил их удовлетворить. Пояснил, что отказом в назначении ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения в них после 31.12.2012 года третьего ребенка или последующих детей, до достижения ребенком возраста трех лет, Черкасовой К.Р. причинены нравственные страдания, она переживает, у нее нарушился сон, обострились хронические заболевания.

    Представитель ответчика Управления труда и социальной защиты населения администрации города Ессентуки по доверенности Захаркина С.П. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных Черкасовой К.Р. исковых требований, пояснила, что Управление труда и социальной защиты населения администрации города Ессентуки предоставляет отдельные государственные полномочия в соответствии с Законом Ставропольского края от 11 декабря 2009 г. № 92-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти субъекта Российской Федерации, и отдельными государственными полномочиями Ставропольского края в области труда и социальной защиты отдельных категорий граждан».

Черкасова К.Р., *** г.р., гражданка РФ, постоянно зарегистрированная по адресу: *** ***, обратилась в Управление с письменным заявлением от *** о назначении ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения в них после 31.12.2012 года третьего ребенка или последующих детей, до достижения ребенком возраста трех лет.

К заявлению прилагались следующие документы: копия паспорта заявителя *** *** от *** выданный отделением УФМС России по Ставропольскому краю в г. Ессентуки); копия паспорта второго родителя *** *** от *** выданный отделением УФМС России по Ставропольскому краю в г. Ессентуки) зарегистрированного по адресу: *** ***.; копии свидетельства о рождении детей: С.Д., *** г.р. *** выданное отделом ЗАГСа Ставропольского края по городу Ессентуки ***.); Д.Д., ***. (*** *** выданное отделом ЗАГСа Ставропольского края по городу Ессентуки ***); С.Д., *** г.р. *** *** выданное отделом ЗАГСа Ставропольского края по городу Ессентуки ***); копии свидетельства о регистрации несовершеннолетних детей по месту жительства, выданные отделом УФМС России по СК и КЧР в г. Ессентуки: С. с ***. ***, Д. с ***. ***, С. с ***. ***; справка о совместном проживании несовершеннолетних детей с заявителем, выданная муниципальным автономным учреждением «Многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг» города Ессентуки; копия свидетельства о заключении брака (*** *** выданное отделом ЗАГСа Ставропольского края по городу Ессентуки ***); согласие Черкасова Д.П. на обработку персональных данных.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Губернатора Ставропольского края от 17.08.2012 г. № 571 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 года № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации», ежемесячная денежная выплата предоставляется при соблюдении следующих условий: наличие гражданства Российской Федерации у родителей и несовершеннолетних детей, с учетом которых определяется право на ежемесячную денежную выплату; среднедушевой доход семьи не превышает величину среднедушевого денежного дохода, сложившуюся в Ставропольском крае; наличие регистрации по месту жительства на территории Ставропольского края у родителей и несовершеннолетних детей на дату рождения в семье третьего или последующего ребенка, родившегося после 31 декабря 2012 года.

Согласно пп.2 п.12 «Порядка назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты», утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 20.12.2012г. №498-п, по реализации постановления Губернатора Ставропольского края от 17.08.2012г. № 571, управлением вынесено решение об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, постоянно проживающим на территории Ставропольского края, назначаемую в случае рождения в них после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет от ****** о чем Черкасова К.Р. была уведомлена надлежащим образом. Уведомление об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты от ***. ***.

Поскольку на дату рождения в семье Черкасовой К.Р. третьего ребенка, ее супруг Черкасов Д.П. не имел регистрации по месту жительства на территории Ставропольского края, К.Р. отказано в назначении ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения в них после 31 декабря 2012 года третьего ребенка до достижения ребенком возраста трех лет. При этом, фактическое проживание должно подтверждаться только штампом в паспорте о регистрации по месту жительства. Кроме того, они не имеют права требовать иных документов, кроме тех, которые указаны в Порядке назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения в них после 31 декабря 2012 года третьего ребенка до достижения ребенком возраста трех лет.

    Представитель 3-го лица Администрации города Ессентуки по доверенности Ярушин В.И. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных Черкасовой К.Р. исковых требований, пояснил, что на основании п. 2 Постановления Губернатора Ставропольского края от 17 августа 2012 г. N 571 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" ежемесячная денежная выплата предоставляется при соблюдении следующих условий: наличие гражданства Российской Федерации у родителей и несовершеннолетних детей; среднедушевой доход семьи не превышает величину среднедушевого денежного дохода, сложившуюся в Ставропольском крае по данным территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета, за девять месяцев года, предшествующего году обращения за ежемесячной денежной выплатой; наличие регистрации по месту жительства на территории Ставропольского края у родителей и несовершеннолетних детей на дату рождения в семье третьего или последующего ребенка, родившегося после 31 декабря 2012 года.

Согласно Постановлению Правительства Ставропольского края от 20 декабря 2012 г. 498-п "Об утверждении Порядка назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения в них после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, в Ставропольском крае", ежемесячная денежная выплата назначается и выплачивается семьям независимо от наличия у родителей или детей права на иные меры социальной поддержки, установленные законодательством Российской Федерации или законодательством Ставропольского края.

Право на ежемесячную денежную выплату у семьи возникает однократно и только в отношении одного ребенка - третьего или последующего, родившегося после 31 декабря 2012 года.

Постановлением Правительства Ставропольского края от 13 октября 2016 г. N 425-п подпункт 2 пункта 12 настоящего Порядка изложен в новой редакции.

В соответствии с пп.2 п.12 вышеуказанного Порядка, основаниями для принятия решения об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты является «неподтверждение факта постоянного проживания на территории Ставропольского края семьи на дату рождения в ней третьего или последующего ребенка, родившегося после 31 декабря 2012 года».

На момент подачи заявления Черкасовой К.Р. (***), действовала и действует в настоящее время вышеизложенная редакция подпункта 2 пункта 12 Порядка назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения в них после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, в Ставропольском крае.

Третье лицо Д.П. в судебном заседании просил удовлетворить заявленные Черкасовой К.Р. требования, пояснил, что его семья имеет троих детей и в соответствии с Постановлением Правительства Ставропольского края от 13.10.2016.г. №425 им положено ежемесячное пособие.

В установленные законом сроки его супруга обратилась с пакетом документов в Управление труда и социальной защиты населения Администрации города Ессентуки для назначения вышеуказанной выплаты. Однако, Управление труда и социальной защиты населения Администрации города Ессентуки отказало со ссылкой на п.12 пп. 2 Порядка назначения и выплаты, утвержденного Постановлением Правительства Ставропольского края от 20.12.2012.г. №498-п.

Он не покидал пределов города Ессентуки с самого рождения, учился в школе, получал и менял водительское удостоверение в органе внутренних дел по городу Ессентуки, постоянно работает в городе Ессентуки, в связи с конфликтными отношениями с родителями он был снят с постоянного регистрационного учета и поставлен на временный.

При подаче документов в Управление труда и социальной защиты населения Администрации города Ессентуки его супруга к основному пакету документов приложила дополнительно справки с места жительства и места учебы детей, которые подтверждали факт постоянного проживания семьи на территории Ставропольского края, а именно в г. Ессентуки.

Считает, что по смыслу Постановления №425-п его семья имеет право на ежемесячную выплату, что в свою очередь подтверждается Порядком назначения, утвержденным Постановлением Правительства Ставропольского края №498-п.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы гражданского дела, суд находит исковые требования Черкасовой К.Р. обоснованными и подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.

Семья находится под защитой государства, каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (ст.ст.38,39 Конституции РФ).

В целях создания условий, обеспечивающих семьям, имеющим детей, достойную жизнь, Федеральным законом от 29.12.2006 года №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» установлены дополнительные меры государственной поддержки этих семей.

В соответствии с п.2 ст.1 данного Закона, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлено право за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей.

В соответствии с постановлением Губернатора Ставропольского края от 17 августа 2012 г. N 571 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" Правительство Ставропольского края установило ежемесячную денежную выплату нуждающимся в поддержке семьям, постоянно проживающим на территории Ставропольского края, назначаемую в случае рождения в них после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, в размере величины прожиточного минимума для детей в Ставропольском крае, ежегодно устанавливаемой нормативным правовым актом Правительства Ставропольского края.

Согласно п.2 постановления Губернатора Ставропольского края от 17 августа 2012 г. N 571 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" ежемесячная денежная выплата предоставляется при соблюдении следующих условий: наличие гражданства Российской Федерации у родителей и несовершеннолетних детей; среднедушевой доход семьи не превышает величину среднедушевого денежного дохода, сложившуюся в Ставропольском крае по данным территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета, за девять месяцев года, предшествующего году обращения за ежемесячной денежной выплатой; наличие регистрации по месту жительства на территории Ставропольского края у родителей и несовершеннолетних детей на дату рождения в семье третьего или последующего ребенка, родившегося после 31 декабря 2012 года (абзац введен постановлением Губернатора Ставропольского края от 13.10.2016 N 524).

Настоящее постановление вступает в силу на следующий день после дня его официального опубликования и применяется к правоотношениям, возникшим в связи с рождением в семье третьего или последующего ребенка в период с 01 января 2013 года по 31 декабря 2017 года (п.5).

В целях реализации постановления Правительства Ставропольского края от 20 декабря 2012 г. N 498-п "Об утверждении порядка назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения в них после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, в Ставропольском крае" утвержден Порядок назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения в них после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, в Ставропольском крае

Согласно п.5 Порядка назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения в них после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, в Ставропольском крае, ежемесячная денежная выплата назначается и выплачивается заявителю при соблюдении на дату обращения за ежемесячной денежной выплатой и до достижения третьим или последующим ребенком, с рождением которого возникло право на ежемесячную денежную выплату, возраста трех лет следующих условий: наличие гражданства Российской Федерации у родителей и несовершеннолетних детей, с учетом которых определяется право семьи на ежемесячную денежную выплату; постоянное проживание на территории Ставропольского края родителей и несовершеннолетних детей, с учетом которых определяется право семьи на ежемесячную денежную выплату; совместное проживание заявителя с третьим или последующим ребенком, с рождением которого возникло право на ежемесячную денежную выплату, а также с несовершеннолетними детьми, с учетом которых определяется право семьи на ежемесячную денежную выплату (за исключением несовершеннолетнего ребенка (детей), находящегося под опекой (попечительством), на полном государственном обеспечении по медицинским показаниям или временно отсутствующего по месту жительства заявителя в связи с обучением в общеобразовательной организации, профессиональной образовательной организации, образовательной организации высшего образования по очной форме обучения); среднедушевой доход семьи не превышает величину среднедушевого денежного дохода, сложившуюся в Ставропольском крае по данным территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере официального статистического учета, за девять месяцев года, предшествующего году обращения за ежемесячной денежной выплатой.

Согласно п.7 указанного Порядка, для назначения ежемесячной денежной выплаты заявитель обращается в уполномоченный орган по месту жительства (месту пребывания) либо многофункциональный центр с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты по форме, устанавливаемой министерством труда и социальной защиты населения Ставропольского края. Решение о назначении ежемесячной денежной выплаты принимается уполномоченным органом на основании заявления и следующих документов:

1) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность и гражданство заявителя;

2) документ, подтверждающий гражданство Российской Федерации другого родителя; документ, подтверждающий гражданство Российской Федерации несовершеннолетних детей;

3) свидетельство о рождении ребенка (на каждого из детей);

4) документы, подтверждающие доходы семьи, учитываемые при исчислении величины среднедушевого дохода, указанные в Порядке учета и исчисления величины среднедушевого дохода семьи.

В случае невозможности подтверждения сведений о доходах семьи соответствующими документами, размер доходов семьи (или их отсутствие) указывается заявителем в заявлении;

5) один из документов, подтверждающих состав семьи заявителя и факт постоянного проживания на территории Ставропольского края родителей и несовершеннолетних детей, с учетом которых определяется право семьи на ежемесячную денежную выплату:

домовая (поквартирная) книга;

выписка из поквартирной карточки с указанием даты регистрации по месту жительства на территории Ставропольского края каждого члена семьи;

справка о составе семьи, выданная управляющей жилищно-эксплуатационной организацией, на балансе которой находится жилой дом, либо органом местного самоуправления муниципального образования Ставропольского края, с указанием даты регистрации по месту жительства на территории Ставропольского края каждого члена семьи (далее - справка о составе семьи);

свидетельство о регистрации по месту пребывания.

Если заявитель и несовершеннолетний ребенок (дети) проживают фактически вместе, то факт их совместного проживания подтверждается актом об установлении факта совместного проживания ребенка с заявителем, составляемым по месту жительства (месту пребывания) заявителя уполномоченным органом, в который он обратился.

В случае нахождения ребенка под опекой (попечительством), на полном государственном обеспечении, а также при его обучении в общеобразовательной организации, профессиональной образовательной организации, образовательной организации высшего образования по очной форме обучения, заявителем представляется справка органа опеки и попечительства, организации, в которой ребенок находится на полном государственном обеспечении по медицинским показаниям, или соответствующей образовательной организации.

(в ред. постановления Правительства Ставропольского края от 07.04.2014 N 139-п)

7) справка, выданная уполномоченным органом по прежнему месту жительства (месту пребывания) заявителя, о неполучении ежемесячной денежной выплаты либо прекращении ее выплаты (при перемене места жительства заявителя на территории Ставропольского края);

8) свидетельство о смерти (в случае смерти ребенка (детей), учитываемого при определении права на ежемесячную денежную выплату);

9) один из документов, подтверждающих родство между ребенком и родителем (в случае перемены фамилии, имени, отчества родителя и (или) ребенка):

свидетельство о заключении брака;

свидетельство о расторжении брака;

свидетельство о перемене имени;

10) один из документов, подтверждающих право отца на ежемесячную денежную выплату:

свидетельство о смерти матери детей;

решение суда о признании матери детей безвестно отсутствующей или умершей;

решение суда о лишении (ограничении) родительских прав матери детей.

В соответствии с п.12 указанного порядка, основаниями для принятия решения об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты являются:

1) отсутствие гражданства Российской Федерации у родителей и несовершеннолетних детей, с учетом которых определяется право семьи на ежемесячную денежную выплату;

2) неподтверждение факта постоянного проживания на территории Ставропольского края семьи на дату рождения в ней третьего или последующего ребенка, родившегося после 31 декабря 2012 года;

( в ред. постановления Правительства Ставропольского края от 13.10.2016 N 425-п)

3) установление факта отсутствия совместного проживания заявителя с несовершеннолетними детьми, за исключением случаев, предусмотренных абзацем четвертым пункта 5 настоящего Порядка;

4) превышение среднедушевого дохода семьи величины среднедушевого денежного дохода по краю;

5) установление в ходе проведенной проверки факта представления заявителем недостоверных сведений о составе семьи и (или) ее доходах, в результате чего право на ежемесячную денежную выплату не подтверждено;

6) обращение за назначением ежемесячной денежной выплаты после достижения ребенком возраста трех лет;

8) лишение (ограничение) родительских прав в отношении детей, с учетом которых определяется право семьи на ежемесячную денежную выплату;

9) пребывание третьего или последующего ребенка, с рождением которого возникло право на ежемесячную денежную выплату, под опекой (попечительством), на полном государственном обеспечении;

10) установление факта получения ежемесячной денежной выплаты в уполномоченном органе.

Как следует из материалов дела, *** Черкасова К.Р. обратилась в Управление труда и социальной защиты населения администрации города Ессентуки с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения в них после *** третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, в Ставропольском крае.

Поскольку не подтвержден факт постоянного проживания на территории Ставропольского края семьи на дату рождения в ней третьего ребенка, родившегося после *** (пп.2 в ред. Постановления Правительства Ставропольского края от 13.10.2016 года №425-п), Черкасовой К.Р. отказано в назначении ежемесячной денежной выплаты, что подтверждается уведомлением *** от ***.

Как следует из пояснений представителя ответчика, на дату рождения в семье К.Р. третьего ребенка- ***, ее супруг Д.П. не имел регистрации по месту жительства на территории Ставропольского края. При этом, фактическое проживание должно подтверждаться только штампом в паспорте о регистрации по месту жительства. В связи с чем, Черкасовой К.Р. отказано в назначении ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения в них после 31 декабря 2012 года третьего ребенка до достижения ребенком возраста трех лет.

В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72, частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, последние не могут противоречить федеральным законам.

Согласно статье 2 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми.

В силу статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Из анализа положений статей 2 и 3 названного Федерального закона следует, что регистрация осуществляется в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод и исполнения обязанностей. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

На основании анализа указанных положений Гражданского кодекса Российской Федерации и названного Федерального закона, регистрация не входит в понятие "место жительства" и является лишь одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или по месту жительства. Таким образом, отсутствие регистрации по месту жительства не исключает возможность установления судом места жительства гражданина на основе других доказательств, не обязательно исходящих от органа регистрационного учета.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", не может сам по себе служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации; регистрация граждан в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом их учета в пределах территории Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; при этом конкретное место жительства лица может быть установлено и судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами (Постановления от 24 ноября 1995 года N 14-П, от 4 апреля 1996 года N, от 2 февраля 1998 года N 4-П, от 2 июня 2011 года N 11-П; Определения от 13 июля 2000 года N, от 5 октября 2000 года N 199-О, от 6 октября 2008 года N 619-О-П, от 13 октября 2009 года N 1309-О-О и др.).

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что предоставление мер социальной поддержки не может быть обусловлено исключительно наличием регистрации по месту жительства. Регистрация гражданина органами регистрационного учета является, безусловно, основным, но не единственным законным подтверждением постоянного проживания гражданина на территории субъекта Российской Федерации. Факт постоянного проживания гражданина на территории субъекта Российской Федерации, как основание признания его жителем данного территориального образования, на которого распространяется законодательство субъекта Российской Федерации, может быть установлен непосредственно судом.

Согласно ст.ст. 56, 60 ГПК РФ каждая сторона должна доказать обстоятельства на которые ссылается в обоснование своих требований и возражений. Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или несовершения процессуальных действий.

Как следует из адресной справки от ***, Д.П. в период с *** по ***, с *** по *** был зарегистрирован по месту жительства по адресу: ***. В период с *** по *** Д.П. был зарегистрирован по месту пребывания по адресу: ***. В период с *** по настоящее время зарегистрирован по данному адресу постоянно, что подтверждается отметкой в паспорте.

Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания *** от ***, Д.П. зарегистрирован по месту пребывания по адресу: ***, на срок с *** по ***.

Из справки ТОС *** от *** следует, что Черкасова К.Р. со своим мужем Д.П. в период с *** постоянно проживают по адресу: ***. Также, вместе с ними проживают их малолетние дети: С.Д., Д.Д., С.Д.

С учетом вышеизложенного, судом установлены и ответчиком не опровергнуты обстоятельства того, что Д.П. на момент рождения третьего ребенка (***) постоянно проживал на территории Ставропольского края.

Отсутствие в данном случае на момент рождения третьего ребенка постоянной регистрации по месту жительства Д.П. не может ограничивать право на получение ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, постоянно проживающим на территории Ставропольского края, назначаемую в случае рождения в них после *** третьего ребенка до достижения ребенком возраста трех лет, так как право на данную меру социальной поддержки обусловлено фактом рождения ребенка, а не действиями компетентных органов по постановке на регистрационный учет по месту жительства.

    Доводы представителя ответчика о том, что местом жительства гражданина определяется место его регистрации, суд находит несостоятельными, в виду вышеуказанных положений закона.

Таким образом, поскольку в судебном заседании установлено фактическое проживание Д.П. на территории Ставропольского края на дату рождения третьего ребенка, Черкасова К.Р. имеет право на получение ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, постоянно проживающим на территории Ставропольского края, назначаемую в случае рождения в них после 31 декабря 2012 года третьего ребенка до достижения ребенком возраста трех лет.

Поскольку заявленные истцом требования являются спором о праве на социальное обеспечение, который рассматривается и разрешается в порядке гражданского судопроизводства, постольку требования в части признания незаконным отказа Управления труда и социальной защиты населения администрации города Ессентуки от *** в назначении ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, в случае рождения поле 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, в Ставропольском крае, удовлетворению не подлежат.

Далее, истец просит суд взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме *** рублей.

Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Право на компенсацию морального вреда возникает при наличии предусмотренных законом условий: 1) страданий, т.е. морального вреда как последствий нарушения личных неимущественных прав или посягательства на иные нематериальные блага; 2) неправомерного действия причинителя вреда; 3) причинной связи между неправомерными действиями и моральным вредом; 4) вины причинителя вреда. Наличие причинной связи между противоправными действиями и моральным вредом предполагает, что противоправное действие должно быть необходимым условием наступления негативных последствий в виде физических или нравственных страданий.

Постановлением Пленума ВС РФ № 10 от 20.12.1994 года определен предмет доказывания по спорам, связанным с компенсацией морального вреда: «суду необходимо так же выяснить, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных и физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями ответчика они нанесены, степень вины причинителя вреда, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме или иной материальной форме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора».

В судебном заседании представителем истца не представлены доказательства, свидетельствующие о перенесении Черкасовой К.Р. нравственных или физических страданий, не доказан факт нарушения ответчиком неимущественных прав истца.

Таким образом, суд не может согласиться с доводами истца о том, что моральный вред подлежит возмещению, т.к. личным неимущественным правам истца вред не причинялся. При таких обстоятельствах, исковые требования о взыскании компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Черкасовой К.Р. к Управлению труда и социальной защиты населения администрации города Ессентуки о признании незаконным отказа в назначении ежемесячной денежной выплаты, возложении обязанности, компенсации морального вреда – удовлетворить в части.

Обязать Управление труда и социальной защиты населения администрации города Ессентуки назначить Черкасовой К.Р. ежемесячную денежную выплату нуждающимся в поддержке семьям, постоянно проживающим на территории Ставропольского края, назначаемую в случае рождения в них после 31 декабря 2012 года третьего ребенка до достижения ребенком возраста трех лет.

В удовлетворении требований Черкасовой К.Р. в части признания незаконным отказа Управления труда и социальной защиты населения администрации города Ессентуки в назначении ежемесячной денежной выплаты, компенсации морального вреда – отказать.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Ессентукский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 22 мая 2017 года.

Судья М.Э. Хетагурова

2-582/2017 ~ М-295/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Черкасова Ксения Романовна
Ответчики
Управление труда и социальной защиты населения администрации г. Ессентуки
Суд
Ессентукский городской суд Ставропольского края
Судья
Хетагурова Мадина Эмбековна
Дело на странице суда
essentuksky--stv.sudrf.ru
16.02.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.02.2017Передача материалов судье
20.02.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.02.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.03.2017Подготовка дела (собеседование)
23.03.2017Подготовка дела (собеседование)
23.03.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.04.2017Судебное заседание
13.04.2017Судебное заседание
17.04.2017Судебное заседание
24.04.2017Подготовка дела (собеседование)
24.04.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.05.2017Судебное заседание
16.05.2017Судебное заседание
22.05.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.06.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее