РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11.02.2021 г. Октябрьский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Орловой Т.А..,
при секретаре Кузнецовой Т.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-941/21 по административному исковому заявлению ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары к Марцеву Андрею Владимировичу о взыскании задолженности по налогу,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании задолженности по налогу в котором просит взыскать с должника к уплате задолженности за 2018г. по транспортному налогу с физических лиц: налог в размере 18645 руб. 00 коп., пени в размере 270 руб. 04 коп., задолженность за 2018г. по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов с внутригородским делением, налог в размере 4022 руб. 00 коп., пени в размере 58 руб. 25 коп., задолженность за 2018г. по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов с внутригородским делением: налог в размере 8 670 руб., пени в размере 125 руб. 57 коп., а всего 31790 руб.86 коп.
В судебном заседании представитель ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары Исаева О.В., действующая по доверенности, доводы административного искового заявления поддержала и просила удовлетворить административные исковые требования в полном объеме.
Административный ответчик Марцев А.В. в судебном заседании возражал в удовлетворении заявленных требований, полагал, что срок пропущен.
Изучив материалы дела, суд полагает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Административным истцом предъявлены к взысканию земельный налог и налог на имущество физических лиц.
Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно п. 1 ст. 19 НК РФ, налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.
В соответствии с пп.1 п. 1 ст. 23 НК РФ Налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки (п.3 ст. 75 НК РФ).
К налогам, обязанность уплаты которых возложена на налогоплательщиков – физических лиц, относится транспортный налог (гл. 28 НК РФ), земельный налог (гл. 31 НК РФ), налог на имущество физических лиц (гл. 32 НК РФ).
В соответствии со ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Пунктом 2 ст. 44 НК РФ установлено, что обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих его уплату. В соответствии с подпунктом 1 п. 3 данной статьи, обязанность по уплате налога прекращается с уплатой налога налогоплательщиком.
Пунктом 1 ст. 52 НК установлено, что налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено НК РФ. В соответствии с пунктом 2 данной статьи, налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Согласно ч.1 ст. 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с п. 4 ст. 85 НК РФ, органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Согласно сведениям ИФНС России по адрес в 2018 году у ФИО1 в собственности находились следующие объекты налогообложения: Иные строения, помещения и сооружения, адрес: 443086, РОССИЯ, адрес, Кадастровый №..., Площадь 76, Дата регистрации права 02.10.2015, Дата утраты права 15.01.2019 ; Земельный участок, адрес: 443056, РОССИЯ, адрес, Кадастровый №..., Площадь 535, Дата регистрации права 10.02.2015; Автомобиль легковой, Государственный регистрационный знак: А009РТ163, Марка/Модель: VOLKSWAGEN TOUAREG, Год выпуска 2014, Дата регистрации права 01.11.2014.
Из материалов дела следует, что Марцеву А.В. 25.07.2019г. было направлено налоговое уведомление № 44145444 о необходимости уплаты земельного налога за 2018 г. в размере 5 314 руб., транспортного налога за 2018г. в размере 18 645 руб., налога на имущество физических лиц в размере 12 572 руб., что подтверждается приложенным к материалам дела почтовым реестром, предоставлен срок для уплаты налога- до 02.12.2019 г.
Кроме того, Инспекцией ФНС России по Октябрьскому району г. Самары вынесено требование за № 7396 по состоянию на 10.02.2020г., в котором рассчитана сумма задолженности по налогу и предоставлен срок для погашения задолженности- 30.03.2020г., указанное требование направлено Марцеву А.В. почтой, что подтверждается копией почтового реестра.
В соответствии со статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных данной статьей (пункт 1).
Согласно пункту 2 этой же статьи Налогового кодекса, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 41 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 9 от 11 июня 1999 года "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 48 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 КАС РФ в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке. В данном случае в административном исковом заявлении указываются сведения об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа; к административному исковому заявлению прилагается соответствующее определение мирового судьи (пункт 2 статьи 48 НК РФ, часть 3 статьи 123.4, часть 1 статьи 286, статья 287 Кодекса).
Как указано выше, срок исполнения требования № 7396, установлен до 30.03.2020 г.
Таким образом, шестимесячный срок, установленный для обращения с заявлением о взыскании недоимки, в данном случае истекал 30.09.2020 г.
Судебный приказ от 20.07.2020г. отменен определением и.о. мирового судьи судебного участка №32 Октябрьского судебного района г. Самары Мировой судья судебного участка №29 Октябрьского судебного района г. Самары Самарской области от 05.08.2020 г., с административным исковым заявлением истец обратился 15.12.2020г., в связи с чем срок на обращение не пропущен.
Из материалов дела следует, что судебный приказ выдан 17.04.2020г., с учетом требований части 1 статьи 123.5 КАС Российской Федерации, заявлении о выдаче судебного приказа подано с пропуском установленного пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации шестимесячного срока на обращение в суд.
Однако, анализ изложенных норм права в их совокупности с приведенными разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, позволяет прийти к выводу о том, что суд, рассматривая вопрос о пропуске налоговым органом установленного законом срока на обращение с иском, должен проверить только срок, истекший со дня отмены мировым судьей судебного приказа, и не вправе давать оценку действиям мирового судьи, связанным с выдачей судебного приказа, на предмет их соответствия части 1 и части 3 статьи 123.4 КАС Российской Федерации, поскольку такие действия не предполагают возможности их обжалования в апелляционном порядке.
Мировой судья, установив, что требование налогового органа не является бесспорным, в том числе и по мотиву пропуска установленного статьей 48 НК Российской Федерации срока, был вправе отказать налоговой инспекции в выдаче судебного приказа (п. 3 ч. 3 ст. 123.4 КАС РФ), однако, если такой приказ был выдан, то срок для обращения в суд с административным иском должен исчисляться со дня принятия определения об отмене приказа.
В силу части 3 статьи 123.8 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебный приказ может быть обжалован в порядке, предусмотренном главой 35 этого же Кодекса. Между тем, ответчик распорядился предоставленными ему Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации правами по своему личному усмотрению, представив возражения относительно исполнения вынесенного приказа, не обжалуя в кассационном порядке сам приказ.
Исходя из смысла положений статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, при рассмотрении вопроса о взыскании обязательных платежей и санкций в исковом порядке, правовое значение для исчисления срока обращения в суд имеет дата вынесения определения об отмене судебного приказа, в то время как срок обращения в суд для получения судебного приказа подлежит проверке при рассмотрении соответствующего вопроса мировым судьей судебного участка.
Обязательства, указанные в требовании, до настоящего времени в полном объеме не выполнены, доказательств, подтверждающих погашение задолженности по налогу, административным ответчиком не представлено, расчет налога не оспорен, в связи с чем, административный иск заявлен обоснованно, задолженность подлежит взысканию.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
На основании изложенного, с ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в сумме 3 553,82 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары – удовлетворить.
Взыскать с Марцева Андрея Владимировича в пользу ИФНС России по Октябрьскому району г.Самары задолженность за 2018г. по транспортному налогу с физических лиц: налог в размере 18645 руб. 00 коп., пени в размере 270 руб. 04 коп., задолженность за 2018г. по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов с внутригородским делением, налог в размере 4022 руб. 00 коп., пени в размере 58 руб. 25 коп., задолженность за 2018г. по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов с внутригородским делением: налог в размере 8 670 руб., пени в размере 125 руб. 57 коп., а всего 31790,86 (тридцать одна тысяча семьсот девяносто рублей восемьдесят шесть копеек).
Взыскать с Марцева Андрея Владимировича в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 3 553,72 (три тысячи пятьсот пятьдесят три рубля семьдесят две копейки).
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 15.02.2021 года.
Судья /подпись/ Т.А. Орлова
Копия верна
Судья
Секретарь