№ 2-7923/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 декабря 2018 года г.Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
в составе председательствующего судьи Бингачовой Е.М.,
при секретаре Шириновой С.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Захарова В.И. к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) об установлении факта принадлежности документа, включении периодов работы в стаж, перерасчете пенсии,
установил:
Истец обратился в суд с иском по следующим основаниям. Он обратился в ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г.Петрозаводске РК (межрайонное) в целях назначения пенсии. Однако ответчиком в страховой и общий трудовой стаж не учтены периоды его работы ДД.ММ.ГГГГ в колхозе <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ в колхозе <данные изъяты>. Истец просит обязать ответчика включить оспариваемые периоды в страховой стаж, в общий трудовой стаж: ДД.ММ.ГГГГ, произвести перерасчет пенсии с учетом указанных периодов.
Определением судьи от 18.12.2018 к производству суда приняты увеличенные исковые требования, в соответствии с которыми истец просит установить факт принадлежности ему архивной справки, выданной <данные изъяты> архивом, обязать ответчика включить оспариваемые периоды в страховой стаж, в общий трудовой стаж: ДД.ММ.ГГГГ, сделать перерасчет пенсии с учетом указанных периодов.
В судебном заседании истец увеличенные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Каратай М.М., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с требованиями не согласилась.
Заслушав истца, представителя ответчика, пояснения свидетелей, исследовав письменные материалы дела, пенсионное дело, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, подтверждается материалами дела, что ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) Захарову В.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, при назначении пенсии по старости в страховой стаж, в общий трудовой стаж не включен период его работы ДД.ММ.ГГГГ в колхозе <данные изъяты> <адрес>, поскольку поступившая архивная справка не содержит информацию об отчестве, дате рождения и должности лица, на имя которого выдан документ, что не позволяет принять ее в подтверждение стажа и заработка.
В соответствии со сведениями, содержащимися в представленной архивной справке в <данные изъяты> архиве в архивном фонде колхоза <данные изъяты> <адрес> в книгах учета расчетов по оплате труда <данные изъяты> имеются сведения о работе Захарова В.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО1 и ФИО2 подтвердили, что Захаров В.И. работал в колхозе <данные изъяты>. Оснований не доверять пояснениям свидетелей у суда не имеется.
Учитывая изложенное, принимая во внимание невозможность получения заявителем в ином порядке (без обращения в суд) надлежащих документов, суд считает необходимым установить факт принадлежности Захарову В.И. архивной справки выданной <данные изъяты> архивом.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившего в законную силу с 1 января 2015 года, при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Аналогичные нормы были установлены до 1 января 2015 года статьей 13 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
До 1 января 2015 года действовали Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года № 555. С 1 января 2015 года вступили в силу Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015.
В соответствии с пунктом 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года № 555, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
На основании пункта 66 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015, годы, в течение которых гражданин являлся членом колхоза, но не выработал установленный минимум трудового участия (независимо от причины), засчитываются в страховой стаж как полные календарные годы. Календарные годы, указанные в трудовой книжке колхозника, в которых не было ни одного выхода на работу, из подсчета исключаются.
Аналогичное правило содержалось в пункте 46 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года № 555.
В соответствии с Основными положениями о ведении трудовых книжек колхозников, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 21 апреля 1975 года № 310, трудовая книжка колхозника является основным документом о трудовой деятельности члена колхоза. Трудовые книжки ведутся на всех членов колхозов с момента принятия их в члены колхоза. В трудовую книжку колхозника должны быть внесены не только сведения о колхознике, но и сведения о приеме его в члены колхоза, сведения о работе и трудовом участии в общественном хозяйстве.
В силу пункта 3 примерного Устава колхоза, утвержденного постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР от 28 ноября 1969 года, а также пункта 7 ранее действовавшего Примерного устава сельскохозяйственной артели, принятого II всесоюзным съездом колхозников-ударников и утвержденного СНК СССР и ЦК ВКП(б) 17 февраля 1935 года, членами сельхозартели, колхоза могли быть лица, достигшие 16-летнего возраста. Кроме того, положения статьи 135 КЗоТ РСФСР 1922 года и статьи 173 КЗоТ РСФСР 1971 года запрещали прием на работу лиц моложе 16 лет и 15 лет (в отдельных случаях с 14 лет с согласия одного из родителей, усыновителей) соответственно.
На момент начала работы истца в колхозе «Самолет» (ДД.ММ.ГГГГ) он не достиг возраста 15 лет, соответственно в силу вышеизложенных положений не мог быть колхозником.
Вопреки требованиям ст.56 ГПК РФ истцом не предоставлено доказательств того, что он весь спорный период был трудоустроен на постоянной основе в колхозе <данные изъяты>, являлся членом колхоза, что на него заводилась трудовая книжка колхозника.
Кроме того, согласно пояснениям свидетелей ФИО1 и ФИО2 в период ДД.ММ.ГГГГ истец учился в школе, в колхозе он работал летом в каникулярное время, иногда работал в зимний период.
При отсутствии вышеуказанных данных оснований для включения периода ДД.ММ.ГГГГ как полные календарные годы не имеется, при этом суд полагает удовлетворить указанное требование истца в части и учесть Захарову В.И. в страховой стаж, в общий трудовой стаж количество фактически отработанных трудодней за период ДД.ММ.ГГГГ с учетом архивной справки <данные изъяты> архива (л.д.5).
Относительно периода работы истца в колхозе <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ суд приходит к следующему.
ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г.Петрозаводске РК (межрайонное) указанный период не включен в страховой стаж и в общий трудовой стаж, поскольку запись № в трудовой книжке оформлена с нарушением инструкции, а именно: наименование организации в печати, заверяющей запись об увольнении, не соответствует наименованию организации, в которую истец был принят на работу, справка от ДД.ММ.ГГГГ не содержит основания выдачи.
Из трудовой книжки истца усматривается, что с ДД.ММ.ГГГГ он был принят на работу строителем в колхоз <данные изъяты> (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ), ДД.ММ.ГГГГ уволен в связи с окончанием договора строительства.
В силу ст.66 ТК РФ трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и о трудовом стаже работника.
Согласно п.11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (утв. Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015), п.6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовой пенсии (утв. Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 № 555), документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка).
Поскольку в спорный период истец не был зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования, этот период в силу закона может быть подтвержден трудовой книжкой.
Период работы истца в колхозе «Победа» с 04.05.1990 по 09.04.1991 подтверждается последовательностью записей, внесенных в трудовую книжку, оформленных соответствующим образом. Трудовая книжка истца каких-либо исправлений либо неполных записей не содержит, записи работодателя о приеме и увольнении внесены на основании соответствующих приказов.
В силу п.п.1, 6, 13, 18 постановления Совмина СССР и ВЦСПС от 06.09.1973 № 656 «О трудовых книжках рабочих и служащих», действовавшего в период работы истицы, трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности рабочих и служащих. В трудовую книжку вносятся сведения о работе: прием на работу, перевод на другую работу, увольнение. При увольнении рабочего или служащего все записи о работе, награждениях и поощрениях, внесенные в трудовую книжку за время работы на данном предприятии, в учреждении, организации, заверяются подписью руководителя предприятия, учреждения, организации или специально уполномоченного им лица и печатью. Ответственность за своевременное и правильное заполнение трудовых книжек, за их учет, хранение и выдачу несет специально уполномоченное лицо, назначаемое приказом (распоряжением) руководителя предприятия, учреждения, организации.
Аналогичные положения содержатся в п.1.1 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, утв. Приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 04.10.1991 №190
При этом, то обстоятельство, что наименование организации в печати, заверяющей запись об увольнении, не соответствует наименованию организации, в которую истец был принят на работу, не может быть поставлено истцу в вину и лишить его права на учет обозначенного периода работы в соответствующие стажи, поскольку работник не может нести ответственность за ненадлежащее исполнение работодателем своей обязанности.
Период работы истца в колхозе <данные изъяты> также подтверждается показаниями свидетеля ФИО1, справкой <данные изъяты> (образовано на базе колхоза <данные изъяты>»).
Оснований не доверять представленным доказательствам не имеется, доказательств обратного стороной ответчика не представлено. При этом с учетом статьи 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в совокупности с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 ГПК РФ, закрепляющими принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, и принять на себя все последствия совершения или несовершения процессуальных действий.
С учетом изложенного, суд считает установленным факт работы истца в спорный период в колхозе <данные изъяты> (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), в связи с чем требования истца об учете его в общий трудовой стаж и в страховой стаж обоснованы и подлежат удовлетворению.
Также подлежит удовлетворению требование истца о произведении ему перерасчета пенсии с момента ее назначения в силу следующего.
Согласно ст.22 Федерального закона №400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем.
Аналогичная норма содержалась в действующем до 2015 года Федеральном законе от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (ст.19).
В случае, если к заявлению приложены не все необходимые документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за трудовой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема заявления о назначении трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости) или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.
Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, данным в обзоре судебной практики от 27.09.2006 год за 2-ой квартал 2006 года, если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что на момент первоначального обращения за трудовой пенсией в пенсионный орган гражданин имел право на указанную пенсию, однако не располагал необходимыми сведениями и (или) документами, подтверждающими право на пенсию, и не смог представить их в установленный трехмесячный срок по независящим от него причинам, то суд вправе удовлетворить требование истца о назначении ему трудовой пенсии по старости с момента первоначального обращения за указанной пенсией.
Судом установлено, что истцу разъяснение в отношении спорных периодов его работы было направлено письмом ответчика в порядке заблаговременной работы, то есть до назначения пенсии. При назначении пенсии спорные периоды работы истца ответчиком учтены не были, что повлияло на размер назначенной пенсии.
В силу ч.2 ст.26 Федерального закона №400-ФЗ, п.2 ст.23 Федерального закона №173-ФЗ страховая/трудовая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Таким образом, принимая во внимание вытекающий из Конституции Российской Федерации принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем восстановления их нарушенных прав, с учетом того, что при назначении пенсии у истца имелось право на соответствующий учет спорных периодов работы, суд полагает, что имеются все основания для перерасчета истцу пенсии с даты ее назначения – ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика в бюджет Петрозаводского городского округа подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.
Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Захарова В.И. к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) об установлении факта принадлежности документа, включении периодов работы в стаж удовлетворить частично.
Установить факт принадлежности Захарову В.И. архивной справки выданной <данные изъяты> архивом. Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) учесть Захарову В.И. в страховой стаж, в общий трудовой стаж количество фактически отработанных трудодней за период ДД.ММ.ГГГГ с учетом архивной справки <данные изъяты> архива.
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) учесть Захарову В.И. в страховой стаж, в общий трудовой стаж период ДД.ММ.ГГГГ.
Произвести Захарову В.И. перерасчет страховой пенсии по старости с учетом данных периодов с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) в бюджет Петрозаводского городского округа государственную пошлину в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, через Петрозаводский городской суд.
Судья Е.М.Бингачова
Мотивированное решение изготовлено 24.12.2018.