Дело № 2-759/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 июня 2019 г. г. Балашиха
Железнодорожный городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Двуреченских С.Д., при секретаре Крупко М.В., с участием представителя истца Костровой Н.Н., представителя ответчика Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Балашиха Московской области Осадчук Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску Шляховой Ирины Николаевны к Комитету по управлению имуществом администрации городского округа Балашиха Московской области, Министерству имущественных отношений Московской области о признании незаконным решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельного участка, обязании принять решение об образовании земельного участка для индивидуального жилищного строительства,
УСТАНОВИЛ:
Шляхова И.Н. обратилась в суд с названным иском, указав, что является собственником земельного участка с кадастровым номером № категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, площадью 748 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, вид права: собственность, что подтверждается выпиской из ЕГРН. ДД.ММ.ГГГГ в форме интерактивного запроса РИГУ через портал государственных и муниципальных услуг Московской области она обратились в Администрацию Городского округа Балашиха Московской области с заявлением о заключении соглашения о перераспределении принадлежащего ей на праве собственности земельного участка, находящегося в государственной неразграниченной собственности и об утверждении схемы расположения земельного участка. В соответствии со схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, площадь образуемого земельного участка, расположенного по адресу <адрес>, испрашиваемого к оформлению для индивидуального жилищного строительства, образованного в результате перераспределения земельного участка и земель неразграниченной государственной собственности, составит 1118 кв. м. В ответ на председатель Комитета по управлению имуществом Администрации Городского округа Балашиха в письме от ДД.ММ.ГГГГ отказала в перераспределении принадлежащего Шляховой И.Н. на праве собственности земельного участка и об утверждении схемы расположения земельного участка, сообщив, что заявление не соответствует административному регламенту, а именно: в заявлении не указана площадь земель, государственная собственность на которые не разграничена и заявляемых к распределению. П. 9 ст. 39.29 ЗК РФ установлены основания для отказа в перераспределении земельных участков, в том числе решение об отказе принимается в случае: если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка: если приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам. В нарушение указанной нормы закона образование земельного участка в указанных на схеме расположения координатах приведет к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также к возможному нарушению права третьих лиц, в том числе: собственников, относящихся к соседним домовладениям земельных участков, права на которые могут быть оформлены, но границы которых не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства; собственников объектов недвижимости (жилых домов), прилегающих к земельному участку, которые могут обладать исключительным правом на приобретение земель, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе и заявленных к перераспределению; уполномоченные на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, также являются органами, уполномоченными на заключение соглашения о перераспределении земель и земельных участков и на выдачу разрешения на использование земель в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации. Следовательно, оснований для отказа в перераспределении земельного участка по ст.39.29 ЗК РФ не имеется.
Просит признать незаконным решение Комитета по управлению имуществом Администрации г. о. Балашиха Московской области № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, площадью 748 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, и земельного участка, относящегося к землям, государственная собственность на которые неразграничена, и отказе в утверждении схемы расположения земельного участка; обязать Комитет по управлению имуществом Администрации г. о. Балашиха Московской области принять решение об образовании земельного участка с видом разрешенного использования - «для индивидуального жилищного строительства», в результате перераспределения земельного участка с кадастровым номером № категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, площадью 748 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, и земельного участка, относящегося к землям, государственная собственность на которые неразграничена, в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности и утвердить схему расположения земельного участка площадью 1118 кв.м., в соответствии со схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территорий.
Истец в судебное заседание не явилась, ее представитель в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивала.
Ответчик – представитель Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Балашиха Московской области в судебном заседании против удовлетворения иска возражала, поскольку порядок предоставления государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности» установлен статьями 39.28 и 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации и Административным регламентом предоставления соответствующей государственной услуги, утвержденным распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области. Заявление, поданное истцом не соответствует требованиям Административного регламента, а именно: в заявлении не указана площадь земель, государственная собственность на которые не разграничена и заявляемых к перераспределению. В нарушение указанной нормы закона образование земельного участка в указанных на схеме расположения координатах приведет к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также к возможному нарушению прав третьих лиц, в том числе: собственников относящихся к соседним домовладениям земельных участков, права на которые могут быть оформлены, но границы которых не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства; собственников объектов недвижимости (жилых домов), прилегающих к земельному участку с кадастровым номером №, которые могут обладать исключительным правом на приобретение земель, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе и заявленных к перераспределению. Кроме того, образуемый земельный участок расположен в границах утвержденных проектом планировки и межевания территории под комплексное освоение в целях жилищного строительства, что исключает возможность образования земельного участка в соответствии с представленной схемой расположения.
Ответчик – представитель Министерства имущественных отношений Московской области в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного разбирательства надлежащим образом извещен.
Третье лицо – Довлатян Ю.В. в судебное заседание не явилась, предоставила заявление в котором указала, что считает заявленные исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 39.28 ч. 1 ЗК РФ - перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях:
1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;
2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии со ст. 39.28 ч. 2 Земельного Кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.
В соответствии со ст. 39.28 ч. 3 Земельного Кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Согласно ст. 39.29 ч. 1 Земельного Кодекса РФ в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган.
Согласно ст. 39.29 ч. 8 Земельного Кодекса РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:
1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;
2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;
3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.
В соответствии со ст. 39.29 ч. 9 Земельного Кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;2) не представлено в письменной форме согласие лиц, указанных в пункте 4 статьи 11.2 настоящего Кодекса, если земельные участки, которые предлагается перераспределить, обременены правами указанных лиц;
3) на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), размещение которого допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекта, размещенного в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса;
4) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота или ограниченных в обороте, за исключением случаев, если такое перераспределение осуществляется в соответствии с проектом межевания территории с земельными участками, указанными в подпункте 7 пункта 5 статьи 27 настоящего Кодекса;
5) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности и зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;
6) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и являющегося предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 настоящего Кодекса, либо в отношении такого земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек;
7) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и в отношении которых подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предварительном согласовании или этом предоставлении;
8) в результате перераспределения земельных участков площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков;
9) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;
10) границы земельного участка, находящегося в частной собственности, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
11) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
12) приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденным проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
13) земельный участок, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории.
Согласно ст. 11.10 п. 16 Земельного Кодекса РФ - основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
В соответствии с пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Судом установлено, что Шляховой И.Н. на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 748 кв.м., с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под индивидуальное жилищное строительство, расположенный по адресу: <адрес> <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ Шляхова И.Н. обратились в Комитет по управлению имуществом Администрации Г.о. Балашиха Московской области с заявлениями о заключении Соглашения о перераспределении принадлежащего им на праве собственности вышеуказанного земельного участка и земельного участка, находящегося в государственной не разграниченной собственности, и об утверждении схемы расположения земельного участка <данные изъяты>
Комитет по управлению имуществом Администрация Городского округа Балашиха своими письмами от ДД.ММ.ГГГГ отказал в перераспределении земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка, указав, что заявление не соответствует Административному регламенту, утвержденному распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от ДД.ММ.ГГГГ №, а именно в нем не указана площадь земель, государственная собственность на которые не разграничена и заявляемых к распределению. Кроме того, образование земельного участка в указанной схеме расположения координатах приведет к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также к возможному нарушению прав третьих лиц, в том числе: собственников, относящихся к соседним домовладениям земельных участков, права на которые могут быть оформлены, но границы которых не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства; собственников объектов недвижимости (жилых домов), прилегающих к земельному участку ч кадастровым номером №, которые могут обладать исключительным правом на приобретение земель, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе и заявленных к перераспределению. Кроме того, образуемый земельный участок расположен в границах утвержденного проекта планировки и межевания территории под комплексное освоение в целях жилищного строительства, что исключает возможность образования земельного участка в соответствии с предоставленной схемой расположения <данные изъяты>
В соответствии со схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, площадь образуемого земельного №, расположенного по адресу <адрес>, испрашиваемого к оформлению для индивидуального жилищного строительства, образованного в результате перераспределения земельного участка с кадастровым номером № и земель не разграниченной государственной собственности составит 1 118 кв. м. <данные изъяты>
В соответствии с выкопировкой из правил землепользования и застройки г.о.Балашиха, земельный участок расположен в функциональной зоне «Ж-2» - зона застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами <данные изъяты>
Поскольку у земельного участка площадью 748 кв.м. с кадастровым номером № разрешенное использование - под индивидуальное жилищное строительство, образование земельного участка площадью 1118 кв.м. не приведет к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам.
Кроме того образование земельного участка площадью 1118 кв.м. не нарушит права и законные интересы третьих лиц, а именно собственника соседнего земельного участка – Довлатян Ю.В.
На основании изложенного суд считает незаконным и подлежащим отмене решения Комитета по управлению имуществом Администрации Городского округа Балашиха от ДД.ММ.ГГГГ г. № № об отказе в перераспределении земельного участка, принадлежащего истцу на праве собственности и утверждении схемы расположения земельного участка.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым возложить на Комитет по управлению имуществом принять решение об образовании земельного участка и заключении с истцом соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков.
Руководствуясь ст. ст. 199-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Иск Шляховой Ирины Николаевны к Комитету по управлению имуществом администрации городского округа Балашиха Московской области, Министерству имущественных отношений Московской области о признании незаконным решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельного участка, обязании принять решение об образовании земельного участка для индивидуального жилищного строительства – удовлетворить.
Признать незаконным решение Комитета по управлению имуществом Администрации Городского округа Балашиха от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельного участка площадью 748 кв.м., с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под индивидуальное жилищное строительство, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего на праве собственности Шляховой Ирине Николаевне.
Обязать Комитет по управлению имуществом Администрации г. о. Балашиха Московской области принять решение об образовании земельного участка с видом разрешенного использования – «для индивидуального жилищного строительства», в результате перераспределения земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под индивидуальное жилищное строительство, площадью 748 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего на праве собственности Шляховой Ирине Николаевне и земельного участка, относящегося к землям, государственная собственность на которые не разграничена, в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности и утвердить схему расположения земельного участка площадью 1118 кв.м. в соответствии со схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территорий.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца со дня принятия судьей решения в окончательной форме через Железнодорожный городской суд Московской области.
Судья С.Д. Двуреченских
Решение в окончательной форме
изготовлено 01 июля 2019 г.