Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-64/2012 (2-1729/2011;) ~ М-1310/2011 от 17.05.2011

2-64-12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 февраля 2012 года

Индустриальный районный суд города Ижевска в составе:

судьи Андриянова А.В.

при секретаре Ажимовой И.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Радченко Николая Петровича к Министерству социальной защиты населения Удмуртской Республики, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний и понуждению к выдаче удостоверения

У С Т А Н О В И Л :

Истец Радченко Н.П. обратился в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Удмуртской Республики, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семиполатинском полигоне -Дата- и -Дата- и понуждению к выдаче удостоверения установленного единого образца.

Свои требования мотивировал тем, что в период с -Дата- по -Дата- он постоянно проживал в ... края. Данный населенный пункт входит в "ПЕРЕЧЕНЬ населенных пунктов ..., подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне -Дата- и -Дата-", население которых вследствие ядерных испытаний, получило суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), но не более 25 сЗв (бэр). Данный перечень утвержден Распоряжением Правительства РФ от -Дата- -р 2. Согласно статьям 1 и 5 Федерального Закона" О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" от -Дата- №2-ФЗ-гражданам, проживавшим в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах РФ, включенных в утверждаемые Правительством РФ ПЕРЕЧНИ населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв(бэр)- выдаются удостоверения единого образца, дающие право на получение мер социальной поддержки установленных настоящим Законом. В ст. 5 указанного закона также определено, что порядок выдачи данных удостоверений определяется Правительством РФ. Во исполнение данной нормы Постановлением Правительства РФ от -Дата- были утверждены Правила выдачи таких удостоверений, в соответствии с которыми выдачу удостоверений осуществляет МЧС РФ по представлению уполномоченных органов исполнительной власти субъектов РФ. В соответствии с вышеизложенным, Министерство социальной защиты населения Республики (МСЗН УР) направило в МЧС РФ представление об оформлении и выдаче удостоверения единого образца, дающего право на получение мер поддержки, предусмотренных Федеральным Законом «О социальных гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных на Семипалатинском полигоне». Однако, -Дата- истец получил письмо МСЗН УР в котором было сказано, что МЧС РФ отказало ему в выдаче удостоверения единого образца, и была изложена следующая причина отказа: "Таким образом, установление факта Вашего проживания в период с -Дата- по -Дата- в ... края не может рассматриваться как получение Вами сверхнормативной дозы облучения и соответственно основанием для выдачи Вам удостоверения единого образца, дающего право на получение мер социальной поддержки. Действующий в настоящее время Федеральный Закон "О социальных гарантиях граждан подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний Семипалатинском полигоне" от -Дата- № 2-ФЗ – гарантирует установленные им меры социальной поддержки для граждан, проживавших в 1949-1963 в населенных пунктах РФ, включенных в утверждаемые Правительством РФ ПЕРЕЧНИ населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную(накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр). При этом, от гражданина требуется только документальное подтверждение факта проживания в конкретном населенном пункте в период радиационного воздействия -Дата- или 07 1962 года. "ПЕРЕЧНЕМ населенных пунктов ..., подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне -Дата- и -Дата-", ... края отнесен к населенным пунктам, население которых, вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне -Дата- и -Дата-, получило суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр). Таким образом: за гражданами, проживавшими в ... края на день ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне -Дата- государство признало статус «Подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и получивших, вследствие этого, суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр)". Распоряжением Правительства РФ от -Дата- -р в данный ПЕРЕЧЕНЬ были внесены изменения, согласно которым население ... края получило суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр) только на день ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне -Дата-. Т.е. для граждан, проживавших в городе ... на день ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне -Дата-, внесение в ПЕРЕЧЕНЬ таких изменений отменяло бы уже признанный государством за ними статус "Подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и получивших, вследствие этого, суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр)". Конституционный Суд Российской Федерации устранил данное нарушение Конституционных Прав граждан в ОПРЕДЕЛЕНИИ Конституционного Суда РФ от -Дата- -О В статье 2 ОПРЕДЕЛЕНИЯ Конституционного Суда РФ сказано: "Государство не может отказываться от уже признанного им статуса определенных категорий граждан и снижать обусловленный этим статусом объем социальных гарантий, поскольку в противном случае подрывается авторитет государственной власти, уважение граждан к закону, умаляется достоинство личности". В статье 4 ОПРЕДЕЛЕНИЯ Конституционного Суда РФ сказано: "Признание за гражданами, подвергшимися радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, права на возмещение вреда здоровью - свидетельствует о принятии предоставления мер социальной поддержки. Соответственно, и механизм исполнения государством своей обязанности не должен быть таковым, чтобы им ограничивались права этих граждан или сужался круг лиц, уже признанных законом в качестве получателей этих мер. Просит суд: признать Радченко Николая Петровича, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и получившим, вследствие этого, суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), обязать МЧС РФ выдать удостоверение единого образца, подтверждающего право истца на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным Законом «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».

В судебное заседание истец не явился, в материалы дела представлено заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца по имеющимся в деле материалам.

Представитель ответчика Министерства социальной защиты населения УР в судебное заседание не явился, представил суду заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления, а также отзыв на исковое заявление, согласно которому в соответствии с постановлением Правительства УР от -Дата- «О территориальных органах Министерства социальной защиты населения УР» территориальные органы Министерства социальной защиты населения УР осуществляют прием и оформление документов, необходимых для получения удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, с внесением в реестр учета указанных граждан в соответствии с законодательством РФ, а затем представляют указанные документы в Министерство. Министерство согласно Положению о Министерстве социальной защиты населения УР утвержденному постановлением Правительства УР от -Дата- направляет в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – МЧС) представления о выдаче удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, удостоверения выдаются согласно приказу МЧС России от -Дата- «Об утверждении Порядка выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний. Министерство выполнило свои обязанности перед Радченко Н.И. в полном объеме; было рассмотрено заявление, принято решение о внесении сведений в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и отправлено в МСЧ России представление о выдаче соответствующего удостоверения единого образца с прилагающимися заверенными в установленном порядке выписками из реестра и копиями представленных документов. Однако МЧС России отказало Радченко Н.И. в выдаче удостоверения, в связи с невозможностью установить статус как лица, получившего сверхнормативную дозу облучения более 5 сЗв (бэр). В соответствие со статьей 1 Федерального закона от -Дата- № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие с испытаний на Семипалатинском полигоне» (далее - Федеральный закон № 2-ФЗ) меры социальной поддержки предоставляются следующим категориям граждан: которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории РФ и за ее пределами, включенных в утверждаемые РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр)., детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающими заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей, Из смысла содержания указанной статьи следует, что право на получение мер социальной поддержки возникает при наличии двух условий: проживания в период с 1949 по 1963 года в определенных населенных пунктах; получение суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения более 5 сЗв (бэр). Согласно п. 2 Правил отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от -Дата- ( далее Правила), отнесение граждан к категории лиц, определенных статьей 1 № 2-ФЗ осуществляется на основании сведений об их проживании или прохождении военной службы в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в перечни, утверждаемые в установленном порядке. Радченко Н.П. в период с -Дата- по -Дата- проживал в в ... края. ..., включен в Перечень как населенный пункт, население которого получило вследствие ядерного испытания -Дата- суммарную ( накопленную) эффективную дозу облучения больше 5 сЗв, но не более 25 сЗв. В Перечне указываются также населенные пункты, население которых получило вследствие ядерного испытания -Дата- суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения е более 25 сЗв, но в их число ... НЕ входит. Таким образом, основываясь только на том, что Радченко Н.П. проживал в ... с 1960 по 1963 год, Министерству, как не компетентному в данном вопросе органу сделать однозначный вывод о величине полученной им суммарной (накопленной) дозе облучения. Полагают, что в случае установления в ходе судебного разбирательства факта получения Радченко Н.П. суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения более 5 сЗв (бэр) вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, его требования к МЧС о выдаче удостоверения единого образца для получения мер социальной поддержки являются правомерными и подлежат удовлетворению.

Представитель ответчика Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бездействия, будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседании не явился, представил суду возражения на исковое заявление суть которых сводится к следующему: из искового заявления следует, что истец проживал в 1960-1963 гг. в ... края, полагает что получил при этом сверхнормативную дозу облучения и имеет право на меры социальной поддержки как лицо, подвергшееся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Согласно части 1 статьи 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Федеральным законом от -Дата- № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» (далее - Закон), предусмотрены меры социальной поддержки граждан, проживавших в 1949-1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и получившими суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения свыше 5сЗв(бэр) вследствие названных испытаний. Таким образом, законодателем определены три обязательных условия предоставления гражданам мер социальной поддержки, два из которых относятся к проживанию (населенный пункт и время проживания в нем), а третье - получение гражданам» суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5сЗв(бэр). В Перечне населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от -Дата- -р населенные пункты разбиты на группы в зависимости от времени радиационного воздействия (даты проведения ядерного испытания на жителей этого населенного пункта. ... края включен в Перечень в связи с испытанием проведенным -Дата-. Другие ядерные испытания, проводившиеся на полигоне, значимого радиационной воздействия на жителей ... не оказали, что подтверждается научными отчетами Государственного учреждения НИИ региональных медико-биологических проблем 1997 г., 1998 г. выполненными в соответствии с поручениями Президента РФ № ПР-469 от -Дата- и Правительства РФ № ВЧП9-10884 от -Дата- по договору между МЧС России и ГУ НИИ РМЭП на основе архивных данных, представленных Минобороны России. Реконструкция доз выполнена в соответствии с утвержденными Госсанэпиднадзором Российской Федерации Методическими указаниями «Оценка доз облучения населения в регионе локального выпадения радиоактивных продуктов ядерного взрыва (МУ 2.-Дата--93).При определении полученной гражданами суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения учитывается несколько факторов, в том числе, состав взрыва. При этом основной вклад в дозу облучения, полученную населением вследствие испытаний на Семипалатинском полигоне, составляет облучение населения от выпадения на местность короткоживущих радионуклидов в первые сутки после проведения испытания. Со временем отдаления от даты испытания значения уровней возможного облучения граждан значительно снижаются. В приложении «Критерии отнесения граждан к числу подвергшихся радиационному воздействию» к итоговому отчету 1998 года Государственного учреждения Научно-исследовательский институт региональных медико-экологических проблем по теме «Разработка перечня населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в перио... гг., в дозах свыше 5 сЗв» представлен расчет спада дозы облучения, в соответствии с которым к получившим дозу облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие ядерного испытания -Дата- могут быть отнесены граждане, проживавшие в ... только на день проведения этого испытания. Поэтому, подпунктом б пункта 3 Правил выдачи удостоверений единого образце гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных постановлением Правительства Российское Федерации от -Дата- , для получения удостоверения единого образца было предусмотрено условие о необходимости проживания в данном населенном пункте на день проведения ядерного испытания, оказавшего воздействие на этот населенный пункт, чем обеспечивалось подтверждение получения гражданином дозы облучения в пределах свыше 5 сЗв (бэр), но не более 25 сЗв (бэр) и свыше 25 сЗв (бэр). Пунктом 3 приказа МЧС России от -Дата- установлено, что при проживании граждан за пределами периода радиационного воздействия, от граждан могу быть истребованы документы о полученной (суммарной) накопленной эффективной доз облучения, на основании расчетов доз облучения граждан (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке. Согласно расчету 12 ЦНИИ Минобороны России по утвержденным Методическим указаниям эффективные дозы облучения жителей ... на день проведения ядерного испытания -Дата- составили в зависимости от возраста от 2,57 до 12,80 с" (бэр), а наиболее поздняя дата, начиная с которой последующее неограниченное проживание лица в населенном пункте приведет к облучению в дозе, превышающей 5 сЗв -Дата- Получение гражданами, проживавшими после -Дата- в ... края, дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр), архивными данными и указанными расчетами не подтверждается, поэтому у Министерства отсутствуют законные основания для оформления и выдачи Радченко Н.П., проживавшем в этом городе спустя 11 лет после проведения ядерного испытания, оказавшего радиационное воздействие на население ..., удостоверения единого образца, в связи с отсутствием факта радиационного воздействия на истца в дозе свыше 5 сЗв. Принимая во внимание, что радиоактивное загрязнение населенных пунктов вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне происходило в основном за короткоживущих изотопов радиоактивных элементов, довод о том, что суммарная (накопленная) эффективная доза облучения граждан, проживавших в том или и населенном пункте в различные временные периоды, является постоянной величиной, противоречит объективным законам физики. На основании изложенного, просят суд в удовлетворении исковых требований Радченко Н.П. отказать полностью как не основанных на требованиях закона и не подтвержденных доказательствами по делу.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей.

Суд, изучив материалы дела, установив обстоятельства имеющие значение для дела, исследовав доказательства по делу, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

Как установлено в ходе судебного заседания согласно справке выданной Муниципальным общеобразовательным учреждением « Кадетская средняя общеобразовательная школа » от -Дата-, Радченко Н.П. с -Дата- по -Дата- обучался с 7 по 11 класс в Средней школе ... края.

Решением Устиновского районного суда ... от -Дата- установлен факт проживания Радченко Н.П. в ... края в период времени с -Дата- по -Дата-.

Из протокола заседания комиссии Министерства социальной защиты населения УР по оформлению и выдаче удостоверений ветеранам радиационных аварий и членам их семей от -Дата- установлено, что комиссией принято решение о внесении сведений в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и направлении представления о выдаче Радченко Н.П. соответствующего удостоверения в Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от -Дата- N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» гражданам, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопительную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), гарантируются меры социальной поддержки.

Меры социальной поддержки, предусмотренные вышеуказанным Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством Российской Федерации.

Как указал Верховный суд РФ в Определении от -Дата- N 18-В11-7 обязательными условиями предоставления гражданам социальной поддержки лицам, подвергшимся радиационному воздействию, являются: проживание в 1949 - 1963 г. в определенных населенных пунктах и получение гражданами суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр).

Документом, удостоверяющим право лица на получение мер социальной поддержки, является удостоверение, выдаваемое уполномоченным Правительством РФ органом исполнительной власти (ст. 5 Закона о социальным гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию), в указанном случае таким органом является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пункты 3 и 5 Правил отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"). Порядок выдачи удостоверения определен в Правилах отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" утв. Постановление Правительства РФ от -Дата- N 634.(далее Правила)

Порядок отнесения граждан к категории получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), осуществляется на основании сведений об их проживании или прохождении военной службы в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в перечни, утверждаемые в установленном порядке. (п. 2 Правил).

Распоряжениями Правительства Российской Федерации от -Дата- N 162-р и от -Дата- N 356-р были утверждены перечни населенных пунктов ... и бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от -Дата- N 156-р).

Согласно данным перечням, населенные пункты были дифференцированы в зависимости от полученной населением суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения вследствие проведения ядерных испытаний -Дата- и -Дата-

В соответствии с п. 3 Порядка выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний не Семипалатинском полигоне, утвержденным приказом Министерства РФ по делам ГОЧС от -Дата- , для получения удостоверения граждане обращаются по месту жительства в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации с соответствующим письменным заявлением, к которому прилагаются:

паспорт гражданина Российской Федерации;

документ, подтверждающий факт проживания в населенном пункте, включенном в утвержденные Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в периоды радиационного воздействия (выписки из похозяйственных или домовых книг, архивов жилищно-эксплуатационных управлений (жилищно-коммунальных отделов), справки паспортных столов, справки, выданные архивами образовательных учреждений, или другие документы, подтверждающие факт проживания в населенных пунктах, включенных в перечни).

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от -Дата- N 960-О-П, вопрос о возможности предоставления предусмотренных ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» мер социальной поддержки в случае, если настаивающий на их получении гражданин не проживал в населенном пункте, включенном Правительством Российской Федерации в Перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, вправе разрешить суды общей юрисдикции в зависимости от фактических обстоятельств, подтверждающих либо опровергающих получение соответствующим лицом суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие проведения ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека утверждены Методические указания МУ 2.-Дата--2010 "Определение суммарных (накопленных) доз облучения лиц из населения, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" которые зарегистрированы в Министерстве юстиции -Дата-, регистрационный номер 16642.МУ введены в действие с -Дата-

В соответствии с данными Методическими указаниями определяются дозы облучения лиц из населения различного возраста за любой промежуток времени, включающий или не включающий дату локального выпадения радиоактивных продуктов испытательного ядерного взрыва.

Установленные в результате адресного применения настоящих Методических указаний оценки доз облучения конкретных лиц из населения предназначаются для вынесения официальных заключений о соответствии (несоответствии) полученных ими суммарных (накопленных) эффективных доз облучения законодательной норме, дающей право на получение установленных Федеральным законом от -Дата- N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" льгот и компенсации в порядке обеспечения гарантий социальной защиты граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Вынесение официальных заключений этого содержания в другом порядке не допускается.

В соответствии с п.2.1. Методических Указаний для определения накопленных эффективных доз облучения лиц из населения, подвергшихся радиационному воздействию испытательного ядерного взрыва, используются исходные данные пяти типов:

а) данные о ядерном взрыве и условиях его проведения;

б) данные о результатах радиационной разведки на радиоактивном следе облака ядерного взрыва за пределами границ полигона;

в) данные об условиях жизни лиц из населения;

г) дозовые коэффициенты при внешнем гамма-облучении человека, ингаляционном и пероральном поступлении радионуклидов в организм;

д) сведения о возрасте, сроках и месте (местах) проживания лиц из населения в населенных пунктах, включаемых в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Согласно п.3.1. Методических указаний определение накопленной эффективной дозы облучения конкретного лица соответствует случаю, когда это лицо в период с 1949 г. по 1963 г. непрерывно проживало только в одном из населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Если один и тот же населенный пункт подвергался воздействию в результате различных ядерных испытаний, то эффективная доза облучения лица за период его проживания в таком населенном пункте определяется от каждого ядерного испытания раздельно, а результаты суммируются. В случае, когда лицо в указанный период времени последовательно проживало в нескольких населенных пунктах, излагаемая ниже последовательность действий выполняется многократно, и определяются эффективные дозы облучения за периоды времени его проживания в каждом из населенных пунктов с учетом возраста в эти периоды времени. Суммарная (накопленная) эффективная доза облучения лица определяется суммированием эффективных доз, накопленных за периоды времени последовательного проживания в разных населенных пунктах.

На день рассмотрения дела судом органов, уполномоченных определять дозы облучения лиц из населения, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и выносить официальные заключения о соответствии (несоответствии) полученных ими суммарных (накопленных) эффективных доз облучения норме Федерального закона, дающей право на получение установленных льгот и компенсаций не имеется, однако это не является основанием для признания Методических указаний в оспариваемой части недействующими, поскольку отсутствие надлежащей процедуры реализации гражданином права, гарантированного законом, не может служить препятствием к реализации этого законного права.

В силу статьи 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Применительно к правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от -Дата- N 960-О-П, вопросы о возможности предоставления мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, могут быть решены судами общей юрисдикции в зависимости от фактических обстоятельств, подтверждающих либо опровергающих получение ими суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр). При этом исходя из того, что обязанность возмещения вреда, причиненного гражданам в результате радиационного воздействия вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, государство приняло на себя, на соответствующие государственные органы должна возлагаться процессуальная обязанность по доказыванию того обстоятельства, что полученная лицом суммарная (накопленная) эффективная доза облучения менее 5 сЗв (бэр). (Решение Верховного Суда РФ от -Дата- N ГКПИ10-1609).

Учитывая, что Радченко Н.П. в период с 1960 года по 1965 год проживал в зоне повышенного радиационного риска, а именно в ... края, а ядерные испытания на Семипалатинском полигоне были проведены -Дата-, суд приходит к выводу, что суммарная эффективная доза облучения получена истцом именно в период проживания в ....

В соответствии с определением Конституционного суда РФ «По запросу ... Думы о проверке конституционности подпункта "б" пункта 3 Правил выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" заявитель имеет право на получение соответствующего удостоверения, которое даёт право на меры социальной поддержки, установленные Федеральным законом от -Дата- № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».

Таким образом, суд полагает доказанными требования искового заявления и считает возможным удовлетворить их в полном объеме.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд.,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Радченко Николая Петровича к Министерству социальной защиты населения Удмуртской Республики, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний и понуждению к выдаче удостоверения удовлетворить.

Признать Радченко Николая Петровича подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне с получением суммарной (накопленной) дозы облучения более 5 сЗв (бэр).

Обязать Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий выдать Радченко Николаю Петровичу удостоверение, как подвергшемуся радиационному воздействию, вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца с момента составления мотивированного решения, через суд, вынесший решение.

Мотивированное решение изготовлено 12 марта 2012 года.

Судья А.В. Андриянов

2-64/2012 (2-1729/2011;) ~ М-1310/2011

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Радченко Николай Петрович
Ответчики
Министерство РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС РФ)
Министерство социальной защиты населения УР
Суд
Индустриальный районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики
Судья
Андриянов Алексей Васильевич
Дело на странице суда
industrialnyy--udm.sudrf.ru
17.05.2011Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.05.2011Передача материалов судье
20.05.2011Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.05.2011Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.05.2011Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
04.07.2011Предварительное судебное заседание
15.09.2011Производство по делу возобновлено
16.09.2011Судебное заседание
16.02.2012Производство по делу возобновлено
17.02.2012Судебное заседание
20.03.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.04.2012Дело оформлено
18.04.2012Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее