Дело № 3-24/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 января 2015 года г. Ижевск
Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
Председательствующего судьи Сентяковой Н.Н.,
при секретаре судебного заседания Садыковой А.Р.,
с участием:
представителей истца К.В.Н. – Б.Н.В. и З.С.Ю., действующих на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на один год,
представителя ответчика – Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Удмуртской Республике – М.М.Н., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на три года,
представителя третьего лица – Правительства Удмуртской Республики – К.С.В. действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению К.В.Н. к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Удмуртской Республике, Управлению Федеральной службы государственной регистрации и картографии по Удмуртской Республике об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м. в размере 396 000 рублей,
установил:
К.В.Н. (далее – истец) обратился в суд с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Удмуртской Республике (далее – ФГБУ «ФКП Росреестра»), Управлению Федеральной службы государственной регистрации и картографии по Удмуртской Республике (далее – Управление Росреестра по УР) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере его рыночной стоимости 396 000 рублей.
В обоснование своих требований указал на определение рыночной стоимости данного земельного участка в таком размере ООО «Перспектива» (отчет № от ДД.ММ.ГГГГ, подтвержденный экспертным заключением Саморегулируемой организации оценщиков «Некоммерческим партнерством Межрегиональный союз оценщиков» № от ДД.ММ.ГГГГ). Полагает, что кадастровая стоимость указанного выше земельного участка должна быть установлена в размере его рыночной стоимости.
К.В.Н. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия.
В судебном заседании представители истца Б.Н.В. и З.С.Ю. требования, изложенные в заявлении, поддержали полном объеме.
Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» М.М.Н. поддержал доводы письменных пояснений, в которых указал, что в связи с отсутствием спора о праве, данное требование должно рассматриваться в порядке особого производства.
Представитель Правительства УР К.С.В. в судебном заседании указал, что удовлетворение исковых требований повлечет уменьшение налогооблагаемой базы, что повлечет уменьшение поступлений в бюджет.
Управление Росреестра по Удмуртской Республике явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило. Из письменных пояснений Управления Росреестра по УР следует, что Управление не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку удовлетворение исковых требований не повлечет возложение на Управление каких-либо обязанностей, т.к. оно не является органом, осуществляющим кадастровый учет.
Администрация г.Ижевска о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, пояснений по заявленным требованиям не представила.
Настоящее гражданское дело рассмотрено в отсутствие истца К.В.Н., представителей Управления Росреестра по УР и Администрации г.Ижевска.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив представленные сторонами доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что истец является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., категории земель – земли населенных пунктов, с разрешенным использованием – для эксплуатации и обслуживания здания кафе, расположенного по адресу: <адрес> на основании договора купли-продажи земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно кадастровому паспорту спорного земельного участка, его кадастровая стоимость составляет 2 673 174 рублей.
Данная кадастровая стоимость установлена от удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков в разрезе кадастрового квартала <данные изъяты>, равного 8 910,58 руб./кв.м., определенного применительно к виду разрешенного использования «земельные участки, предназначенные для объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания» (пункт <данные изъяты> постановления Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года №275 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года»).
Согласно отчету ООО «Перспектива» №<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> на 1 января 2007 года определена в размере 396 000 рублей.
В соответствии с экспертным заключением Саморегулируемой организации оценщиков «НП Межрегиональный союз оценщиков» № от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанный отчет ООО «Перспектива» соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральный стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности.
Данные обстоятельства, помимо объяснений, участвующих в деле лиц, объективно подтверждаются представленными в дело соответствующими письменными доказательствами: свидетельством о государственной регистрации права собственности на земельный участок №<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, кадастровой выпиской земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №<данные изъяты>, отчетом ООО «Перспектива» № от ДД.ММ.ГГГГ, экспертным заключением Саморегулируемой организации оценщиков «НП «Межрегиональный союз оценщиков» № от ДД.ММ.ГГГГ, и сторонами не оспариваются. В том числе между сторонами нет спора о размере рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 1 января 2007 года.
Поскольку кадастровая стоимость спорного земельного участка превышает его рыночную стоимость, установленную отчетом об оценке земельного участка, подтвержденного экспертным заключением, К.В.Н. обратился с настоящим заявлением.
В соответствии с п. 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
Согласно п. 10 Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости» (ФСО № 2), утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 июля 2007 года № 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки или индивидуально для конкретного объекта недвижимости рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Таким образом, законодательство, действовавшее на момент проведения кадастровой оценки земель, по результатам которой определена кадастровая стоимость земельного участка, находящегося в собственности истца, допускало определение кадастровой стоимости объекта оценки как методами массовой оценки, так и индивидуально для конкретного объекта недвижимости (в размере рыночной его стоимости).
В связи с изложенным, суд полагает, что К.В.Н. вправе требовать определения кадастровой стоимости его земельного участка в размере его рыночной стоимости.
На основании ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами.
В силу п. 3 ст. 66 ЗК РФ в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В силу ст. 56 ГПК РФ - каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Представленные истцом доказательства исследованы и оценены в их совокупности в соответствии со ст.67 ГК РФ, являются относимыми и допустимыми.
Исходя из положений главы III.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", подзаконных актов, регулирующих порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, заявитель, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком.
Представленный К.В.Н. отчет, согласно которого рыночная стоимость спорного земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, по состоянию на 1 января 2007 года составила 396 000 рублей, в достаточной степени свидетельствует об обоснованности требований заявителя о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью.
Законность и обоснованность данного отчета подтверждена экспертным заключением, лицами участвующими в деле, в ходе рассмотрения дела указанный отчет об оценке не оспаривался.
Из части 5 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» усматривается, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном названным законом порядке документов. Поскольку в соответствии с частью 2 статьи 1 указанного закона государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом, в который в том числе вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
В настоящее время ведение государственного кадастра недвижимости в силу пункта 5.1.4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года № 457, возложено на Росреестр.
Согласно приказу Росреестра от 11 марта 2010 года № П/93 федеральные государственные учреждения «Земельная кадастровая палата» по субъектам РФ, подведомственные Росреестру, поэтапно наделяются полномочиями органа кадастрового учета.
На территории Удмуртской Республики действует филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике, осуществляющий функции органа кадастрового учета.
Учитывая, что требования заявителя сводятся к определению кадастровой стоимости земельных участков, внесенной в ГКН, посредством указания их рыночной стоимости, без оспаривания при этом достоверности установленной по результатам государственной кадастровой оценки кадастровой стоимости спорных земельных участков и без оспаривания законности нормативного акта об ее утверждении, а также принимая во внимание, что удовлетворение данных требований влечет внесение соответствующий сведений о кадастровой стоимости земельных участков в ГКН, указанные требования правомерно предъявлены к ФГБУ «ФКП Росреестра» как органу кадастрового учета. Управление Росреестра по УР является ненадлежащим ответчиком по данному делу.
С учетом изложенного суд находит исковые требования К.В.Н., заявленные к ФГБУ «ФКП Росреестра» обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление К.В.Н. к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Удмуртской Республике об установлении кадастровой стоимости земельного участка удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категории земель – земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - для эксплуатации и обслуживания здания кафе, в размере его рыночной стоимости – 396 000 рублей.
Решение является основанием для внесения Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Удмуртской Республике сведений в Государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости с момента вступления в силу судебного акта.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Верховный суд Удмуртской Республики.
Мотивированное решение изготовлено 21 января 2015 года.
Судья Верховного Суда
Удмуртской Республики Н.Н. Сентякова
Копия верна: судья