№2а-5642/17-24
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 сентября 2017 года
город Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи
М.Н. Картавых,
при секретаре
М.О.Журковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ясевой Н. В. к Государственному комитету по управлению государственным имуществом и организации закупок о признании решения, оформленное от 25.07.2017 №14551/12.4-21 незаконным, понуждении к совершению действий,
у с т а н о в и л:
Административный истец обратилась в суд с административным иском по тем основаниям, что она ДД.ММ.ГГГГ заказным письмом обратилась к административному ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления ей на праве аренды земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, находящегося в муниципальной собственности расположенного по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства, с приложением схемы расположения земельного участка на бумажном носителе и требуемых по закону документов. ДД.ММ.ГГГГ получен ответ от ДД.ММ.ГГГГ за № об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, т.к. истребуемый участок расположен на землях сельскохозяйственного назначения. Ясева Н.В. просит признать данный отказ незаконным. Обязать Государственный комитет по управлению государственным имуществом и организации закупок (далее по тексту - Государственный комитет РК) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, выдать решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В судебном заседании административный истец не участвовала, о месте и времени рассмотрения дела извещена, просила рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель административного ответчика в судебном заседании не участвовал, о месте и времени рассмотрения дела извещен, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, в удовлетворении заявленных требований отказать поскольку запрашиваемый истицей участок находится в зоне земель сельскохозяйственного назначения, где строительство жилых домов запрещено, поддерживает доводы представленные в отзыве.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Суд, учитывая выбранный заявителем способ защиты нарушенных прав, принимает решение исключительно по заявленным требованиям.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
1 января 2016 года вступил в силу Закон Республики Карелия от 29.12.2015 года № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия» (далее - Закон от 29.12.2015 № 1980-ЗРК), согласно которому органы государственной власти Республики Карелия осуществляют полномочия органов местного самоуправления по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Статьей 3 Закона от 29.12.2015 № 1980-ЗРК установлено, что данные полномочия осуществляются органом исполнительной власти Республики Карелия уполномоченным Правительством Республики Карелия.
В соответствии с абзацем 3 пункта 1, подпунктами 35-35.6 пункта 9 Положения о государственном комитете Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок, утвержденного Постановлением Правительства Республики Карелия от 25.11.2010 года № 274-П, органом исполнительной власти в Республике Карелия, который осуществляет указанные выше полномочия, является Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок. В связи с чем, на основании Распоряжения Правительства Республики Карелия от 30.12.2015 г. № 827р-П было создано Государственное казенное учреждение Республики Карелия "Управление земельными ресурсами".
Основной целью деятельности Учреждения является обеспечение реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти Республики Карелия в области распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Карелия, а также взаимодействие с органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия по вопросу распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Таким образом, полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Карелия, "Управление земельными ресурсами" не наделено, а указанные полномочия осуществляет Государственный комитет РК.
Судом установлено, что 07.07.2017 в адрес Государственного комитета РК поступило заявление Ясевой Н.В. (вх. №) о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной собственности и расположенного по адресу. <адрес>, площадью <данные изъяты> кв. м., кадастровый квартал: № в аренду для индивидуальной жилой застройки, к данному заявлению была приложена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, копии страниц паспорта гражданина Российской Федерации Ясевой Н.В., справка об инвалидности.
В результате рассмотрения заявления административным ответчиком принято решение, выраженное в письме от 25.07.2017 №14551/12.4-21 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка. Основанием для принятия данного решения послужило расположение испрашиваемого для индивидуальной жилой застройки земельного участка на землях сельскохозяйственного назначения.
Оспариваемое решение принято первым заместителем председателя Государственного комитета РК, то есть применительно к пп. 2, 3, 7 приказа Комитета № 505 от 28.05.2014, пп. 6 п. 7 его должностного регламента, надлежащим должностным лицом.
Оценивая оспариваемое решение на предмет законности, суд исходит из следующих норм права.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности установлен Главой V.l. ЗК РФ, в соответствии с положениями статьи 39.11, либо статей 39.15 и 39.17 ЗК РФ, в зависимости от цели использования испрашиваемого земельного участка.
Исходя из норм статьи 39.6 ЗК РФ, предоставление земельных участков, для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса, осуществляется без проведения торгов.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирован статьей 39.14 ЗК РФ.
Согласно такому порядку установлена необходимость подачи в уполномоченный орган (Государственный комитет Республики Карелия) заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Обязательные требования, предъявляемые к оформлению такого заявления, определены положениями пунктов 1, 2 статьи 39.15 ЗК РФ. Так, в заявлении (для физических лиц) указываются:
1) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя;
2) основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 ЗК РФ оснований;
3) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка возможно на нескольких видах прав;
4) цель использования земельного участка;
5) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
К заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются:
1) документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия;
2) схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
3) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя.
Поскольку к заявлению Ясевой Н.В. от 06.07.2017 была приложена справка серии МСЭ-2013 №, в соответствии с которой административный истец является инвалидом второй группы, в письме Комитета от 25.07.2017 было отмечено, что в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», разъяснением Верховного Суда Российской Федерации, выраженным в Определении от 04.02.2014 № 91-КГ13-7. правом на обеспечение земельными участками обладают только инвалиды, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.
В соответствии с п.2 ст.7 ЗК РФ земли, указанные в п.1 ст.7 3К РФ, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Решая вопрос о законности оспариваемого решения, суд принимает во внимание, что согласно сведениям, представленным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия также в соответствии с представленной администрацией Деревянского сельского поселения копией карты функциональных зон, испрашиваемый земельный участок расположен на землях сельскохозяйственного назначения.
Согласно ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
В соответствии с ч. 1 ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства): крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество; хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями; некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями; казачьими обществами; опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научных организаций, образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в области сельского хозяйства, и общеобразовательных организаций; общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.
Таким образом, положения ст. ст. 77, 78 ЗК РФ ограничивают перечень использования земель сельскохозяйственного назначения.
Судом установлено, что Ясева Н.В. просит предоставить ей земельный участок в аренду для индивидуальной жилой застройки без проведения торгов.
В соответствии с п. 2 ст. 16 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Целевое назначение сельскохозяйственных земель по закону сводится к их использованию только для нужд сельского хозяйства, в связи с чем на этих землях могут находиться только здания, сооружения, используемые для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, к которым жилые дома не относятся.
Законодательством не предусмотрена возможность использования земель сельскохозяйственных угодий для ведения дачного хозяйства, а также строительства, в том числе жилого дома, изменение разрешенного использования земельного участка, относящегося к землям сельскохозяйственного назначения, без изменения категории земель, в составе которых данный участок находится.
В соответствии с п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ.
В соответствии с пп. 3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам.
В соответствии с п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные ЗК РФ, другими федеральными законами.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что отказ Государственного комитета РК в предварительном согласовании предоставления земельного участка не противоречит требований законодательства и не нарушает прав административного истца, оснований для признания отказа от 25.07.2017 №14551/12.4-21 незаконным и нарушающим права административного истца, равно как и для возложения на административного ответчика обязанности утвердить схему расположения земельного участка у суда не имеется.
При таких обстоятельствах суд находит заявленные требования не подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175 - 180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административный иск Ясевой Н. В. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья М.Н. Картавых
Мотивированное решение изготовлено 08.09.2017 года.