Решение по делу № 2-3541/2014 ~ М-2987/2014 от 19.08.2014

Дело № 2-3541/13

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 октября 2014 года город Пермь

Дзержинский районный суд города Перми в составе:

председательствующего судьи Завьялова О.М.

секретаря Черемных Е.О.,

с участием старшего помощника прокурора Мотовилихинского района г. Перми Герасимовой Н.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Мотовилихинского района города Перми в интересах субъекта Российской Федерации «Пермский край» и неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Радио «Мегаполис» о возложении обязанности заключить охранное обязательство,

установил:

Прокурор Мотовилихинского района города Перми обратился с иском в интересах субъекта Российской Федерации «Пермский край» и неопределенного круга лиц к ООО «Радио «Мегаполис» об обязании в четырехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу в установленном законом порядке заключить охранное обязательство на объект культурного наследия регионального значения «...», расположенного по Адрес с Министерством культуры молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края.

Заявленные требования прокурор обосновал тем, что Дата прокуратурой Мотовилихинского района г. Перми проведена проверка исполнения законодательства об охране объектов культурного наследия в отношении собственников объекта культурного наследия регионального значения «...», расположенного по Адрес. В ходе проверки было установлено, что в соответствии с распоряжением Губернатора Пермской области от 05.12.2000 года № 713-р «О государственном учете недвижимых памятников истории и культуры Пермского края регионального значения» данное здание включено в реестр памятников архитектуры регионального значения. В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество от 08.04.2014 года собственником части помещений в указанном здании является ООО «Радио «Мегаполис». В нарушение законодательства, собственником ООО «Радио «Мегаполис»» охранное обязательство не оформлено, заявление от собственника о выдаче охранного обязательства в Министерство культуры молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края не поступало. В ходе совместной проверки было также установлено, что общее состояние объекта удовлетворительное. . Отсутствие охранного обязательства влечет невозможность проверки собственников на предмет исполнения условий, определенных в охранном обязательстве, со стороны органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия. Неполучение собственниками охранных обязательств и непринятие мер по его исполнению в дальнейшем может повлечь разрушение и утрату объекта культурного наследия, чем причинит невосполнимый урон региональному фонду культурного наследия.

В судебном заседании представитель истца на исковых требованиях настаивал по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о дате судебного заседания извещен надлежащим образом, направил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, письменный отзыв в котором просит исковые требования прокурора Мотовилихинского района г. Перми удовлетворить в полном объеме.

Ответчик ООО «Радио «Мегаполис» в судебное заседание своего представителя не направил, о дате и времени судебного заседания извещался надлежащим образом по адресам, имеющимся в материалах дела.

В силу ст. 155 Гражданского процессуального кодекса РФ разбирательство гражданского дела происходит в судебном заседании с обязательным извещением лиц.

В соответствии с ч. 1 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.

При неявке в суд лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, вопрос о возможности судебного разбирательства решается с учетом требований ст. 167 и ст. 233 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Согласно ст. 118 Гражданского процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, обязаны сообщить суду о перемене своего адреса во время производства по делу. При отсутствии такого сообщения, судебная повестка или иное судебное извещение посылаются по последнему известному суду месту жительства или месту нахождения адресата и считаются доставленными, хотя бы адресат по этому адресу более не проживает или не находится.

При возвращении почтовым отделением связи судебных повесток и извещений с отметкой «за истечением срока хранения», следует признать, что в силу ст. 14 Международного пакта «О гражданских и политических правах», гарантирующей равенство всех перед судом, неявка лица в суд по указанным основаниям есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившего ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания в порядке заочного производства.

В силу ст. 234 Гражданского процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела в порядке заочного производства суд проводит судебное заседание в общем порядке, исследует доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, учитывает их доводы и принимает решение, которое именуется заочным.

Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

На основании ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В соответствии со статьей 44 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям, каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

В соответствии со ст. 48 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.

В соответствии с распоряжением губернатора Пермской области от 05.12.2000 года № 713-р «О государственном учете недвижимых памятников истории и культуры Пермского края регионального значения», нежилое помещение – кинотеатр «Горн», расположенный по адресу: г. Пермь, ул. 1905 года, д. 2 является памятником истории Пермского края регионального значения.

В силу ст. 51 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» право пользования объектом культурного наследия, включенным в реестр, и право пользования выявленным объектом культурного наследия у физических и юридических лиц возникают: в результате приобретения права собственности на объект культурного наследия; из актов государственных органов; из договоров; из судебного решения; по иным основаниям, допускаемым Гражданским кодексом Российской Федерации.

Судом установлено, что согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от Дата одним из собственников нежилого помещения с кадастровым номером , расположенного по Адрес 2 является ООО «Радио «Мегаполис».

ООО «Радио «Мегаполис» является действующим юридическим лицом, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.

Согласно акта проверки исполнения законодательства об охране объектов культурного наследия в отношении собственников объекта культурного наследия регионального значения регионального значения «...» от Дата, проведенной прокуратурой Мотовилихинского района г. Перми, проверкой установлено, что ..., без получения разрешения Министерства культуры молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края. Кроме того, в нарушение норм законодательства на объекте отсутствует надпись и обозначение, содержащие информацию об объекте культурного наследия.

В соответствии с п. 3 ст. 48 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований данного Федерального закона.

В силу п. 1 ст. 33 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

В Преамбуле Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» отмечено, что объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятники истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Приказом Минкультуры СССР от 13.05.1986 года № 203 утверждена Инструкция о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, которая определяет порядок осуществления мероприятий по государственному учету, охране, использованию и реставрации недвижимых памятников истории и культуры.

В соответствии с п. 72 Инструкции порядок и условия использования памятников истории и культуры устанавливаются государственными органами охраны памятников и определяются для каждого памятника, находящегося в пользовании или собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан, соответствующим охранным документом: охранно-арендным договором, охранным договором или охранным обязательством. Согласно п. 78 данной Инструкции пользователь (собственник) обязан оформить в государственном органе охраны памятников соответствующий охранный документ в месячный срок после получения в пользование (собственность) памятника.

Для памятников истории и культуры установлен особый правовой режим, заключающийся в том, что для каждого из них устанавливаются порядок и условия использования. Данный порядок устанавливается государственными органами охраны памятников в соответствующем охранном документе: охранно-арендном договоре, охранном договоре или охранном обязательстве (п. 59 Положения об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 16.09.1982 года № 865, а также п. 72 Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной приказом Министерства культуры СССР от 13.05.1986 года № 203). Указанными нормативно-правовыми актами предусмотрено, в каких случаях заключается охранно-арендный договор, а в каких охранное обязательство или охранный договор.

Обязанность собственника памятника истории и культуры в месячный срок после получения в пользование (собственность) памятника оформить соответствующий охранный документ в государственном органе охраны памятников предусмотрена пунктом 78 названной Инструкции.

Охранное обязательство пользователя объектом культурного наследия должно включать в себя требования к содержанию объекта культурного наследия, условиям доступа к нему граждан, порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ по его сохранению, а также иные требования, которые обеспечивают сохранность данного объекта и являются ограничениями (обременениями) права пользования данным объектом.

В соответствии с Положением об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденным Постановлением Совмина СССР от 16.09.1982 года № 865, собственники объектов культурного наследия обязаны заключать в отношении названных объектов охранные обязательства.

Пунктом 4 ст. 48 указанного от 25.06.2002 года № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» установлено, что при государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования.

Охранное обязательство собственника объекта культурного наследия регионального значения оформляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия) и объектов культурного наследия регионального значения; местной администрацией муниципального образования - в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.

Согласно Постановления Правительства Пермского края от 27.01.2012 года № 39-п «О передаче Министерству культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края функций в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия и утверждении Положения о Государственной инспекции по контролю за объектами культурного наследия Пермского края» органом исполнительной власти Пермского края, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, является Министерство культуры молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края.

Собственники объектов, входящих в состав объекта культурного наследия, в силу закона обязаны принять на себя обязательства по сохранению объекта культурного наследия, которые указываются в охранном обязательстве пользователя объекта культурного наследия.

Таким образом, ООО «Радио «Мегаполис», как собственник объекта культурного наследия должно нести бремя его содержания, в том числе обязанности по его сохранению в силу прямого указания Федерального закона. Объем таких обязанностей устанавливается охранным обязательством, заключаемым с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия.

В ходе проверки установлено, что в нарушение положений законодательства об охране объектов культурного наследия, собственником нежилого помещения, расположенного по Адрес, а именно ООО «Радио «Мегаполис» охранное обязательство не оформлено, заявление от собственника о выдаче охранного обязательства в Министерство культуры молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края не поступало.

Данные факты свидетельствуют о ненадлежащем исполнении обязанностей собственниками объекта, в том числе ООО «Радио «Мегаполис», по его содержанию и сохранению. Отсутствие охранного обязательства влечет невозможность проверки собственников на предмет исполнения условий, определенных в охранном обязательстве, со стороны органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что на ответчиков должна быть возложена обязанность заключить с Министерством культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края охранное обязательство на объект культурного наследия «...», расположенный по Адрес.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые прокурора Мотовилихинского района г. Перми к Обществу с ограниченной ответственностью «Радио «Мегаполис» - удовлетворить.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Радио «Мегаполис» (ИНН ...) в четырехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу в установленном законом порядке заключить охранное обязательство на объект культурного наследия регионального значения «...», расположенного по Адрес, с Министерством культуры молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение семи дней со дня вручения копии этого решения.

Заочное решение может быть также обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми в течение месяца по истечении срока подачи ответчиками заявления об отмене этого решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда от отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья – О.М. Завьялов

2-3541/2014 ~ М-2987/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Мотовилихинского района г. Перми
Ответчики
Радио Мегаполис ООО
Суд
Дзержинский районный суд г. Перми
Судья
Завьялов О.М.
Дело на странице суда
dzerjin--perm.sudrf.ru
19.08.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.08.2014Передача материалов судье
20.08.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.08.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.08.2014Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
24.09.2014Предварительное судебное заседание
24.09.2014Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
23.10.2014Предварительное судебное заседание
23.10.2014Судебное заседание
29.10.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.10.2014Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
31.10.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.10.2014Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее