Мотивированное решение изготовлено 08 октября 2018 года.
Дело № 2-1712/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 октября 2018 года ЗАТО г. Североморск
Североморский районный суд Мурманской области
в составе председательствующего судьи Фоминой Е.А.,
при секретаре Павловой В.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Думиной Р.П. к Администрации ЗАТО *** о признании права на включение в подпрограмму «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015- 2020 годы»,
УСТАНОВИЛ:
Думина Р.П., действуя через представителя по доверенности Миронюка В.М., обратилась в суд с иском к ответчику на включение в подпрограмму «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015- 2020 годы».
В обоснование иска указано, что истица состоит на учете граждан, претендующих на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами ЗАТО г Североморск путем выдачи ГЖС, встала на указный учет до 01 января 2015 года.
11 августа 2017 года Миронюком В.М. в интересах Думиной Р.П. подано заявление в Администрацию муниципального образования ЗАТО г.Североморск на признание ее участником подпрограммы «Выполнение -государственных- обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 :годы. утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 №1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2015 - 2020 годы» (далее - Подпрограмма).
На данное обращение получен ответ Администрации муниципального образования ЗАТО г.Североморск от 28 августа 2017 года, которым Думиной Р.П. во включение в состав участников подпрограммы отказано, поскольку она не имеет в собственности либо на основании договора социального найма жилого помещения, которое могла бы передать в собственность муниципального образования.
В обоснование доводов о несогласии с данным ответом, указал, что на момент постановки Думиной Р.П. на учет и до вступления в силу Федерального закона от 29.12.2014 № 454 ФЗ «О внесении изменений в закон Российской федерации «О закрытом административно- территориальном образовании», положения законодательства, согласно которым реализация права граждан на получение ГЖС напрямую связана с дачей обязательства об освобождении занимаемого ими и членами их семьи занимаемого жилого помещения не действовали.
Кроме того, постоянно действующая комиссия по организации работы по оформлению и предоставлению социальных выплат граждан, подлежащих переселению из ЗАТО г. Североморск заявление Думиной Р.П., представленные ей документы, а также учетное дело истца не рассматривала.
С учетом приведенных обстоятельств, просил признать за Думиной Р.П. право на включение ее в состав участников подпрограммы «Выполнение -государственных- обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 :годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 №1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2015- 2020 годы», включить ее в состав участников Подпрограммы, а также обязать отдел по распределению жилой площади и переселению из ЗАТО г.Североморск выдать Думиной Р.П. ГЖС для приобретения жилого помещения за границам ЗАТО г.Североморск.
Истица в судебные заседания не прибыла, воспользовавшись правом на ведение дела через представителя в порядке ст. 48 ГПК РФ.
Представитель истца Миронюк В.М. в судебных заседаниях в целом поддержал требования по доводам иска, просил удовлетворить, указав, что у истца действительно не имеется жилого помещения, в котором она проживала бы на основании договора социального найма, либо принадлежащего ей на праве собственности. Жилое помещение, в котором она в настоящее время проживает- по адресу: *** принадлежит на праве собственности ее внучке- ФИО2 в результате приватизации, в нем зарегистрированы также иные члены ее семьи.
Не поддержал требования, изложенные в п.3 просительной части искового заявления о возложении обязанности выдать истице ГЖС, о чем представил соответствующее заявление.
Представитель ответчика – Администрации ЗАТО г.Североморск Шамшутдинов Р.Ш. в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, поддержав позицию, изложенную в письменном пояснении на иск, указал, что основания для отказа в признании Думиной Р.П. участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2015 - 2020 годы» явилось то обстоятельство, что истица не имеет в собственности жилых помещений, а также жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, которое при получении государственного жилищного сертификата она могла бы сдать или безвозмездно передать в собственность муниципального образования. При этом пояснил, что Думина Р.П. состоит на учете граждан в целях получения жилого помещения за пределами ЗАТО г.Североморска составом семьи 1 человек, с указанного учета ее никто не снимал, ее право состоять на учете ответчиком не оспаривается.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора- ФИО2, ФИО1, ФИО5, извещенные о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не прибыли.
Согласно телефонограмме от 18.09.2018 года ФИО1 сообщила, что на данный момент находится на территории Беларуси, проживать ее матери в *** не представляется возможным, так как в указанной квартире проживает дочь с супругом и детьми. Постоянного места жительства Думина Р.П. не имеет. Исковые требования Думиной Р.П. поддерживает в полном объеме.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, материалы учетного дела Думиной Раисы Петровны, суд находит иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Статьей 7 Закона Российской Федерации от 14.07.1992 № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» (в ред. Федерального закона от 28.11.1996 № 144-ФЗ), действующей на момент постановки истца на учет граждан, подлежащих переселению из ЗАТО г.Североморск, было установлено, что проживание или работа граждан в условиях особого режима закрытого административно-территориального образования подлежат общей социальной компенсации.
Общая социальная компенсация включает повышенный уровень бюджетной обеспеченности населения, меры социальной защиты, льготы в оплате труда, государственном страховании и гарантии занятости.
Меры общей социальной компенсации устанавливаются федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 7 Закона Российской Федерации от 14.07.1992 № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» (в ред. Федерального закона от 28.11.1996 № 144-ФЗ), если согласно условиям особого режима закрытого административно-территориального образования в нем ограничено дальнейшее проживание граждан, утративших производственную, служебную связь с предприятиями и (или) объектами, то вопросы их переселения и обеспечения жильем решаются по согласованию с ними соответствующими предприятием, объектом, министерством или ведомством, в том числе за счет средств, выделяемых Правительством Российской Федерации на эти цели, с последующей передачей этих средств в порядке долевого участия на строительство органам местного самоуправления в местах предполагаемого расселения.
Граждане, переезжающие на другое место жительства, получают компенсацию за сданное ими в федеральную или муниципальную собственность жилье по сложившимся в данном регионе ценам за один квадратный метр жилой площади либо обеспечиваются жильем по установленным нормам на новом месте жительства в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
В рамках реализации положений указанного Закона принято Постановление Правительства РФ от 11.01.2001 № 23 «Об обеспечении жильем граждан, переезжающих из закрытых административно-территориальных образований на новое место жительства, или выплате компенсаций этим гражданам» (в редакции от 23.12.2009), действующей на момент постановки истца на учет граждан, подлежащих переселению из ЗАТО г. Североморск.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 11.01.2001 № 23 было предусмотрено, что решение о переселении на новое место жительства и обеспечении жильем граждан, утративших служебную связь с организацией (объектом), расположенной в закрытом административно-территориальном образовании, проживание на территории которого ограничивается условиями особого режима безопасного функционирования, и не имеющих жилья за пределами этого административно-территориального образования (далее именуются - граждане), принимается по согласованию с ними соответствующей организацией (объектом) или федеральным органом исполнительной власти совместно с органом местного самоуправления.
В соответствии с п. 5 данного нормативно-правового акта решения о постановке на учет граждан, желающих выехать на новое место жительства из закрытого административно-территориального образования, и обеспечении их жильем принимаются в соответствии с законодательством Российской Федерации и оформляются соответствующим актом комиссии, состав которой утверждается руководителем органа местного самоуправления закрытого административно-территориального образования.
Пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 11.01.2001 № 23 было установлено, что обеспечение жильем граждан, переезжающих из закрытого административно-территориального образования, за счет средств федерального бюджета и бюджета административно-территориального образования осуществляется при условии сдачи органу местного самоуправления административно-территориального образования занимаемого ими муниципального жилья или добровольного отчуждения в пользу указанного органа местного самоуправления жилья, принадлежащего гражданам на праве собственности и расположенного в этом закрытом административно-территориальном образовании.
Из представленных в материалы дела доказательств усматривается, что Думина Р.П. с *** принята на учет граждан, подлежащих переселению из ЗАТО г. Североморск.
На момент подачи заявления о принятии ее на соответствующий учет истцом представлены документы, подтверждающие стаж работы в районах Крайнего Севера (копия трудовой книжки, копия пенсионного удостоверения), а также справка по форме № 9 о проживании в жилом помещении на территории ЗАТО г. Североморск.
01.01.2015 вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2014 № 454-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О закрытом административно-территориальном образовании», в статью 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и об обеспечении мер государственной поддержки в отношении отдельных категорий граждан», пунктом 1 статьи 3 которого установлено, что граждане, поставленные на учет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в порядке, предусмотренном правительством Российской Федерации, в целях их переселения из закрытого административно-территориального образования, сохраняют право состоять на данном учете до получения социальной выплаты.
В силу пункта 2 статьи 3 Федеральный закон от 29.12.2014 № 454-ФЗ вопрос о предоставлении социальной выплаты гражданам, поставленным на учет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в целях их переселения из закрытого административно-территориального образования, решается в порядке очередности исходя из времени принятия решения о постановке их на указанный учет.
Из совокупности приведенных правовых норм следует, что граждане, поставленные на учет до дня вступления в силу Федерального закона от 29.12.2014 № 454-ФЗ в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации, сохраняют право состоять на данном учете до получения социальной выплаты в очередности исходя из времени принятия решения о постановке их на указанный учет.
Право Думиной Р.П. состоять на учете в целях переселения из закрытого административно-территориального образования и претендовать на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения стороной ответчика не оспаривается.
В силу ст. 2 Закона Российской Федерации «О закрытом административно-территориальном образовании» (в новой редакции) на территории закрытого административно-территориального образования осуществляется государственная поддержка граждан, указанных в пункте 2.1 настоящей статьи, желающих выехать на новое место жительства из закрытого административно-территориального образования, путем предоставления им социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами закрытого административно-территориального образования (далее - социальная выплата).
При этом в соответствии со ст. 2.1 Закона Российской Федерации «О закрытом административно-территориальном образовании» право гражданина на получение социальной выплаты подтверждается государственным жилищным сертификатом, являющимся именным документом, выдаваемым в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Предоставление государственного жилищного сертификата осуществляется при условии подписания гражданином и всеми совершеннолетними членами его семьи обязательства о расторжении договора социального найма жилого помещения, договора найма специализированного жилого помещения или обязательства о заключении договора о безвозмездном отчуждении в муниципальную собственность жилого помещения, принадлежащего гражданину и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений.
Отчуждению в муниципальную собственность подлежат все жилые помещения, принадлежащие гражданину и (или) членам его семьи на праве собственности.
Исполнение указанных обязательств осуществляется в течение двух месяцев со дня приобретения гражданином жилого помещения за счет социальной выплаты.
В рамках реализации предусмотренных Законом РФ «О закрытом административно-территориальном образовании» гарантий Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы» (далее Правила).
В силу пп. «к» п. 5 Правил, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане Российской Федерации, подлежащие переселению из закрытых административно-территориальных образований и территорий, ранее входивших в границы закрытых административно-территориальных образований, имеющие право на получение социальной выплаты в указанных целях в соответствии с пунктами 2.1, 2.3 и 2.9 статьи 7 Закона Российской Федерации «О закрытом административно-территориальном образовании» и частью 1 статьи 3 Федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О закрытом административно-территориальном образовании», в статью 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и об обеспечении мер государственной поддержки в отношении отдельных категорий граждан» и состоящие на учете граждан, претендующих на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами закрытого административно-территориального образования, либо поставленные до 1 января 2015 г. на учет в целях переселения из закрытого административно-территориального образования.
11 августа 2017 года Миронюком В.М. в интересах Думиной Р.П. подано заявление в Администрацию муниципального образования ЗАТО г.Североморск на признание ее участником подпрограммы «Выполнение -государственных- обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 №1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2015 - 2020 годы»
Письмом Администрации муниципального образования ЗАТО г.Североморск от 28 августа 2018 года №1708 Думной Р.П. отказано признании ее участником Подпрограммы, поскольку истец не имеет возможности предоставить обязательство о расторжении договора социального найма жилого помещения и об освобождении занимаемого жилого помещения, либо о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности жилого помещения в государственную (муниципальную) собственность.
Полагая данный отказ незаконными, нарушающими ее конституционные права, истца, действуя через своего представителя, обратилась с данным иском в суд.
Оценивая право Думной Р.П. на включение ее в состав участников подпрограммы «Выполнение -государственных- обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, суд исходит из следующего.
Судом установлено из материалов учетного дела Думиной Р.П., что она на момент постановки на учет в отделе по распределению жилой площади и переселению администрации ЗАТО *** в целях получения жилого помещения на пределами ЗАТО г. Североморск истец проживала в двухкомнатной муниципальной квартире, расположенной по адресу: ***А, ***, нанимателем которой являлась ее дочь ФИО1.
06 февраля 2013 года указанное жилое помещение ФИО1 приватизировано и впоследствии продано.
С 23 августа 2013 года Думина Р.П. зарегистрирована по месту жительства в *** в ***, собственниками которой являются ФИО2, *** года рождения (внучка истца) и ФИО3, *** года рождения.
Помимо истца в указанном жилом помещении по месту жительства зарегистрированы еще пять человек (ФИО1, ФИО2, ФИО4, ФИО3, ФИО5), из которых лишь один – дочь ФИО1 в соответствии с пунктом 2.1 статьи 7 Закона о ЗАТО является членом семьи истца, как гражданина, претендующего на предоставление социальной выплаты для приобретения жилого помещения за пределами ЗАТО.
Остальные совместно проживающие с истцом граждане членом семьи Думиной Р.П. в установленном порядке не признаны.
Более того, из представленной в материла дела справке по форме *** в отношении жилого помещения по адресу *** можно сделать вывод, что Думина Р.П. вселена в указанное жилое помещение с согласия совершеннолетнего собственника – внучки ФИО2
Из искового заявления следует, что указанные лица участвовать в подпрограмме «Выполнение -государственных- обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы» совместно с истцом не намерены, а, следовательно, Думина Р.П. не может принять на себя обязательство по отчуждению в муниципальную собственность занимаемого ими жилого помещения (*** в ***).
В соответствие с пунктом 16.3. Правил предоставление сертификата, в случае если гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи не принято обязательство о расторжении договора социального найма и об освобождении занимаемого ими жилого помещения, выдача сертификата указанному гражданину не производится.
В соответствии с п. 16(4) Правил предоставление сертификата гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпункте «к» пункта 5 Правил, осуществляется при условии подписания указанными гражданами и всеми совершеннолетними членами их семей обязательства о расторжении договора социального найма жилого помещения, договора найма специализированного жилого помещения или обязательства о заключении договора о безвозмездном отчуждении в муниципальную собственность жилого помещения, принадлежащего гражданину и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений. Отчуждению в муниципальную собственность подлежат все жилые помещения, принадлежащие гражданину и (или) членам его семьи на праве собственности.
В силу пункта 44 Правил для получения сертификата гражданин - участник подпрограммы представляет, в уполномоченный орган в числе предусмотренных данными Правилами документов обязательство о расторжении договора социального найма жилого помещения, договора найма специализированного жилого помещения или обязательство о заключении договора о безвозмездном отчуждении в муниципальную собственность жилого помещения, принадлежащего гражданину и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений (далее – обязательство) по формам, установленным государственным заказчиком подпрограммы, - в случае, указанном в пункте 16(4) Правил.
Согласно пункта 44(1) Правил в случае непредставления или неполного представления документов, указанных в пункте 44 Правил, а также выявления недостоверности сведений, содержащихся в заявлении, сертификат не выдается.
Проанализировав указанные выше положения закона, суд приходит к выводу о том, что реализация права граждан на получение государственного жилищного сертификата напрямую связана с дачей обязательства об освобождении занимаемого им и членами его семьи жилого помещения, что при указанных обстоятельствах, в том числе напрямую затрагивает особый режим закрытого административно-территориального образования, меры государственной поддержки граждан, проживающих и работающих в закрытом административно-территориальном образовании, а также особенности организации местного самоуправления в закрытом административно-территориальном образовании.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что к заявлению от 11 августа 2017 года Думиной Р.П. не представлено обязательство о передаче в муниципальную собственность жилого помещения, либо об освобождении жилого помещения, что в силу требований пункта 2.7 статьи 7 Закона о ЗАТО и пункта 16(4) Правил, является неотъемлемым условием участия в Подпрограмме, ответчиком правомерно принято решение об отказе во включении ее в состав участников подпрограммы «Выполнение -государственных- обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы.
Довод представителя истца со ссылкой на пункт 1 статьи 3 Федеральным законом от 29.12.2014 № 454-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О закрытом административно-территориальном образовании», согласно которого граждане, поставленные на учет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации, в целях их переселения из закрытого административного территориального образования, сохраняют право состоять на данном учете до получения социальной выплаты, для рассматриваемого спора правого значения не имеет, так как с учета граждан, претендующих на предоставление жилых помещений за пределами ЗАТО г.Североморск, истец не снималась, что подтвердили в судебном заседании представители ответчика.
Иные доводы стороны истца, с учетом характера спорных правоотношений, правового значения для разрешения настоящего спора не имеют, судом не рассматриваются.
Учитывая изложенное, суд, отказывает в удовлетворении иска в полном объеме.
Суд рассматривает спор на основании представленных сторонами доказательств, с учетом положений ст.56 ГПК РФ, и в пределах заявленных исковых требований.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Думиной Р.П. к Администрации ЗАТО г. Североморск о признании права на включение в подпрограмму « Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015- 2020 годы» -оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Североморский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Е.А.Фомина