Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1712/2018 ~ М-1513/2018 от 17.08.2018

Мотивированное решение изготовлено 08 октября 2018 года.

Дело № 2-1712/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 октября 2018 года                         ЗАТО г. Североморск

Североморский районный суд Мурманской области

в составе председательствующего судьи Фоминой Е.А.,

при секретаре Павловой В.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Думиной Р.П. к Администрации ЗАТО *** о признании права на включение в подпрограмму «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015- 2020 годы»,

УСТАНОВИЛ:

Думина Р.П., действуя через представителя по доверенности Миронюка В.М., обратилась в суд с иском к ответчику на включение в подпрограмму «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015- 2020 годы».

В обоснование иска указано, что истица состоит на учете граждан, претендующих на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами ЗАТО г Североморск путем выдачи ГЖС, встала на указный учет до 01 января 2015 года.

11 августа 2017 года Миронюком В.М. в интересах Думиной Р.П. подано заявление в Администрацию муниципального образования ЗАТО г.Североморск на признание ее участником подпрограммы «Выполнение -государственных- обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 :годы. утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 №1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2015 - 2020 годы» (далее - Подпрограмма).

На данное обращение получен ответ Администрации муниципального образования ЗАТО г.Североморск от 28 августа 2017 года, которым Думиной Р.П. во включение в состав участников подпрограммы отказано, поскольку она не имеет в собственности либо на основании договора социального найма жилого помещения, которое могла бы передать в собственность муниципального образования.

В обоснование доводов о несогласии с данным ответом, указал, что на момент постановки Думиной Р.П. на учет и до вступления в силу Федерального закона от 29.12.2014 № 454 ФЗ «О внесении изменений в закон Российской федерации «О закрытом административно- территориальном образовании», положения законодательства, согласно которым реализация права граждан на получение ГЖС напрямую связана с дачей обязательства об освобождении занимаемого ими и членами их семьи занимаемого жилого помещения не действовали.

Кроме того, постоянно действующая комиссия по организации работы по оформлению и предоставлению социальных выплат граждан, подлежащих переселению из ЗАТО г. Североморск заявление Думиной Р.П., представленные ей документы, а также учетное дело истца не рассматривала.

С учетом приведенных обстоятельств, просил признать за Думиной Р.П. право на включение ее в состав участников подпрограммы «Выполнение -государственных- обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 :годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 №1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2015- 2020 годы», включить ее в состав участников Подпрограммы, а также обязать отдел по распределению жилой площади и переселению из ЗАТО г.Североморск выдать Думиной Р.П. ГЖС для приобретения жилого помещения за границам ЗАТО г.Североморск.

Истица в судебные заседания не прибыла, воспользовавшись правом на ведение дела через представителя в порядке ст. 48 ГПК РФ.

Представитель истца Миронюк В.М. в судебных заседаниях в целом поддержал требования по доводам иска, просил удовлетворить, указав, что у истца действительно не имеется жилого помещения, в котором она проживала бы на основании договора социального найма, либо принадлежащего ей на праве собственности. Жилое помещение, в котором она в настоящее время проживает- по адресу: *** принадлежит на праве собственности ее внучке- ФИО2 в результате приватизации, в нем зарегистрированы также иные члены ее семьи.

Не поддержал требования, изложенные в п.3 просительной части искового заявления о возложении обязанности выдать истице ГЖС, о чем представил соответствующее заявление.

Представитель ответчика – Администрации ЗАТО г.Североморск Шамшутдинов Р.Ш. в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, поддержав позицию, изложенную в письменном пояснении на иск, указал, что основания для отказа в признании Думиной Р.П. участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2015 - 2020 годы» явилось то обстоятельство, что истица не имеет в собственности жилых помещений, а также жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, которое при получении государственного жилищного сертификата она могла бы сдать или безвозмездно передать в собственность муниципального образования. При этом пояснил, что Думина Р.П. состоит на учете граждан в целях получения жилого помещения за пределами ЗАТО г.Североморска составом семьи 1 человек, с указанного учета ее никто не снимал, ее право состоять на учете ответчиком не оспаривается.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора- ФИО2, ФИО1, ФИО5, извещенные о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не прибыли.

Согласно телефонограмме от 18.09.2018 года ФИО1 сообщила, что на данный момент находится на территории Беларуси, проживать ее матери в *** не представляется возможным, так как в указанной квартире проживает дочь с супругом и детьми. Постоянного места жительства Думина Р.П. не имеет. Исковые требования Думиной Р.П. поддерживает в полном объеме.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, материалы учетного дела Думиной Раисы Петровны, суд находит иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Статьей 7 Закона Российской Федерации от 14.07.1992 № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» (в ред. Федерального закона от 28.11.1996 № 144-ФЗ), действующей на момент постановки истца на учет граждан, подлежащих переселению из ЗАТО г.Североморск, было установлено, что проживание или работа граждан в условиях особого режима закрытого административно-территориального образования подлежат общей социальной компенсации.

Общая социальная компенсация включает повышенный уровень бюджетной обеспеченности населения, меры социальной защиты, льготы в оплате труда, государственном страховании и гарантии занятости.

Меры общей социальной компенсации устанавливаются федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации.

В силу ч. 2 ст. 7 Закона Российской Федерации от 14.07.1992 № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» (в ред. Федерального закона от 28.11.1996 № 144-ФЗ), если согласно условиям особого режима закрытого административно-территориального образования в нем ограничено дальнейшее проживание граждан, утративших производственную, служебную связь с предприятиями и (или) объектами, то вопросы их переселения и обеспечения жильем решаются по согласованию с ними соответствующими предприятием, объектом, министерством или ведомством, в том числе за счет средств, выделяемых Правительством Российской Федерации на эти цели, с последующей передачей этих средств в порядке долевого участия на строительство органам местного самоуправления в местах предполагаемого расселения.

Граждане, переезжающие на другое место жительства, получают компенсацию за сданное ими в федеральную или муниципальную собственность жилье по сложившимся в данном регионе ценам за один квадратный метр жилой площади либо обеспечиваются жильем по установленным нормам на новом месте жительства в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

В рамках реализации положений указанного Закона принято Постановление Правительства РФ от 11.01.2001 № 23 «Об обеспечении жильем граждан, переезжающих из закрытых административно-территориальных образований на новое место жительства, или выплате компенсаций этим гражданам» (в редакции от 23.12.2009), действующей на момент постановки истца на учет граждан, подлежащих переселению из ЗАТО г. Североморск.

Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 11.01.2001 № 23 было предусмотрено, что решение о переселении на новое место жительства и обеспечении жильем граждан, утративших служебную связь с организацией (объектом), расположенной в закрытом административно-территориальном образовании, проживание на территории которого ограничивается условиями особого режима безопасного функционирования, и не имеющих жилья за пределами этого административно-территориального образования (далее именуются - граждане), принимается по согласованию с ними соответствующей организацией (объектом) или федеральным органом исполнительной власти совместно с органом местного самоуправления.

В соответствии с п. 5 данного нормативно-правового акта решения о постановке на учет граждан, желающих выехать на новое место жительства из закрытого административно-территориального образования, и обеспечении их жильем принимаются в соответствии с законодательством Российской Федерации и оформляются соответствующим актом комиссии, состав которой утверждается руководителем органа местного самоуправления закрытого административно-территориального образования.

Пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 11.01.2001 № 23 было установлено, что обеспечение жильем граждан, переезжающих из закрытого административно-территориального образования, за счет средств федерального бюджета и бюджета административно-территориального образования осуществляется при условии сдачи органу местного самоуправления административно-территориального образования занимаемого ими муниципального жилья или добровольного отчуждения в пользу указанного органа местного самоуправления жилья, принадлежащего гражданам на праве собственности и расположенного в этом закрытом административно-территориальном образовании.

Из представленных в материалы дела доказательств усматривается, что Думина Р.П. с *** принята на учет граждан, подлежащих переселению из ЗАТО г. Североморск.

На момент подачи заявления о принятии ее на соответствующий учет истцом представлены документы, подтверждающие стаж работы в районах Крайнего Севера (копия трудовой книжки, копия пенсионного удостоверения), а также справка по форме № 9 о проживании в жилом помещении на территории ЗАТО г. Североморск.

01.01.2015 вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2014 № 454-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О закрытом административно-территориальном образовании», в статью 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и об обеспечении мер государственной поддержки в отношении отдельных категорий граждан», пунктом 1 статьи 3 которого установлено, что граждане, поставленные на учет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в порядке, предусмотренном правительством Российской Федерации, в целях их переселения из закрытого административно-территориального образования, сохраняют право состоять на данном учете до получения социальной выплаты.

В силу пункта 2 статьи 3 Федеральный закон от 29.12.2014 № 454-ФЗ вопрос о предоставлении социальной выплаты гражданам, поставленным на учет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в целях их переселения из закрытого административно-территориального образования, решается в порядке очередности исходя из времени принятия решения о постановке их на указанный учет.

Из совокупности приведенных правовых норм следует, что граждане, поставленные на учет до дня вступления в силу Федерального закона от 29.12.2014 № 454-ФЗ в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации, сохраняют право состоять на данном учете до получения социальной выплаты в очередности исходя из времени принятия решения о постановке их на указанный учет.

Право Думиной Р.П. состоять на учете в целях переселения из закрытого административно-территориального образования и претендовать на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения стороной ответчика не оспаривается.

В силу ст. 2 Закона Российской Федерации «О закрытом административно-территориальном образовании» (в новой редакции) на территории закрытого административно-территориального образования осуществляется государственная поддержка граждан, указанных в пункте 2.1 настоящей статьи, желающих выехать на новое место жительства из закрытого административно-территориального образования, путем предоставления им социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами закрытого административно-территориального образования (далее - социальная выплата).

При этом в соответствии со ст. 2.1 Закона Российской Федерации «О закрытом административно-территориальном образовании» право гражданина на получение социальной выплаты подтверждается государственным жилищным сертификатом, являющимся именным документом, выдаваемым в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Предоставление государственного жилищного сертификата осуществляется при условии подписания гражданином и всеми совершеннолетними членами его семьи обязательства о расторжении договора социального найма жилого помещения, договора найма специализированного жилого помещения или обязательства о заключении договора о безвозмездном отчуждении в муниципальную собственность жилого помещения, принадлежащего гражданину и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений.

Отчуждению в муниципальную собственность подлежат все жилые помещения, принадлежащие гражданину и (или) членам его семьи на праве собственности.

Исполнение указанных обязательств осуществляется в течение двух месяцев со дня приобретения гражданином жилого помещения за счет социальной выплаты.

В рамках реализации предусмотренных Законом РФ «О закрытом административно-территориальном образовании» гарантий Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы» (далее Правила).

В силу пп. «к» п. 5 Правил, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане Российской Федерации, подлежащие переселению из закрытых административно-территориальных образований и территорий, ранее входивших в границы закрытых административно-территориальных образований, имеющие право на получение социальной выплаты в указанных целях в соответствии с пунктами 2.1, 2.3 и 2.9 статьи 7 Закона Российской Федерации «О закрытом административно-территориальном образовании» и частью 1 статьи 3 Федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О закрытом административно-территориальном образовании», в статью 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и об обеспечении мер государственной поддержки в отношении отдельных категорий граждан» и состоящие на учете граждан, претендующих на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами закрытого административно-территориального образования, либо поставленные до 1 января 2015 г. на учет в целях переселения из закрытого административно-территориального образования.

11 августа 2017 года Миронюком В.М. в интересах Думиной Р.П. подано заявление в Администрацию муниципального образования ЗАТО г.Североморск на признание ее участником подпрограммы «Выполнение -государственных- обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 №1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2015 - 2020 годы»

Письмом Администрации муниципального образования ЗАТО г.Североморск от 28 августа 2018 года №1708 Думной Р.П. отказано признании ее участником Подпрограммы, поскольку истец не имеет возможности предоставить обязательство о расторжении договора социального найма жилого помещения и об освобождении занимаемого жилого помещения, либо о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности жилого помещения в государственную (муниципальную) собственность.

Полагая данный отказ незаконными, нарушающими ее конституционные права, истца, действуя через своего представителя, обратилась с данным иском в суд.

Оценивая право Думной Р.П. на включение ее в состав участников подпрограммы «Выполнение -государственных- обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, суд исходит из следующего.

Судом установлено из материалов учетного дела Думиной Р.П., что она на момент постановки на учет в отделе по распределению жилой площади и переселению администрации ЗАТО *** в целях получения жилого помещения на пределами ЗАТО г. Североморск истец проживала в двухкомнатной муниципальной квартире, расположенной по адресу: ***А, ***, нанимателем которой являлась ее дочь ФИО1.

06 февраля 2013 года указанное жилое помещение ФИО1 приватизировано и впоследствии продано.

С 23 августа 2013 года Думина Р.П. зарегистрирована по месту жительства в *** в ***, собственниками которой являются ФИО2, *** года рождения (внучка истца) и ФИО3, *** года рождения.

Помимо истца в указанном жилом помещении по месту жительства зарегистрированы еще пять человек (ФИО1, ФИО2, ФИО4, ФИО3, ФИО5), из которых лишь один – дочь ФИО1 в соответствии с пунктом 2.1 статьи 7 Закона о ЗАТО является членом семьи истца, как гражданина, претендующего на предоставление социальной выплаты для приобретения жилого помещения за пределами ЗАТО.

Остальные совместно проживающие с истцом граждане членом семьи Думиной Р.П. в установленном порядке не признаны.

Более того, из представленной в материла дела справке по форме *** в отношении жилого помещения по адресу *** можно сделать вывод, что Думина Р.П. вселена в указанное жилое помещение с согласия совершеннолетнего собственника – внучки ФИО2

Из искового заявления следует, что указанные лица участвовать в подпрограмме «Выполнение -государственных- обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы» совместно с истцом не намерены, а, следовательно, Думина Р.П. не может принять на себя обязательство по отчуждению в муниципальную собственность занимаемого ими жилого помещения (*** в ***).

В соответствие с пунктом 16.3. Правил предоставление сертификата, в случае если гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи не принято обязательство о расторжении договора социального найма и об освобождении занимаемого ими жилого помещения, выдача сертификата указанному гражданину не производится.

В соответствии с п. 16(4) Правил предоставление сертификата гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпункте «к» пункта 5 Правил, осуществляется при условии подписания указанными гражданами и всеми совершеннолетними членами их семей обязательства о расторжении договора социального найма жилого помещения, договора найма специализированного жилого помещения или обязательства о заключении договора о безвозмездном отчуждении в муниципальную собственность жилого помещения, принадлежащего гражданину и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений. Отчуждению в муниципальную собственность подлежат все жилые помещения, принадлежащие гражданину и (или) членам его семьи на праве собственности.

В силу пункта 44 Правил для получения сертификата гражданин - участник подпрограммы представляет, в уполномоченный орган в числе предусмотренных данными Правилами документов обязательство о расторжении договора социального найма жилого помещения, договора найма специализированного жилого помещения или обязательство о заключении договора о безвозмездном отчуждении в муниципальную собственность жилого помещения, принадлежащего гражданину и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений (далее – обязательство) по формам, установленным государственным заказчиком подпрограммы, - в случае, указанном в пункте 16(4) Правил.

Согласно пункта 44(1) Правил в случае непредставления или неполного представления документов, указанных в пункте 44 Правил, а также выявления недостоверности сведений, содержащихся в заявлении, сертификат не выдается.

Проанализировав указанные выше положения закона, суд приходит к выводу о том, что реализация права граждан на получение государственного жилищного сертификата напрямую связана с дачей обязательства об освобождении занимаемого им и членами его семьи жилого помещения, что при указанных обстоятельствах, в том числе напрямую затрагивает особый режим закрытого административно-территориального образования, меры государственной поддержки граждан, проживающих и работающих в закрытом административно-территориальном образовании, а также особенности организации местного самоуправления в закрытом административно-территориальном образовании.

Учитывая изложенное, принимая во внимание, что к заявлению от 11 августа 2017 года Думиной Р.П. не представлено обязательство о передаче в муниципальную собственность жилого помещения, либо об освобождении жилого помещения, что в силу требований пункта 2.7 статьи 7 Закона о ЗАТО и пункта 16(4) Правил, является неотъемлемым условием участия в Подпрограмме, ответчиком правомерно принято решение об отказе во включении ее в состав участников подпрограммы «Выполнение -государственных- обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы.

Довод представителя истца со ссылкой на пункт 1 статьи 3 Федеральным законом от 29.12.2014 № 454-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О закрытом административно-территориальном образовании», согласно которого граждане, поставленные на учет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации, в целях их переселения из закрытого административного территориального образования, сохраняют право состоять на данном учете до получения социальной выплаты, для рассматриваемого спора правого значения не имеет, так как с учета граждан, претендующих на предоставление жилых помещений за пределами ЗАТО г.Североморск, истец не снималась, что подтвердили в судебном заседании представители ответчика.

Иные доводы стороны истца, с учетом характера спорных правоотношений, правового значения для разрешения настоящего спора не имеют, судом не рассматриваются.

Учитывая изложенное, суд, отказывает в удовлетворении иска в полном объеме.

Суд рассматривает спор на основании представленных сторонами доказательств, с учетом положений ст.56 ГПК РФ, и в пределах заявленных исковых требований.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Думиной Р.П. к Администрации ЗАТО г. Североморск о признании права на включение в подпрограмму « Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015- 2020 годы» -оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Североморский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий:      Е.А.Фомина

2-1712/2018 ~ М-1513/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Думина Раиса Петровна
Ответчики
Администрация ЗАТО г. Североморск
Другие
Мирная Татьяна Юрьевна
Кондратенко Юлия Владимировна
Мирный Сергей Васильевич
Миронюк Владимир Михайлович
Суд
Североморский районный суд Мурманской области
Дело на странице суда
sevrs--mrm.sudrf.ru
17.08.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.08.2018Передача материалов судье
17.08.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.08.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.08.2018Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
05.09.2018Предварительное судебное заседание
18.09.2018Предварительное судебное заседание
03.10.2018Судебное заседание
08.10.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.10.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее