Дело № 2-1450/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Красноярск 11 мая 2017 года
Ленинский районный суд г. Красноярска в составе
председательствующего судьи Потылицына А.В.,
при секретаре Михайлиной Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Коротченко В.Н. к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка за плату
УСТАНОВИЛ:
Коротченко В.Н. обратился с административным исковым заявлением к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании незаконными отказа в предоставлении земельного участка с кадастровым номером №, площадью 2000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в собственность за плату и об обязании ответчика заключить с Коротченко В.Н. договор купли-продажи указанного земельного участка, установив цену в размере 2,5% от его стоимости, которая составляет 18 000 000 руб.
Требования мотивировал тем, что Коротченко В.Н. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> В октябре 2016 г. истец обратился в Кадастровую палату с заявлением об установлении вида разрешенного использования земельного участка, выбрав его из ИСОГД, но письмом от 24.10.2016 г. ему было отказано, связи с тем, что с данным заявлением имеет право обратиться собственник земельного участка в лице Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска. После чего Коротченко В.Н. обратился в ДМИЗО об установлении вида разрешенного использования, но письмом от 27.10.2016 г. ему было отказано, так как вид разрешенного использования, указанный в ИСОГД не соответствует фактическому использованию – использование жилого дома. После проведения оценки участка Коротченко В.Н. обратился к ответчику с заявлением о предоставлении земельного данного участка в собственность за плату, с учетом применения льготного процента выкупа - 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка. Но 30.12.2016 г. истцу было отказано в предоставлении земельного участка в собственность за плату, в связи с тем, что в кадастровом паспорте земельного участка не установлено его разрешенное использование, в связи с чем не определена его кадастровая стоимость. Указанный отказ считает необоснованным, нарушающим его права.
Административный истец Коротченко В.Н. в судебное заседание не явился, доверил представление своих интересов своему представителю Талаленко М.Н.
Представитель административного истца Коротченко В.Н. - Талаленко М.Н. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в административном иске основаниям, просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, представители заинтересованных лиц Управления архитектуры администрации г. Красноярска, Департамента градостроительства администрации г. Красноярска, Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были уведомлены должным образом, об уважительной причине неявки суду не сообщили.
Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся участников процесса в соответствии со ст. 150 КАС РФ.
Исследовав материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 36 Конституции РФ граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
Согласно ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
В силу п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В силу ч. 5 ст. 39.20 КоАП РФ для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них, за исключением лиц, которые пользуются земельным участком на условиях сервитута для прокладки, эксплуатации, капитального или текущего ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий, сетей или имеют право на заключение соглашения об установлении сервитута в указанных целях, совместно обращаются в уполномоченный орган.
Предоставление в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, производится в порядке, установленном статьей 39.14 Земельного кодекса РФ.
В соответствии со ст. 56 Земельного кодекса РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда. Ограничения прав на землю устанавливаются бессрочно или на определенный срок и сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу.
На основании п. п. 20 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без торгов если в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, не установлен вид разрешенного использования.
Пунктом 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
В силу подп. «а» п. 1 ст. 11 Закона Красноярского края от 04.12.2008 г. № 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" при продаже земельных участков, находящихся в собственности края, или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, в случае, если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность, их цена определяется для граждан, являющихся собственниками жилых (части жилого дома), расположенных на приобретаемых земельных участках, - в размере 2,5 процента кадастровой стоимости;
Судом установлено, что Коротченко В.Н. является собственником жилого дома по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 28.04.2014 г. (л.д.9,54), выпиской из ЕГРП (л.д.11,55,92-94), заочным решением Ленинского районного суда г. Красноярска от 25.11.2013 г. (л.д.14-15,56-59).
Распоряжением администрации г. Красноярска №6598-недв от 22.12.2015 г. (л.д.25-26) на основании решения Центрального районного суда г. Красноярска от 22.04.2015 г. (л.д.16-17,60-62) и апелляционного определения Красноярского краевого суда от 11.11.2015 г. (л.д.18-20,63-65) утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории из земель населенных пунктов, зоны речного транспорта (Т-2), общей площадью 2 000 кв.м. с местоположением: г<адрес> Распоряжением предписано Коротченко В.Н. обеспечить выполнение кадастровых работ в целях образования участка согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Во исполнение указанного распоряжения 20.01.2016 г. кадастровым инженером ООО «Параллель 56» Беляс Л.О. были выполнены кадастровые работы в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного по адресу: <адрес>, земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера № что подтверждается кадастровым паспортом от 25.01.2016 г., в котором указан вид разрешенного использования участка не установлен (л.д.10,52-53).
Согласно сведениям ИСОГД (л.д.35-37) земельный участок с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, расположен в зоне речного транспорта (Т-2) с наложением зон с особыми условиями использования территории.
05.12.2016 г. Коротченко В.Н. обратился в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка за плату, предоставив все необходимые документы (л.д. 47-49).
Письмом Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска от 30.12.2016 г. № К-19232 истцу в предоставлении в собственность земельного участка, занимаемого домом, отказано по причине того, что в кадастровом паспорте земельного участка не установлено его разрешенное использование, и, в связи с чем, не определена кадастровая стоимость (л.д.27).
В судебном заседании также устанволено, что Коротченко В.Н. для изменения вида разрешенного использования спорного земельного участка обратился в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска.
Письмом Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска №К-17150 от 27.10.2016 г. (л.д.28) Коротченко В.Н. было отказано в подаче заявления в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» Красноярского края в части изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, поскольку испрашиваемый вид разрешенного использования «Общественное питание (код-4.6)» не соответствует фактическому виду использования земельного участка, так как на данном земельном участке расположен жилой дом.
15.07.2015 года вступили в законную силу Правила землепользования и застройки городского округа город Красноярск, утвержденные решением Красноярского городского совета от 07.07.2015 г. №В-122. Согласно ст. 30 указанных правил спорный земельный участок отнесен к зоне речного транспорта (Т-2) с наложением зон с особыми условиями использования территории, для которой не предусмотрено такого вида разрешенного использования земельных участков как «размещение жилого дома».
При таком положении суд приходит к выводу, что в результате утверждения 07.07.2015 г. Правил землепользования и застройки городского округа Красноярск истец органами местного самоуправления был лишен возможности указать разрешенное использование земельного участка для соответствующей территориальной зоны, соответствующее фактической цели использования земельного участка, занимаемого жилым домом. При этом, представленного административным истцом административному ответчику распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, заявления, кадастрового паспорта земельного участка, свидетельства о государственной регистрации права собственности на дом, решения Центрального районного суда г. Красноярска от 22.04.2015 г. следует, что заявитель просит предоставить в собственность земельный участок по адресу: <адрес> площадью 2000+/-16 кв.м., на котором расположен дом по этому же адресу, площадью 26,4 кв.м., т.е. в размере, который позволяет использовать указанный земельный участок только для размещения жилого дома.
Судом установлено, что что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, введен в эксплуатацию в 1950 г., что подтверждается кадастровым паспортом жилого дома (л.д. 13,67-68), заочным решением Ленинского районного суда г. Красноярска от 25.11.2013 г. (л.д.14-15,56-59), решением Центрального районного суда г. Красноярска от 22.07.2015 г. (л.д.16-17,60-62), апелляционным определением Красноярского краевого суда от 11.11.2015 г. (л.д.18-20,63-65).
Таким образом, жилой дом по адресу: <адрес>, введен в эксплуатацию задолго до утверждения решением Красноярского городского совета от 07.07.2015 г. №В-122 правил землепользования и застройки городского округа город Красноярск.
В силу ст. 34 Градостроительного кодекса РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
Поскольку Правила землепользования и застройки городского округа город Красноярск, утвержденные решением Красноярского городского совета от 07.07.2015 г. №В-122, приняты и вступили в силу после создания дома и приобретения на него права собственности, суд приходит к выводу, что в силу ст. 34 Градостроительного кодекса РФ границы территориальной зоны, в которой расположен жилой дом и виды разрешенного использования земельных участков для указанной территориальной зоны при утверждении правил землепользования и застройки должны были определяться органами местного самоуправления с учетом наличия в указанной зоне объекта недвижимого имущества, принадлежащего гражданину на праве собственности, и наличия у собственника предоставленного законом исключительного права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого данным объектом.
По смыслу ст. 39.20 Земельного кодекса РФ исключительное право истца на предоставление в собственность земельного участка занимаемого жилым домом не может быть ограничено в результате утверждения органами местного самоуправления правил землепользования и застройки городского округа город Красноярск с нарушением требований ст. 34 Градостроительного кодекса РФ без учета сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
В соответствии с ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», действовавшего на момент рассмотрения административным ответчиком заявления Коротченко В.Н., определение и изменение вида разрешенного использования земельного участка, который просил предоставить в собственность Коротченко В.Н., относится к полномочиям административного ответчика, как лица, уполномоченного распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Соответственно, установить, либо изменить его самостоятельно административный истец возможности не имел, что подтверждается решением Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Красноярскому краю» от 24.10.2016 г. об отказе в удовлетворении заявления Коротченко В.Н. об изменении вида разрешенного использования земельного участка (л.д. 33).
Доказательств того, что спорный земельный участок в соответствии с Земельным кодексом РФ, федеральными законами не может находиться в частной собственности, ответчиком суду не представлено.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым исковые требования Коротченко В.Н. в части признания отказа административного ответчика в предоставлении земельного участка в собственность и возложении обязанности с административным истцом заключить договор купли-продажи данного участка удовлетворить.
Вместе с тем, поскольку в соответствии с положениями «а» п. 1 ст. 11 Законом Красноярского края "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" цена земельного участка определяется в размере 2,5 % от его кадастровый стоимости, требование административного истца об обязанаии административного ответчика заключить такой договор по цене в размере 2,5 % от рыночной стоимости земельного участка в размере 18000000 руб., удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-178 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Коротченко В.Н. к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка за плату удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска об отказе в предоставлении в собственность за плату Коротченко В.Н. земельного участка с кадастровым номером №, площадью 2000 кв.м., расположенного по адресу: г. Красноярск, Ленинский район, ул. Рейдовая, 12, выраженное в письме от 30.12.2016 г. №К-19232.
Обязать Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска осуществить подготовку проекта договора купли-продажи Коротченко В.Н. земельного участка с кадастровым номером №, площадью 2000 кв.м., расположенного по адресу: г<адрес> его подписание и направление для подписания Коротченко В.Н. на основании заявления от 05.12.2016 г. в течение 14 дней с момента вступления в законную силу решения суда.
В удовлетворении остальной части административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд с подачей жалобы через Ленинский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий А.В. Потылицын