РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 ноября 2011 г. с. Партизанское
Партизанский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Гиля П.И., при секретаре Богдановой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> о признании незаконным бездействия администрации Иннокентьевского сельсовета <адрес> в части неисполнения обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов,
у с т а н о в и л :
В суд с указанным выше заявлением обратился прокурор <адрес> с требованиями: признать незаконным бездействие администрации Иннокентьевского сельсовета <адрес> в виде неисполнения обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов незаконным, обязать администрацию Иннокентьевского сельсовета провести антикоррупционную экспертизу всех действующих правовых актов. Свои требования прокурор мотивировал тем, что <адрес> в ходе проведенной проверки установлено, что администрацией Иннокентьевского сельсовета не исполняется обязанность по проведению антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов в нарушение следующих требований действующего законодательства.
На основании ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее Федеральный закон № 273-ФЗ) противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).
В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одной из мер по профилактике коррупции является антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов.
Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее - Федеральный закон) основным принципом организации антикоррупционной экспертизы является обязательность ее проведения.
На основании п. 4 ст. 3 Федерального закона органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения. Выявленные коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы (п.п. 2 п. 1 ст. 4 Федерального закона).
В администрации сельсовета при оценке проектов нормативных правовых актов антикоррупционная экспертиза не проводится, заключения о проведении данной экспертизы не составляются. Кроме этого, антикоррупционная экспертиза не проводится и в отношении принятых нормативных правовых актов.
Таким образом, установленная федеральным законодательством, обязанность проведения антикоррупционной экспертизы, органом местного самоуправления не исполняется, вместе с тем, проведение антикоррупционной экспертизы является обязанностью, а не правом организаций, принимающих правовые акты.
Ст. 3 Федерального закона № 273-ФЗ установлены основные принципы противодействия коррупции. Одним из принципов является признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина. Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, определены основные коррупциогенные факторы, выявляемые в нормативных актах. Все факторы связаны с ограничением или умалением прав и свобод человека. Таким образом, в связи с бездействием администрации, выразившемся в не проведении антикоррупционной экспертизы и невыявлении в нормативных актах коррупционных признаков, нарушаются права граждан.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО3 поддержала заявленные требования, уточнила из и просит обязать ответчика проводить антикоррупционную экспертизу принимаемых муниципальных правовых актов и их проектов а также обязать ответчика провести антикоррупционную экспертизу всех ранее принятых данным органом местного самоуправления действующих муниципальных правовых актов.
От представителя ответчика, главы сельсовета, суду возражений не заявлено, данных о проведении ответчиком антикоррупционной экспертизы не предоставлено.
Выслушав участвующего в деле прокурора, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению ввиду нижеследующего.
В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФЭ «О противодействии коррупции» (далее Федеральный закон № 273-ФЗ) противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).
В силу пункта 2 статьи 6 названного Закона одной из мер по профилактике коррупции является антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов.
Основным принципом организации антикоррупционной экспертизы является обязательность ее проведения (пункт 2 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»).
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 указанного Закона органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения. Выявленные коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы (подпункт 2 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»).
Из представленных материалов установлено, что в администрации Иннокентьевского сельсовета при оценке проектов нормативных правовых актов, принимаемых правовых актов, антикоррупционная экспертиза не проводится, заключения о проведении данной экспертизы не составляются. Кроме этого, антикоррупционная экспертиза не проводится и в отношении принятых нормативных правовых актов.
Статьёй 3 Федерального закона № 273-ФЗ установлены основные принципы противодействия коррупции. Одним из принципов является признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина. Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, определены основные коррупциогенные факторы, выявляемые в нормативных актах. Все факторы связаны с ограничением или умалением прав и свобод человека. Таким образом, в связи с бездействием Думы городского округа, выразившемся в непроведении антикоррупционной экспертизы и невыявлении в нормативных актах коррупционных признаков, нарушаются права граждан.
Ввиду изложенного, суд признает заявление прокурора обоснованным.
В силу требований ст.258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Заявление прокурора <адрес> признать обоснованным и удовлетворить.
Обязать администрацию Иннокентьевского сельсовета <адрес> проводить антикоррупционную экспертизу принимаемых данным органом местного самоуправления муниципальных правовых актов и их проектов, обязать администрацию Иннокентьевского сельсовета <адрес> провести антикоррупционную экспертизу всех ранее принятых данным органом местного самоуправления действующих муниципальных правовых актов.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме, путем подачи жалобы через Партизанский районный суд.
Председательствующий: судья П.И. Гиль