дело №2-1275\13
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Волоколамск 20 августа 2013 года
Волоколамский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Капцовой Т.Ю.,
при секретаре Ошурко Е.А.,
с участием истца Федотова Д.М.,
представителя ответчика Архиповой О.Н.,
третьи лиц Федотовой Н.Н. и Федотовой И.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федотова Д. М. к Администрации сельского поселения <адрес> муниципального района <адрес> о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Истец Федотов Д.М. обратился в суд с иском к Администрации сельского поселения <адрес> муниципального района <адрес> о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
В обоснование своих требований истец указал, что он по договору социального найма проживал вместе со своей матерью Федотовой Н.Н. в квартире по адресу: <адрес> <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ произошел пожар и жилой дом был полностью уничтожен. В настоящее время у истца нет другого жилого помещения, временно проживает у жены. В соответствии с решением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, он признан нуждающимся в жилом помещении и поставлен на очередь, как имеющий право на внеочередное предоставление жилого помещения. Просит суд обязать Администрацию сельского поселения <адрес> муниципального района <адрес> предоставить ему жилое помещение по договору социального найма.
В судебном заседании истец Федотов Д.М. поддержал свои исковые требования, пояснил, что жилой дом, где он ранее проживал полностью сгорел и с № года он проживал у родственников, в настоящее время у жены. Другое жилое помещение администрация сельского поселения <адрес> ему не предоставила.
Представитель ответчика- Администрации сельского поселения <адрес> муниципального района <адрес> Архипова О.Н. признала исковые требования истца, пояснила, что истец признан нуждающимся в жилом помещении. Однако, свободного жилья у Администрации сельского поселения <адрес> в настоящее время не имеется.
Третьи лица Федотова Н.Н. и Федотова И.И. не возражают против удовлетворения исковых требований Федотова Д.М.
Выслушав стороны по делу, изучив материалы данного гражданского дела, суд находит иск Федотова Д.М. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.
Как следует из материалов дела, истец Федотов Д.М. проживал в жилом доме по адресу: <адрес> <адрес> на основании договора социального найма, предоставленной ему и его матери Федотовой Н.Н. на основании Решения исполнительного комитета <адрес> депутатов трудящихся по ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ.
В результате пожара, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ, указанное жилое помещение было полностью уничтожено, что подтверждается справкой Отдела государственного пожарного надзора от ДД.ММ.ГГГГ, из которой следует, что при пожаре строение дома и находящееся в нем имущество полностью уничтожены огнем.
Поскольку сгоревший дом находился на балансе филиала ОАО «<данные изъяты>» Московской железной дороги, истец обратился в <адрес> районный суд <адрес> с иском к ОАО «<данные изъяты>» об обязании предоставления благоустроенного жилого помещения по договору социального найма. Решением <адрес> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в иске Федотову Д.М. было отказано, в связи с предъявлением иска по указанным им основаниям к ненадлежащему ответчику. Апелляционным определением Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ решение <адрес> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.
Материалами дела также подтверждается, что Федотов Д.М. другого жилья не имеет. Уничтоженное в результате пожара квартира являлась его единственным жильем.
ДД.ММ.ГГГГ истец в соответствии с решением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ был признан нуждающимся в жилом помещении и поставлен на очередь как имеющий право на внеочередное предоставление жилого помещения, что подтверждается протоколом № заседания общественной жилищной комиссии.
Провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования. В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.
Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе, международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).
Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула; статья 2; статья 21, часть 1, Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких, в частности, находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, как пожар, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При этом федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.
При этом ни из статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ни из каких-либо других его положений не следует, что обязательным условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, является нахождение гражданина на учете в момент возникновения обстоятельств, обусловивших непригодность жилого помещения для проживания. Закрепление такого условия применительно к ситуациям непредвиденной утраты пригодного для проживания жилого помещения противоречило бы принципам равенства и справедливости как конституционным критериям правомерного регулирования прав и свобод человека и гражданина, поскольку означало бы предъявление гражданам, относящимся к данной категории нуждающихся в жилье, объективно невыполнимых требований для целей реализации их права на жилище и тем самым ставило бы их в положение объекта государственно-властной деятельности.
Таким образом, согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 376-О-П, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не исключает возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам, лишившимся жилища в результате пожара, по договорам социального найма во внеочередном порядке, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.
В силу пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Вместе с тем, данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставления жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.
С учетом изложенного, истец, утратив жилье в результате пожара, в соответствии с приведенными нормами Жилищного кодекса Российской Федерации имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения, поскольку другого жилого помещения для постоянного проживания он не имеет.
По правилам ст. 89 ЖК РФ другое жилое помещение предоставляемое гражданам по договору социального найма должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению.
Согласно разъяснений Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № жилые помещения равнозначные ранее занимаемому, предоставляется во всех случаях, кроме случая, предоставления жилого помещения в связи с улучшением жилищных условий.
Учитывая, что истец ранее занимал жилое помещение общей площадью 38.4 кв.м., ответчик обязан предоставить ему жилое помещение площадью не менее вышеуказанной.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.
В силу п. 3 ч. 2 ст. 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности поселений может находиться жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.
Таким образом, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в сельском поселении и нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с жилищным законодательством, - отнесено Уставом <адрес> сельского поселения к вопросам местного значения, осуществляемым Администрацией <адрес> сельского поселения.
Однако орган местного самоуправления в лице ответчика не выполнил принятые на себя обязательства по обеспечению жильем истца, жилое помещение которого стало непригодным для проживания в результате пожара, что в результате привело к нарушению прав истца.
Следовательно, обязанность по предоставлению истцу благоустроенного жилого помещения на условиях договора социального найма надлежит возложить на сельское поселение <адрес>.
Предоставление истцу другого жилого помещения на условиях социального найма должно отвечать ст. 89 ЖК РФ, то есть должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям.
Исходя из вышеизложенного, суд, считает необходимым принять решение о возложении на ответчика обязанности по предоставлению истцу жилого помещения, так как нарушенное право истца подлежит защите в виде возложения обязанности по предоставлению жилого помещения, поскольку приоритетное значение имеет защита прав гражданина, нарушение которого допущено органом муниципального образования.
руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Федотова Д. М. - удовлетворить.
Обязать Администрацию сельского поселения <адрес> муниципального района <адрес> предоставить Федотову Д. М., во внеочередном порядке, благоустроенное жилое помещение по договору социального найма применительно к условиям сельского поселения <адрес> муниципального района <адрес>, равнозначное по общей площади ранее занимаемому им жилому помещению- квартире общей площадью № кв.м. по адресу: <адрес>, отвечающей установленным требованиям и находящейся в границах сельского поселения <адрес> муниципального района <адрес>.
Решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца путем подачи жалобы через Волоколамский городской суд <адрес>.
Судья: Капцова Т.Ю.