Дело № 2-6919/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
13 ноября 2018 г. г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Кузнецовой И.А.
при секретаре Хуттунен О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Крупина А. П. к негосударственному образовательному учреждению высшего образования «Международный институт экономики и права» о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации морального вреда,
установил:
Крупин А.П. обратился в суд с исковым заявлением к негосударственному образовательному учреждению высшего образования «Международный институт экономики и права» (далее – НОУ МИЭП) по тем основаниям, что до 20 августа 2018 г. работал у ответчика, который не осуществлял выплату процентной северной надбавки, начисляя лишь районный коэффициент. На основании изложенного, истец просил взыскать с ответчика задолженность по заработной плате в виде невыплаченной процентной надбавки за период с июля 2015 г. по июнь 2018 г. включительно в размере 117654 руб. 82 коп., компенсацию морального вреда в размере 10000 руб.
Определением суда от 07 ноября 2018 г. к производству суда приняты увеличенные исковые требования в части взыскания задолженности по заработной плате в размере 169479 руб. 80 коп., состоящей из невыплаченной процентной надбавки за период с июля 2015 г. по июнь 2018 г. включительно в размере 112490 руб. 20 коп., недоплаченной заработной платы до минимального размера оплаты труда за период с января 2016 г. по июнь 2018 г. включительно в размере 56989 руб. 60 коп.
В судебное заседание истец Крупин А.П. не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. Его представитель Шишков А.Н., действующий на основании ордера, в судебном заседании уточненные требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика Зоткина А.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме, поскольку истцу заработная плата выплачивалась в полном объеме, с применением районного коэффициента и процентных надбавок, процентная надбавка включалась в премиальную часть заработной платы, размер которой ежемесячно превышал минимальный размер оплаты труда.
Суд, заслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующим выводам.
Судом установлено и из записей в трудовой книжке истца Крупина А.П. следует, что он 16 декабря 2011 г. был принят на работу в НОУ МИЭП на должность <данные изъяты> филиала международного института экономики и права в г.Петрозаводске, с 01 ноября 2015 г. вышеуказанная должность истца переименована на должность <данные изъяты>. 20 августа 2018 г. истец уволен по сокращению численности или штата работников.
31 декабря 2014 г. между НОУ МИЭП (работодатель) и Крупиным А.П. (работник) заключен трудовой договор №, в соответствии с которым работодатель обязуется организовать необходимые условия труда, с своевременной и в полном объеме выплатой должностного оклада, работник принимается на должность <данные изъяты> (пункт 1.1), местом работы является филиал в г.Петрозаводске (пункт 1.3), работнику устанавливается должностной оклад в размере 6500 руб. в месяц (пункт 4.1). Работнику, работающему в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, а также в местностях с особыми климатическими условиями, выплачиваются районные коэффициенты и процентные надбавки, а также иные выплаты, предусмотренные действующим законодательством (пункт 4.2). Трудовой договор заключен на срок с 01.01.2015 по 31.12.2015 (пункт 6.1).
31 декабря 2015 г. и 30 декабря 2016 г. между теми же сторонами заключены трудовые договоры № и №, в соответствии с которыми истец принят на работу к ответчику на должность <данные изъяты> на срок с 01.01.2016 по 31.12.2016 и с 01.01.2017 на неопределенный срок соответственно. Условия договора в части оплаты труда остались прежними.
Из расчетных листков, выдаваемых истцу в 2015-2018 гг., следует, что в качестве видов начислений указывались, в частности, следующие: оклад по дням, районный коэффициент, месячная премия (суммой). При этом, указание о процентной надбавке, в том числе ее размере, в расчетных листках отсутствовали.
Согласно приказу НОУ МИЭП от 15.08.2018 №302-л/ф «По личному составу, о прекращении действия трудового договора с работником (филиал МИЭП г.Петрозаводск)» Крупин А.П. уволен 20 августа 2018 г. в связи сокращением численности или штата работников, приказано выплатить истцу надбавку за работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в размере 50% от оклада за период с 01.07.2018 по 20.08.2018.
В соответствии с Положением об оплате труда и премировании работников НОУ МИЭП от 25.12.2013 №171-в, с которыми истец был ознакомлен 23 декабря 2013 г. (л.д. 148) и 30 декабря 2016 г. (л.д. 9 оборот, пункт 6.6 трудового договора) фонд оплаты труда состоит из должностного оклада и премиальной части (пункт 1.7). Заработная плата (оплата труда работника) – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (пункт 2.1).
В силу раздела 3 вышеуказанного Положения «Премирование работников НОУ МИЭП выплаты компенсационного характера» премиальная часть заработной платы формируется на основе базовой премии (приложение 1) для сотрудников при условии качественного исполнения обязанностей, определенных в должностной инструкции, четким соблюдением трудовой дисциплины. Премиальная часть заработной платы может быть увеличена или уменьшена относительно к размеру базовой части премии (пункт 3.1). Основанием для выплаты премии является приказ ректора НОУ МИЭП по согласованию с президентом НОУ МИЭП с указанием конкретного размера премии каждому работнику. Премия работнику устанавливается в абсолютном размере (пункт 3.7). Выплаты компенсационного характера работникам НОУ МИЭП осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации, содержащим нормы трудового права (пункт 3.8). Сотрудникам НОУ МИЭП, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, начисляются дополнительные выплаты к зарплате в виде надбавки за стаж работы, а также районные коэффициенты, предусмотренные региональным законодательством (пункт 3.9). Процентная надбавка к заработной плате за стаж работы сотрудникам НОУ МИЭП, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, включаются в премиальную часть заработной платы (пункт 3.11).
Статьей 4 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что принудительный труд запрещен.
В соответствии со статьями 21 и 22 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы; а работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Оклад (должностной оклад) – это фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В силу статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Компенсации в соответствии со статьей 164 Трудового кодекса Российской Федерации - это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно статье 313 Трудового кодекса Российской Федерации государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей.
В соответствии со статьями 315-317 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 настоящего Кодекса для установления размера районного коэффициента и порядка его применения. Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.
Указом Президента Российской Федерации от 20.12.1993 № 2226 «Об отнесении отдельных территорий Республики Карелия к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям» к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, отнесена, в частности, территория г.Петрозаводска Республики Карелия.
В силу разъяснений, содержащихся в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2010 г., утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 16.06.2010, процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях установлена статьей 317 Трудового кодекса Российской Федерации и статьей 11 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». Ранее действующая редакция статьи 11 Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» предусматривала выплату данной процентной надбавки к заработной плате молодежи (лицам в возрасте до 30 лет) в полном размере с первого дня работы в указанных районах и местностях, если они прожили в них не менее пяти лет.
В указанной редакции статья действовала до 01 января 2005 г. - даты вступления в силу изменений, внесенных в нее Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Действующая в настоящее время редакция статьи 11 Закона Российской Федерации с учетом изменений, внесенных Федеральным законом № 122-ФЗ, изложена в новой редакции, в которой отсутствует приведенное положение о выплате молодежи рассматриваемой надбавки к заработной плате в полном размере с первого дня работы на Севере.
Вместе с тем с учетом содержащегося в преамбуле Федерального закона № 122-ФЗ указания на необходимость реализации принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем сохранения стабильности правового регулирования при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях данного Закона, у лиц в возрасте до 30 лет, проживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пяти лет и с учетом этого получавших указанную надбавку к заработной плате в полном размере с первого дня работы в этих районах и местностях в период до вступления в силу Федерального закона № 122-ФЗ, право на ее получение в том же размере сохранилось и в дальнейшем.
При этом лицам в возрасте до 30 лет, которые вступили в трудовые отношения с организациями, расположенными в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в период с 01 января 2005 г., даже если они прожили в указанных местах не менее пяти лет, рассматриваемая надбавка к заработной плате может выплачиваться лишь в соответствии со статьей 317 Трудового кодекса Российской Федерации и статьей 11 Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (в редакции Федерального закона № 122-ФЗ), которыми предусматривается установление размера и порядка ее выплаты в порядке, определенном для установления размера районного коэффициента к заработной плате работников организаций, расположенных в указанных районах и местностях, и порядка его применения, то есть для организаций, финансируемых из федерального бюджета Правительством Российской Федерации.
До установления Правительством Российской Федерации соответствующего правового регулирования согласно статье 423 Трудового кодекса Российской Федерации в рассматриваемых случаях применяется постановление Совета Министров РСФСР от 22.10.1990 № 458 «Об упорядочении компенсаций гражданам, проживающим в районах Севера» и другие нормативные правовые акты бывшего Союза ССР постольку, поскольку они не противоречат данному Кодексу.
Так, вышеназванным Постановлением (подпункт «е» пункт 1) для лиц в возрасте до 30 лет, проживших не менее одного года в районах Крайнего Севера и вступающих в трудовые отношения, надбавки к заработной плате установлены в льготном по сравнению с общеустановленным порядке: в размере 20% по истечении первых шести месяцев работы с увеличением на 20% за каждые последующие шесть месяцев, а по достижении 60% надбавки - последние 20% - за один год работы, а в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и в районах, где надбавки выплачиваются в порядке и на условиях, предусмотренных Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 06.04.1972 № 255 «О льготах для рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в Архангельской области, Карельской АССР и Коми АССР», - в размере 10% за каждые шесть месяцев работы (но не свыше пределов, предусмотренных законодательством, - 50% для г. Петрозаводск).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.02.1994 № 155 «Об отнесении отдельных территорий Республики Карелия к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям» на территории г. Петрозаводска Республики Карелия введен районный коэффициент к основной заработной плате в размере 1,15.
Учитывая, положения вышеуказанных норм права, представленную истцом трудовую книжку, подтверждающую трудовой стаж и начало вступления в трудовые отношения, место выполнения трудовых обязанностей, суд приходит к выводу, что оплата труда истца в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, должна осуществляется с применением районного коэффициента в размере 15% и процентной надбавки к заработной плате в размере 50%.
Исходя из норм трудового права и Положения об оплате труда и премировании работников НОУ МИЭП от 25.12.2013 №171-в премиальная часть заработной платы является ее составной частью, а следовательно, выплата премии должна производиться с учетом применения районного коэффициента в размере 15% и процентной надбавки к заработной плате в размере 50%.
Сопоставляя представленные расчетные листки за спорный период с июля 2015г. по июнь 2018 г. (л.д. 47-64), суд приходит к выводу, что районный коэффициент в размере 15% начислялся на общую сумму оклада и месячной премии. Так, в расчетных листках за август – октябрь 2015 г. при окладе в 6500 руб. и премии в размере 18900 руб. начислен районный коэффициент в размере 3810 руб. ((6500 руб. + 18900 руб.) х 0,15); в расчетных листках за август – октябрь 2015 г. при окладе в 6500 руб. и премии в размере 18900 руб. начислен районный коэффициент в размере 3810 руб. ((6500 руб. + 18900 руб.) х 0,15); в расчетных листках за январь – май 2016 г., сентябрь – ноябрь 2016 г., январь, февраль, май 2017 г., август – ноябрь 2017 г. при окладе в 6500 руб. и премии в размере 22000 руб. начислен районный коэффициент в размере 4275 руб. ((6500 руб. + 22000 руб.) х 0,15). Аналогичный порядок расчета при начислении заработной платы применялся также в иные месяцы, менялся размер премии, в том числе в связи с оплатой отпуска.
В представленных выписках из приказов о премировании истца ежемесячно (л.д.110-147) указана лишь сумма, без расшифровки ее составляющих (в том числе районного коэффициента и процентной надбавки).
Согласно представленным ответчиком справкам по составу начислений заработной платы (л.д. 79-82) процентная надбавка к заработной плате в размере 50% из суммы премии по расчетному листку выделена и была начислена, по утверждению ответчика, лишь на оклад, то есть такая надбавка, в отличие от районного коэффициента, на премию (в том числе в отношении того размера, который отражен ответчиком без учета спорной надбавки) не начислялась. Следовательно, если руководствоваться занятой ответчиком позицией и данными, содержащимися в указанных справках, районный коэффициент начислялся на оклад, премию и северную надбавку. При этом применение районного коэффициента к процентной надбавке действующим законодательством не предусмотрено. Кроме того, если придерживаться позиции ответчика, то последним в нарушение требований трудового законодательства не производилось начисление истцу процентной надбавки на премию.
Кроме того, суд учитывает, что в соответствии со статьей 136 Трудового кодекса Российской Федерации при выплате заработной платы работодатель обязан извещать в письменной форме каждого работника о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период.
В силу части 2 статьи 9 Трудового кодекса Российской Федерации коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению.
Из расчетных листков и приказов о премировании, с которыми истец не был ознакомлен, не возможно установить, каков размер процентной надбавки, как и на какую сумму она начислялась или не начислялась, что не позволяло истцу проверить соответствующие начисления и их полноту.
Ссылка ответчика на пункт 3.11 Положения об оплате труда и премировании работников НОУ МИЭП от 25.12.2013 №171-в, согласно которому процентная надбавка к заработной плате за стаж работы сотрудникам НОУ МИЭП, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, включаются в премиальную часть заработной платы, ввиду вышеизложенного, противоречий в расчетах, не свидетельствует о том, что такая надбавка была начислена за спорный период.
Учитывая вышеизложенное в совокупности, представленные по делу доказательства и расчеты в совокупности, суд приходит к выводу, что процентная надбавка к заработной плате в размере 50% истцу не начислялась и не выплачивалась.
На основании вышеизложенного, принимая во внимание положение части третьей статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о принятии судом решения по заявленным истцом требованиям, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию задолженность по заработной плате в части невыплаченной процентной надбавки за период с июля 2015 г. по июнь 2018 г. в размере 112490 руб. 20 коп. в соответствии с представленным истцом расчетом.
Разрешая требования истца о взыскании недоплаченной заработной платы до минимального размера оплаты труда за период с января 2016 г. по июнь 2018 г. включительно в размере 56989 руб. 60 коп., суд приходит к следующим выводам.
В силу положений статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
Согласно статье 1 Федерального закона от 14.12.2015 № 376-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», статье 1 Федерального закона от 02.06.2016 № 164-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», статье 1 Федерального закона от 19.12.2016 № 460-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», статье 1 Федерального закона от 28.12.2017 № 421-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», статье 1 Федерального закона от 07.03.2018 № 41-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 1 января 2017 г. установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 6204 руб., с 1 июля 2016 г. - 7500 руб., с 1 июля 2017 г. - 7800 руб., с 1 января 2018 г. - 9489 руб., с 1 мая 2018 г.- 11163 руб.
Следовательно, с учетом применения районного коэффициента и процентной надбавки минимальный размер оплаты труда с 1 января 2017 г. составит 10236 руб. 60 коп., с 1 июля 2016 г. - 12375 руб., с 1 июля 2017 г. - 12870 руб., с 1 января 2018 г. - 15656 руб. 85 коп., с 1 мая 2018 г.- 18418 руб. 95 коп.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2017 №38-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан ААА, ВВВ, ССС и DDD», до 01 сентября 2007 г. статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации действовала в редакции Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ и содержала часть вторую, которая определяла минимальный размер оплаты труда (минимальную заработную плату) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и предусматривала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. Как следствие, размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ). Данное правовое регулирование было изменено Федеральным законом от 20.04.2007 № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации», который наряду с повышением минимального размера оплаты труда исключил из статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определение понятия «минимальная заработная плата» и признал утратившей силу часть четвертую статьи 133 того же Кодекса. В силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (статья 37, часть 3) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, т.е. без учета природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. Учитывая вышеизложенное, Конституционный Суд Российской Федерации признал взаимосвязанные положения статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они не предполагают включения в состав минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации) районных коэффициентов (коэффициентов) и процентных надбавок, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Выявленный в настоящем Постановлении конституционно-правовой смысл положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации является общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
Между тем, вышеуказанное постановление Конституционного Суда Российской Федерации принято 07 декабря 2017 г., в связи с чем применение подхода, изложенного в названном постановлении, возможно лишь в период после его принятия (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 05.02.2004 № 78-О, от 10.10.2013 №1496-О, от 27.02.2018 № 252-О-Р).
Кроме того, суд учитывает, что с учетом ежемесячных премий, входящих в состав заработной платы, месячная заработная плата истца не была менее минимального размера оплаты труда, в том числе с учетом и без учета позиции, изложенного в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации принято 07 декабря 2017 г. Ссылка стороны истца на постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 07.02.2018 №4-ПВ17 так же не свидетельствует о том, что оклад не может быть меньше минимального размера оплаты труда. Таким образом, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований о взыскании недоплаченной заработной платы до минимального размера оплаты труда за период с января 2016 г. по июнь 2018 г. включительно в размере 56989 руб. 60 коп. и приходит к выводу об отказе в иске в указанной части.
В соответствии со статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Учитывая, что судом установлен факт нарушения ответчиком трудовых прав истца в виде невыплаты заработной платы в полном объеме, то требования истца о компенсации морального вреда подлежат удовлетворению, однако, с учетом требований разумности и справедливости, с учетом фактических обстоятельств дела, при которых был причинен моральный вред, степени вины ответчика, суд считает необходимым снизить размер компенсации по сравнению с испрашиваемым истцом, взыскать в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 5000 руб. Оснований для возмещения компенсации морального вреда в большем размере не имеется.
В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с НОУ МИЭП подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета Петрозаводского городского округа в размере 3749 руб. 80 коп.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Крупина А. П. к негосударственному образовательному учреждению высшего образования «Международный институт экономики и права» о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с негосударственного образовательного учреждения высшего образования «Международный институт экономики и права» в пользу Крупина А. П. задолженность по заработной плате в размере 112490 руб. 20 коп., компенсацию морального вреда в размере 5000 руб.
Взыскать с негосударственного образовательного учреждения высшего образования «Международный институт экономики и права» в доход бюджета Петрозаводского городского округа государственную пошлину в размере 3749 руб. 80 коп.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья И.А. Кузнецова
Мотивированное решение составлено 19 ноября 2018 г.