Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1317/2013 ~ М-548/2013 от 07.02.2013

Дело № 2-1317/2013

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Волжский городской суд Волгоградской области

под председательством федерального судьи Камышановой А.Н.

при секретаре Кучеровой Е.В.

с участием: истца Юрьева А.А., представителя ответчика администрации городского округа- город Волжский Волгоградской области и третьего лица комитета земельных ресурсов администрации городского округа- город Волжский Волгоградской области Вахрушевой Е.С.

26 февраля 2013 года, рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волжском Волгоградской области гражданское дело по иску Юрьева А.А. к администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области о возложении обязанности предоставить земельный участок,

У С Т А Н О В И Л:

Изначально Юрьев А.А. обратился в суд с вышеуказанным иском, указав в обоснование, что он, являясь ветераном боевых действий, в "."..г. обратился в администрацию городского округа – город Волжский с заявлением о предоставлении ему земельного участка в собственность бесплатно для ведения личного подсобного хозяйства на территории города Волжского Волгоградской области. Письмом администрации городского округа – г.Волжский от "."..г. №... ему было отказано в предоставлении земельного участка с указанием о том, что администрацией городского округа – г.Волжский принято Городское Положение «О внесении изменений в Городское Положение от 15.10.2009г. № 480-ВГД «Правила землепользования и застройки городского округа – город Волжский». В Городском Положении в Карту градостроительного зонирования добавлена новая градостроительная зона Ж-1-1 для размещения приусадебных земельных участков под личное подсобное хозяйство в пос.Краснооктябрьский и пос.Уральский, а также прописаны требования к объектам личного подсобного хозяйства. В настоящее время проводится подготовка документации по планировке указанных выше территорий, после чего будет осуществляться предоставление земельных участков на территории городского округа – город Волжский для ведения личного подсобного хозяйства, и определен необходимый перечень предоставляемых документов. Также указанным письмом истцу сообщено, что он включен в реестр льготной категории граждан, нуждающихся в предоставлении земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства на территории городского округа – город Волжский. Считает данный отказ администрации города незаконным, нарушающим его права, как ветерана боевых действий, и создающим препятствия в пользовании услугами системы государственной социальной защиты, в связи с чем, просит возложить на администрацию городского округа – город Волжский обязанность по предоставлению ему в собственность бесплатно земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в зоне индивидуальной жилой и усадебной застройки Ж-1-1 города Волжского Волгоградской области.

В судебном заседании истец уточнил исковые требования, просил обязать администрацию городского округа – город Волжский предоставить ему в собственность бесплатно земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства в черте городского округа – город Волжский Волгоградской области.

Представитель ответчика администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области и третьего лица Комитета земельных ресурсов администрации городского округа – город Волжский Вахрушева Е.С. в судебном заседании исковые требования не признала по тем основаниям, что в соответствии с ч.4 ст.1 ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в городских поселениях, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются при наличии свободных земельных участков. Согласно ст.42 Градостроительного Кодекса РФ подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения. В настоящее время утверждена документация по планировке территории микрорайона 1 «Мираж» р.п. Краснооктябрьский городского округа – город Волжский, в соответствии с которой администрацией будет решаться вопрос о предоставлении ветеранам земельных участков в соответствии с льготным реестром. Удовлетворение же требований Юрьева А.А. нарушит права других очередников. В связи с изложенным в удовлетворении требований истца просила отказать.

Суд, выслушав объяснения сторон, третьего лица, изучив материалы дела, считает исковые требования Юрьева А.А. обоснованными.

В Преамбуле ФЗ РФ «О ветеранах» указано, что настоящий Федеральный закон устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.

В силу ст.9 названного закона реализация государственной политики в отношении ветеранов осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Закон Волгоградской области от 4 апреля 2003 года № 809-ОД «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам бесплатно», реализуя государственную политику в отношении ветеранов, указывает, что ветеранам боевых действий для ведения личного подсобного хозяйства в черте поселений предоставляются земельные участки в собственность бесплатно (ч.1 ст.1 закона).

Постановлением Волжской городской Думы Волгоградской области от 17 июля 2002 года № 58/20 утверждено Городское положение «О порядке использования земель на территории города Волжского», которым подтверждено право ветеранов боевых действий на бесплатное предоставление в собственность земельных участков. Этим же Положением запрещается отказ в предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

Помимо этого, Постановлением Волжской городской Думы Волгоградской области от 22 июля 2005 года № 142/5 «Об установлении предельных размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства на территории города Волжского» на территории города Волжского установлен максимальный размер земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно для ведения личного подсобного хозяйства – 0,25га.

В судебном заседании установлено, что Юрьев А.А. является ветераном боевых действий. Данный факт подтвержден удостоверением серии №..., выданным "."..г. ГУВД <адрес> (л.д.4).

Согласно справке МКУ «МФЦ» городского округа – г.Волжский от "."..г., Юрьев А.А. зарегистрирован в городе Волжском по <адрес> (л.д.6). Факт проживания истца в городе Волжском Волгоградской области представителем ответчика не оспаривался.

Администрация городского округа - город Волжский Волгоградской области письмом №... от "."..г. отказала Юрьеву А.А. в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно для ведения личного подсобного хозяйства на территории городского округа – город Волжский на том основании, что администрацией городского округа – г.Волжский принято Городское Положение «О внесении изменений в Городское Положение от 15.10.2009г. № 480-ВГД «Правила землепользования и застройки городского округа – город Волжский». В Городском Положении в Карту градостроительного зонирования добавлена новая градостроительная зона Ж-1-1 для размещения приусадебных земельных участков под личное подсобное хозяйство в пос.Краснооктябрьский и пос.Уральский, а также прописаны требования к объектам личного подсобного хозяйства. В настоящее время проводится подготовка документации по планировке указанных выше территорий, после чего будет осуществляться предоставление земельных участков на территории городского округа – город Волжский для ведения личного подсобного хозяйства, и определен необходимый перечень предоставляемых документов. Также указанным письмом истцу сообщено, что он включен в реестр льготной категории граждан, нуждающихся в предоставлении земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства на территории городского округа – город Волжский (л.д.5).

Суд считает незаконным отказ в предоставлении истцу земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства нарушающим права истца как лица с особым правовым статусом, вытекающим из признания его заслуг перед Отечеством и создающим необ?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;

При этом суд исходит из следующего:

Согласно ст.4 ФЗ РФ «О личном подсобном хозяйстве»:

ч.1 для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).

ч.2 приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

Из Городского Положения «Генеральный план городского округа – город Волжский Волгоградской области (Основные положения территориального планирования)» от 5 декабря 2007 года следует, что на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области имеются в наличии земли под жилые зоны, под садоводческие и дачные кооперативы, под зоны сельскохозяйственного использования, под иные зоны (неиспользуемые территории).

Как следует из письменного отказа истцу в предоставлении земельного участка, вопрос о наличии свободных земельных участков администрацией городского округа – г.Волжский не обсуждался, а основанием для отказа в удовлетворении заявления истца послужило отсутствие документации по планировке новой градостроительной зоны для размещения приусадебных земельных участков под личное подсобное хозяйство. До настоящего времени земельный участок Юрьеву А.А. не предоставлен, что не оспаривалось сторонами в судебном заседании.

Однако суд считает, что данная позиция администрации городского округа основана на неправильном толковании норм материального права, противоречит Земельному Кодексу Российской Федерации и иным федеральным законам.

Так, ст.83 ЗК РФ землями населенных пунктов признает земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.

Действительно, в отличие от земель сельскохозяйственного назначения земли населенных пунктов выполняют функцию территориально-пространственного базиса. Земельный Кодекс Российской Федерации выделяет эти земли в качестве самостоятельной категории земель. Землями населенных пунктов являются земли, функциональным назначением которых является использование их для застройки и иных целей развития городов, поселков и сельских поселений. Главным критерием, на основании которого земли населенных пунктов выделяются в качестве категории земель, является их функциональное, а не целевое назначение, поскольку эти земли используются для самых разнообразных целей. Признаком, с помощью которого эти земли отграничиваются от иных категорий земель, является граница населенного пункта.

Однако понятие «земли населенных пунктов» непосредственно связано с понятием «поселение». В ст.2 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» приводятся понятия сельского и городского поселений. Городское поселение - это город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Закреплено также понятие «административный центр сельского поселения, муниципального района». Это - населенный пункт, который определен с учетом местных традиций и сложившейся социальной инфраструктуры и в котором в соответствии с законом субъекта федерации находится представительный орган соответствующего муниципального образования.

В ст.11 названного Закона сформулировано понятие «территория поселения». Территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения. В состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения.

Правовой режим земель населенных пунктов в соответствии с земельным законодательством также имеет ряд особенностей. В состав земель населенных пунктов включаются земли, а точнее говоря, территориальные зоны, которые используются в самых разнообразных целях: для застройки, размещения промышленных, транспортных и иных объектов. На них могут находиться особо охраняемые территории. Земли населенных пунктов могут использоваться для ведения сельского хозяйства и др. Правовой режим таких территориальных зон аналогичен режиму соответствующих категорий земель. Однако эти зоны (земли) имеют особое функциональное назначение - они используются для обеспечения развития поселений и в отношении их действует правовой режим земель населенных пунктов.

Именно на это и указывается в ст.4 ФЗ РФ «О личном подсобном хозяйстве», разрешающей выделение земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенных пунктов и называющей данный земельный участок приусадебным земельным участком.

Кроме того, разрешая данный спор, суд не может не учитывать положения ст. 28 ЗК РФ которой не допускает отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Таким образом, судом установлено, что на территории городского округа - город Волжский имеются земли жилых зон, зоны садоводческих и дачных кооперативов, зоны сельскохозяйственного использования, а также зоны неиспользуемых территорий.

При таких обстоятельствах с целью неукоснительного соблюдения конституционного режима законности, администрация городского округа-города Волжского была обязана провести мероприятия по выявлению свободных земельных участков и удовлетворить заявление ветерана боевых действий о предоставлении ему земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в черте городского округа - город Волжский.

Доводы представителя ответчика о проведении администрацией городского округа – города Волжский мероприятий по выделению в будущем земельных участков льготной категории граждан, подтверждающиеся представленными копиями постановления администрации городского округа – город Волжский № 1465 от 13.03.2012г. об утверждении документации «Проект планировки с проектом межевания территории поселка Уральский городского округа – город Волжский Волгоградской области» с приложением Проекта планировки и пояснительной записки управляющей делами администрации об утверждении документации Проекта планировки не могут служить основанием для отказа в иске, так как приведенные выше законы не предусматривают право органа местного самоуправления на самостоятельное определение временного промежутка для исполнения возложенных на него обязанностей.

На основании изложенного, суд считает исковые требования Юрьева А.А. о возложении на администрацию городского округа – город Волжский обязанности по предоставлению земельного участка подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Юрьева А.А. удовлетворить.

Обязать администрацию городского округа - город Волжский Волгоградской области предоставить Юрьеву А.А. земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства в собственность бесплатно в черте городского округа - город Волжский Волгоградской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Волжский городской суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: подпись

Справка: мотивированное решение суда изготовлено 01 марта 2013 года

Судья: подпись

Согласовано 05.03.2013г.

Судья                    А.Н. Камышанова

2-1317/2013 ~ М-548/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Юрьев Андрей Александрович
Ответчики
Администрация городского округа- горд Волжский Волгогардсколй области
Другие
КЗР Админситрации городского округа- город Волжский Волгогароской области
Суд
Волжский городской суд Волгоградской области
Судья
Камышанова Анна Николаевна
Дело на странице суда
vol--vol.sudrf.ru
07.02.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.02.2013Передача материалов судье
07.02.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.02.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.02.2013Подготовка дела (собеседование)
08.02.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.02.2013Судебное заседание
01.03.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.03.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.11.2013Дело оформлено
19.11.2013Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее