Дело № 2-809/2020
18RS0021-01-2020-000916-23
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Алнаши УР 19 июня 2020 года
Можгинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Гвоздиковой А.С.,
при секретаре Ушаковой И.А.,
с участием помощника прокурора Алнашского района УР Борисовой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Алнашского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Алнашское», Администрации МО «Алнашский район» о возложении обязанности по проведению технической паспортизации дороги,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Алнашского района УР в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации МО «Алнашское», Администрации МО «Алнашский район», требуя со ссылкой на положения Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязать в срок до дд.мм.гггг провести техническую паспортизацию автомобильной дороги по <***>, протяженностью <данные изъяты> м, тип покрытия – асфальт, мотивируя следующими обстоятельствами.
Прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, в ходе которой установлено, что между администрацией МО «Алнашское» и администрацией МО «Алнашский район» дд.мм.гггг заключено соглашение, согласно которому администрации МО «Алнашское» переданы полномочия по обеспечению сохранности автомобильных дорог местного значения в границах сельского поселения, а также их строительство, реконструкция и ремонт. Кроме того, установлено, что технический паспорт у автомобильной дороги по <***>, протяженностью <данные изъяты> м., отсутствует, что нарушает законные права и интересы неопределенного круга лиц в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, в части обеспечения сохранности автомобильных дорог местного значения, работ по их строительству, реконструкции и ремонту.
В судебном заседании помощник прокурора Алнашского района УР Борисова И.А. исковые требования поддержала по основаниям и доводам, изложенным в заявлении.
Представители ответчиков Администрации МО «Алнашский район», Администрации МО «Алнашское» в судебное заседание не явились, направили заявления о признании исковых требований в полном объеме и рассмотрении дела в их отсутствие. На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся представителей ответчиков.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В силу ч. 3 ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
Поскольку безопасность дорожного движения затрагивает интересы граждан, постоянно проживающих и временно находящихся на территории поселения, установить круг лиц, чьи права нарушаются невозможно, поэтому прокурор вправе обратиться с данным иском в суд в защиту нарушенного права.
Согласно ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление РФ, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом.
В силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с ч. 10 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 01.03.2020) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - ФЗ № 257-ФЗ от 08.11.2007) к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог.
К собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (ч. 8 ст. 6 ФЗ № 257-ФЗ от 08.11.2007).
Согласно п.п. 1, 5, 6 ч. 1 ст. 13 ФЗ № 257-ФЗ от 08.11.2007 к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Полномочия в области дорожной деятельности, установленные частью 1 настоящей статьи, реализуются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов (ч. 2 ст. 13 ФЗ № 257-ФЗ от 08.11.2007).
В силу ч. 3 ст. 15 ФЗ № 257-ФЗ от 08.11.2007 осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Согласно ч. 1 ст. 17 ФЗ № 257-ФЗ от 08.11.2007 содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях (ч. 1 ст. 34 ФЗ № 257-ФЗ от 08.11.2007).
Согласно ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 30.07.2019) "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с п. 5. ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее по тексту - ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003) к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
К вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5. ч. 1 ст. 15 ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003).
Согласно ч. 4 ст. 15 ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003 органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Согласно п.п. 4 п. 9 раздела IV Классификации работ по содержанию автомобильных дорог, утвержденной Приказом Минтранса РФ от 16.11.2012 №402 «Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог», в работы по содержанию автомобильных дорог входит паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений.
Как определено в п. 1.1 Ведомственных строительных норм ВСН 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования» (далее по тексту – Типовая инструкция), технический учет и паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.
Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности (п. 1.2 Типовой инструкции).
Судом установлено, подтверждено материалами дела, что автомобильная дорога по <***>, протяженностью <данные изъяты> м, с асфальтовым покрытием, находится в собственности Администрации МО «Алнашский район».
дд.мм.гггг между администрацией МО «Алнашский район» (Администрация района) и администрацией МО «Алнашское» (Администрация поселения) заключено соглашение о передаче полномочий, согласно которому в соответствии с ФЗ от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Уставом муниципального образования «Алнашский район», Администрация района передает, а Администрация поселения принимает на себя полномочия в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов муниципального образования «Алнашское» и обеспечения безопасности дорожного движения на них.
Следовательно, применительно к данному случаю, учитывая условия Соглашения о передаче полномочий, заключенного дд.мм.гггг между Администрацией МО «Алнашский район» и Администрацией МО «Алнашское», а также то, что полномочия по проведению паспортизации автомобильных дорог возложены на органы местного самоуправления, суд приходит к выводу, что Администрация МО «Алнашский район» и Администрация МО «Алнашское» несут общую обязанность по паспортизации автомобильной дороги общего пользования местного значения.
Отсутствие технического паспорта автомобильной дороги влечет ненадлежащее выполнение ответчиками обязанностей по содержанию автодороги и находится в прямой причинно-следственной связи с безопасностью дорожного движения.
В силу ст. 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением. Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Согласно ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В данном конкретном случае, суд считает, что признание иска ответчиками не противоречит закону, не нарушает законных прав и интересов других лиц и принимает признание иска ответчиками.
При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора законны, обоснованны, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Алнашского района УР в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Администрации МО «Алнашское», Администрации МО «Алнашский район» о возложении обязанности по проведению технической паспортизации дорог - удовлетворить.
Обязать Администрацию МО «Алнашское», Администрацию МО «Алнашский район» в срок до дд.мм.гггг провести техническую паспортизацию автомобильной дороги по <***>, протяженностью <данные изъяты> м, тип покрытия – асфальт.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд УР в течение месяца со дня его вынесения с подачей жалобы через Можгинский районный суд УР.
Председательствующий судья Гвоздикова А.С.