Дело № 2а-34/19
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Кривошеино 13 марта 2019 года
Кривошеинский районный суд Томской области в составе:
председательствующего судьи Серазетдинова Д.Р.,
при секретаре Сергун Н.А.,
с участием представителя административного истца –
помощника прокурора Кривошеинского района Юркевича В.А.,
представителя административного ответчика – Главы
Администрации Володинского сельского поселения Петровой Р.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела по административному исковому заявлению прокурора Кривошеинского района о признании незаконным бездействия Администрации Володинского сельского поселения, обязании привести автомобильные дороги и элементы их обустройства в соответствии с требованиями ГОСТа,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Кривошеинского района Томской области обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия Администрации Володинского сельского поселения по непринятию мер по обеспечению безопасности дорожного движения.
Административный истец просил обязать административного ответчика привести в соответствие с «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденным приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст, автомобильные дороги, а также элементы их обустройства, расположенные на следующих участках автомобильных дорог в с. Володино: на всем протяжении <адрес>. Обязать Администрацию Володинского сельского поселения привести в соответствие с «Классификацией автомобильных дорог. Основные параметры и требования. ГОСТ Р 52398-2005», утвержденным приказом Ростехрегулирования от 22.11.2005 № 296-ст автомобильные дороги на следующих участках в с. Володино: <адрес>.
В обоснование заявленных требований административный истец, сославшись на положения Федерального закона от 10.12.1995 № 196 – ФЗ «О безопасности дорожного движения» и Федерального закона от 08.11.2007 № 257 – ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» указал, что автомобильные дороги, а также элементы их обустройства в с. Володино: <адрес> не соответствуют требованиям ГОСТ Р 50597-2017 и требованиям ГОСТ Р 52398-2005. В ходе проверки установлено наличие снега, зимней скользкости, колейности и снежных валов в с. Володино на следующих участках автомобильных дорог: на всем протяжении <адрес>. В заявлении также указано, что ширина полосы движения на данных улицах меньше допустимого значения.
Административный истец указал, что выявленные в ходе проверки нарушения движения нарушают права участников дорожного движения, круг лиц которых не ограничен, поскольку может привести к увеличению количества дорожно - транспортных происшествий, причинению вреда жизни и здоровью граждан. На основании части 2 статьи 188 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации просит обратить решение по настоящему административному делу к немедленному исполнению, поскольку замедление исполнения этого решения может привести к увеличению количества дорожно-транспортных происшествий, причинению вреда жизни и здоровью граждан.
В судебном заседании административный истец поддержал заявленные исковые требования частично, с учетом добровольного исполнения административным ответчиком выявленных нарушений, в части приведения автомобильных дорог в с. Володино в соответствии с требованиями ГОСТов, просил признать незаконным бездействия Администрации Володинского сельского поселения по непринятию мер по обеспечению безопасности дорожного движения в этой части.
Представитель административного ответчика Петрова Р.П. признала требования административного иска, с учетом его уточнения. Дополнительно указала, что в настоящее время Администрация поселения добровольно исполнила требования административного искового заявления прокуратуры Кривошеинсокго района и привела автомобильные дороги в соответствии с требованиями ГОСТов.
Суд, изучив доводы административного истца, признание административным ответчиком заявленных требований, с учетом их уточнения, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.
Частью первой статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № – ФЗ «О безопасности дорожного движения» в качестве основных задач обеспечения безопасности дорожного движения определены охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В силу части 4 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995
№ 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного
самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей
компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности
дорожного движения.
Данные полномочия осуществляются владельцами автомобильных
дорог, которым согласно пункту 7 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября
2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности
в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 257-ФЗ), является
местная администрация, владеющая автомобильными дорогами на вещном
праве.
В соответствии с пунктом 6 статьи 13 Федерального закона № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования
автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится
осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог
местного значения. При этом пункт 6 статьи 3 указанного федерального
закона к дорожной деятельности относит деятельность по проектированию,
строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В силу пунктов 1, 2 статьи 17 Федерального закона № 257-ФЗ содержание автомобильных долог, осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Приказом Госстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст утвержден «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (далее - Г ОСТ Р 50597-2017, Требования).
Согласно пункту 8.1 ГОСТ Р 50597-2017 на покрытии проезжей части дорог и улиц не допускаются наличие снега и зимней скользкости (таблица В.1 приложения В) после окончания работ по их устранению, осуществляемых в сроки по таблице 8.1.
В силу пункта 8.7 Требований формирование снежных валов не допускается на обочинах дорог.
Пунктом 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 установлено, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.
В нарушение перечисленных норм действующего законодательства, актом осмотра от 26.02.2019 установлено наличие снега, зимней скользкости, колейности и снежных валов в с. Володино на следующих участках автомобильных дорог: на всем протяжении <адрес>. Данные обстоятельства подтверждаются приложенными фотографиями.
Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2005 N 296-ст утверждена «Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования. ГОСТ Р 52398-2005» (далее - ГОСТ Р 52398-2005).
Как следует из таблицы 1 ГОСТ Р 52398-2005 ширина полосы движения при любой категории автомобильной дороги не может составлять менее 3 метров.
Вопреки указанной норме ширина полосы движения меньше допустимого значения в с. Володино на следующих участках: <адрес>. Данные обстоятельства подтверждаются приложенными фотографиями, и не отрицается представителем ответчика.
В силу п. 5, ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6.10.2003 № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 1 Закона Томской области от 17.11.2014 № 152 – ОЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями» к вопросам местного значения поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них.
К вопросам местного значения Володинского сельского поселения согласно пункту 5 части 1 статьи 8, на основании Устава Муниципального образования Володинское сельское поселение, утвержденного Решением Совета Володинского сельского поселения от 08.12.2005 № 14 (с последующими изменениями и дополнениями) (далее - Устав), относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них.
Судом установлен факт нарушения Администрацией Володинского сельского поселения требований законодательства о безопасности дорожного движения, а именно, несоответствие установленным требованиям автомобильных дорог, а также элементов их обустройства, расположенных по <адрес>, находящихся в с. Володино Кривошеинского района Томской области.
Срок обращения в суд прокурором не был нарушен.
Таким образом, судом установлены основания для удовлетворения заявленного прокурором административного иска.
Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что на момент рассмотрения дела в суде требования прокурора в части приведения вышеуказанных автомобильных дорог в с. Володино в соответствии с требованиями ГОСТов, административным ответчиком были исполнены добровольно.
Указанное обстоятельство подтверждается пояснениями представителя ответчика и приложенными фотографиями, не доверять которым суд оснований не находит.
Таким образом, на момент рассмотрения дела в суде нарушенное право неопределенного круга лиц восстановлено.
При таких обстоятельствах, с учетом добровольного исполнения административным ответчиком заявленных требований, суд полагает необходимым отказать административному истцу в указанной части.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), освобождаются от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227-228, 194-195 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора Кривошеиенского района Томской области удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Администрации Володинского сельского поселения по непринятию мер по обеспечению безопасности дорожного движения.
В удовлетворении требований прокурора Кривошеинского района Томской области об обязании административного ответчика привести в соответствие с «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденным приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст, автомобильные дороги, а также элементы их обустройства, расположенные на следующих участках автомобильных дорог в с. Володино: на всем протяжении <адрес>. Обязать Администрацию Володинского сельского поселения привести в соответствие с «Классификацией автомобильных дорог. Основные параметры и требования. ГОСТ Р 52398-2005», утвержденным приказом Ростехрегулирования от 22.11.2005 № 296-ст автомобильные дороги на следующих участках в с. Володино: <адрес>, отказать, в связи с добровольным исполнением административным ответчиком заявленных требований и прекращением нарушения прав неопределённого круга лиц.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Томский областной суд через Кривошеинский районный суд в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.
Судья: Д.Р. Серазетдинов