Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 августа 2020г. г.Самара
Кировский районный суд г.Самара в составе:
Председательствующего судьи Рандиной О.В.
При секретаре Истрашкиной О.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании административное дело № 2а-1898/2020 по административному исковому заявлению ИФНС России по Промышленному району г. Самары к Пожидаеву А.А. о взыскании пени,
У С Т А Н О В И Л:
ИФНС России по Промышленному району г. Самары обратилась в суд с административным иском к Пожидаеву А.А., указав, что ответчик является плательщиком законно установленных налогов, однако в установленный законом срок налоги уплачены не были. В адрес ответчика направлялись налоговые уведомления об уплате суммы налогов и требования, выдан судебный приказ. Однако задолженность до настоящего времени не погашена. Просит взыскать с Пожидаева А.А. недоимку по обязательным платежам на общую сумму 35768, 36 руб. поземельному налогу за 2016 год пени в сумме 34856,5 руб., по налогу на имущество за 2015 г. пени в сумме 911,86 руб.
В ходе судебного разбирательства представитель истца по доверенности уточнил исковые требования, просил взыскать с ответчика Пожидаева А.А. недоимку по обязательным платежам в размере 3005,54 руб., по налогу на имущество за 2015 г. пени в размере 911,86 руб., по земельному налогу за 2016 г. остаток пени в размере 2093,68 руб.
Представитель истца по доверенности исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика по доверенности Пожидаева А.Г. уточненные исковые требования не признала, просила в иске отказать.
Представитель заинтересованного лица Управления ИФНС России по Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Суд, выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с ч.б ст.289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций, суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В силу ч. 4 ст.289 КАС РФ обязанности доказывания обстоятельств, послуживших основанием взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца (контрольные органы).
Согласно п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Данная обязанность в силу п. 1 ст. 45 НК РФ должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога и применения в последующем при неисполнении требования мер по принудительному взысканию недоимки (ст.ст. 46, 47, 69 НК РФ).
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 31 Налогового Кодекса Российской Федерации у налогового органа присутствует право взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком ( плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган ( таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов ( налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах ( во вкладах ) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей установленных настоящей статьей.
В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние сроки по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В силу п. 3 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
На основании п. 5 ст. 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Согласно п. 6 ст. 75 НК РФ пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46-48 НК РФ.
Таким образом, вышеуказанные положения закона дают основания для вывода о том, что налоговый орган вправе предъявлять к взысканию пени как совместно с недоимкой, так и по отдельным периодам просрочки уплаты до прекращения (погашения) основного обязательства по уплате налога.
Положения п. 5 ст. 75 НК РФ в совокупности с разъяснениями, содержащимися в п. 51 Постановления Пленума ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № « О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части 1 НК РФ», направлены на регламентацию срока направления требования об уплате пени в том случае, если недоимка должником погашена (такой срок ограничен тремя месяцами - п. 1 ст. 70 НК РФ), однако не препятствует налоговому органу направить должнику требование об уплате пени в любое время до тех пор, пока основное обязательство по уплате налога не прекращено.
Исходя из приведенных положений действующего законодательства, принимая во внимание, что в настоящее время ИФНС России по Промышленному району г. Самара заявлены требования о взыскания с ответчика пени, необходимо учитывать следующие представленные в материалы дела доказательства.
Установлено, что Пожидаев А.А. состоит на налоговом учете в ИФНС России по Промышленному району г. Самары - ИНН № и в соответствии со ст. 23 НК РФ обязан уплачивать законно установленные налоги.
Из материалов дела следует, что налоговым органом налогоплательщику Пожидаеву А.А. направлялось требование № от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости уплатить пени в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе судебного разбирательства установлено, что налогоплательщик - административный ответчик Пожидаев А.А. оплатил недоимку по налогу на имущество и земельному налогу 05.10.2018г. на основании судебного приказа от 12.01.2018г. вынесенного мировым судьей судебного участка № 39 Промышленного судебного района г. Самары в сумме 65 593 рублей 80 копеек.
Представитель административного истца ИФНС России по Промышленному району г. Самары по доверенности Карсюков Д. В. в судебном заседании представил карточку «Расчеты с бюджетом» на имя административного ответчика Пожидаева А.А. и пояснил, что с Пожидаева А.А. денежная сумма в размере 65 593, 80 рублей была взыскана.
В связи с тем, что пени начисляются за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, то прекращение начисление пени возможно только в случае прекращения обязанности по уплате налога или сбора.
Согласноп.2 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, не превышает у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, 500 рублей, у организации или индивидуального предпринимателя - 3 000 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно п. 51 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" при проверке соблюдения налоговым органом сроков направления требования об уплате пеней судам надлежит учитывать положения пункта 5 статьи 75 НК РФ, согласно которым пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Из приведенной нормы следует, что требование об уплате пеней, начисленных на сумму недоимки, возникшей по итогам конкретного налогового (отчетного) периода, направляется названным органом на основании пункта 1 статьи 70 НК РФ не позднее трех месяцев с момента уплаты налогоплательщиком всей суммы недоимки (в случае погашения недоимки частями - с момента уплаты последней ее части).
Из представленных в суд материалов усматривается, что налоговое уведомление об уплате пени на недоимку по налогу налогоплательщику не выставлялось, требование об уплате пени на недоимку по земельному налогу и налогу на имущество было выставлено за 2015г. и 2016г. ИФНС по Промышленному району г. Самары 22.08.2019г., согласно карточке «расчеты с бюджетом» платеж части задолженности ответчиком Пожидаевым А.А. был осуществлен 05.10.2018г. Таким образом, истец нарушил установленный налоговым законодательством 3- месячный срок для выставления требования об оплате пени.Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В иске ИФНС России по Промышленному району г. Самары к Пожидаеву А.А. о взыскании пени за 2015г., 2016г. отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Кировский районный суд г. Самара в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 31.08.2020 г.
Председательствующий: подпись О.В. Рандина