Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2461/2015 ~ М-1469/2015 от 05.03.2015

Дело №

Решение

Именем Российской Федерации

«ДД.ММ.ГГГГ                                                                   <адрес>

Ленинский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Гончарова А.А.,

при секретаре ФИО3,

рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФИО1 к Управе Ленинского района городского округа <адрес>, ФИО8 о взыскании убытков, судебных расходов,

установил:

ФИО7 обратился в суд с иском к Управе Ленинского района городского округа <адрес>, в котором просил взыскать с ответчика в его пользу убытки в размере 65 564 рубля 50 копеек, расходы по оплате экспертизы – 5500 рублей, госпошлины – 2 331 рубль 94 копейки, услуг представителя – 8000 рублей.

В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ около 18 часов 00 минут истец припарковал автомобиль <данные изъяты>, государственный регистрационный знак , около дома № по <адрес>, после чего ФИО7 направился в ТЦ «<данные изъяты>». Подойдя к автомобилю около 20 часов 00 минут, истец обнаружил, что на автомобиле лежит сухое дерево, упавшее с тротуара, от которого остались повреждения – трещина на лобовом стекле, вмятина на передней правой двери, повреждение ЛКП на рамке задней правой двери, повреждение ЛКП на заднем правом крыле, замят усилитель крыши с правой части автомобиля, повреждение ЛКП крыши.

Истец о случившемся событии сообщил в органы полиции, где ему было выдано постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

Согласно заключению ООО «<данные изъяты>» материальный ущерб составил 65 564 рубля 50 копеек. За вышеуказанное заключение истец оплатил 5500 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ истцом была направлена претензия в Администрацию <адрес> с просьбой о добровольном возмещении материального ущерба.

ДД.ММ.ГГГГ Управой Ленинского района городского округа <адрес> было отказано в возмещении убытков истцу.

Истец указал, что в результате ненадлежащего исполнения ответчиком своих обязанностей по проведению благоустройства и содержания территории в части обрезки и удаления засохших деревьев во избежание несчастных случаев и повреждения имущества, причинен материальный ущерб, выразившийся в повреждении принадлежащего истцу на праве собственности транспортного средства.

Истец, считая свои права нарушенными, обратился в суд с настоящим иском.

В ходе рассмотрения гражданского дело по ходатайству представителя Управы Ленинского района городского округа <адрес> судом было привлечено ФИО8 в качестве соответчика по гражданскому делу по иску ФИО1

Истец и его представитель по доверенности ФИО4 в судебное заседание не явились, о дате и времени были извещены надлежащим образом.

Представители ответчиков Управы Ленинского района городского округа <адрес>, ФИО8 в судебное заседание не явились, о дате и времени были извещены надлежащим образом.

          Изучив материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии с п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Общие основания деликтной ответственности предполагают, что лицо, причинившее вред, освобождается от его возмещения в том случае, если докажет, что вред причинен не по его вине (п. 2 ст. 1064 ГК РФ).

По смыслу закона установлена презумпция вины причинителя вреда, который может быть освобожден от ответственности лишь в том случае, если докажет, что вред причинен не по его вине. Истец, таким образом, должен доказать факт причинения ему вреда и факт противоправности действий лиц, причинивших вред, а ответчик должен доказать, что вред причинен не по его вине.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в определении Конституционного Суда РФ N 581-О-О от ДД.ММ.ГГГГ года, положение пункта 2 статьи 1064 ГК Российской Федерации, устанавливающее в рамках общих оснований ответственность за причинение вреда презумпцию вины причинителя вреда и возлагающее на последнего бремя доказывания своей невиновности, направлено на обеспечение возмещения вреда и тем самым - на реализацию интересов потерпевшего, в силу чего как само по себе, так и в системной связи с другими положениями главы 59 ГК Российской Федерации не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан.

В судебном заседании установлено, что ФИО7 на праве собственности принадлежит автомобиль <данные изъяты>, государственный регистрационный знак .

ДД.ММ.ГГГГ в результате падения дерева, которое находилось во дворе дома № по <адрес>, принадлежащий истцу автомобиль получил механические повреждения.

По данному факту на основании заявления истца УУП УМВД России по <адрес> ФИО5 была проведена проверка, в результате которой постановлением от ДД.ММ.ГГГГ в возбуждении уголовного дела было отказано по сообщению о совершении преступления, предусмотренного ст. ст. 167,168 УК РФ по основаниям п. 1 ч. 1 ст. 24 УПК Российской Федерации за отсутствием события преступления, а также было отказано в возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ст. 306 УК РФ в отношении ФИО1 по основаниям п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК Российской Федерации, что подтверждается отказным материалом КУСП №.

Из постановления следует, что в результате падения дерева автомобилю истца были причинены механические повреждения: трещина на лобовом стекле, вмятина на передней правой двери, повреждение лакокрасочного покрытия в районе вмятины, повреждение лакокрасочного покрытия на рамке задней правой двери, повреждение лакокрасочного покрытия на заднем правом крыле, замят усилитель крыши с правой части автомобиля, повреждение лакокрасочного покрытия в районе вмятины, а также по всей площади крыши.

Также указано, что автомобиль поврежден неумышленно, а вследствие несчастного случая, из-за сильного порыва ветра.

Согласно заключению о стоимости ремонта транспортного средства от ДД.ММ.ГГГГ года, составленному ООО «<данные изъяты>», стоимость материального ущерба составила 65 564 рубля 50 копеек. За вышеуказанную экспертизу истец оплатил 5 500 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 обратился в Администрацию городского округа <адрес> с претензией, в которой просил возместить материальный ущерб в размере 71 064 рубля 50 копеек.

ДД.ММ.ГГГГ Управой Ленинского района городского округа <адрес> было сообщено ФИО7, что в соответствии с постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела от ДД.ММ.ГГГГ года, в ходе проведения проверки сообщения о преступлении КССП от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что автомобиль поврежден вследствие несчастного случая, из-за сильного ветра. Следовательно, падение ветки дерева на Ваш автомобиль произошло вследствие погодных условий (ветра), что является обстоятельством непреодолимой силы, и управа района в данном случае не является виновником причиненного вам материального ущерба. Кроме того, в соответствии с Положением об управе Ленинского района городского округа <адрес>, утвержденным постановлением администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , управа района выполняет мероприятия по организации озеленения, текущему содержанию зеленых насаждений в пределах полномочий и выделенных средств на указанные цели. Денежные средства на возмещение ущерба сметой расходов управы района не предусмотрены, дополнительные бюджетные ассигнования на данные цели не выделялись.

В соответствии с ответом Территориального Управления Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за № земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, участок в реестре федерального имущества не учитывается.

Согласно ответу Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за исх. в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>, общей площадью 2492 кв.м, с видом разрешенного использования – многоквартирный среднеэтажный жилой дом, границы данного земельного участка установлены в соответствии с действующим законодательством.

Из ответа Управления главного архитектора городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за следует, что земельный    участок, фактически занимаемый многоквартирным среднеэтажным домом, площадью 2492 кв.м, сформирован в соответствии с постановлением администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения земельного участка, фактически занимаемого многоквартирным среднеэтажным домом по <адрес>, на кадастровом плане территории ». Согласно данным публичной кадастровой карты в отношении указанного земельного участка площадью 2492 кв.м осуществлен государственный кадастровый учет (кадастровый номер , разрешенное использование – «многоквартирный среднеэтажный дом»).

Представитель Управы Ленинского района г. Воронеж в судебном заседании указал, что в соответствии с постановление администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения земельного участка, фактически занимаемого многоквартирным среднеэтажным домом, по <адрес>, на кадастровом плане территории », обрушившееся дерево, располагалось в границах земельного участка вышеуказанного дома. В соответствии с правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства входит в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного дома. Собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества, или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом. Таким образом, следить за состоянием зеленых насаждений входит в обязанность ФИО8

В судебном заседании также было установлено, что управляющей организацией жилого дома № по <адрес> является ФИО8.

Согласно ст. 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.

Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Многоквартирные дома и иные объекты недвижимого имущества, входящие в состав таких домов, построенные или реконструированные после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, принимаются приемочной комиссией только при установлении размеров и границ земельных участков, на которых расположены такие многоквартирные дома.

Не допускается запрет на обременение земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в случае необходимости обеспечения свободного доступа лиц к объектам недвижимого имущества, входящим в состав многоквартирного дома и существовавшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:

1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);

2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;

3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;

4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

В силу п. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:

1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;

2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;

3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;

5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.

Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Пунктами 1 и 2 статьи 162 ЖК РФ предусмотрено, что договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.

В случае, предусмотренном частью 13 статьи 161 настоящего Кодекса, с каждым лицом, принявшим от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещение в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, заключается договор управления многоквартирным домом. При этом такие лица выступают в качестве одной стороны заключаемого договора, если они составляют более чем пятьдесят процентов от их общего числа.

По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в целях обеспечения благоустройства территории городского округа <адрес> и определения порядка уборки и содержания городских территорий Воронежская городская Дума решила утвердить Правила благоустройства территорий городского округа <адрес> согласно приложению.

На основании п. 2.1 Правил благоустройства территорий городского округа <адрес>, утвержденных решением <данные изъяты> городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N 190-II, к придомовой территории относится земельный участок, на котором расположено здание (группа зданий). Границы придомовых территорий определяются планом земельного участка, прилагаемого к техническому паспорту, или кадастровым паспортом. К придомовым территориям относятся тротуары у зданий, участки, занятые зелеными насаждениями, въезды во дворы, территории дворов, дворовые и внутридворовые проезды, территории мест отдыха, хозяйственные, спортивные и детские площадки, расположенные на дворовых территориях.

Из схемы территории по <адрес>, фотоматериалов, кадастровых дел объектов недвижимости , , материала проверки, а также осмотра места происшествия в судебном заседании установлено, что земельный участок, на котором находилось дерево, является территорией неограниченного пользования, и не входит в границы земельного участка с кадастровым номером , в связи с чем суд приходит к выводу, что территория, прилегающая к проезжей части <адрес>, где произрастало упавшее дерево, относится к землям города, не входит в состав общего имущества жителей (собственников) дома № по <адрес>.

В соответствии с п. 2 ст. 214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

В силу п. 10 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №137-ФЗ « О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» ( в ред. 06.09.2013) распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

В п. 1 ст. 3.1 данного закона указано, что в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся в том числе, земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти.

В соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 16 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа, относится к вопросам местного значения городского округа.

Согласно п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.

В силу пп. 1.3 Правил благоустройства территорий городского округа <адрес>, утвержденных решением <данные изъяты> городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N 190-II, координацию и организацию деятельности по благоустройству и санитарному содержанию городского округа <адрес> осуществляют должностные лица администрации городского округа, уполномоченные органы, руководители муниципальных предприятий, надзорных служб в рамках своих полномочий.

В силу п. 4.10.1 Правил благоустройства территорий городского округа <адрес>, утвержденных решением <данные изъяты> городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N 190-II, землепользователи обязаны обеспечивать полную сохранность деревьев, кустарников, газонов и квалифицированный уход за зелеными насаждениями, который могут осуществлять самостоятельно или посредством привлечения специализированных служб и предприятий на договорной основе, либо иных организаций в соответствии с нормами действующего законодательства.

Согласно п. 5.1 Правил благоустройства территорий городского округа <адрес>, утвержденных решением <данные изъяты> городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N 190-II, содержание придомовых территорий включает в себя своевременную уборку территорий, систематический контроль за надлежащим санитарным состоянием, уход за зелеными насаждениями, вывоз мусора (в том числе крупногабаритного мусора), твердых бытовых (в том числе крупногабаритных) отходов. Все виды отходов и мусора должны собираться в специальные мусоросборники (контейнеры и бункеры-накопители), которые устанавливаются собственниками или пользователями контейнерных площадок в необходимом количестве в соответствии с санитарными нормами и правилами.

Пунктом 5.4 Правил благоустройства территорий городского округа <адрес>, утвержденных решением <данные изъяты> городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N 190-II, предусмотрено, что в отношении зеленых насаждений должен выполняться весь комплекс мероприятий по уходу, в т.ч. обрезка и удаление сухих и аварийных ветвей и стволов деревьев и кустарников, стрижка газонов и кустарниковой растительности, удаление сорняков, отходов с озелененных территорий и т.д.

Пунктом 6.4 Положения о создании, содержании реконструкции зеленых насаждений на территории городского округа <адрес>, утвержденного решением <данные изъяты> городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N , предусмотрено, что решение о необходимости выполнения уходных работ на территориях общего пользования, конкретизации их объемов, видов и сроков проведения принимается на основании оценки состояния зеленых насаждений, которая проводится комиссией при управах районов городского округа <адрес> с включением представителя структурного подразделения администрации городского округа <адрес> по охране окружающей среды, а при необходимости - сторонних специализированных организаций. Состав и положение о комиссии утверждаются постановлением администрации городского округа <адрес>.

Пунктам 3.3.4 Положения об Управе Ленинского район городского округа <адрес>, утвержденного Постановлением администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N , управа района в соответствии с возложенными на нее задачами осуществляет следующие основные функции, в том числе организует выполнение мероприятий по благоустройству, озеленению и дорожной деятельности на территории района. Выполняет функции муниципального заказчика в пределах наделенных полномочий и выделенных средств на эти цели по следующим видам работ:

- организация текущего содержания и уборка улиц, автомобильных дорог местного значения, площадей, внутриквартальных территорий, тротуаров, транспортных развязок, нагорных лестничных спусков, остановочных павильонов, подземных и наземных переходов, зеленых зон общего пользования;

- реализация мероприятий по повышению безопасности дорожного движения (установка турникетных ограждений, аварийно-восстановительный ремонт улично-дорожной сети и тротуаров);

- организация текущего ремонта дорог местного значения (ямочный ремонт, заливка швов, установка бордюрного камня);

- организация благоустройства и содержание территорий и объектов общего пользования, реконструкция, ремонт и содержание малых архитектурных форм, тротуаров и пешеходных дорожек, нагорных лестничных спусков, поставка и установка детского игрового и спортивного оборудования, урн, скамеек, ограждений и иных объектов внешнего благоустройства;

- организация озеленения, текущее содержание зеленых насаждений;

- ликвидация несанкционированных свалок промышленных и бытовых отходов;

- создание условий и организация обустройства мест отдыха у воды, осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах;

- создание условий и организация обустройства мест массового отдыха жителей;

- проведение мероприятий по благоустройству и ремонту дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов в соответствии с действующим законодательством;

- поставка товаров, выполнение иных услуг, непосредственно связанных с осуществлением исполнительно-распорядительных функций управы района.

На основании вышеизложенного следует, что ущерб имуществу истца был причинен по вине Управы Ленинского района <адрес>, поскольку именно Управа района, являясь владельцем территории, на которой произошло падение дерева, своевременно не предприняла каких-либо мер по организации осмотра деревьев и других насаждений по <адрес>, около дома №, и своими действиями не предотвратило причиненный ущерб.

Обстоятельства и механизм причинения автомобилю истца механических повреждений, а также размер причиненного ущерба сторонами по делу не оспариваются.

         Как надлежащее доказательство о размере стоимости восстановительного ремонта машины истца, суд принимает заключение эксперта, которое соответствует требованиям закона. Данное заключение утверждено руководителем этой организации и удостоверены печатью, подписано экспертом, в полном объеме соответствует требованиям действующего законодательства, отражает размер причиненного ущерба. Кроме того, ответчики, которым неоднократно было разъяснено право заявления ходатайства о назначении судебной экспертизы, им не воспользовались.

         Суд на основании ст. 15, 1064 ГК РФ приходит к выводу, что ущерб автомобилю истицы причинен по вине ответчика Управы Ленинского района городского округа <адрес>, который своевременно не обрезал дерево, падение которого привело к указанным последствиям, в связи с чем считает необходимым исковые требования удовлетворить, взыскать с Управы Ленинского района городского округа <адрес> в пользу истца убытки в форме ущерба в размере 65 564 рублей 50 копеек, расходы по проведению экспертизы 5500 рублей, в удовлетворении исковых требований к ФИО8 о взыскании ущерба и судебных расходов – отказать.

           В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, которые согласно ст. 88 ГПК РФ состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. К издержкам, связанным с рассмотрением дела, в силу ст. 94 ГПК РФ относятся, в том числе и расходы на оплату услуг представителей.

На основании ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

              Как установлено в судебном заседании и усматривается из представленных документов, истцом были произведены расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 331 рубль 94 копейки, и расходы за подготовку искового заявления в суд в сумме 4000 рублей, что подтверждается договором на оказание юридических услуг от ДД.ММ.ГГГГ года, актом приема-передачи денежных средств от ДД.ММ.ГГГГ года.

Таким образом, суд считает необходимым взыскать в пользу истца в силу ст. 100 ГПК РФ с Управы Ленинского района городского округа <адрес>, расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 331 рубль 94 копейки и расходы по оплате услуг представителя в размере 4 000 рублей. Данный размер расходов на представителя суд считает разумным и справедливым с учетом характера спора, объема выполненной представителем работы.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

            Взыскать с Управы Ленинского района городского округа <адрес> в пользу ФИО1 убытки в размере 65 564 рубля 50 копеек, расходы по оплате досудебной экспертизы – 5 500 рублей, государственной пошлины - 2 331 рубль 94 копейки, услуг представителя - 4 000 рублей, а всего 77 396 рублей 44 копейки, в остальной части – отказать.

Решение может быть обжаловано в <данные изъяты> областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                            А.А. Гончаров

Дело №

Решение

Именем Российской Федерации

«ДД.ММ.ГГГГ                                                                   <адрес>

Ленинский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Гончарова А.А.,

при секретаре ФИО3,

рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФИО1 к Управе Ленинского района городского округа <адрес>, ФИО8 о взыскании убытков, судебных расходов,

установил:

ФИО7 обратился в суд с иском к Управе Ленинского района городского округа <адрес>, в котором просил взыскать с ответчика в его пользу убытки в размере 65 564 рубля 50 копеек, расходы по оплате экспертизы – 5500 рублей, госпошлины – 2 331 рубль 94 копейки, услуг представителя – 8000 рублей.

В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ около 18 часов 00 минут истец припарковал автомобиль <данные изъяты>, государственный регистрационный знак , около дома № по <адрес>, после чего ФИО7 направился в ТЦ «<данные изъяты>». Подойдя к автомобилю около 20 часов 00 минут, истец обнаружил, что на автомобиле лежит сухое дерево, упавшее с тротуара, от которого остались повреждения – трещина на лобовом стекле, вмятина на передней правой двери, повреждение ЛКП на рамке задней правой двери, повреждение ЛКП на заднем правом крыле, замят усилитель крыши с правой части автомобиля, повреждение ЛКП крыши.

Истец о случившемся событии сообщил в органы полиции, где ему было выдано постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

Согласно заключению ООО «<данные изъяты>» материальный ущерб составил 65 564 рубля 50 копеек. За вышеуказанное заключение истец оплатил 5500 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ истцом была направлена претензия в Администрацию <адрес> с просьбой о добровольном возмещении материального ущерба.

ДД.ММ.ГГГГ Управой Ленинского района городского округа <адрес> было отказано в возмещении убытков истцу.

Истец указал, что в результате ненадлежащего исполнения ответчиком своих обязанностей по проведению благоустройства и содержания территории в части обрезки и удаления засохших деревьев во избежание несчастных случаев и повреждения имущества, причинен материальный ущерб, выразившийся в повреждении принадлежащего истцу на праве собственности транспортного средства.

Истец, считая свои права нарушенными, обратился в суд с настоящим иском.

В ходе рассмотрения гражданского дело по ходатайству представителя Управы Ленинского района городского округа <адрес> судом было привлечено ФИО8 в качестве соответчика по гражданскому делу по иску ФИО1

Истец и его представитель по доверенности ФИО4 в судебное заседание не явились, о дате и времени были извещены надлежащим образом.

Представители ответчиков Управы Ленинского района городского округа <адрес>, ФИО8 в судебное заседание не явились, о дате и времени были извещены надлежащим образом.

          Изучив материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии с п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Общие основания деликтной ответственности предполагают, что лицо, причинившее вред, освобождается от его возмещения в том случае, если докажет, что вред причинен не по его вине (п. 2 ст. 1064 ГК РФ).

По смыслу закона установлена презумпция вины причинителя вреда, который может быть освобожден от ответственности лишь в том случае, если докажет, что вред причинен не по его вине. Истец, таким образом, должен доказать факт причинения ему вреда и факт противоправности действий лиц, причинивших вред, а ответчик должен доказать, что вред причинен не по его вине.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в определении Конституционного Суда РФ N 581-О-О от ДД.ММ.ГГГГ года, положение пункта 2 статьи 1064 ГК Российской Федерации, устанавливающее в рамках общих оснований ответственность за причинение вреда презумпцию вины причинителя вреда и возлагающее на последнего бремя доказывания своей невиновности, направлено на обеспечение возмещения вреда и тем самым - на реализацию интересов потерпевшего, в силу чего как само по себе, так и в системной связи с другими положениями главы 59 ГК Российской Федерации не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан.

В судебном заседании установлено, что ФИО7 на праве собственности принадлежит автомобиль <данные изъяты>, государственный регистрационный знак .

ДД.ММ.ГГГГ в результате падения дерева, которое находилось во дворе дома № по <адрес>, принадлежащий истцу автомобиль получил механические повреждения.

По данному факту на основании заявления истца УУП УМВД России по <адрес> ФИО5 была проведена проверка, в результате которой постановлением от ДД.ММ.ГГГГ в возбуждении уголовного дела было отказано по сообщению о совершении преступления, предусмотренного ст. ст. 167,168 УК РФ по основаниям п. 1 ч. 1 ст. 24 УПК Российской Федерации за отсутствием события преступления, а также было отказано в возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ст. 306 УК РФ в отношении ФИО1 по основаниям п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК Российской Федерации, что подтверждается отказным материалом КУСП №.

Из постановления следует, что в результате падения дерева автомобилю истца были причинены механические повреждения: трещина на лобовом стекле, вмятина на передней правой двери, повреждение лакокрасочного покрытия в районе вмятины, повреждение лакокрасочного покрытия на рамке задней правой двери, повреждение лакокрасочного покрытия на заднем правом крыле, замят усилитель крыши с правой части автомобиля, повреждение лакокрасочного покрытия в районе вмятины, а также по всей площади крыши.

Также указано, что автомобиль поврежден неумышленно, а вследствие несчастного случая, из-за сильного порыва ветра.

Согласно заключению о стоимости ремонта транспортного средства от ДД.ММ.ГГГГ года, составленному ООО «<данные изъяты>», стоимость материального ущерба составила 65 564 рубля 50 копеек. За вышеуказанную экспертизу истец оплатил 5 500 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 обратился в Администрацию городского округа <адрес> с претензией, в которой просил возместить материальный ущерб в размере 71 064 рубля 50 копеек.

ДД.ММ.ГГГГ Управой Ленинского района городского округа <адрес> было сообщено ФИО7, что в соответствии с постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела от ДД.ММ.ГГГГ года, в ходе проведения проверки сообщения о преступлении КССП от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что автомобиль поврежден вследствие несчастного случая, из-за сильного ветра. Следовательно, падение ветки дерева на Ваш автомобиль произошло вследствие погодных условий (ветра), что является обстоятельством непреодолимой силы, и управа района в данном случае не является виновником причиненного вам материального ущерба. Кроме того, в соответствии с Положением об управе Ленинского района городского округа <адрес>, утвержденным постановлением администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , управа района выполняет мероприятия по организации озеленения, текущему содержанию зеленых насаждений в пределах полномочий и выделенных средств на указанные цели. Денежные средства на возмещение ущерба сметой расходов управы района не предусмотрены, дополнительные бюджетные ассигнования на данные цели не выделялись.

В соответствии с ответом Территориального Управления Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за № земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, участок в реестре федерального имущества не учитывается.

Согласно ответу Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за исх. в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>, общей площадью 2492 кв.м, с видом разрешенного использования – многоквартирный среднеэтажный жилой дом, границы данного земельного участка установлены в соответствии с действующим законодательством.

Из ответа Управления главного архитектора городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за следует, что земельный    участок, фактически занимаемый многоквартирным среднеэтажным домом, площадью 2492 кв.м, сформирован в соответствии с постановлением администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения земельного участка, фактически занимаемого многоквартирным среднеэтажным домом по <адрес>, на кадастровом плане территории ». Согласно данным публичной кадастровой карты в отношении указанного земельного участка площадью 2492 кв.м осуществлен государственный кадастровый учет (кадастровый номер , разрешенное использование – «многоквартирный среднеэтажный дом»).

Представитель Управы Ленинского района г. Воронеж в судебном заседании указал, что в соответствии с постановление администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения земельного участка, фактически занимаемого многоквартирным среднеэтажным домом, по <адрес>, на кадастровом плане территории », обрушившееся дерево, располагалось в границах земельного участка вышеуказанного дома. В соответствии с правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства входит в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного дома. Собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества, или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом. Таким образом, следить за состоянием зеленых насаждений входит в обязанность ФИО8

В судебном заседании также было установлено, что управляющей организацией жилого дома № по <адрес> является ФИО8.

Согласно ст. 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.

Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Многоквартирные дома и иные объекты недвижимого имущества, входящие в состав таких домов, построенные или реконструированные после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, принимаются приемочной комиссией только при установлении размеров и границ земельных участков, на которых расположены такие многоквартирные дома.

Не допускается запрет на обременение земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в случае необходимости обеспечения свободного доступа лиц к объектам недвижимого имущества, входящим в состав многоквартирного дома и существовавшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:

1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);

2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;

3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;

4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

В силу п. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:

1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;

2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;

3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;

5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.

Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Пунктами 1 и 2 статьи 162 ЖК РФ предусмотрено, что договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.

В случае, предусмотренном частью 13 статьи 161 настоящего Кодекса, с каждым лицом, принявшим от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещение в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, заключается договор управления многоквартирным домом. При этом такие лица выступают в качестве одной стороны заключаемого договора, если они составляют более чем пятьдесят процентов от их общего числа.

По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в целях обеспечения благоустройства территории городского округа <адрес> и определения порядка уборки и содержания городских территорий Воронежская городская Дума решила утвердить Правила благоустройства территорий городского округа <адрес> согласно приложению.

На основании п. 2.1 Правил благоустройства территорий городского округа <адрес>, утвержденных решением <данные изъяты> городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N 190-II, к придомовой территории относится земельный участок, на котором расположено здание (группа зданий). Границы придомовых территорий определяются планом земельного участка, прилагаемого к техническому паспорту, или кадастровым паспортом. К придомовым территориям относятся тротуары у зданий, участки, занятые зелеными насаждениями, въезды во дворы, территории дворов, дворовые и внутридворовые проезды, территории мест отдыха, хозяйственные, спортивные и детские площадки, расположенные на дворовых территориях.

Из схемы территории по <адрес>, фотоматериалов, кадастровых дел объектов недвижимости , , материала проверки, а также осмотра места происшествия в судебном заседании установлено, что земельный участок, на котором находилось дерево, является территорией неограниченного пользования, и не входит в границы земельного участка с кадастровым номером , в связи с чем суд приходит к выводу, что территория, прилегающая к проезжей части <адрес>, где произрастало упавшее дерево, относится к землям города, не входит в состав общего имущества жителей (собственников) дома № по <адрес>.

В соответствии с п. 2 ст. 214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

В силу п. 10 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №137-ФЗ « О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» ( в ред. 06.09.2013) распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

В п. 1 ст. 3.1 данного закона указано, что в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся в том числе, земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти.

В соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 16 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа, относится к вопросам местного значения городского округа.

Согласно п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.

В силу пп. 1.3 Правил благоустройства территорий городского округа <адрес>, утвержденных решением <данные изъяты> городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N 190-II, координацию и организацию деятельности по благоустройству и санитарному содержанию городского округа <адрес> осуществляют должностные лица администрации городского округа, уполномоченные органы, руководители муниципальных предприятий, надзорных служб в рамках своих полномочий.

В силу п. 4.10.1 Правил благоустройства территорий городского округа <адрес>, утвержденных решением <данные изъяты> городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N 190-II, землепользователи обязаны обеспечивать полную сохранность деревьев, кустарников, газонов и квалифицированный уход за зелеными насаждениями, который могут осуществлять самостоятельно или посредством привлечения специализированных служб и предприятий на договорной основе, либо иных организаций в соответствии с нормами действующего законодательства.

Согласно п. 5.1 Правил благоустройства территорий городского округа <адрес>, утвержденных решением <данные изъяты> городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N 190-II, содержание придомовых территорий включает в себя своевременную уборку территорий, систематический контроль за надлежащим санитарным состоянием, уход за зелеными насаждениями, вывоз мусора (в том числе крупногабаритного мусора), твердых бытовых (в том числе крупногабаритных) отходов. Все виды отходов и мусора должны собираться в специальные мусоросборники (контейнеры и бункеры-накопители), которые устанавливаются собственниками или пользователями контейнерных площадок в необходимом количестве в соответствии с санитарными нормами и правилами.

Пунктом 5.4 Правил благоустройства территорий городского округа <адрес>, утвержденных решением <данные изъяты> городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N 190-II, предусмотрено, что в отношении зеленых насаждений должен выполняться весь комплекс мероприятий по уходу, в т.ч. обрезка и удаление сухих и аварийных ветвей и стволов деревьев и кустарников, стрижка газонов и кустарниковой растительности, удаление сорняков, отходов с озелененных территорий и т.д.

Пунктом 6.4 Положения о создании, содержании реконструкции зеленых насаждений на территории городского округа <адрес>, утвержденного решением <данные изъяты> городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N , предусмотрено, что решение о необходимости выполнения уходных работ на территориях общего пользования, конкретизации их объемов, видов и сроков проведения принимается на основании оценки состояния зеленых насаждений, которая проводится комиссией при управах районов городского округа <адрес> с включением представителя структурного подразделения администрации городского округа <адрес> по охране окружающей среды, а при необходимости - сторонних специализированных организаций. Состав и положение о комиссии утверждаются постановлением администрации городского округа <адрес>.

Пунктам 3.3.4 Положения об Управе Ленинского район городского округа <адрес>, утвержденного Постановлением администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N , управа района в соответствии с возложенными на нее задачами осуществляет следующие основные функции, в том числе организует выполнение мероприятий по благоустройству, озеленению и дорожной деятельности на территории района. Выполняет функции муниципального заказчика в пределах наделенных полномочий и выделенных средств на эти цели по следующим видам работ:

- организация текущего содержания и уборка улиц, автомобильных дорог местного значения, площадей, внутриквартальных территорий, тротуаров, транспортных развязок, нагорных лестничных спусков, остановочных павильонов, подземных и наземных переходов, зеленых зон общего пользования;

- реализация мероприятий по повышению безопасности дорожного движения (установка турникетных ограждений, аварийно-восстановительный ремонт улично-дорожной сети и тротуаров);

- организация текущего ремонта дорог местного значения (ямочный ремонт, заливка швов, установка бордюрного камня);

- организация благоустройства и содержание территорий и объектов общего пользования, реконструкция, ремонт и содержание малых архитектурных форм, тротуаров и пешеходных дорожек, нагорных лестничных спусков, поставка и установка детского игрового и спортивного оборудования, урн, скамеек, ограждений и иных объектов внешнего благоустройства;

- организация озеленения, текущее содержание зеленых насаждений;

- ликвидация несанкционированных свалок промышленных и бытовых отходов;

- создание условий и организация обустройства мест отдыха у воды, осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах;

- создание условий и организация обустройства мест массового отдыха жителей;

- проведение мероприятий по благоустройству и ремонту дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов в соответствии с действующим законодательством;

- поставка товаров, выполнение иных услуг, непосредственно связанных с осуществлением исполнительно-распорядительных функций управы района.

На основании вышеизложенного следует, что ущерб имуществу истца был причинен по вине Управы Ленинского района <адрес>, поскольку именно Управа района, являясь владельцем территории, на которой произошло падение дерева, своевременно не предприняла каких-либо мер по организации осмотра деревьев и других насаждений по <адрес>, около дома №, и своими действиями не предотвратило причиненный ущерб.

Обстоятельства и механизм причинения автомобилю истца механических повреждений, а также размер причиненного ущерба сторонами по делу не оспариваются.

         Как надлежащее доказательство о размере стоимости восстановительного ремонта машины истца, суд принимает заключение эксперта, которое соответствует требованиям закона. Данное заключение утверждено руководителем этой организации и удостоверены печатью, подписано экспертом, в полном объеме соответствует требованиям действующего законодательства, отражает размер причиненного ущерба. Кроме того, ответчики, которым неоднократно было разъяснено право заявления ходатайства о назначении судебной экспертизы, им не воспользовались.

         Суд на основании ст. 15, 1064 ГК РФ приходит к выводу, что ущерб автомобилю истицы причинен по вине ответчика Управы Ленинского района городского округа <адрес>, который своевременно не обрезал дерево, падение которого привело к указанным последствиям, в связи с чем считает необходимым исковые требования удовлетворить, взыскать с Управы Ленинского района городского округа <адрес> в пользу истца убытки в форме ущерба в размере 65 564 рублей 50 копеек, расходы по проведению экспертизы 5500 рублей, в удовлетворении исковых требований к ФИО8 о взыскании ущерба и судебных расходов – отказать.

           В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, которые согласно ст. 88 ГПК РФ состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. К издержкам, связанным с рассмотрением дела, в силу ст. 94 ГПК РФ относятся, в том числе и расходы на оплату услуг представителей.

На основании ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

              Как установлено в судебном заседании и усматривается из представленных документов, истцом были произведены расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 331 рубль 94 копейки, и расходы за подготовку искового заявления в суд в сумме 4000 рублей, что подтверждается договором на оказание юридических услуг от ДД.ММ.ГГГГ года, актом приема-передачи денежных средств от ДД.ММ.ГГГГ года.

Таким образом, суд считает необходимым взыскать в пользу истца в силу ст. 100 ГПК РФ с Управы Ленинского района городского округа <адрес>, расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 331 рубль 94 копейки и расходы по оплате услуг представителя в размере 4 000 рублей. Данный размер расходов на представителя суд считает разумным и справедливым с учетом характера спора, объема выполненной представителем работы.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

            Взыскать с Управы Ленинского района городского округа <адрес> в пользу ФИО1 убытки в размере 65 564 рубля 50 копеек, расходы по оплате досудебной экспертизы – 5 500 рублей, государственной пошлины - 2 331 рубль 94 копейки, услуг представителя - 4 000 рублей, а всего 77 396 рублей 44 копейки, в остальной части – отказать.

Решение может быть обжаловано в <данные изъяты> областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                            А.А. Гончаров

1версия для печати

2-2461/2015 ~ М-1469/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Чекурин Андрей Александрович
Ответчики
Управа Ленинского района го г. Воронеж
Суд
Ленинский районный суд г. Воронежа
Судья
Гончаров Алексей Александрович
Дело на странице суда
lensud--vrn.sudrf.ru
05.03.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.03.2015Передача материалов судье
10.03.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.03.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.03.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
06.04.2015Предварительное судебное заседание
06.05.2015Предварительное судебное заседание
19.05.2015Предварительное судебное заседание
03.06.2015Предварительное судебное заседание
25.06.2015Предварительное судебное заседание
13.07.2015Предварительное судебное заседание
21.07.2015Судебное заседание
24.07.2015Судебное заседание
27.07.2015Судебное заседание
28.07.2015Судебное заседание
29.07.2015Судебное заседание
03.08.2015Судебное заседание
03.08.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.09.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.03.2017Дело оформлено
22.03.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее