Дело № 12-99\17
РЕШЕНИЕ
г. Павловский Посад 15 августа 2017 года.
Судья Павлово-Посадского городского суда Московской области Закурин И.А. с участием
законного представителя правонарушителя Российской Е.В.,
при секретаре Хмелевой Л.У.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу МУП «<данные изъяты>» на постановление по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением должностного лица Главного управления Московской области «Государственная жилищная инспекция» от 1 июня 2017 года № 08ВХ\03-3898-29-28-2017\16, МУП «<данные изъяты>» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде штрафа в сумме 40000 (сорок тысяч) рублей.
Не согласившись с данным постановлением, правонарушитель обратился в суд с жалобой на него, прося его отменить, в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Проверив материалы дела, истребовав административный материал в отношении МУП «<данные изъяты>», выслушав законного представителя правонарушителя, представителя Главного управления Московской области «Государственная жилищная инспекция», суд считает, что жалоба правонарушителя подлежит удовлетворению, а обжалуемое постановление должностного лица отмене, по следующим основаниям:
Из обжалуемого постановления следует, что МУП «<данные изъяты>» 14 апреля 2017 года не приняло должных мер по содержанию и ремонту многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Московская область Павлово-Посадский район дер. Крупино дом № 154. В ходе проверки было установлено следующее: во 2 подъезде частично отсутствует второй контур остекления, имеется отслоение окрасочного слоя стен между этажами. Таким образом, нарушены следующие нормативные акты: Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170. МУП «<данные изъяты>» является ответственным за содержание многоквартирного дома по указанному адресу. Действия правонарушителя были квалифицированы по ст. 7.22 КоАП РФ.
В деле имеются следующие документы, на которые ссылается должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление: акт проверки; постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении; постановление по делу об административном правонарушении.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Частью 1 ст. 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании ив порядке, установленных Законом.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
Статьей 7.22 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.Объектом правонарушения являются отношения в сфере права собственности на жилые помещения и установленный порядок их использования.Объективная сторона указанного правонарушения состоит в действиях, нарушающих правила содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений; порядок и правила признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые; порядок и правила переоборудования жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.Субъектами данного правонарушения признаются должностное лицо жилищно-коммунальной службы, иная организация или юридическое лицо, ответственное за содержание жилых домов и (или) жилых помещений: предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги (управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений-иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы).
Следовательно, нарушение юридическим лицом, ответственным за содержание жилого дома, установленных требований к содержанию и ремонту жилых домов может повлечь ответственность по статье 7.22 КоАП РФ.
В силу статьи 39 ЖК РФ, содержание общего имущества в многоквартирном доме регулируется, среди прочего, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее-Правила № 491).
Согласно пунктам 10 (а, б, в, г, д), 11 (з) Правил № 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, среди прочего: соблюдение характеристик надежности и безопасности МКД; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг.
Содержание общего имущества включает, в частности, текущий ремонт, содержание общего имущества.
В Правилах «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденных Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 (далее–Правила №170) закреплены требования, а также порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда. В частности, в Правилах № 170 определены требования по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации. Также предусмотрено, что входит в содержание и техническое обслуживание дома, указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности дома в любом случае должны отвечать его строительные конструкции независимо от желания собственников отдельных помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей организацией.
Соответственно, содержание общего имущества многоквартирного дома должно осуществляться с учетом требований Правил № 491 и Правил № 170, а потому нарушение юридическим лицом, ответственным за содержание МКД, названных правил может свидетельствовать о наличии признаков правонарушения по статье 7.22 КоАП РФ.
Однако, применяя данную норму, административным органом не учтено следующее.
Вопросы управления в многоквартирных домах решаются в соответствии с разделом VIII Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которому право выбора способа управления принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме.
Субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является лицо, на которое возложены функции по содержанию и ремонту жилых домов.
Федеральным законом от 21.07.2014 № 255-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее-Закон № 255-ФЗ) на управляющие организации возложена обязанность получения лицензий.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона № 255-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 01.05.2015.
После 01.05.2015 осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации, деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее-лицензионная комиссия). Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
Согласно пункту 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с пунктом 1.3. указанной статьи, деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и предусмотренного частью 3 статьи 200 настоящего Кодекса случая.
Предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами согласно статье 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее–Закон №99) подлежит лицензированию (пункт 51).
Согласно части 2 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами утверждает Правительство Российской Федерации.
В настоящее время положение утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» (далее-Положение о лицензировании, Положение № 1110).
Из содержания приведенных норм права следует, что законодателем с 01.05.2015 установлен запрет осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами без соответствующей лицензии.
Таким образом, в соответствии с частями 2, 4, 5 статьи 192, статьями 193, 196 ЖК РФ под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом. Лицензия на данную деятельность предоставляется без ограничения срока ее действия и действует только на территории субъекта Российской Федерации, органом государственно-жилищного надзора которого она выдана. К лицензированию данной деятельности, ее осуществлению, а равно к контролю за ее осуществлением, применяются, среди прочего, нормы Закона № 99-ФЗ, Положения № 1110.
В соответствии с частью 7 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации государственный жилищный надзор не осуществляется в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление.
Правонарушитель как организация, осуществляющая деятельность по управлению многоквартирными домами, осуществляет ее на основании лицензии № 433 от 30.04.2015, выданной Государственной жилищной инспекцией Московскойобласти.
Материалы дела подтверждают, что выявленное Инспекцией деяние допущено юридическим лицом, получившим лицензию и осуществляющим на ее основании деятельность по управлению многоквартирным домом, в том числе, по адресу: Московская область, Павлово-Посадский район дер. Крупино, дом № 154, заключается в нарушении требований Правил № 170, относящихся к лицензионным требованиям.
Мероприятия по государственному контролю соблюдения положений жилищного законодательства проведены жилищной инспекцией 14.04.2017.Согласно пункту 3 Положения о лицензировании, лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Закона № 99-ФЗ, являются:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Предметом лицензионного контроля являются содержащиеся в документах лицензиата сведения о его деятельности, принимаемых им мерах по соблюдению лицензионных требований, исполнению предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.
Таким образом, с момента получения управляющей компанией лицензии, в ее отношении будет осуществляться лицензионный контроль для проверки соблюдения ею лицензионных требований, названных в пункте 3 Положения о лицензировании.
Если лицензии нет, но организация управляет домами на основании закона или в его нарушение, проверяющие осуществляют государственный жилищный надзор, а не лицензионный контроль.
Таким образом, поскольку с 01.05.2015 деятельность по управлению многоквартирными домами, осуществляемая на основании договора управления, ведется на основании лицензии, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме является лицензионным требованием (пункт 7 части 1 статьи 193, часть 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 3 Положения о лицензировании, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110), в связи с чем осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным жилым домом с нарушением лицензионных требований представляет собой состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, юридическое лицо при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом допустило нарушение лицензионных требований, которое выявлено Инспекцией в ходе проведения лицензионного контроля.
В связи с этим обнаруженное деяние содержит признаки правонарушения и подлежало квалификации по части 2 статьи 14.1.3 КоАПРФ.
Названная норма является специальной правовой нормой (применяется только в отношении лицензиатов), которая имеет приоритет над общей нормой, установленной в статье 7.22 КоАП РФ (применяется ко всем лицам, ответственным за содержание общего имущества в многоквартирном жилом доме).
Таким образом, в отношении юридического лица, осуществляющего свою деятельность на основании лицензии, осуществление любых видов государственного жилищного надзора, за исключением лицензионного контроля не допускается, а равно и квалификация действий юридического лица при осуществлении лицензионного контроля по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неправомерна, поскольку, не соответствует целям лицензионного контроля и степени административной ответственности за нарушение лицензионных требований.При таких обстоятельствах принятое административным органом постановление о привлечении правонарушителя к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ подлежит признанию незаконным и отмене, а жалоба подлежащей удовлетворению.
Ввиду изложенного, правонарушитель незаконно и необоснованно привлечен к административной ответственности за совершение вмененного правонарушения.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Кроме того, статьями 2.1, 2.10 КоАП РФ установлены общие положения привлечения к ответственности юридических лиц. Главой 4 части 1 ГК РФ установлены требования, предъявляемые к юридическим лицам, в том числе, приведен перечень документов, при наличии которых наступает правоспособность юридического лица. Отсутствие учредительных документов правонарушителя: устава,свидетельства о внесении записи в ЕГРП, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе о лице, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, является существенным нарушением, не подлежащим восполнению при рассмотрении дела судом.
В административном материале отсутствуют учредительные документы правонарушителя.
Руководствуясь ст. 30.7 ч.1 п. 3 КоАП РФ, суд,
РЕШИЛ:
Постановление должностного лица Главного управления Московской области «Государственная жилищная инспекция» от 1 июня 2017 года № 08ВХ\03-3898-29-28-2017\16, в отношении МУП «<данные изъяты>» по ст. 7.22 КоАП РФ отменить, жалобу МУП «<данные изъяты>» удовлетворить.
Прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении МУП «УК Жилой Дом» по ст. 7.22 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд в течение 10 суток с момента получения сторонами копии решения суда.
Судья: Закурин И.А.