Дело № 2-788/2019 подлинник
59RS0044-01-2019-001113-82
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Чусовой 01 августа 2019 года
Чусовской городской суд Пермского края в составе:
судьи Башировой А.А.,
с участием прокурора Гущина Г.В.,
представителя ответчика ФСИН России, ГУФСИН по Пермскому краю Важенина А.К.,
представителей ответчиков ФКУ ИК-35 ГУФСИН РФ по Пермскому краю Полыгалова П.Г., Матюшиной Г.Д,,
при секретаре Безводинских И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску исполняющего обязанности Кизеловского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №35 Главного управления Федеральной службы исполнения наказания по Пермскому краю», Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю, Управлению федеральной службы исполнения наказаний России о возложении обязанности по выдаче осужденным средств индивидуальной защиты,
у с т а н о в и л :
14.06.2019 в суд обратился и.о Кизеловского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях с иском к ответчикам Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 35 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю» (далее по тексту ФКУ ИК № 35ГУФСИН России по Пермскому краю), Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Пермскому краю (далее по тексту ГУФСИН России по Пермскому краю), Федеральной службе исполнения наказаний России (далее по тексту ФСИН России) о понуждению к выполнению требований законодательства.
С учетом уточнения исковых требований, прокурор просил обязать ФКУ ИК № 35ГУФСИН России по Пермскому краю в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать в установленном порядке выдачу осужденным, отбывающим наказание в ФКУ ИК-35 ГУФСИН России по Пермскому краю, трудоустроенным и осуществляющим трудовые функции на производственных участках центра трудовой адаптации осужденных в должности машиниста ( кочегара) котельной, электрогазосварщика, слесаря по ремонту автомобилей, электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования, истопника, слесаря-сантехника, прошедшей обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты в соответствие с требованиями статей 212,221 Трудового кодекса РФ, приложения к Приказу Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 №290н, приложения к приказу Минтруда России от 09.12.2014 №997н. Также просил обязать ФСИН и ГУФСИН России по Пермскому краю в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу организовать финансовое обеспечение расходов на организацию выдачи осужденным, отбывающим наказание в ФКУ ИК-35 ГУФСИН России по Пермскому краю, трудоустроенным и осуществляющим трудовые функции на производственных участках по хозяйственно-лагерному обслуживанию в должности слесаря по ремонту автомобилей, электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования, истопника, слесаря-сантехника, рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, прошедшей обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты в соответствие с требованиями статей 212,221 Трудового кодекса РФ, приложения к Приказу Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 №290н, приложения к приказу Минтруда России от 09.12.2014 №997н, а ФКУ ИК-35 ГУФСИН России по Пермскому краю в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать в установленном порядке выдачу осужденным, отбывающим наказание в указанном исправительном учреждении и осуществляющим трудовые функции на производственных участках по хозяйственно-лагерному обслуживанию в указанных выше должностях средств индивидуальной защиты.
В обоснование иска заявлено, что Кизеловской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, в ходе проведенной в мае-июне 2019 года проверки ФКУ ИК № 35 ГУФСИН России по Пермскому краю установлено, что в нарушение требований уголовно-исполнительного и трудового законодательства РФ, а именно 104 УИК РФ, ст.ст. 212, 221 ТК РФ, осужденные, отбывающие наказание в ФКУ ИК-35 ГУФСИН России по Пермскому краю, трудоустроенные и осуществляющие трудовые функции на производственных участках центра трудовой адаптации осужденных в должностях машиниста ( кочегара) котельной, электрогазосварщика, слесаря по ремонту автомобилей, электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования, истопника, слесаря-сантехника, а также, осужденные, трудоустроенные и осуществляющие трудовые функции на производственных участках по хозяйственно-лагерному обслуживанию в должностях слесаря по ремонту автомобилей, электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования, истопника, слесаря-сантехника, рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий не обеспечены специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, прошедшими обязательную сертификацию или декларирование соответствия.
Прокурором неоднократно применялись меры прокурорского реагирования в целях защиты трудовых прав осужденных в части обеспечения их в установленном порядке средствами индивидуальной защиты. Так, ...., ...., .... в адрес руководства ФКУ ИК-35 внесены представления об устранении нарушений трудового законодательства РФ. Несмотря на принятые меры прокурорского реагирования, нарушения требований трудового законодательства РФ по настоящее время не устранены.
Прокурор полагает, что несоблюдение ФКУ ИК №35ГУФСИН России по Пермскому краю требований законодательства в области трудового законодательства, носящее длительный характер, нарушает права осужденных на личную безопасность при исполнении наказания, а также создает угрозу получения производственных травм среди осужденных.
ФКУ ИК № 35ГУФСИН России по Пермскому краю являются юридическим лицом, получателем бюджетных средств.
ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных функций, то есть ФСИН России, осуществляет финансовое обеспечение деятельности территориальных органов уголовно-исполнительной системы, в том числе ГУФСИН России по Пермскому краю, ФКУ ИК № 35ГУФСИН России по Пермскому краю.
ГУФСИН России по Пермскому краю, в свою очередь, осуществляет меры по укреплению и развитию материально-технической базы, в том числе подведомственных учреждений, контролирует организацию экономного и эффективного расходования бюджетных средств.
Обращение прокурора в суд в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обусловлено необходимостью защиты прав, свобод, законных интересов неопределенного круга лиц, отбывающих наказание в ФКУ ИК № 35ГУФСИН России по Пермскому краю, в учреждении пребывают осужденные, состав которых меняется.
В судебном заседании прокурор Гущин Г.В. настаивал на удовлетворении исковых требований в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представители ответчика ФКУ ИК №35 ГУФСИН России по Пермскому краю Полыгалов П.Г., Матюшина Г.Д. в судебном заседании исковые требования прокурора признали частично. Суду пояснили, что действительно Кизеловской прокуратурой за соблюдением законов в исправительных учреждениях были выявлены нарушения, которые не устранены по настоящее время. Такие ставки как машинист (кочегар) котельной, электрогазосварщик, слесарь по ремонту автомобилей, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования, истопник, слесарь-сантехник, утвержденные штатным расписанием на производственных участках центра трудовой адаптации осужденных( далее- ЦТАО) финансируются и введены за счет внебюджетной деятельности исправительного учреждения, то есть собственных средств, в связи с чем обеспечение осужденных, занимающих вышеуказанные должности в ЦТАО средствами индивидуальной защиты, является обязанностью работодателя, то есть непосредственно ФКУ ИК-35 ГУФСИН России по Пермскому краю. Средства индивидуальной защиты в ФКУ ИК-35 имеются, однако в недостаточном количестве, они давно не обновлялись в связи с отсутствием финансовой возможности учреждения. Своих денежных средств, необходимых для приобретения трудоустроенным осужденным спец. одежды и спец. обуви у исправительного учреждения нет. Также пояснил, что полагает срок, который просит прокурор для устранения нарушения в 12 месяцев, недостаточным, поскольку все приобретения проводятся с соблюдением законодательства о закупках, и в данный срок исправительное учреждение с учетом длительности проведения закупочных процедур и отсутствия денежных средств в необходимом объеме не успеет устранить нарушения. Полагает достаточным срок для устранения нарушений в 18 месяцев.
Представитель ответчиков ФСИН России, ГУФСИН России по Пермскому краюВаженин А.К. в судебном заседании не согласился с исковыми требованиями. Из его пояснений и письменных отзывов следует, что выявленные нарушения трудового законодательства в ФКУ ИК-35 ГУФСИН России по Пермскому краю не устранены до настоящего времени, в связи с отсутствием финансирования. Действительно, должности слесаря по ремонту автомобилей, электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования, истопника, слесаря-сантехника, рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий утверждены штатным расписанием на производственных участках по хозяйственно-лагерному обслуживанию ( далее по тексту- ХЛО). Данные ставки финансируются за счет бюджета и сметы уголовно- исполнительной системы, однако работодателем для осужденных, занимающих данные должности, все равно является ФКУ ИК-35 ГУФСИН России по Пермскому краю, которое и обязано обеспечивать своих работников средствами индивидуальной защиты. Относительно ставок на участках ЦТАО ФСИН и ГУСИН по Пермскому краю никакого отношения к ним не имеет, поскольку данные должности введены в штатное расписание и созданы самим учреждением за счет собственных средств. Освоение бюджетных средств производится с учетом Федерального закона Российской Федерации «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и бюджетных нужд», в связи с чем, на выделение финансирования требуются значительные временные затраты, исполнение решения суда в указанный прокурором срок является нереальным. Также пояснил, что ГУФСИН России по Пермскому краю является ненадлежащим ответчиком, поскольку не является собственником имущества и главным распорядителем бюджетных средств. В связи с чем, просил в иске Кизеловскому прокурору отказать в полном объеме.
Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с положениями статьи 13 Федерального закона от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», учреждения, исполняющие наказания, обязаны: обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации; обеспечивать охрану здоровья осужденных; осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
Согласно ч. 1 ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ), Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.
Согласно ч. 1 ст. 104 УИК РФ продолжительность рабочего времени осужденных к лишению свободы, правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.
Согласно ст. 5 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется: трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права; иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права: указами Президента Российской Федерации; постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти; нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с требованиями ст. 212 Трудового кодекса РФ (далее ТК РФ) обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников; приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
В силу положений ст. 221 ТК РФ на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты (далее - типовые нормы), прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия, и на основании результатов проведения специальной оценки условий труда.
В соответствии с п. 5.2.31. Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденных Постановления Правительства РФ от 19.06.2012 № 610, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации на основании й во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации Министерство Самостоятельно принимает типовые нормы бесплатной выдачи работникам сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.
Приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н утверждены Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее СИЗ) согласно приложению. Согласно п. 2 Приложения к приказу Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н Требования настоящих правил распространяются на работодателей - юридических и физических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Согласно п. 4 Приложения к приказу Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия СИЗ работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. Приобретение СИЗ осуществляется за счет средств работодателя. Работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, соответствующие СИЗ выдаются бесплатно. Согласно п. 5 Приложения к приказу Минздравсоцразвития России от 01.06.2009г № 290н предоставление работникам СИЗ, в том числе приобретенных работодателем во временное пользование по договору аренды, осуществляется в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, п. 8 вышеназванного Приложения предусмотрено, что выдача работникам СИЗ, в том числе иностранного производства, а также специальной одежды, находящейся у работодателя во временном пользовании по договору аренды, допускается только в случае наличия сертификата или декларации соответствия, подтверждающих соответствие выдаваемых СИЗ требованиям безопасности, установленным законодательством, а также наличия санитарно-эпидемиологического заключения или свидетельства о государственной регистрации дерматологических СИЗ, оформленных в установленном порядке.
Приказом Минтруда России от 09.12.2014 № 997н (далее Приказ 997н) утверждены типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, к которым, в том числе относятся, должности машиниста (кочегара) котельной, электрогазосварщик, слесарь по ремонту автомобилей, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования, истопник, слесарь-сантехник, рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий.
Как следует из материалов дела, старшим помощником Кизеловской прокуроры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях на основании статей 33 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и статьи 22 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, проведена проверка соблюдения юридическим лицом ФКУ ИК №35ГУФСИН России по Пермскому краю требований уголовно-исполнительного и трудового законодательства. В ходе проверки было установлено, что в нарушение требований уголовно-исполнительного и трудового законодательства РФ, а именно 104 УИК РФ, ст.ст. 212, 221 ТК РФ, осужденные, отбывающие наказание в ФКУ ИК-35 ГУФСИН России по Пермскому краю, трудоустроенные и осуществляющие трудовые функции на производственных участках центра трудовой адаптации осужденных в должностях машиниста ( кочегара) котельной, электрогазосварщика, слесаря по ремонту автомобилей, электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования, истопника, слесаря-сантехника, а также, осужденные, трудоустроенные и осуществляющие трудовые функции на производственных участках по хозяйственно-лагерному обслуживанию в должностях слесаря по ремонту автомобилей, электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования, истопника, слесаря-сантехника, рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий не обеспечены специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, прошедшими обязательную сертификацию или декларирование соответствия.
Так, осужденные: отбывающие наказание в ФКУ ИК-35 и трудоустроенные машинистами (кочегарами) котельной, не обеспечены в установленном порядке прошедшими обязательную сертификацию или декларирование соответствия перчатками с полимерным покрытием, перчатками для защиты от повышенных температур, щитком защитным лицевым или очками защитными, каской защитной, средством индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующим, фартуком из полимерных материалов с нагрудником, что противоречит п. 56 приложения к .... Установлено, что осужденные: отбывающие наказание в ФКУ ИК-35 и трудоустроенные электрогазосварщиками, не обеспечены в установленном порядке прошедшими обязательную сертификацию или декларирование соответствия костюмом для защиты от искр и брызг расплавленного металла, ботинками кожаными с защитным подноском для защиты от повышенных температур, искр и брызг расплавленного металла или сапогами кожаными с защитным подноском для защиты от повышенных температур, искр и брызг расплавленного металла, перчатками с полимерным покрытием или перчатками с точечным покрытием, перчатками для защиты от повышенных температур, искр и брызг расплавленного металла, щитком защитным термостойким со светофильтром или очками защитными термостойкими со светофильтром, очками защитными, средством индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующим, что противоречит п. 17 приложения к .... Осужденные: отбывающие наказание в ФКУ ИК-35 и трудоустроенные слесарями по ремонту автомобилей, не обеспечены в установленном порядке прошедшими обязательную сертификацию или декларирование соответствия костюмами для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, перчатками с полимерным или точечным покрытием, щитками защитными лицевыми или очками защитными, что противоречит п. 152 приложения к ... Осужденные: отбывающие наказание в ФКУ ИК-35 и трудоустроенные слесарями по ремонту автомобилей, не обеспечены в установленном порядке прошедшими обязательную сертификацию или декларирование соответствия перчатками с полимерным или точечным покрытием, щитками защитными лицевыми или очками защитными, что противоречит п. 152 приложения к ... Осужденные: отбывающие наказание в ФКУ ИК-35 и трудоустроенные электромонтерами, не обеспечены в установленном порядке прошедшими обязательную сертификацию или декларирование соответствия костюмом из термостойких материалов с постоянными защитными свойствами, курткой- рубашкой из термостойких материалов с постоянными защитными свойствами, курткой-рубашкой из термостойких материалов с постоянными защитными свойствами, бельем нательным хлопчатобумажным или термостойким, фуфайкой-свитером из термостойких материалов, ботинками или сапогами кожаными с защитным подноском для защиты от повышенных температур на термостойкой маслобензостойкой подошве, перчатками трикотажными термостойкими, средством индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующим, что противоречит п. 189 приложения к ....
Осужденные: отбывающие наказание в ФКУ ИК-35 и трудоустроенные истопниками, не обеспечены в установленном порядке прошедшими обязательную сертификацию или декларирование соответствия сапогами резиновыми с защитным подноском, перчатками с полимерным покрытием, очками защитными, средством индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующим, что противоречит п. 45 приложения к .... Осужденный , отбывающий наказание в ФКУ ИК-35 и трудоустроенный слесарем-сантехником, не обеспечен в установленном порядке прошедшими обязательную сертификацию или декларирование соответствия сапогами резиновыми или болотными с защитным подноском, перчатками с полимерным покрытием, перчатками резиновыми или из полимерных материалов, щитком защитным лицевым или очками защитными, средством индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующим, что противоречит п. 148 приложения к .... Осужденные: отбывающие наказание в ФКУ ИК-35 и трудоустроенные рабочими по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, не обеспечены в установленном порядке прошедшими обязательную сертификацию или декларирование соответствия сапогами резиновыми с защитным подноском, перчатками с полимерным покрытием, перчатками резиновыми или из полимерных материалов, щитком защитным лицевым или очками защитными, средством индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующим, что противоречит п. 135 приложения к .... ( л.д.80-82- выписка из докладной записки от 11.06.2019г.).
Данное обстоятельство не оспаривается ответчиками, также подтверждается справкой ФКУ ИК-35 ГУФСИН России по Пермскому краю ... ( л.д.29-32), карточками учета выдачи спецодежды, спец. обуви ( л.д.34-61), заключениями по результатам обращений осужденных ( л.д.95-97), и л.д.99-102).
Аналогичная проверка ФКУ ИК ...ГУФСИН Р. по ... была проведена Кизеловским прокурором в январе 2018 года ( л.д.103-110- докладная записка).
.... за ... Кизеловским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в адрес врио начальника ФКУ ИК № 35ГУФСИН России по Пермскому краю внесено представление об устранении выявленных нарушений требований уголовно-исполнительного и трудового законодательства (л.д.76-79). Аналогичные представлении были внесены Кизеловским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях ..... ... ( л.д.63-68), ..... ... ( л.д.72-74).
Из ответа начальника ФКУ ИК № 35ГУФСИН России по Пермскому краюШубина Е.В. об исполнении представления следует, что закупка средств индивидуальной защиты со стороны ФКУ ИК-35 ГУФСИН России по Пермскому краю не производилась, и средства индивидуальной защиты трудоустроенным осужденным либо не выдавались, либо выдавались, но не в полном объеме, из-за отсутствия финансирования, а также из-за отсутствия лимитов на текущий год и расходных расписаний ( л.д.75,93-94).
В обоснование доводов о необходимости выделения денежных средств, ФКУ ИК №35ГУФСИН России по Пермскому краю прокурору были предоставлены письма в адрес начальника ГУФСИН России по Пермскому краю за .... годы о необходимости выделения денежных средств на обмундирование осужденных, занимающих должности на участках ХЛО и финансируемых за счет средств федерального бюджета (л.д.69-71).
Отсутствие в необходимом количестве и ассортименте средств индивидуальной защиты также подтверждается справкой специалиста по охране труда ФКУ ИК-35 ГУФСИН России по Пермскому краю о наличии в учреждении средств СИЗ.
Согласно пункту 1.1 Устава ФКУ ИК № 35ГУФСИН России по Пермскому краю, учреждение является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы. Учредителем является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет Федеральная служба исполнения наказаний. Собственником имущества Учреждения является Российская Федерация в лице ФСИН России (пункт 1.2 Устава). Учреждение является юридическим лицом, участником бюджетного процесса - получателем бюджетных средств (пункт 1.7 Устава).
Управление Учреждением осуществляют ФСИН России, ГУФСИН России по Пермскому краю и руководство Учреждения (начальник, его заместители) (пункт 4.1 Устава).
ФСИН России в отношении Учреждения осуществляет контроль деятельности Учреждения и за использованием закрепленного за ним имущества (пункт 4.2 Устава).
ГУФСИН России по Пермскому краю в отношении Учреждения осуществляет доведение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, контроль использования закрепленного за Учреждением имущества (пункт 4.3 Устава).
Пунктом 5.1 Устава установлено, что имущество Учреждения является федеральной собственностью и принадлежит ему на праве оперативного управления. Учреждение осуществляет в отношении закрепленного за ним имущества права владения, пользования и распоряжения в пределах, установленных законодательством Российской Федерации. Источниками финансирования деятельности Учреждения являются: средства федерального бюджета; иные поступления, разрешенные законодательством Российской Федерации (пункт 5.8 Устава). Доходы, полученные Учреждением от приносящей доход деятельности в результате осуществления собственной производственной деятельности в целях исполнения требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации об обязательном привлечении осужденных к труду, в полном объеме зачисляются в федеральный бюджет, отражаются на лицевом счете получателя бюджетных средств, открытом в территориальном органе Федерального казначейства, и направляются на финансовое обеспечение осуществления функций учреждения сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете.
В соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета выступает от имени Российской Федерации по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.
Также судом установлено, что должности машиниста (кочегара) котельной, электрогазосварщика, слесаря по ремонту автомобилей, электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования, истопника, слесаря-сантехника, финансируемые за счет внебюджетной деятельности учреждения, включены в штатное расписание ЦТАО с ....., утвержденное приказом начальника ФКУ ИК-35 ГУФСИН России по Пермскому краю ... от ..... Должности слесаря по ремонту автомобилей, электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования, истопника, слесаря-сантехника, рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, введенные в штат и финансируемые в соответствии с Приказом ФСИН России .... «Об утверждении новой системы оплаты труда гражданского персонала федеральных бюджетных учреждений уголовно-исполнительной системы», .... включены в штатное расписание ХЛО с .....и утверждены Приказом ГУФСИН по Пермскому краю от .....
Поскольку ФСИН России является главным распорядителем средств федерального бюджета, исковые требования, касающиеся обеспечения финансирования расходов по приобретению средств индивидуальной защиты в ФКУ ИК №35 ГУФСИН России по Пермскому краю для должностей, финансируемых за счет сметы уголовно-исполнительной системы, к данному ответчику предъявлены прокурором обоснованно.
Учитывая, что требования трудового законодательства со стороны ответчиков ФКУ ИК-35 ГУФСИН России по Пермскому краю и ФСИН России не соблюдаются по настоящее время, требования прокурора являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Обоснованным является довод представителя ГУФСИН России по Пермскому краю о том, что данное учреждение не является надлежащим ответчиком, так как данное учреждение лишь осуществляет доведение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств до получателей, основания для возложения обязанности по финансовому обеспечению расходов на приобретение средств индивидуальной защиты отсутствуют, в связи с чем, суд отказывает в иске к этому ответчику, в виду необоснованности предъявления исковых требований.
Доводы представителей ФСИН России и ФКУ ИК-35 ГУФСИН России по Пермскому краю о том, что средств на устранение нарушений, указанных в представлениях прокурора, в 2019 году не выделено не могут быть приняты судом во внимание, поскольку отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования не освобождает ответчика от исполнения возложенных на него обязанностей. Действующее законодательство не ставит выполнение юридическими лицами требований трудового законодательства в зависимость от финансовой возможности.
С учетом наличия у ответчика ФСИН России обязанности по финансовому обеспечению должностей, созданных и финансируемых за счет средств бюджета на производственных участках хозяйственно-лагерного обслуживания ФКУ ИК № 35 ГУФСИН России по Пермскому краю, обязанность по организации выдачи трудоустроенным осужденным, как на участках ХЛО, так и ЦТАО средств индивидуальной защиты, прошедшей обязательную сертификацию или декларирование соответствия належит исполнить непосредственно ФКУ ИК № 35ГУФСИН России по Пермскому краю как работодателю для трудоустроенных осужденных, отбывающим наказание в ФКУ ИК-35 ГУФСИН России по Пермскому краю.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Согласно пункту 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 года N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", удовлетворяя требование кредитора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено (ч. 2 ст. 206 ГПК РФ). При установлении указанного срока, суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства. Устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности, обеспечивая при этом соблюдение баланса прав и обязанностей сторон.
С учетом соблюдения баланса публичных интересов и интересов ответчиков, исходя из разумности и реальной необходимости исполнения судебного решения, с учетом требований бюджетного законодательства о доведении лимитов бюджетных ассигнований и процедуры закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, предусмотренной Федеральным законом от 05.04.2013 № 44- ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» срок исполнения решения суда в отношении ответчика ФСИН России суд определяет в течение двенадцати месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Указанный срок исполнения решения суда является разумным и достаточным, ответчик не лишен возможности исполнить решение суда полностью либо в части до истечения определенного судом срока.
Принимая во внимание, что для выполнения мероприятий по ставкам ХЛО ФКУ ИК-35 ГУФСИН России по Пермскому краю в соответствие с требованиями трудового правил требуется решение вопроса финансирования, с учетом обстоятельств дела, срок исполнения ФКУ ИК-35 ГУФСИН России по Пермскому краю возложенной на них судом обязанности не должен превышать 6 месяцев с момента выделения денежных средств на указанные цели.
Также суд полагает срок, в 12 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу для возложения на ФКУ ИК-35 ГУФСИН России по Пермскому краю обязанности по организации выдачи осужденным, трудоустроенным на производственных участках центра трудовой адаптации осужденных в должностях машиниста ( кочегара) котельной, электрогазосварщика, слесаря по ремонту автомобилей, электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования, истопника, слесаря-сантехника средств индивидуальной защиты, разумным и обоснованным.
Руководствуясь ст. 194, 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 35 ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░» ░ ░░░░░░░ 12 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 35 ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░», ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░) ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░, ░░░░░░░-░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 212, 221 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 01.06.2009 №290░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 09.12.2014 №997░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 12 ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 35 ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░», ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░, ░░░░░░░-░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 212,221 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 01.06.2009 №290░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 09.12.2014 №997░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 35 ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░» ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░, ░░░░░░░-░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 212,221 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 01.06.2009 №290░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 09.12.2014 №997░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░.