Дело 2-2512/2022
УИД 18RS0<номер>-98
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 августа 2022 года <адрес>
Октябрьский районный суд <адрес> Республики в составе:
председательствующего судьи Салова А.А.,
при секретаре ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, Автономному учреждению Удмуртской Республики «Управление охраны окружающей среды и природопользования Удмуртской Республики» о возложении обязанности провести капитальный ремонт гидротехнических сооружений Воткинского водохранилища на <адрес> в <адрес>,
установил:
Удмуртский природоохранный межрайонный прокурор (далее – прокурор, истец) обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, Автономному учреждению Удмуртской Республики «Управление охраны окружающей среды и природопользования Удмуртской Республики» о возложении обязанности провести капитальный ремонт гидротехнических сооружений Воткинского водохранилища на <адрес> в <адрес>.
Иск мотивирован тем, что Удмуртской природоохранной межрайонной прокуратурой на основании решения от <дата> <номер> в период с <дата> по <дата> проведена проверка исполнения автономным учреждением «Управление охраны окружающей среды и природопользования Минприроды Удмуртской Республики» (далее – АУ «Управление Минприроды УР», Учреждение) законодательства о безопасности гидротехнических сооружений при эксплуатации и обслуживании гидротехнических сооружений Воткинского водохранилища на реке Вотка в городе Воткинске Удмуртской Республики. В 2020 году по результатам проведения декларационных мероприятий гидротехническим сооружениям Воткинского водохранилища на реке Вотка в городе Воткинске Удмуртской Республики присвоен II класс (далее – ГТС на <адрес>). Данное обстоятельство подтверждается сведениями Российского регистра гидротехнических сооружений - http://waterinfo.ru. ГТС на <адрес> находятся в собственности Удмуртской Республики. Согласно распоряжению Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики от <дата> <номер>-р за Учреждением на праве оперативного управления закреплены находящиеся в собственности Удмуртской Республики ГТС на <адрес> (кадастровые номера: 18:27040002:1199, 18:27040002:1201, 18:000000:3272). По результатам проведенного <дата> обследования ГТС Воткинского водохранилища на <адрес> с привлечением специалистов Западно-Уральского управления Ростехнадзора в деятельности Учреждения выявлены нарушения требований ст. 9 и 9.1 Федерального закона от 26.07.1997г №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений». По результатам проведения проверки АУ «Управление Минприроды УР» <дата> внесено представление об устранении нарушений закона <номер>. Требования представления признаны АУ «Управление Минприроды УР» обоснованными (письмо от <дата> <номер>). Однако по результатам рассмотрения представления не все нарушения закона устранены. Непринятие ответчиками мер по надлежащему содержанию гидротехнических сооружений Воткинского водохранилища на <адрес> Республики ставит под угрозу безопасность их эксплуатации, может повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан, имущественного ущерба. Ненадлежащая эксплуатация ГТС на <адрес> влечет возникновение риска чрезвычайных ситуаций, в том числе потенциального подтопления жилых домов и территорий предприятий, автодорог.
На основании изложенного прокурор просил суд возложить на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики и автономное учреждение Удмуртской Республики «Управление охраны окружающей среды и природопользования Минприроды УР» обязанность по обеспечению технически исправного состояния гидротехнических сооружений Воткинского водохранилища на реке Вотка в городе Воткинске Удмуртской Республики и их безопасности, путем выполнения капитального ремонта здания подъемных механизмов гидротехнических сооружений Воткинского водохранилища на реке Вотка в городе Воткинске Удмуртской Республики в течение 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании прокурор ФИО2 поддержала доводы иска, просил иск удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды УР ФИО3, действующая на основании доверенности, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях на иск, согласно которым в настоящее время за счет средств бюджета УР разработана проектно-сметная документация на капительный ремонт здания подъемных механизмов Гидроузла. Разработанной документацией предусмотрено выполнение следующих основных работ: инъектирование (восстановление) кирпичных стен по фасадам; инъектирование (восстановление) кирпичных колонн; ремонт балконной плиты; ремонт кирпичной кладки под балконной плитой; ремонт наружного отделочного покрытия; ремонт внутренней отделки помещения. Стоимость выполнения работ составляет 16,0 млн. руб. Минприроды УР был направлен запрос в адрес Федерального агентства водных ресурсов о возможности софинансирования вышеуказанных работ по капитальному ремонту за счет средств федерального бюджета в рамках Государственной программы РФ «Воспроизводство и использование природных ресурсов», утвержденной постановлением Правительства РФ от <дата> <номер>. Федеральное агентство водных ресурсов своим письмом от <дата> № НС-04-25/2244 пояснило, что предоставление субсидий из федерального бюджета осуществляется в части работ, выполняемых непосредственно на конструктивных элементах гидротехнического сооружения, так как в данном случае речь идет о ремонте здания подъемных механизмов ГТС. В настоящее время, проект находится на экспертизе. По завершении экспертизы и получения положительного заключения, будет направлена заявка в Министерство финансов УР. После выделения денежных средств из бюджета УР. Средства будут доведены до автономного учреждения «Управление Минприроды УР» для осуществления соответствующих работ.
В судебном заседании представитель ответчика Автономного учреждения Удмуртской Республики «Управление охраны окружающей среды и природопользования Минприроды УР» ФИО4, действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями не согласилась, поддержала доводы представителя Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды УР.
В судебное заседание представители третьих лиц Министерства финансов Удмуртской Республики, Западно-Уральского управления Ростехнадзора не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель третьего лица Западно-Уральского управления Ростехнадзора ранее направил письменные пояснения по делу, согласно которым гидротехническое сооружение зарегистрировано в Российском регистре гидротехнических сооружений. В данном Регистре внесены следующие сведения (обновлены в сентябре 2020 года): гидротехнические сооружения Воткинского водохранилища на реке Вотка в <адрес> УР под номером <номер>. Собственник: Министерство имущественных отношений УР. Эксплуатирующая организация: АУ УР «Управление охраны окружающей среды и природопользования Минприроды УР» (на праве оперативного управления с <дата>, передано из состава имущества, закрепленного на праве оперативного управления за Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды УР». Класс ГТС – II. Таким образом, считает, что требование прокурора подлежит удовлетворению.
Выслушав явившихся участников процесса, изучив материалы дела, исследовав и проанализировав представленные доказательства, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно статье 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.
Частью 2 ст. 39 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны:
1) не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде;
2) содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения;
3) информировать уполномоченные исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления об авариях и иных чрезвычайных ситуациях на водных объектах;
4) своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах;
5) вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти;
6) выполнять иные предусмотренные настоящим Кодексом, другими федеральными законами обязанности.
Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции, восстановлении, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений регулируются положениями Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений".
В статье 3 Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений" дано следующее понятие гидротехнических сооружений:
гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от <дата> N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Статья 9 Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений" на собственника гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующую организацию возлагает, в том числе следующие обязанности:
- обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт;
- обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией
- систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения;
- обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения;
- создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- создавать и поддерживать в состоянии готовности локальные системы оповещения на гидротехнических сооружениях I и II классов.
Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения.
Из материалов дела следует, что Удмуртской природоохранной межрайонной прокуратурой на основании решения от <дата> <номер> в период с <дата> по <дата> проведена проверка исполнения автономным учреждением «Управление охраны окружающей среды и природопользования Минприроды Удмуртской Республики» (далее – АУ «Управление Минприроды УР», Учреждение) законодательства о безопасности гидротехнических сооружений при эксплуатации и обслуживании гидротехнических сооружений Воткинского водохранилища на реке Вотка в городе Воткинске Удмуртской Республики.
В 2020 году по результатам проведения декларационных мероприятий гидротехническим сооружениям Воткинского водохранилища на реке Вотка в городе Воткинске Удмуртской Республики присвоен II класс (далее – ГТС на <адрес>). Данное обстоятельство подтверждается сведениями Российского регистра гидротехнических сооружений - http://waterinfo.ru. ГТС на <адрес> находятся в собственности Удмуртской Республики. Согласно распоряжению Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики от <дата> <номер>-р за Учреждением на праве оперативного управления закреплены находящиеся в собственности Удмуртской Республики ГТС на <адрес> (кадастровые номера: 18:27040002:1199, 18:27040002:1201, 18:000000:3272).
По результатам проведенного <дата> обследования ГТС Воткинского водохранилища на <адрес> с привлечением специалистов Западно-Уральского управления Ростехнадзора в деятельности Учреждения выявлены нарушения требований ст. 9 и 9.1 Федерального закона от 26.07.1997г №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», а именно:
1. При эксплуатации указанного ГТС не обеспечивается контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения в период воздействия на него паводковых вод: не смонтирована водомерная рейка из недеформируемого материала с сантиметровым делением для наблюдения за уровнем воды в пруду с отметками нормального подпорного уровня (НПУ) и уровня допустимой сработки (УДС) гидротехнического сооружения;
2. Не осуществляются меры по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а именно:
- не обеспечивается герметичность стыков основных (рабочих) затворов <номер> и <номер>, происходит фильтрация воды в стыках между днищем водосброса и затворами;
- не обеспечивается своевременное обслуживание и ремонт стен здания размещения подъёмных механизмов и затворов. Наблюдается разрушение штукатурки и кирпичной кладки над окнами балкона помещения управления затворами (2 уровень здания). Наблюдается разрушение штукатурки и кирпичной кладки участка наружной и внутренней стенок помещения расположения затворов (1 уровень здания) с левой стороны от затворов. Не выполнено ограждение данных опасных участков здания с вывешиванием запрещающих знаков (плакатов);
3. Не обеспечена организация безопасной эксплуатации ГТС, а именно:
- не выполнено обозначение нумерации (диспетчерского наименования) затворов;
- не разработаны производственные инструкции по эксплуатации затворов, ремонтных шандоров, механизмов управления (маневрирования) затворами и грузоподъёмных механизмов данного гидротехнического сооружения, инструкции по управлению (маневрированию) основными затворами (с помощью электропривода и в ручном режиме) и по управлению грузоподъёмными механизмами, утвержденные руководителем эксплуатирующей организации (Учреждения) с ознакомлением работников, выполняющие данные работы.
- Учреждением несвоевременно проведена аттестация по вопросам безопасности гидротехнических сооружений работника, осуществляющего профессиональную деятельность, том числе руководителя учреждения, связанную с эксплуатацией, а также техническим обслуживанием, эксплуатационным контролем и текущим ремонтом гидротехнических сооружений.
По результатам проведения проверки АУ «Управление Минприроды УР» <дата> внесено представление об устранении нарушений закона <номер>.
Требования представления признаны АУ «Управление Минприроды УР» обоснованными (письмо от <дата> <номер>). Однако по результатам рассмотрения представления не все нарушения закона устранены.
Так, по-прежнему не приняты меры по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а именно не обеспечено своевременное обслуживание и ремонт стен здания размещения подъёмных механизмов и затворов. Наблюдается разрушение штукатурки и кирпичной кладки над окнами балкона помещения управления затворами (2 уровень здания). Наблюдается разрушение штукатурки и кирпичной кладки участка наружной и внутренней стенок помещения расположения затворов (1 уровень здания) с левой стороны от затворов.
Техническим заключением по результатам обследования строительных конструкций стен по объекту: «Здание подъемных механизмов сооружений гидроузла на <адрес> в <адрес>, выполненного в 2021 году ООО «НПФ «Трест Геопроектстрой», выявлены следующие дефекты:
- разрушение штукатурного слоя и деструкция каменной кладки в осях 5/Б на отм. +0,200;
- разрушение штукатурного слоя и деструкция каменной кладки в осях 1-2/Б на отм. +2,000;
- повсеместно выявлено разрушение лакокрасочного покрытия фасадов;
- участки разрушения штукатурного слоя и деструкция каменной кладки над проемами на отм. +7,000 в осях 2-5/А;
- участки разрушения штукатурного слоя и деструкция каменной кладки в осях 5-6/А на отм. 0,000 и выше. Деструкция каменной кладки на глубину до 120 мм.;
- на площади около 50% фасада при простукивании отслоение штукатурного слоя;
- участки разрушения штукатурного слоя и деструкция каменной кладки в осях 4/А на отм. +1,000;
- бетонные перемычки над проемами в осях 2-5/А видимых трещин и деформаций не имеют, только разрушение отделочного покрытия;
- в арочных кирпичных перемычках над окнами второго этажа по осям А и Б выявлены вертикальные трещины с раскрытием к низу и максимальной шириной раскрытия до 0,9 мм;
- гидроизоляционное покрытие балкона на отм. +8,300 в осях 2-5/А полностью разрушено;
- отслоение штукатурки в осях 6/Б на отм. +11,000. Есть возможность обрушения;
- обследование обрушившихся кусков штукатурки показало, что штукатурка отпадает со слоем кирпича. Это свидетельствует о том, что причина в низкой прочности кирпича (увлажнение, расслоение);
- участки разрушения штукатурного слоя и деструкция каменной кладки в осях 1/А на отм. +1,000и выше. Деструкция каменной кладки на глубину до 20 мм.
- в осях 1/А-Б в месте опирания металлических балок на стены выявлены участки с отслоением штукатурного слоя.
Ответчиками данное обстоятельство не оспаривается.
В материалы дела представлены документы об обращении руководителей ответчиков по вопросу выделения денежных средств для проведения вышеуказанных работ.
Указанные обстоятельства установлены в судебном заседании, сторонами по делу не оспариваются.
Согласно ст. 42 Водного кодекса РФ при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений должны предусматриваться и своевременно осуществляться мероприятия по охране водных объектов, а также водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Согласно Постановлению Правительства УР от <дата> N 554 "О Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики" Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики является исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в области использования и охраны недр, водных отношений, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, использования и охраны растительного и животного мира, охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, в сфере лесных отношений, оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности, уполномоченным на осуществление регионального государственного экологического надзора, регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, федерального государственного надзора в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, федерального государственного охотничьего надзора, федерального государственного лесного надзор.
Согласно распоряжению Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики от <дата> <номер>-р за Учреждением на праве оперативного управления закреплены находящиеся в собственности Удмуртской Республики ГТС на <адрес> (кадастровые номера: 18:27040002:1199, 18:27040002:1201, 18:000000:3272).
Спорные гидротехнические сооружения относятся ко 2 классу опасности - гидротехнические сооружения высокой опасности.
В соответствии с абз. 16 ст. 9 Федерального закона № 117-ФЗ собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям.
Непринятие ответчиками мер по надлежащему содержанию гидротехнических сооружений Воткинского водохранилища на <адрес> Республики ставит под угрозу безопасность их эксплуатации, может повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан, имущественного ущерба.
Ненадлежащая эксплуатация ГТС на <адрес> влечет возникновение риска чрезвычайных ситуаций, в том числе потенциального подтопления жилых домов и территорий предприятий, автодорог.
В связи с изложенным требования прокурора о возложении обязанности по обеспечению технически исправного состояния гидротехнических сооружений Воткинского водохранилища на реке Вотка в городе Воткинске Удмуртской Республики и их безопасности, путем выполнения капитального ремонта здания подъемных механизмов гидротехнических сооружений Воткинского водохранилища на реке Вотка в городе Воткинске Удмуртской Республики подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 42 Водного кодекса РФ при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений должны предусматриваться и своевременно осуществляться мероприятия по охране водных объектов, а также водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В результате невыполнения вышеназванных требований закона Министерством и Учреждением нарушаются конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду, возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст.42 Конституции РФ) защиту жизни и частной собственности (ст.ст. 20, 35 Конституции РФ).
В результате невыполнения вышеназванных требований закона ответчиками нарушаются конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду, защиту ее от негативного воздействия (ст. 42 Конституции РФ) и интересы Российской Федерации как собственника водного фонда, расположенного на территории Удмуртской Республики.
Прокурор просит установить срок исполнения решения в течение 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель ответчика, возражая против установления такого срока, доказательств невозможности исполнения решения в указанный срок не представил.
В связи с этим, суд считает необходимым установить срок исполнения решения суда в течение 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Указанный срок суд признает достаточным и разумным для выполнения решения суда.
Оснований для взыскания по административному делу государственной пошлины не имеется, поскольку стороны в силу ст. 333.36 НК РФ освобождены от ее уплаты.
Руководствуясь ст.ст. 194-199ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора (ИНН 1831021019) к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики (ИНН 1831044305), Автономному учреждению Удмуртской Республики «Управление охраны окружающей среды и природопользования Удмуртской Республики» (ИНН 1832023940) о возложении обязанности провести капитальный ремонт гидротехнических сооружений Воткинского водохранилища на <адрес> в <адрес> удовлетворить.
Обязать Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики (ИНН 1831044305), Автономное учреждение Удмуртской Республики «Управление охраны окружающей среды и природопользования Удмуртской Республики» (ИНН 1832023940) обеспечить технически исправное состояние гидротехнического сооружения Воткинское водохранилище на реке Вотка в городе Воткинске Удмуртской Республики и его безопасности, путем выполнения капитального ремонта здания подъемных механизмов гидротехнических сооружений Воткинского водохранилища на реке Вотка в городе Воткинске Удмуртской Республики в течение 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Верховный суд Удмуртской Республики через районный суд.
Решение в окончательной форме изготовлено председательствующим судьей на компьютере <дата>.
Председательствующий судья А.А. Салов