Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 июня 2022 года Самарский районный суд г. Самара в составе председательствующего Титовец М.В.,
при помощнике судьи Мулловой Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-824/2022 года по исковому заявлению заместителя прокурора г. Самары к ГБПОУ СО «Самарский государственный колледж сервисных технологий и дизайна», Министерству образованию и науки Самарской области об устранении выявленных нарушений,
у с т а н о в и л:
Заместитель прокурора г. Самары обратился в суд с иском к ГБПОУ СО «Самарский государственный колледж сервисных технологий и дизайна», Министерству образованию и науки Самарской области об устранении выявленных нарушений, в обоснование заявленных требований указав, что в ходе проведения проверки исполнения требований пожарной безопасности, антитеррористической защищенности в ГБПОУ СО «Самарский государственный колледж сервисных технологий и дизайна». В нарушение п. 25 Постановления № 1006 образовательные объекты учреждения с массовым пребыванием несовершеннолетних не обеспечены системой охранной сигнализации, не обеспечена объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ. По указанному факту прокуратурой города в адрес директора учреждения внесено представление об устранении выявленных нарушений. Акт прокурорского реагирования рассмотрен, удовлетворен, нарушения требований пожарной безопасности, законодательства о противодействии терроризму не устранены. Неисполнение законодательства о пожарной безопасности, антитеррористической защищенности влечет существенные нарушения прав «совершеннолетних на охрану жизни и здоровья. При дальнейшем функционировании ГБПОУ СО «Самарский государственный колледж сервисных технологий и дизайна» с нарушением требований пожарной безопасности, антитеррористической защищенности создаются предпосылки возникновения чрезвычайной ситуации, связанной с причинением вреда жизни и здоровью несовершеннолетних.
На основании изложенного прокурор обратился в суд с указанным иском и просил суд обязать ГБПОУ СО «Самарский государственный колледж сервисных технологий и дизайна», Министерство образования и науки Самарской области в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда устранить выявленные прокуратурой г. Самары нарушения требований антитеррористической защищенности в корпусе ГБПОУ СО «Самарский государственный колледж сервисных технологий и дизайна» по адресу: <адрес>.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям изложенным в иске.
Представитель ответчика ГБПОУ СО «Самарский государственный колледж сервисных технологий и дизайна» - Маскин А.М., действующая на основании доверенности, исковые требования не признал. Суду пояснила, прокуратурой г. Самары в отношении колледжа было вынесено Представление от ДД.ММ.ГГГГ № Об устранении нарушений требований законодательства о пожарной безопасности, антитеррористического законодательства. В соответствии с п. 1 ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в течение месяца со дня внесения представления Колледжем были приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, в том числе требований антитеррористической защищённости, а именно: составлен и руководством Колледжа утверждён План выполнения мероприятий по устранению нарушений противопожарной безопасности и антитеррористической защищённости, который предусматривает, в том числе: Включение в план финансово-хозяйственной деятельности мероприятия по обеспечению охраны объектов сотрудниками частных охранных организаций в срок до ДД.ММ.ГГГГ, Включение в план проведения противопожарных и антитеррористических мероприятий и безопасного поведения на водных бассейнах, дорогах и транспорте на 2022 год оборудование здания системой охранной сигнализации в срок до ДД.ММ.ГГГГ, Включение в план финансово-хозяйственной деятельности выполнение мероприятий по обеспечению охраны объектов сотрудниками частных охранных организаций в срок до ДД.ММ.ГГГГ, Включение в план проведения противопожарных и антитеррористических мероприятий и безопасного поведения на водных бассейнах, дорогах и транспорте на ДД.ММ.ГГГГ год оборудование здания системой охранной сигнализации в срок до ДД.ММ.ГГГГ, Оборудование здания системой охранной сигнализации в связи с отсутствием финансовых средств, срок исполнения — ДД.ММ.ГГГГ, Обеспечение охраны объекта сотрудниками частных охранных организаций, срок исполнения — ДД.ММ.ГГГГ. О результатах рассмотрения представления и принятых мерах, с приложением подтверждающих документов, было письменно сообщено в установленный законом срок в Прокуратуру.
ГБПОУ СО «Самарский государственный колледж сервисных технологий и дизайна» является бюджетным учреждением. Финансовое обеспечение ГБПОУ СО «Самарский государственный колледж сервисных технологий и дизайна» осуществляется Министерством образования и науки Самарской области в виде субсидий из бюджета Самарской области. Основным источником финансирования в образовательном учреждении являются бюджетные средства. Учитывая, что выделение финансовых средств на систему охранной сигнализации в ДД.ММ.ГГГГ не предусмотрено, Самарское управление Министерства образования и науки Самарской области рекомендовало произвести работы по установке системы охранной сигнализации за счёт средств в пределах показателей финансово-экономической деятельности. Во исполнение п. 11 Плана мероприятий между Колледжем и <данные изъяты> был заключен Контракт на оказание услуг частной невооружённой охраны на объектах Колледжа. Также, во исполнение п. 10 Плана мероприятий в Самарский отдел филиала <данные изъяты> было подано заявление на установку охранной сигнализации на объектах Колледжа. Таким образом, в результате выполнения Колледжем Плана мероприятий нарушения требований антитеррористической защищённости в корпусе ГБПОУ СО «Самарской колледж сервисных технологий», расположенном по адресу: <адрес>, касающиеся охранной сигнализации, будут устранены до ДД.ММ.ГГГГ., т.е. через 3 месяца.
Представитель ответчика Министерства образования и науки Самарской области – Янкин Г.Н. действующий на основании доверенности, исковые требования не признал. Суду пояснил, чтопривлечение Министерства по настоящему делу не основано на законе, поскольку на основании ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обладает автономией, под которой также понимается самостоятельность в осуществлении финансово-экономической деятельности. Колледж в рамках реализации уставных задач самостоятельно определяет необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции. Колледж как заказчик является самостоятельным субъектом контрактной системы, уполномоченным осуществлять закупки товаров, работ, услуг, в том числе необходимых для обеспечения требований пожарной безопасности и антитеррористической защищенности. Устранение выявленных в колледже нарушений требований пожарной безопасности и антитеррористической защищенности является обязанностью данной образовательной организации. При этом закон не возлагает обязанность по устранению таких нарушений на министерство. В рассматриваемом исковом заявлении отсутствует указание на нормативно-правовой акт, согласно которому обязанность по устранению выявленных в колледже нарушений в интересах неопределенного круга лиц должна быть возложена на министерство. Неисполненный акт прокурорского реагирования вынесен в адрес колледж, а не министерства.
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Иск подан по результатам проверки исполнения требований пожарной безопасности, антитеррористической защищенности. В этой связи подача прокурором иска в суд правомерна.
В соответствии со ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-03 «Об образовании в Российской Федерации» образовательное учреждение обеспечивает безопасность обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации. Названным законом также определяется, что одним из основных направлений государственной политики в области защиты прав и законных интересов несовершеннолетних является охрана здоровья.
В соответствии с п. 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации. В силу п. 2 ч. 6 ст. 28 Закона №273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» определены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики проявлений терроризма.
В силу ст. 2 Закона № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму Российской Федерации является приоритет мер предупреждения терроризма и минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Согласно п. п. «а» и «б» п. 4 и п. 6 ч. 1 ст. 3 Закона № 35-Ф3 противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма), антитеррористическая защищенность объекта (территории) - это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Закона № 35-Ф3 Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий).
Требования к антитеррористической защищенности образовательных учреждений утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)».
Согласно пункту 5 Постановления № 1006 ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
Пунктом 25 Постановления № 1006 в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются мероприятия по оснащению объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации, обеспечению охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, оборудованию на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации), оборудованию основных входов в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны), оснащению объектов (территорий) стационарными или ручными металлоискателями.
Судом при рассмотрении дела установлено, что при проведении сотрудниками отдела ОНД и ПР по г.о. Самара УНД и ПР ГУ МЧС России по Самарской области выездной проверки в корпусе ГБПОУ СО «Самарской колледж сервисных технологий», расположенном по адресу: <адрес>, выявлены нарушения требований пожарной безопасности (л.д. 22-23).
Прокуратурой г. Самары директору ГБПОУ СО «Самарской колледж сервисных технологий», вынесено представление об устранении нарушений требований законодательства о пожарной безопасности, антитеррористического законодательства от ДД.ММ.ГГГГ Рег.№ (л.д. 5-9).
Согласно данному представлению выявлены следующие нарушения: на объекте защиты не обеспечено наличие на путях эвакуации знаков пожарной безопасности, выполненных в соответствии с ГОСТ Р 12.2.143-2009; отсутствуют указательные знаки кнопок включения средств и систем пожарной автоматики, выполненных в соответствии с ГОСТ Р 12.2.143-2009, на объекте защиты не обеспечено обозначение категорий помещений по взрывопожарной и пожарной опасности и классов зон на входных дверях помещений с наружной стороны (помещение серверной на 2 этаже). В нарушении п.25 Постановления № 1006 колледж с массовым пребыванием несовершеннолетних не обеспечен системой охранной сигнализации. Также не обеспечена охрана объектов сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ (л.д. 8)
Из ответа ГБПОУ СО «Самарской колледж сервисных технологий» от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что нарушения, указанные в предписании частично исполнены, а именно: обеспечено наличие фотолюминесцентных знаков пожарной безопасности на путях эвакуации; заключен договор о категорировании помещений по взрывопожарной и пожарной опасности; составлен план проведения противопожарных и антитеррористических мероприятий и безопасного поведения на водных бассейнах, дорогах и транспорте на ДД.ММ.ГГГГ год оборудование здания системой охранной сигнализации. Объявлено замечание ответственному лицу за несвоевременное исполнение требований законодательства о пожарной безопасности, антитеррористического законодательства. Направлены письма в Самарской управление министерства образования и науки самарской области, с просьбой о выделении денежных средств для исполнения предписаний (л.д.11-12).
ГБПОУ СО «Самарской колледж сервисных технологий» направило в Самарское управление Министерства образование и науки Самарской области заявку на выделение субсидий для установки системы охранной сигнализации.
В ответ на заявку Самарское управление Министерства образование и науки Самарской области сообщило, что выделение финансовых средств на систему охранной сигнализации в ДД.ММ.ГГГГ не предусмотрено. Рекомендовано произвести работы по установке системы охранной сигнализации за счёт средств в пределах показателей финансово-экономической деятельности, что подтверждается письмом от ДД.ММ.ГГГГ №.
Во исполнение п. 11 Плана мероприятий между Колледжем и <данные изъяты>» был заключен Контракт на оказание услуг № № от ДД.ММ.ГГГГ на услуги частной невооружённой охраны на объектах Колледжа.
Во исполнение п. 10 Плана мероприятий колледжем в Самарский отдел филиала <данные изъяты> области было подано заявление на установку охранной сигнализации на объектах Колледжа, в т.ч. по адресу: <адрес>.
Принимая во внимание, что доказательств устранения выявленных прокуратурой г. Самары нарушения требований антитеррористической защищенности в корпусе ГБПОУ СО «Самарский государственный колледж сервисных технологий и дизайна» суду не представлено, а представитель ответчика- ГБПОУ СО «Самарский государственный колледж сервисных технологий и дизайна» суду пояснил, что нарушения будут устранены до ДД.ММ.ГГГГ, суд полагает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Наличие предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности, антитеррористической защищенности само по себе не ограничивает право прокурора на обращение в суд с иском в защиту прав неопределенного круга лиц.
Неисполнение законодательства об антитеррористической защищенности влечет существенные нарушения прав несовершеннолетних на охрану жизни и здоровья. При дальнейшем функционировании ГБПОУ СО «Самарский государственный колледж сервисных технологий и дизайна» с нарушением требований антитеррористической защищенности создаются предпосылки возникновения чрезвычайной ситуации, связанной с причинением вреда жизни и здоровью несовершеннолетних.
Доводы ответчика- Министерства образования и науки Самарской области о том, что оно является ненадлежащим ответчиком не состоятельны, поскольку ГБПОУ СО «Самарский государственный колледж сервисных технологий и дизайна» является бюджетным учреждением. Финансовое обеспечение колледжа осуществляется непосредственно Министерством образования и науки Самарской области в виде субсидий из бюджета Самарской области. Основным источником финансирования в образовательном учреждении являются бюджетные средства.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования заместителя прокурора г. Самары к ГБПОУ СО «Самарский государственный колледж сервисных технологий и дизайна», Министерству образованию и науки Самарской области об устранении выявленных нарушений удовлетворить.
Обязать ГБПОУ СО «Самарский государственный колледж сервисных технологий и дизайна», Министерство образования и науки Самарской области в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда устранить выявленные прокуратурой г. Самары нарушения требований антитеррористической защищенности в корпусе ГБПОУ СО «Самарский государственный колледж сервисных технологий и дизайна» по адресу: <адрес>, а именно обеспечить охрану объектов сотрудниками частных охранных организаций и обеспечить защиту объекта системой охранной сигнализации.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Самарского областного суда через Самарский районный суд г. Самары в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ года
Председательствующий: