Дело № 2-6045/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Вологда 05 июня 2013 года
Вологодский городской суд Вологодской области в составе судьи Колодезного А.В., при секретаре Малаховой О.А., с участием представителя истца по доверенности Давыдченковой Ю.С., судебного пристава-исполнителя Кашевой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Вологодской области Кашевой М. В. об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
установил:
Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области обратился в суд с иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора, в обоснование которого указал, что постановлением о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам УФССП по Вологодской области, Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области обязан перечислить исполнительский сбор в размере 5000 рублей за неисполнение судебного решения от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с решением Череповецкого городского суда от ДД.ММ.ГГГГ Департамент развития муниципальных образований области обязан предоставить Меркурьевой Т. С. вне очереди жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по договору социального найма общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления за счет средств бюджета Вологодской области. С постановлением о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ Департамент не согласен по следующим основаниям: В ДД.ММ.ГГГГ на обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан предусмотрено 11,7 млн. рублей. В пределах выделенных денежных средств и по результатам проведенных аукционов приобретены жилые помещения, которые предоставлены гражданам, решения о предоставлении жилья которым вынесены ранее, чем по Меркурьевой Т.С. В ДД.ММ.ГГГГ на обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан предусмотрено 14,3 млн. рублей. Согласно ч.2 ст. 1 закона области от 17 июля 2006 года № 1471-ОЗ «О регулировании отдельных жилищный отношений в Вологодской области» жилищный фонд области формируется путём жилищного строительства, а также приобретения жилья в собственность области. Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства области осуществляет функции государственного заказчика при строительстве жилых домов (помещений) за счёт средств областного бюджета. А Департамент имущественных отношений области заключает контракты на приобретение объектов жилищного фонда в собственность Вологодской области (под объектами жилищного фонда понимаются объекты, уже сданные в эксплуатацию). В целях предоставления жилых помещений отдельным категориям граждан принято решение о приобретении жилья на вторичном рынке недвижимости. ДД.ММ.ГГГГ Департаментом направлено в Департамент имущественных отношений области техническое задание на приобретение в жилищный фонд области квартир для обеспечения жильём отдельных категорий граждан. Одна из приобретённых квартир и будет предложена Меркурьевой Т.С. В соответствии с п.2.1. Положения об управлении и распоряжении жилищным фондом Вологодской области, утверждённым постановлением Правительства области от 13 июня 2007 года № 723, жилые помещения жилищного фонда области предоставляются при наличии свободных жилых помещений в жилищном фонде области, предназначенных для предоставления соответствующей категории граждан. На данный момент свободные жилые помещении в жилищном фонде области отсутствуют. Департамент не уклоняется от добровольного исполнения решения суда, работа по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, департаментом производится постоянно и находится на особом контроле, поэтому вина Департамента в неисполнении в добровольном порядке в установленный судебным приставом-исполнителем срок решения Череповецкого городского суда отсутствует. Указанные обстоятельства (недостаточное финансирование, отсутствие свободных жилых помещений, проведение работы по приобретению жилых помещений) является основанием для освобождения должника от уплаты исполнительского сбора. Просил Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства области освободить от взыскания исполнительского сбора.
В судебном заседании представитель истца Департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области по доверенности Давыдченкова Ю.С. требования поддержала в полном объёме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Судебный пристав-исполнитель Кашева М.В. в судебном заседании с требованиями не согласилась по основаниям, изложенным в отзыве, в котором указала, что в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, должник не исполнил обязательства по исполнительному документу. Каких-либо чрезвычайных и непредотвратимыми обстоятельств, повлекших невозможность исполнения исполнительного документа, не представил. Основания для вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ у судебного пристава-исполнителя имелись. Просила в удовлетворении требований Департаменту строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области отказать.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд пришёл к следующему.
Согласно части 1 статьи 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пятисот рублей с должника-гражданина и пяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере пятисот рублей, с должника-организации – пяти тысяч рублей (часть 3 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
Суд вправе с учётом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
Согласно части 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несёт ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признаётся невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
При уменьшении судом размера исполнительского сбора постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора считается изменённым соответствующим образом. В этом случае должнику возвращается излишне взысканная с него денежная сумма (часть 9 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
Из материалов дела следует, что на основании исполнительного листа серии № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Череповецким городским судом, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам возбуждено исполнительное производство №. Предмет исполнения: обязать Департамент развития муниципальных образований Вологодской области предоставить Меркурьевой Т. С. вне очереди жилое помещение по договору социального найма на состав семьи 1 человек не ниже норм предоставления в соответствии с действующим жилищным законодательством.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ произведено переименование должника на Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области.
В пятидневный срок со дня получения постановления о возбуждении исполнительного производства в добровольном порядке требования, содержащиеся в исполнительном документе, Департаментом развития муниципальных образований Вологодской области не были исполнены.
ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительного производства № судебным приставом-исполнителем Кашевой М.В. вынесено постановление о взыскании с Департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области исполнительского сбора в размере 5000 рублей.
Судом установлено, что как до, так и после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области в рамках предоставленных полномочий и возможностей предпринимал меры к исполнению решения суда. В настоящее время свободные жилые помещения социального использования в жилищном фонде области отсутствуют.
С учётом обстоятельств, установленных при рассмотрении настоящего дела, и степени вины истца, суд считает возможным уменьшить размер исполнительского сбора до 3750 рублей. Оснований для освобождения от взыскания исполнительского сбора суд не усматривает.
На основании изложенного, и руководствуясь Федеральным законом от 02 октября 2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области удовлетворить частично.
Снизить размер исполнительского сбора, взысканного на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Вологодской области Кашевой М. В. по исполнительному производству №, до 3750 (трёх тысяч семисот пятидесяти) рублей.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья А.В. Колодезный
Мотивированное решение изготовлено 07 июня 2013 года.