Дело № 2-12556/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Вологда 29 ноября 2016 года
Вологодский городской суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Ермалюк А.П.,
при секретаре Максимовой Е.И.,
с участием истцов Соловьевой А.С., Яблонской В.В., представителя ответчиков Моисеевой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Соловьевой А. С., Яблонской В. В. к Администрации города Вологды о предоставлении жилого помещения,
установил:
Соловьева А.С. является собственником жилого помещения в виде <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в котором зарегистрирована она, Яблонская В.В.
Заключением межведомственной комиссии от 09.10.2014 № вышеуказанный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу.
На основании распоряжения начальника Департамента имущественных отношений Администрации города Вологды от 26.01.2015 № Соловьева А.С. в составе семьи из двух человек, включая Яблонскую В.В., включена в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, а также в список граждан, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.
В связи с непредставлением жилого помещения, 05.08.2016 Соловьева А.С. обратилась в суд с иском к Администрации города Вологды об обязании предоставить ей на состав семьи из двух человек, вне очереди по договору социального найма жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям применительно к г. Вологде, общей площадью на двух человек не менее нормы предоставления.
Протокольным определением суда от 05.09.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Яблонская В.В.
Протокольным определением суда от 31.10.2016 Яблонская В.В. переведена из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в число соистцов.
В судебном заседании истцы Соловьева А.С., Яблонская В.В. исковые требования поддержали в полном объеме, просили удовлетворить. Пояснили, что дом признан аварийным и подлежит сносу, иного жилья у них в собственности не имеется.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации города Вологды по доверенности Моисеева А.А. просила в удовлетворении исковых требований отказать по основаниям, изложенным в возражениях.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы, приходит к следующему.
Установлено, что на основании договора дарения от 31.05.2011 Соловьева А.С. является собственником жилого помещения в виде <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № (л.д.7), в котором зарегистрированы она, Яблонская В.В.
Из акта обследования помещения от 09.10.2014 № следует, что жилой дом по адресу: <адрес>, поврежденный пожаром, не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, является аварийным и подлежащим сносу, поскольку проведение восстановительных работ экономически нецелесообразно, техническое состояние строительных конструкций характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при которых существует опасность для пребывания людей.
Заключением межведомственной комиссии от 09.10.2014 № вышеуказанный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу.
На основании распоряжения начальника Департамента имущественных отношений Администрации города Вологды от 26.01.2015 № Соловьева А.С. в составе семьи из двух человек включена в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Кроме того, включена в список граждан, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат (л.д.4).
Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. Согласно части 10 данной статьи признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
Выкупу жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу жилом доме или достижению соглашения о предоставлении другого жилого помещения должна предшествовать установленная частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предварительная процедура по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе жилого дома и последующему изъятию уполномоченным органом земельного участка для муниципальных нужд и изъятию каждого жилого помещения в таком доме, поэтому решение вопроса о предоставлении собственнику другого жилого помещения без соблюдения указанной процедуры противоречит требованиям жилищного законодательства.
В силу части 1 статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после 01.01.2013, она утверждается на период до 01.09.2017.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 16 названного Закона в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда включаются только те многоквартирные дома, которые признаны до 01.01.2012 аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации в установленном порядке.
Из материалов дела усматривается, что жилой дом <адрес> не включен в региональную адресную программу.
Таким образом, у истцов не возникло право требовать взамен выкупа спорной квартиры предоставления им другого жилого помещения, поскольку органом местного самоуправления не принято решения об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд, и между сторонами не достигнуто соглашение о предоставлении жилого помещения.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что в удовлетворении исковых требований следует отказать в полном объеме.
Руководствуясь статьями 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Соловьевой А. С., Яблонской В. В. к Администрации города Вологды о предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья А.П. Ермалюк
Мотивированное решение изготовлено 02.12.2016.