Дело № 3а-156/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
16 августа 2021
года г.Ульяновск
Ульяновский
областной суд в составе:
судьи Кинчаровой
О.Е.,
при секретаре
Кезиной О.А.,
рассмотрев в открытом
судебном заседании дело по
административному исковому заявлению Савельевой
Натальи Александровны к Министерству финансов Ульяновской области, Министерству
строительства и архитектуры Ульяновской области о присуждении компенсации за
нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,
у с т а н о в и л :
Савельева Н.А. обратилась в
суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за
нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере
500 000 руб.
В обоснование заявленных
требований указала, что решением Чердаклинского районного суда Ульяновской
области от 19 мая 2015 года удовлетворены исковые требования прокурора Чердаклинского
района Ульяновской области в интересах Савельевой Н.А., на Министерство строительства,
жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области возложена
обязанность по обеспечению жилым помещением по договору найма
специализированных жилых помещений на территории муниципального образования «Барышский
район» Ульяновской области.
Исполнительный лист был
передан в службу судебных приставов, где
возбуждено исполнительное производство №***. Однако решение суда не
исполнено до настоящего времени.
Судом к участию в деле были
привлечены в качестве административного ответчика Ульяновская область в лице Министерства финансов Ульяновской области, в
качестве заинтересованного лица – Управление Федеральной службы судебных
приставов по Ульяновской области.
В судебном заседании Савельева Н.А. и её представитель Сотников
И.А. настаивали на удовлетворении административного искового заявления.
Представитель Министерства
финансов Ульяновской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть
дело в свое отсутствие. В письменном отзыве на иск указал на то, что не считает
Министерство надлежащим ответчиком по делу, поскольку судебный акт, на
неисполнение которого указывает истец, не предусматривает обращение взыскания
на средства бюджетов бюджетной системы РФ, а возлагает исполнение решения на
орган государственной власти субъекта – Министерство строительства,
жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области (в настоящее
время его правопреемника – Министерство строительства и архитектуры Ульяновской
области).
Заявленный истцом размер
компенсации является завышенным и не отвечающим принципам разумности и
справедливости.
Министерством систематически
проводится работа по приобретению в государственную собственность Ульяновской
области благоустроенного жилья для детей-сирот посредством проведения
электронных торгов.
В целях финансовой поддержки
детей-сирот, временно не получивших жилые помещения, в соответствии с
Постановлением Правительства Ульяновской области от 14 октября 2014г. № 466-П
«О предоставлении ежемесячной денежной компенсации расходов на наём (поднаем)
жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а
также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей на территории Ульяновской области»
определена сумма ежемесячной денежной компенсации в размере 5000 руб.
В Законе Ульяновской области
от 27 ноября 2020 года № 141-ЗО «Об областном бюджете Ульяновской области на
2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» предусмотрены средства в целях
предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения
родителей, лицам из их числа по договорам специализированных жилых помещений.
Таким образом, в действиях
Министерства отсутствует нарушение права на неисполнение судебного акта в
разумный срок.
Представитель Министерства
строительства и архитектуры Ульяновской области (далее – Министерство) в
судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В отзыве просил в удовлетворении иска отказать,
указывая на то, что Министерство предпринимало меры к исполнению судебного
решения, а именно, по приобретению в государственную собственность Ульяновской
области благоустроенного жилья для детей-сирот посредством проведения
электронных торгов. В 2017 году торги по приобретению в государственную
собственность Ульяновской области жилых помещений, расположенных в
муниципальном образовании «Барышский район» Ульяновской области, не объявлялись
из-за отсутствия денежных средств в областном бюджете. В декабре 2018 года, в
мае и декабре 2019 года, в декабре 2020 года были заключены государственные
контракты в целях приобретения 24
однокомнатных квартир для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей и
лиц из их числа.
После исполнения
вышеуказанных государственных контрактов и оформления права собственности на
квартиры, они будут предоставлены детям-сиротам и детям, оставшимся без
попечения родителей, в том числе и Савельевой Н.А.
Кроме того, Министерство
неоднократно обращалось к Министру финансов Ульяновской области с целью
выделения дополнительного финансирования мероприятий по обеспечению жильем
детей-сирот. Самостоятельно, за счет внутренних резервов Министерство лишено
возможности исполнить решение суда. Савельева Н.А. с 2017 года является
получателем ежемесячной денежной компенсации расходов за наём жилого помещения.
Заявленная административным истцом сумма компенсации необоснованно завышена.
Представитель Управления
Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области в судебное
заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим
образом, в отзыве на административный иск указал, что считает обоснованным
требование Савельевой Н.А., оставляет решение по делу на усмотрение суда.
Исследовав материалы дела, обозрев гражданское дело Ульяновского
районного суда Ульяновской области № ***
и исполнительное производство № ***, суд приходит к следующему.
В соответствии с частями 1-3
статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за
нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение
судебного акта в разумный срок» (далее – Федеральный закон № 68-ФЗ) граждане
Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские,
иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе
сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета
спора третьими лицами, взыскатели, должники при нарушении права на исполнение в
разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на
средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта,
возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы
государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного
самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными
государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц,
государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования
имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут
обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в
порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным
законодательством Российской Федерации.
Компенсация за нарушение
права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если
такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с
заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и
непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При
этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков
исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на
исполнение судебного акта в разумный срок.
Присуждение компенсации за
нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от
наличия либо отсутствия вины суда, органов, на которые возложены обязанности по
исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного
самоуправления и их должностных лиц.
Согласно части 1 статьи 2
данного Федерального закона компенсация за нарушение права на исполнение
судебного акта в разумный срок присуждается судом в денежной форме.
В силу части 8 статьи 3
указанного Федерального закона, части 4 статьи 250 КАС РФ заявление о
присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в
разумный срок может быть подано в суд до окончания производства по исполнению
судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов
бюджетной системы Российской Федерации, или производства по принудительному
исполнению судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления
обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или)
требования неимущественного характера, но не ранее чем через шесть месяцев со
дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения
судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания
производства по исполнению судебного акта.
В соответствии с частью 1
статьи 10 КАС РФ, частью 1 статьи 6.1 ГПК РФ исполнение судебных актов
осуществляется в разумные сроки.
Как разъяснено в пункте 55
постановления Пленума Верховного Суда РФ от
29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при
рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на
судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в
разумный срок» при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта
учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в
пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного
листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1
БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или
должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных
актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных
документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены
обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по
исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, части 1 и 3 статьи 428
ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт
7 статьи 242.5 БК РФ).
В силу разъяснений, данных в
пункте 46 названного постановления Пленума Верховного Суда РФ, действия
органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по
исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся
в целях своевременного исполнения такого акта.
При этом необходимо
учитывать, в частности, своевременность выдачи надлежащим образом оформленного
исполнительного документа, направления его и документов, предусмотренных
статьей 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, судом или
взыскателем в орган, организацию или должностному лицу, на которых возложены
обязанности по исполнению судебных актов, а также выяснять, не вызвана ли
задержка в выдаче или направлении исполнительного документа поведением
заявителя, например путем непредставления им реквизитов банковского счета
(часть 5 статьи 253 КАС РФ, пункт 13 статьи 242.3, пункт 12 статьи 242.4, пункт
12 статьи 242.5 БК РФ).
Судом установлено, что
решением Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 19 мая 2015
года по гражданскому делу № ***
удовлетворены исковые требования прокурора Чердаклинского района Ульяновской
области. На Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и
транспорта Ульяновской области (далее – Министерство) возложена обязанность
обеспечить Савельеву Наталью Александровну жилым
помещением по договору найма
специализированного жилого помещения на
территории муниципального образования «Барышский район».
Апелляционным определением
судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 28 июля
2015 года указанное решение Чердаклинского
районного суда Ульяновской области от 19 мая 2015 года оставлено без изменения,
вступило в законную силу.
4 августа 2015 года Чердаклинским
районным судом Ульяновской области был
направлен исполнительный лист *** №***, выданный во исполнение указанного
решения Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 19 мая 2015 года,
в адрес Савельевой Н.А.
17 августа 2015 года Савельевой Н.А. исполнительный лист был
предъявлен к исполнению в МОСП по
исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской
области.
18 августа 2015 года
судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых
исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области на
основании указанного исполнительного документа вынесено постановление о
возбуждении исполнительного производства №***,
в отношении должника Министерства промышленности, строительства,
жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области.
Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований,
содержащихся в исполнительном документе. Должник предупрежден о том, что в
случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок,
предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств
того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и
непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор.
Определением Чердаклинского районного
суда Ульяновской области от 9 апреля
2019 года произведена замена должника на Министерство строительства и
архитектуры Ульяновской области.
В рамках данного
исполнительного производства судебным приставом-исполнителем в отношении
должника неоднократно выносились требования об исполнении судебного решения,
устанавливались новые сроки исполнения, должник неоднократно привлекался к
административной ответственности по частям 1 и 2 статьи 17.15 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях.
До настоящего времени
решение Чердаклинского районного суда
Ульяновской области от 19 мая 2015 года не исполнено.
С настоящим административным
исковым заявлением обратился в суд 5 июля 2021 года, т.е. в установленный
частью 8 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ, частью 4 статьи 250 КАС РФ срок.
Период неисполнения
судебного решения на момент разрешения административного спора в данном случае
составляет 5 лет 11 месяцев 30 дней.
Приведенное Министерством строительства
и архитектуры Ульяновской области в качестве причины, препятствующей исполнению
решения суда, обстоятельство – недостаточность денежных средств в областном бюджете
Ульяновской области - не является основанием к отказу административному истцу в
удовлетворении исковых требований.
В силу изложенного и,
учитывая, что доказательств наличия чрезвычайных либо непреодолимых
обстоятельств, препятствующих исполнению решения суда, не представлено, суд
приходит к выводу о том, что общий срок исполнения судебного акта не отвечает
требованию разумности, установленному статьей 6 Конвенции о защите прав
человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года, а действия административного
ответчика не являются достаточными и эффективными для исполнения решения Чердаклинского
районного суда Ульяновской области
от 19 мая 2015
года.
При таких
обстоятельствах Савельева Н.А. имеет
право на присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного
акта в разумный срок.
В соответствии с пунктом 5
части 9 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ при рассмотрении судом заявления о
присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок
судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти,
органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного
самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными
государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц,
государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования
имущественного характера и (или) требования неимущественного характера,
интересы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального
образования представляют соответствующий финансовый орган и главный
распорядитель средств соответствующего бюджета.
Согласно пункту 3 части 2
статьи 5 данного Федерального закона судебное решение о присуждении компенсации
за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта,
предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской
Федерации или местного бюджета, либо судебного акта, возлагающего на органы
государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного
самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными
государственными или иными публичными полномочиями субъекта Российской
Федерации, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных
служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и
муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного
характера и (или) требования неимущественного характера, исполняется
соответствующим финансовым органом.
Как разъяснено в пункте 63 постановления
Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта
2016 г. № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении
компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на
исполнение судебного акта в разумный срок», в резолютивной части решения о
присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок
или права на исполнение судебного акта в разумный срок указывается на взыскание
денежных средств с соответствующего публично-правового образования в лице
соответствующего финансового органа за счет средств соответствующего бюджета
бюджетной системы Российской Федерации.
Следовательно, компенсация
за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта должна быть
взыскана с Ульяновской области в лице Министерства финансов Ульяновской области
за счет средств бюджета Ульяновской области.
При определении размера
компенсации, суд учитывает положения части 2 статьи 2 Федерального закона №
68-ФЗ, в соответствии с которой размер компенсации за нарушение права на
исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом исходя из
требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение,
продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также
с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по
правам человека.
Учитывая установленные выше
обстоятельства дела, продолжительность срока исполнения судебного акта,
значимость его последствий для взыскателя, суд считает возможным присудить Савельевой
Н.А. компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный
срок в размере 60 000 руб., которая подлежит зачислению на расчетный счет
административного истца.
В силу части 4 статьи 4
Федерального закона № 68-ФЗ, части 3 статьи 259 КАС РФ решение суда в части
присуждения компенсации подлежит немедленному исполнению.
Руководствуясь
статьями 175-180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
административное исковое заявление Савельевой Натальи Александровны удовлетворить
частично.
Присудить Савельевой Наталье Александровне компенсацию
за нарушение права на исполнение судебного
акта в разумный срок в размере 60 000
рублей.
Взыскать с Ульяновской области в лице
Министерства финансов Ульяновской области за счет средств бюджета Ульяновской
области в пользу Савельевой Натальи Александровны компенсацию за нарушение
права на исполнение судебного акта в
разумный срок в размере 60 000 рублей с перечислением денежных средств
на расчетный счет Савельевой
Натальи Александровны № ***, открытый
в Ульяновском отделении № 8588 ПАО СБЕРБАНК,
ИНН 7707083893, БИК 047308602, корреспондентский
счет 30101810000000000602.
В удовлетворении остальной части заявленных
требований Савельевой Натальи Александровны.
Решение подлежит исполнению Министерством
финансов Ульяновской области за счет средств бюджета Ульяновской области.
Решение суда в части присуждения компенсации
подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Четвертый
апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение
месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья
О.Е.Кинчарова