Дело № 2-532/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ п. Серышево
Серышевский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Демяненко Н.А.,
при секретаре Суминой О.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к администрации <адрес> ФИО7 <адрес>, администрации Томского сельского совета <адрес> ФИО7 <адрес> о признании пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации и возложении обязанности включения в списки пострадавших, претендующих на получение единовременной материальной и финансовой помощи,
У С Т А Н О В И Л:
Истец ФИО2, обратился в суд с иском и в обоснование заявленных требований указал, что он с семьей постоянно проживает по адресу: ФИО7 <адрес>. Решением Серышевского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт его постоянного проживания по вышеуказанному адресу. В результате проливных дождей, прошедших 8 и ДД.ММ.ГГГГ, квартира и приусадебный земельный участок были подтоплены. За получением единовременной материальной и финансовой помощи он обратился в администрацию Томского сельсовета <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ межведомственная комиссия <адрес> обследовала квартиру. При обследовании было установлено, что в результате подтопления квартиры была повреждена корпусная мебель. Акт обследования был утвержден главой <адрес>. Решением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 01-29-3123 ему во включении в списки на выплату единовременной материальной и финансовой помощи было отказано. Указанное решение является незаконным. Условия, необходимые для оказания ему единовременной материальной и финансовой помощи (п.2,1 и п. 2.3. раздела II Методических рекомендаций), имели место. В результате подтопления были повреждены па 50% конструктивные элементы квартиры. Данный факт подтверждается актом обследования от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, были повреждены и приведены в полную негодность предметы первой необходимости: детский спальный гарнитур, 2 комода, 2 дивана, платяной шкаф, кухонный гарнитур. На основании изложенного, просит обязать ответчиков включить его - ФИО2 в списки на выплату единовременной материальной помощи в размере 10000 рублей, и в списки на выплату финансовой помощи в размере 100000 рублей, как пострадавшему в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории ФИО7 <адрес> в июле - августе 2013 года. Решение суда просит обратить к немедленному исполнению.
Истец ФИО2, в полном объеме поддержал доводы искового заявления и просил удовлетворить заявленные требования в полном объеме, при этом суду дополнительно показал, что единовременную материальную помощь в размере 10000 рублей он получил. Жилое помещение по адресу: ФИО7 <адрес> находится в собственности его супруги ФИО3 Во время наводнения у него утонули три пилы и двигатель на автомобиль ЗИЛ, который находился во дворе.
Представитель ответчика – администрации <адрес>, ФИО10, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленных требований, в связи с тем, что истец не является собственником жилого помещения, истцом была получена материальная помощь в размере 10000 рублей по адресу: ФИО7 <адрес>. Финансовая помощь истцу е положена, поскольку он собственником жилого помещения не является.
Ответчик – администрация Томского сельсовета <адрес>, будучи уведомленными надлежащим образом о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились. В суд поступила телефонограмма о рассмотрении дела без их участия. С исковыми требованиями согласны.
Третье лицо - ФИО3, в ходе судебного заседания исковые требования поддержала в полном объеме и просила удовлетворить их. Истец ФИО2 является ее супругом. Жилое помещение по адресу: ФИО7 <адрес> находится в ее собственности, правоустанавливающие документы на спорную квартиру ею оформляются. Ее супруг ФИО2 проживает вместе с ней по данному адресу. Она и дети получили материальную и финансовую помощь в размере 120000 рублей на каждого. ФИО2 получил лишь материальную помощь в сумме 10000 рублей. Во время наводнения, произошедшего в августе 2013 года вода была в спорной квартире, пострадала корпусная мебель.
Исследовав материалы дела, заслушав участников процесса, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Распоряжением Губернатора Амурской области от 23 июля 2013 № 123-р на территории Амурской области с 22 июля 2013 года введен режим чрезвычайной ситуации в результате подтопления значительного числа населенных пунктов.
Согласно распоряжения главы администрации Серышевского района от 04.08.2013 № 406 на территории района введен режим ЧС.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
Во исполнение требований части 2 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 года № 750 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий и постановлением Правительства Амурской области от 26 мая 2009 года N 214 утвержден Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Амурской области.
В настоящее время также действует Указ Президента РФ от 31 августа 2013 года № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области».
Во исполнение п. 6 Указа Президента РФ от 31 августа 2013 года № 693 Правительством Амурской области принято постановление от 13 сентября 2013 года № 423 «Об оказании гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле - августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета».
В соответствии с пп. «б» п. 2 Указа Президента РФ от 31.08.2013 № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области» (далее - Указ Президента РФ от 31.08.2013 № 693) Правительству Российской Федерации необходимо принять решение о выплате за счет федерального бюджета каждому гражданину, признанному пострадавшим в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающему в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, единовременной материальной помощи в размере 10 тысяч рублей (без ограничения по количеству членов семьи) и компенсации в размере 100 тысяч рублей за утрату имущества первой необходимости, в случае если это имущество было утрачено полностью или частично.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 05.09.2013 №1592-р Амурской области предоставлены дотации на оказание единовременной материальной помощи в размере 10 тысяч рублей (без ограничения по количеству членов семьи) и компенсации в размере 100 тысяч рублей за утрату имущества первой необходимости, в случае если это имущество было утрачено полностью или частично.
В соответствии с п. 9 Постановления Правительства РФ «О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» денежные средства выделяются органам исполнительной власти субъектов РФ для покрытия расходов на обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, а именно оказание гражданам единовременной материальной помощи.
Согласно пункта 2.3 Методических рекомендаций финансовая помощь за (полностью или частично) утраченное имущество (за счет средств областного бюджета – 50 тыс. руб. на семью; за счет средств федерального бюджета – 50 тыс. руб. на человека) оказывается гражданам, постоянно проживающим в жилом помещении (жилом доме), пострадавшем в результате ЧС. При условии, что такой жилой дом (жилое помещение), земельный участок с расположенным на нем жилым домом (включая приусадебное хозяйство, огород) подтоплены затоплены водой в результате чрезвычайной ситуации.
В случае затопления приусадебного хозяйства (огорода), при котором жилой дом подтоплен затоплен не был, финансовая помощь за частично утраченное имущество не предоставляется.
Согласно сведениям, содержащимся в паспорте гражданина Российской Федерации, предоставленном суду ФИО2, зарегистрирован по адресу: ФИО7 <адрес>.
Решением Серышевского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признан постоянно проживающим по адресу: ФИО7 <адрес> 2006 года по настоящее время, в том числе и на период режима чрезвычайной ситуации в ФИО7 <адрес>.
Согласно представленной информации из администрации <адрес> с заявлением об оказании единовременной материальной помощи(ЕМП) и финансовой помощи (ФП) обратилась ФИО3. На основании заявления в списки на получение ЕМП и ФП включены: заявитель, ФИО4 – сын, ФИО5 – сын, ФИО6 – сын (начисленная сумма составила 120000 рублей каждому). Кроме того, по данному адресу с заявлением о предоставлении ЕМП обратился ФИО2 (начисленная сумма составила 10000 рублей).
Как следует из вышеуказанной информации ФИО2 уже был признан пострадавшим от чрезвычайной ситуации по адресу: <адрес>. Факт получения последним единовременной материальной помощи по данному адресу из федерального бюджета в размере 10000 рублей в судебном заседании не оспаривается.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований ФИО2 о признании пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации и включении в списки пострадавших, претендующих на получение единовременной материальной помощи у суда не имеется.
Судом установлено, что жилое помещение по адресу: ФИО7 <адрес> находится в собственности супруги истца ФИО3 на основании решения Серышевского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Ссылаясь на порчу имущества в результате наводнения в <адрес> ФИО7 <адрес> ФИО2 обратился в администрацию <адрес> с заявлением о выплате ему финансовую помощь за частично утраченное имущество, однако получил отказ.
Не согласившись с данным отказом в предоставлении финансовой помощи за частично утраченное имущество, полагая о наличии у него права на признание пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, а также права на включение в соответствующие списки пострадавших, истец обратился с настоящим иском в суд.
Как указано выше, финансовая помощь в связи с полной или частичной утратой имущества выплачивается гражданам в случае повреждения их жилого помещения. Соответственно, обстоятельства повреждения иного личного имущества граждан в результате чрезвычайной ситуации, не имеют правового значения для возникновения у них права на получение такой финансовой помощи.
Согласно вышеназванным Методическим рекомендациям по оказанию единовременной материальной помощи и финансовой помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июле-августе 2013 года на территории Амурской области (п. 3.3), с целью установления ущерба созданная местной администрацией комиссия в течение трех календарных дней со дня поступления от гражданина заявления осуществляет обследование жилого помещения и имущества заявителя с составлением актов обследования рекомендованной формы.
Как следует из акта обследования частного жилого помещения, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации – затопления, произошедшего с 08 на ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на момент обследования видно, что вода была в доме выше уровня пола на 5 см. Утрачена корпусная мебель.
При этом, ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусматривает право на компенсацию гражданам ущерба их имуществу, а значит, такие выплаты возможны только собственнику поврежденного имущества. Данное обстоятельство является юридически значимым и должно быть установлено судом.
Как установлено выше, в рассматриваемом случае ФИО2 не является собственником квартиры № 2 дома № 4 по <адрес>, принадлежащего ФИО3, тогда как финансовая помощь за утраченное имущество предоставляется лишь при повреждении жилого помещения, принадлежащего проживающим в нем гражданам, а потому суд считает, что у ФИО2 отсутствует право на получение финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования истца о включении его в списки на выплату финансовой помощи также не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО2 к администрации <адрес> ФИО7 <адрес>, администрации Томского сельского совета <адрес> ФИО7 <адрес> о признании пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации и возложении обязанности включения в списки пострадавших, претендующих на получение единовременной материальной и финансовой помощи– отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд в течение месяца со дня вынесения с подачей жалобы через Серышевский районный суд.
Председательствующий ______________________Н.А. Демяненко