Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-13/2020 (3а-98/2019;) ~ М-115/2019 от 17.12.2019

Дело № 3а-13/2020

70OS0000-01-2019-000137-48

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

7 февраля 2020 г. Томский областной суд в составе

председательствующего Петровского М.В.

при секретаре Пензиной О.С.,

рассмотрев в судебном заседании в городе Томске административное дело по административному иску Ильенка Александра Сергеевича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Томской области и Администрации Томской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,

установил:

Ильенок А.С. через интернет - портал «Электронное правосудие» обратился в Томский областной суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (сокращенное наименование - Управление Росреестра) по Томской области и Администрации Томской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером /__/, площадью /__/ кв.м, расположенного по адресу: /__/ в размере его рыночной стоимости 3035564 рубля 40 копеек.

В обоснование административным истцом указано, что он является собственником вышеуказанного земельного участка; кадастровая стоимость земельного участков значительно превышает его рыночную стоимость, определенную отчетом об оценке, что нарушает права административного истца как налогоплательщика.

Определением от 10 января 2020г. к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (сокращенное наименование – ФГБУ «ФКП Росреестра) в лице филиала по Томской области, в качестве заинтересованного лица - муниципальное образование «Моряковское сельское поселение» в лице Администрации Моряковского сельского поселения.

На основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей административных ответчиков и заинтересованного лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

В письменных отзывах на административный иск представитель Управления Росреестра по Томской области оставил разрешение спора на усмотрение суда; представитель ФГБУ «ФКП Росреестра», считая, что учреждение не является надлежащим ответчиком, просила в удовлетворении требований к данному учреждению отказать, решение относительно требований административного истца оставила на усмотрение суда; административный ответчик Администрация Томской области и заинтересованное лицо «Моряковское сельское поселение» в лице Администрации Моряковского сельского поселения отзыв не представили.

Изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В силу статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в суде в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является в числе прочих установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 334-ФЗ в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Изменения, предусмотренные Федеральным законом от 3 августа 2018 г. №334-ФЗ, вступили в силу с 1 января 2019 г. (статья 3 этого Закона) и применяются к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2019 г.

Судом установлено, что административному истцу с 25 января 2010 г. принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером /__/ (свидетельство о государственной регистрации права от 15 августа 2013 г.).

Постановлением Администрации Томской области от 23 августа 2011 г. №251а «О внесении изменений в постановление Администрации Томской области от 24 декабря 2008 г. №263а «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Томской области», утверждены удельные показатели кадастровой стоимости объектов недвижимости в разрезе видов объединений.

В связи с этим актом ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Томской области от 14 января 2013 г. утверждена кадастровая стоимость вышеназванного объекта недвижимости по состоянию на 11 января 2013 г. в размере 22620074 рубля 80 копеек; указанные сведения внесены в ЕГРН 14 января 2013 г.

Административный иск подан 17 декабря 2019 г.

При таких обстоятельствах требования административного истца об установлении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости по состоянию на 11 января 2013 г. согласуются с приведенным выше нормативными положениями, в силу которых федеральный законодатель при введении государственной кадастровой оценки недвижимого имущества не исключил установление кадастровой стоимости этого имущества в размере его рыночной стоимости.

Согласно абзацу первому статьи 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998г. №135-ФЗ государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.

В соответствии с частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судам дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости

Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

Оспариваемые результаты кадастровой оценки внесены в государственный кадастр недвижимости 14 января 2013 г., административное исковое заявление подано по истечении указанного выше срока, в связи с чем судом поставлен на обсуждение участников судебного разбирательства вопрос о восстановлении срока обращения в суд.

Рассмотрев данный вопрос, суд пришел к выводу о наличии оснований для восстановления срока, так как в течение пятилетнего срока кадастровая стоимость административными органами не пересматривалась, а обращение в суд является правом налогоплательщика.

К случаям, когда пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению (статья 95 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), данный не относится.

В силу статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №28 от 30 июня 2015 г. «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе.

Административным истцом в подтверждение заявленных требований представлен отчет № 345/19-С, подготовленный обществом с ограниченной ответственностью «Бизнес-Оценка», согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером /__/ по состоянию на 11 января 2013 г. составляет 3035564 рубля 40 копеек.

Данный отчет отвечает требованиям статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»; представители административных ответчиков и заинтересованного лица не привели какие-либо возражения относительно формы отчета или его содержания, в том числе относительно достоверности рыночной стоимости, установленной в отчетах, о назначении судебной экспертизы не заявили.

При таких обстоятельствах суд полагает, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером /__/ может быть установлена на вышеуказанную дату в размере его рыночной стоимости, составляющей 3035564рубля 40 копеек.

Согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Томской области, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абзац пятый статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

В Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Томской области административный истец не обращался; административное исковое заявление подано в суд 17 декабря 2019 г.

Доводы административного ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» об отказе в удовлетворении административного иска к этому учреждению не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.

В соответствии с частью 4 статьи 38, статьей 47 и часть 3 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и пунктом 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015г. №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

Как указано выше, постановлением Администрации Томской области от 23 августа 2011 г. №251а «О внесении изменений в постановление Администрации Томской области от 24 декабря 2008г. №263а «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Томской области» утверждены удельные показатели кадастровой стоимости объектов недвижимости в разрезе видов объединений.

В силу статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998г. №135-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

В соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 12 мая 2015г. №П/210 «О наделении федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик» указанное учреждение наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.

В связи с этим кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости определена актом ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Томской области от 14 января 2013 г.

Таким образом, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Томской области является надлежащим ответчиком по настоящему административному делу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административный иск Ильенка Александра Сергеевича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Томской области и Администрации Томской области удовлетворить:

установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером /__/, расположенного по адресу: /__/ в размере его рыночной стоимости равной 3035564 (три миллиона тридцать пять тысяч пятьсот шестьдесят четыре) рубля 40 копеек по состоянию на 11 января 2013 г.;

датой подачи заявления считать 17 декабря 2019г.;

на решение может быть подана апелляционная жалоба в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Томский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий

3а-13/2020 (3а-98/2019;) ~ М-115/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ильенок Александр Сергеевич
Ответчики
Управление Росреестра по То
Суд
Томский областной суд
Судья
Петровский Максим Васильевич
Дело на сайте суда
oblsud--tms.sudrf.ru
17.12.2019Регистрация административного искового заявления
18.12.2019Передача материалов судье
19.12.2019Решение вопроса о принятии к производству
19.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.01.2020Подготовка дела (собеседование)
24.01.2020Подготовка дела (собеседование)
24.01.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.02.2020Судебное заседание
07.02.2020Судебное заседание
11.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.04.2020Дело оформлено
26.05.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее