Дело №2-347/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Зея, Амурской области 22 марта 2013 года
Зейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Куприяновой С.Н.,
при секретаре Козловой Е.Н.,
с участием заявителя Беликова В.Н., представителей заявителя Тукаевой К.А. и Духовникова В.Н., представителя органа опеки и попечительства администрации г. Зея Гукановой З.И., представителя органа опеки и попечительства администрации Зейского района Тарасовой В.Ю., заинтересованного лица Дорошенко Е.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Беликова ВН о признании незаконным постановления главы администрации города Зеи от 09 ноября 2010 года №1570 о сохранении жилого помещения за несовершеннолетним,
УСТАНОВИЛ:
Заявитель Беликов В.Н. является собственником жилого помещения, находящегося по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> на основании договора дарения от 13 февраля 2006 года и свидетельства о государственной регистрации права от 09 марта 2006 года. Заявитель состоял в зарегистрированном браке с БМЭ, от брака они имеют несовершеннолетнего ребёнка БНВ, <Номер обезличен> года рождения. <Дата обезличена> года на основании решения Зейского районного суда БМЭ и несовершеннолетний БНВ, 2003 года рождении были сняты с регистрационного учёта по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>. Постановлением главы Зейского района №266 от 13 мая 2009 года над несовершеннолетним БНВ установлена опека, опекуном назначена Михайлова Е.Э. На основании решения Зейского районного суда от <Дата обезличена> Беликов В.Н. и БМЭ были лишены родительский прав в отношении БНВ <Дата обезличена> на основании постановления администрации <адрес> <Номер обезличен> «О сохранении жилого помещения за несовершеннолетним БНВ» за БНВ сохранено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, мкр-н Светлый, <адрес>. <Дата обезличена> Беликов В.Н. и ЧТН заключили предварительный договор купли-продажи квартиры по адресу: <адрес> мкр-н Светлый <адрес>, однако в Зейском отделе Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> сообщили, что данная сделка не будет зарегистрирована, поскольку имеется постановление главы администрации <адрес> о сохранении жилого помещения за несовершеннолетним БНВ
Заявитель Беликов В.Н. обратился в суд с вышеназванным заявлением и просит признать незаконным постановление главы администрации города Зеи №1570 от 09 ноября 2010 года «О сохранении жилого помещения по адресу: <адрес>, мкр-н <адрес>, <адрес> за БНВ, <Дата обезличена> года рождения».
В судебном заседании заявитель Беликов В.Н. и его представители Тукаева К.А., Духовников В.Н. заявленные требования поддержали, пояснив об обстоятельствах, изложенных в заявлении. Представитель заявителя Духовников В.Н. считает, что жилое помещение не могло быть сохранено за несовершеннолетним в 2010 году, поскольку он решением суда ещё в 2007 году был снят с регистрационного учета по данному адресу, то есть утратил право пользования жилым помещением до момента лишения Беликов В.Н. родительских прав.
Представитель заинтересованного лица – администрации города Зеи Игнатюк Н.В. в судебное заседание не явилась, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя. Из отзыва на заявление следует, что администрация города Зеи заявленные требования не признает, считает оспариваемое постановление №1570 от 09 ноября 2010 года законным и обоснованным, принятым в интересах несовершеннолетнего ребёнка, который не мог самостоятельного определить своё место жительства в силу своего возраста. Проживание ребенка с августа 2007 года по другому адресу было обусловлено уклонением его родителей от исполнения обязанностей по содержанию и воспитанию сына.
Представители органов опеки и попечительства г. Зея и Зейского района Гуканова З.И. и Тарасова В.Ю. считают, что оспариваемое постановление №1570 от 9 ноября 2010 года вынесено законно и в интересах несовершеннолетнего ребёнка, указали, что в соответствии с п.4 ст.71 СК РФ ребёнок, в отношении которого родители лишены родительских прав, сохраняет право пользования жилым помещением.
Заинтересованное лицо Дорошенко Е.Э. возражает против удовлетворения требований, суду пояснила, что несовершеннолетний БНВ с 2007 года проживает у неё в семье, с 2009 года и до настоящего времени она является его опекуном. После снятия с регистрационного учета БМЭ и БНВ по адресу: <адрес>, БМЭ вообще устранилась от воспитания ребенка, другого жилья она не имела, в связи с чем ребенок стал проживать у неё.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив и оценив материалы дела, материалы гражданского дела №2-561/2009, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчинённости орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечён к ответственности.
В соответствии с ч.1 ст.256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение 3-х месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
В судебном заседании установлено, что срок на обжалование постановления администрации города Зеи от 09 ноября 2010 года №1570 заявителем не пропущен, поскольку с оспариваемым постановлением он ознакомился только в судебном заседании 18 марта 2013 года, ранее оно ему для сведения не направлялось.
Статьёй 40 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища.
В соответствии со ст.121 СК РФ защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе, при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.
Согласно ст.123 СК РФ дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приёмную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (статья 155.1 настоящего Кодекса).
В судебном заседании установлено, что на основании решения Зейского районного суда от 29 июня 2009 года Беликов В.Н. и БМЭ были лишены родительский прав в отношении БНВ, <Дата обезличена> года рождения. Постановлением главы Зейского района №266 от 13 мая 2009 года над несовершеннолетним БНВ установлена опека, опекуном назначена Михайлова (Дорошенко) Е.Э.
Согласно ч.4 ст.71 СК РФ ребёнок, в отношении которого родители (один из них) лишены родительских прав, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, а также сохраняет имущественные права, основанные на факте родства с родителями и другими родственниками, в том числе право на получение наследства.
В соответствии со ст.148 СК РФ дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
Заявитель обосновывает заявленные требования тем, что жилое помещение не могло быть сохранено за его сыном в 2010 году, поскольку он решением суда ещё в 2007 году был снят с регистрационного учета по данному адресу, то есть утратил право пользования жилым помещением до момента лишения его родительских прав.
Так, из материалов дела следует, что Беликов В.Н. является собственником <адрес> по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> на основании договора дарения от 13 февраля 2006 года и свидетельства о государственной регистрации права от 09 марта 2006 года.
27 июля 2007 года на основании решения Зейского районного суда БМЭ и несовершеннолетний БНВ, <Дата обезличена> года рождении были сняты с регистрационного учёта по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.
Указанным решением было установлено, что БМЭ проживала в квартире по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> 2003 года, с момента рождения в данной квартире также проживал несовершеннолетний БНВ
При рассмотрении дела БМЭ с указанным иском была не согласна, суду поясняла, что у неё отсутствует иное жильё, а также возможность приобрести жилое помещение.
Из пояснений опекуна несовершеннолетнего БНВ – Дорошенко Е.Э. следует, что несовершеннолетний БНВ проживает с ней с 2007 года, до указанного времени Н проживал с родителями по адресу: <адрес>, <адрес>. На основании решения суда в 2007 году Н и его мать сняли с регистрационного учёта по данному адресу, оба родителя устранились от воспитания ребенка.
В материалах гражданского дела №2-561/2009 по иску заместителя прокурора Зейского района о лишении Беликова В.Н. и БМЭ родительских прав имеются заявления Беликова В.Н. и БМЭ, в котором они отказываются от своего несовершеннолетнего сына, указывают, что он с 15 августа 2007 года проживает у Михайловой Е.Э. БМЭ также указала, что она не имеет постоянного места жительства и прописки по решению суда.
Справкой администрации Овсянковского сельсовета от 04.03.2009 года, а также заключением органа опеки и попечительства подтверждается, что несовершеннолетний БНВ с августа 2007 года проживает в семье Михайловой (Дорошенко) Е.Э., являющейся его опекуном.
Оценивая исследованные доказательства, суд приходит к выводу о том, что несовершеннолетний БНВ после расторжения брака между родителями и снятия его с регистрационного учета по месту жительства отца - по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, не приобрел права пользования жилым помещением по месту жительства его БМЭ
09 ноября 2010 года на основании постановления администрации г.Зеи №1570 за несовершеннолетним БНВ сохранено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.
Статьёй 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11).
При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
В соответствии с принципами Декларации прав ребёнка ребёнку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путём и в условиях свободы и достоинства, в том числе ребёнку должно принадлежать право на надлежащее питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.
Право ребёнка на защиту своих прав и законных интересов закреплено и в ст.56 СК РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 20 ГК РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
По смыслу указанных норм несовершеннолетние дети приобретают право на ту жилую площадь, которая определяется им в качестве места жительства соглашением родителей. Такое соглашение является предпосылкой вселения ребёнка в конкретное жилое помещение. При этом закон не устанавливает какого-либо срока, по истечении которого то или иное лицо может быть признано вселенным.
Имея право на спорную жилую площадь, несовершеннолетний, в силу своего возраста, не имеет возможности самостоятельно реализовать своё право пользования квартирой.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что несовершеннолетний БНВ был вселён в спорную квартиру и зарегистрирован по месту жительства заявителем - собственником жилого помещения как сын, проживал с ним и матерью одной семьёй, что означает признание заявителем права несовершеннолетнего по пользованию жилым помещением. Спорное жилое помещение было единственным местом жительства ребёнка до снятия его с регистрационного учёта по указанному адресу и лишения его родителей родительских прав в отношении него. При этом родители в установленном порядке не решили вопрос об изменении постоянного места жительства ребенка и регистрации его по месту жительства матери, не наделили его правами в отношении иного жилого помещения, поскольку в судебном заседании установлено, что мать несовершеннолетнего иного жилого помещения не имела.
Таким образом, проживание ребенка с Михайловой (Дорошенко) Е.Э., назначенной впоследствии его опекуном и не проживание его в квартире отца не свидетельствует о том, что он утратил право пользования жилым помещением, принадлежащим отцу, поскольку самостоятельно осуществлять свои права, в силу своего малолетнего возраста и отсутствия у него гражданской дееспособности, он не мог. Самостоятельные права на какое-либо другое жилое помещение у БНВ отсутствуют.
Администрация города Зеи, в рамках своих полномочий и в соответствии с действующим законодательством приняла решение о сохранении жилого помещения за несовершеннолетним, таким образом, оснований для признания постановления главы администрации города Зеи от 09 ноября 2010 года №1570 о сохранении жилого помещения за несовершеннолетним, не имеется.
Ссылки заявителя на то обстоятельство, что закрепление жилого помещения нарушает его право собственности и жилищные права, не является основанием для отмены постановления, поскольку реализация жилищных прав заявителя, не может нарушать конституционных прав ребёнка на защиту государством и лишение гарантированного права пользования жилищем (ст.ст.38,40,45 Конституции Российской Федерации). Учитывая изложенное, суд отказывает Беликову В.Н. в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░ 9 ░░░░░░ 2010 ░░░░ №1570 ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 25 ░░░░░ 2013 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░.