Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-325/2021 (2а-8445/2020;) ~ М-7816/2020 от 14.10.2020

Дело № 2а-1-325/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Калужский районный суд Калужской области в составе

председательствующего судьи Лохмачевой И.А.,

при секретаре Цыпнятовой Е.В.,

с участием истца Сафонова С.В., представителя ответчика по доверенности Журавлевой Е.Ю., заинтересованных лиц Бабиковой Д.И. и Бабиковой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Калуге

27 января 2021 года

административное дело по иску Сафонова Станислава Викторовича к Управлению архитектуры, градостроительства и земельных отношений города Калуги об оспаривании действий,

УСТАНОВИЛ:

Сафонов С.В. обратился в суд с данным исковым заявлением к ответчику Управлению архитектуры, градостроительства и земельных отношений города Калуги, указав в обоснование, что будучи собственником квартиры 4 в доме 19 по п. Железнодорожников г. Калуги, обратился к ответчику по вопросу формирования земельного участка под указанный многоквартирный дом, на что ответчик ответил отказом, изложенным в письме от 21.08.2020 года № 8871/06-20. Данный отказ считает необоснованным и нарушающим его права, в связи с чем, с учетом уточнения иска просит суд признать незаконным указанное решение ответчика, обязав устранить допущенные нарушения, возложив обязанность образовать земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, путем проекта межевания территории и постановки образованного земельного участка на кадастровый учет за счет средств органов местного самоуправления, взыскать с ответчика госпошлину.

В судебном заседании истец, являющийся также законным представителем заинтересованного лица Сафонова Д.С., поддержал исковые требования.

Представитель административного ответчика Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений города Калуги и заинтересованного лица Городской Управы города Калуги по доверенности Журавлева Е.Ю. исковые требования не признала.

Заинтересованные лица Бабикова Д.И. и Бабикова С.В. в судебном заседании с иском согласились.

Представитель заинтересованного лица - Управление Росреестра в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещался надлежаще.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частями 8, 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в частности: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В судебном заседании установлено, что Сафонов С.В. является собственником ? доли жилого помещения – квартиры 4 в многоквартирном жилом доме 19 п. Железнодорожников г.Калуги.

29.07.2020 года Сафонов С.В. обратился в Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений города Калуги с заявлением о формировании земельного участка под указанным многоквартирным домом.

21.08.2020 года Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений города Калуги письмом за № 8871/06-20 уведомило истца об отсутствии возможности в настоящее время сформировать земельный участок под многоквартирным домом, ссылаясь на отсутствие проекта межевания территории, в границах которой расположен многоквартирный дом.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к их общему имуществу многоквартирного дома. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Конституционный Суд Российской Федерации, основываясь на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации), в Постановлении от 28 мая 2010 г. N 12-П указал, что федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в таких домах установил в Жилищном кодексе Российской Федерации общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме (части 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации), а в Федеральном законе от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" - специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, который на нем расположен (статья 16 данного федерального закона).

Из частей 2 - 5 статьи 16 указанного федерального закона (с учетом разъяснений, приведенных в пунктах 66, 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав") следует, что в случае, когда земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета.

Таким образом, переход земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме связан с завершением процесса формирования земельного участка и проведения государственного кадастрового учета.

При этом каких-либо актов органов государственной власти или органов местного самоуправления о предоставлении земельного участка или о возникновении права собственности не требуется, как и государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок в Едином государственном реестре недвижимости.

Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В данном случае собственник жилого помещения в многоквартирном доме как законный владелец земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 Гражданского кодекса Российской Федерации имеет право требовать устранения всяких нарушений прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка (пункт 67 названного выше постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации).

На основании части 4 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

Поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания. Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010 г. N 12-П).

Как следует из п. 3.24 из Положения об управлении архитектуры, градостроительства и земельных отношений, утвержденного Постановлением Городского Головы МО "Г. Калуга" от 08.07.2005 N 220-п, Управление в соответствии с его задачами обеспечивает изготовление схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, формирование земельных участков и согласование образования земельных участков в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 8 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно, подведомственными указанным органам государственными, муниципальными (бюджетными или автономными) учреждениями либо привлекаемыми ими на основании государственного или муниципального контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иными лицами, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи.

При таких обстоятельствах отказ уполномоченного органа в формировании земельного участка под многоквартирным домом не основан на законе, нарушает права административного истца как собственника помещения в многоквартирном доме на формирование границ принадлежащего ему на праве общей долевой собственности земельного участка

Закон возлагает на органы местного самоуправления обязанность по заявлению собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном на земельном участке, который необходим для его эксплуатации, сформировать земельный участок. Истец как собственник квартиры в многоквартирном доме, обратился в уполномоченный орган с заявлением о формировании земельного участка.

Исходя из вышеизложенного, именно на административном ответчике лежит обязанность сформировать земельный участок под многоквартирным жилым домом, при этом отсутствие утвержденного проекта межевания территории не является основанием для отказа гражданам в реализации их права на формирование земельного участка.

В соответствии с частью 1 статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

В соответствии с ч. 1 ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

Исходя из вышеизложенного, суд полагает взыскать с административного ответчика в пользу административного истца государственную пошлину в размере 300 рублей, уплаченную истцом при подаче искового заявления в суд.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление удовлетворить.

Признать незаконным отказ Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений города Калуги № 8871/06-20 от 21.08.2020 года в формировании земельного участка под многоквартирный дом № 19 в п. Железнодорожный г. Калуги.

Обязать Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений города Калуги устранить нарушения прав административного истца Сафонова Станислава Викторовича, повторно рассмотреть его заявление о формировании земельного участка под многоквартирный жилой дом № 19 в п. Железнодорожный г. Калуги.

Взыскать с Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений города Калуги в пользу Сафонова Станислава Викторовича госпошлину 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калужский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Калужский районный суд Калужской области.

Мотивированное решение составлено 03.02.2021 года

Председательствующий             И.А. Лохмачева

Копия верна

2а-325/2021 (2а-8445/2020;) ~ М-7816/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Сафонов С.В.
Ответчики
Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений г.Калуги
Другие
МО "г. Калуги" в лице ГУ г.Калуги
Бабикова Д.И.
ФГБУ ФКП Россрестр по Калужской области
Сафонов Д.С.
Бабикова С.В.
Управление Росреестра по Калужской области
Суд
Калужский районный суд Калужской области
Судья
Лохмачева И.А.
Дело на странице суда
kaluga--klg.sudrf.ru
14.10.2020Регистрация административного искового заявления
14.10.2020Передача материалов судье
16.10.2020Решение вопроса о принятии к производству
16.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.10.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
03.11.2020Предварительное судебное заседание
20.11.2020Предварительное судебное заседание
10.12.2020Судебное заседание
14.12.2020Судебное заседание
13.01.2021Судебное заседание
27.01.2021Судебное заседание
03.02.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.03.2021Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее