Решение по делу № 2-211/2014 (2-4377/2013;) от 08.10.2013

Дело № 2-211/2014

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

**.**. 2014 года город Псков

Псковский городской суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Семёновой Т.А.,

при секретаре Мызниковой М.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Андреева Р.Г. к Администрации города Пскова, Администрации Псковской области, Главному государственному управлению социальной защиты населения Псковской области о признании права на обеспечение жилым помещением и предоставлении жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Андреев Р.Г. обратился в суд с иском к комиссии по обеспечению жилыми помещениями, Главному государственному управлению социальной защиты населения Псковской области о продлении срока подачи заявления и признании незаконным отказа комиссии.

В обоснование иска указано, что Андреев Р.Г. остался без попечения родителей и в 1982 году был определен в Р. дом ребенка, с 1987 года воспитывался в Н. детском доме, с 1996 по 1998 годы обучался в ППП, откуда был призван на военную службу.

По окончании учебных заведений ему никто не сказал, что он может быть обеспечен жильем.

Действующее законодательство устанавливает обязанность государства по предоставлению жилья таким, как он, однако о своем праве он узнал гораздо позже, так как в 2002 году он был осужден на 6 лет, где и узнал о своих правах.

После освобождения Андреев Р.Г. начал заниматься сбором документов, но некоторые документы он получить не мог из-за отсутствия регистрации.

За период с *** 2002 по **.**. 2011 года он периодически находился в колонии, а после освобождения обратился в Территориальное управление Стругокрасненского района ГГУ социальной защиты населения Псковской области и только в 2012 году, собрав все необходимые документы, он обратился в ТУ Стругокрасненского района ГГУ социальной защиты населения Псковской области, но получил отказ.

Поэтому просит продлить срок подачи заявления и признать незаконным отказ комиссии.

Определением суда к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Администрация г. Пскова и Администрация Псковской области, а в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, - Администрация Стругокрасненского района, Территориальное управление г. Пскова Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области.

В ходе рассмотрения дела истец неоднократно уточнял исковые требования и окончательно просил признать за ним право на обеспечение жилым помещением, как за лицом, относящимся к категории детей-сирот за счет средств субъекта РФ и обязать Администрацию г. Пскова предоставить специализированное жилое помещение.

В судебном заседании истец Андреев Р.Г. исковые требования поддержал, в обоснование привел доводы, изложенные в заявлении.

Представитель ответчика – Администрации г. Пскова Никитина Е.М. исковые требования не признала, указав, что законодательством установлен срок обращения с заявлением о предоставлении жилого помещения, до 23 лет. Доказательств обращения истца в компетентные органы в установленный законом срок, не представлено.

Представитель ответчика – Администрации Псковской области Белкин И.Н. исковые требования не признал и пояснил, что истцом не представлено доказательств обращения в уполномоченный орган до 23-х лет. То обстоятельство, что истец не знал о том, что он может быть обеспечен жилым помещением, не имеет правового значения, как и то, что он находился в исправительной колонии.

Представитель ответчика – Главного Государственного управления социальной защиты населения Псковской области Попов Ф.Ю. исковые требования считает необоснованными, высказал позицию, аналогичную представителю Администрации Псковской области.

Представитель третьего лица - ТУ г. Пскова Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области Кузнецов С.О. исковые требования считает необоснованными, поддержал позицию ответчиков.

Представитель третьего лица – Администрации Стругокрасненского района в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

С 01 января 2013 года вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 29.02.2012 года N 15-ФЗ в статью 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", а также статью 57 Жилищного кодекса РФ, устанавливающие иной порядок обеспечения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями. В связи с этим к возникшим правоотношениям сторон подлежат применению действующие после 01 января 2013 года нормы законодательства Российской Федерации.

Частью 1 ст. 5 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу положений пунктов 1 и 8 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз. 1 п. 1 ст. 8 настоящего Федерального закона, и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи (п. 3). В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет.

В судебном заседании установлено, что Андреев Р.Г., **.**. 1980 года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 8).

Решением С. районного народного суда Псковской области от **.**. 1984 года А.Н. лишена родительских прав в отношении сына Р., **.**. 1980 года рождения, дочери С., **.**. 1982 года рождения и сына М., **.**. 1983 года рождения. Дети переданы отделу опеки и попечительства (л.д. 9,11,12).

**.**. 1995 года на основании решения С. районного суда Псковской области Г.Г. лишен родительских прав в отношении детей – Андреева Р. и Андреевой С. (л.д. 10).

Андреев Р.Г. в период с **.**. 1987 года по **.**. 1996 года находился на воспитании в Н. детском доме-школе им. В.П. Ставского на полном государственном обеспечении (л.д. 13,14).

**.**. 1996 года Администрация Струго-Красненского района направила в детский дом г. Н., где находился на воспитании Андреев Р.Г., письмо, в котором гарантировала предоставление Андрееву Р.Г. жилья и работы (л.д. 18).

В период с **.**. 1996 года по **.**. 1998 года Андреев Р.Г. обучался в ППП г. Пскова и находился на полном государственном обеспечении (л.д. 15,16).

С **.**. 1998 года по **.**. 2000 года Андреев Р.Г. проходил действительную военную службу по призыву (л.д. 17).

В период с **.**. 2002 года до 2004 года, с **.**. 2006 года по **.**. 2007 года, с **.**. 2007 года по **.**. 2011 года Андреев Р.Г. отбывал наказание в исправительной колонии по приговорам П. городского суда (л.д. 20-21).

Таким образом, Андреев Р.Г. в период с **.**. 2002 года **.**. 2011 года находился в колонии, а поэтому не имел реальной возможности обратиться в компетентные органы с заявлением о предоставлении жилья, поскольку для того обращения требовалось предоставления необходимых документов.

В **.**. 2012 года Андреев Р.Г. обратился в Территориальное Управление Струго-Красненского района ГГУ социальной защиты населения Псковской области и главе Администрации Струго-Красненского района с письменным заявлением о предоставлении ему жилого помещения, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 24,25).

Согласно решению комиссии по обеспечению жилыми помещениями от 15 июня 2012 года в удовлетворении заявления Андрееву Р.Г. отказано (л.д. 27-28).

В 2013 году истец обратился с аналогичным заявлением в ТУ г. Пскова ГГУ социальной защиты населения Псковской области, однако решением жилищной комиссии по обеспечению жилыми помещениями Андрееву Р.Г. в удовлетворении заявления было отказано в связи с отсутствием права (л.д. 120-121).

Разрешая заявленные требования, суд исходит из следующего.

Федеральный закон от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Категории граждан, нуждающихся в специальной социальной защите, устанавливаются федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации.

Контроль за обеспечением социальных гарантий данной категории лиц должен осуществляться органами опеки и попечительства, реализующими в силу ст. 123 СК РФ защиту прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.

Конституция Российской Федерации гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, предопределяет обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования, поэтому, если гражданин в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, он вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества, в том числе и в области осуществления права на жилище (ст. 40).

Из анализа вышеуказанных норм следует, что по смыслу жилищного законодательства, право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья является одной из гарантий их социальной поддержки, оно сохраняется за лицами из числа таких детей на весь период до получения ими соответствующего жилья независимо от того, какого возраста они достигли. Обстоятельство достижения такими лицами возраста, превышающего предел, установленный законом, само по себе не может являться основанием для лишения их права на жилье, которое гарантировано жилищным законодательством.

Таким образом, не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований то обстоятельство, что в настоящее время Андреев Р.Г. имеет возраст более 23-х лет.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке (статья 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ).

Аналогичные положения содержит Закон Псковской области от 11января2005года N411-оз (ред. от 10.01.2013 N 1246-ОЗ) "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

На территории Псковской области порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей определен Законом Псковской области от 09.01.2013 N 1241-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Определяя общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в статье 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (ред. от 29.02.2012) и ст. 109 ЖК РФ законодатель закрепил, что жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, по их заявлению в письменной форме по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Проанализировав изложенные обстоятельства, суд приходит в выводу, что Андреев Р.Г. имеет право на обеспечение его жильем по договору найма специализированного жилого помещения по закону "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" N 159-ФЗ на территории г. Пскова. Кроме того, достижение Андреевым Р.Г. возраста 33 лет, безусловно нуждающегося в жилом помещении, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на предоставление жилого помещения, которое им не было получено,

В силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

По смыслу данной правовой нормы права и свободы человека и гражданина, которые гарантированы Конституцией РФ, должны иметь реальное обеспечение, а не носить декларативный характер.

С учетом изложенного доводы ответчиков о том, что истцом не представлено доказательств обращения с заявлением о предоставлении жилого помещения в уполномоченный орган до 23-х лет, являются несостоятельными.

Таким образом, суд возлагает на Администрацию г. Пскова обязанность предоставить Андрееву Р.Г. жилое помещение по договору специализированного жилого помещения, общей площадью не менее *** кв.м. в черте муниципального образования «Город Псков».

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать за Андреевым Р.Г. право на обеспечение жилым помещением за счет средств субъекта Российской Федерации.

Возложить на Администрацию города Пскова обязанность по предоставлению Андрееву Роману Георгиевичу за счет средств субъекта РФ благоустроенное жилое помещение по договору специализированного жилого помещения, общей площадью не менее *** кв.м. в черте муниципального образования «Город Псков».

Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Псковский городской суд.

Мотивированное решение составлено **.**. 2014 года.

Судья Т.А. Семенова. Решение обжаловано в апелляционном порядке. Апелляционным определение Судебной коллегии по граждаским делам Псковского областно суда оставлено без изменений. Решение вступило в законную силу.

2-211/2014 (2-4377/2013;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Андреев Роман Георгиевич
Ответчики
Администрация г.Пскова
Комиссия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также, лиц из их числа
Администрация ПО
Другие
Администрация Струго-Красненского района
ТУ ГГУСЗ ПО в г.Пскове
Суд
Псковский городской суд Псковской области
Судья
Семенова Татьяна Александровна
Дело на сайте суда
pskovskygor--psk.sudrf.ru
08.10.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
08.10.2013Передача материалов судье
08.10.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.10.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.11.2013Судебное заседание
17.12.2013Судебное заседание
09.01.2014Судебное заседание
14.01.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.01.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.03.2014Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее