Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 января 2022 года г. Тольятти
Судя Ставропольского районного суда Самарской области Безденежный Д.В., при секретаре Дзанаевой З.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-392/2022 по исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №15 по Самарской области к Овчинникову Андрею Александровичу о взыскании недоимки по страховым взносам и пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 15 по Самарской области в лице представителя обратилась в суд с вышеуказанным административным иском, просит взыскать с Овчинникова Андрея Александровича проживающего по адресу: <адрес> ИФНС России № 15 по Самарской области недоимку по страховым взносам на ОМС работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФФОМС за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года, пеня в размере 764,96 рублей, недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года, пеня в размере 331,95 рублей.
Заявленные требования мотивированы тем, что Овчинников А.А. с 28.11.2003 года по 27.05.2021 года имел статус индивидуального предпринимателя и не уплатил своевременно страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и взносы на обязательное медицинское страхование, в связи с чем ему были начислены пени. Направленные в адрес ответчика требования об уплате недоимки по страховым взносам и пени, в добровольном порядке не исполнено.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие. Письменно пояснил, что доказательств направления налогового требования в адрес Овчинникова А.А. отсутствуют. Просил удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Административный ответчик Овчинников А.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Заявил ходатайство о пропуске исковой давности, в связи с чем просил прекратить производство по делу, применив срок исковой давности. Просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд считает возможным рассмотреть настоящее дело отсутствие административного истца и административного ответчика.
Суд, исследовав материалы дела считает заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 419 Налогового кодекса РФ плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: 1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями; 2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Согласно ст. 420 п. 3 Налогового кодекса РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 настоящего Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 421 п. 3 Налогового кодекса РФ для плательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, устанавливаются предельная величина базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и предельная величина базы для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В соответствии с пунктами 1 и 2 ст. 430 п.1 Налогового кодекса РФ 1плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают: 1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 23400 рублей за расчетный период 2017 год, в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года; в фиксированном размере 32 448 рублей за расчетный период 2021 года, 2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 4 590 рублей за расчетный период 2017 год. в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года и 8 426 рублей за расчетный период 2020 года, в фиксированном размере 8 426 рублей за расчетный период 2021 года.
Согласно п. 5 ст. 430 Налогового кодекса РФ, если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, или адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающиеся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, сняты с учета в налоговых органах.
Судом установлено, что Овчинников А.А. состоял на учете в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя с 28.11.2003 года по 27.05.2021 года.
Овчинников А.А. прекратил свою деятельность в качестве Индивидуального предпринимателя в мае 2021 г., что обязывает ее произвести оплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование и на обязательное пенсионное страхование.
Административным ответчиком оплата страховых взносов на обязательное медицинское страхование и на обязательное пенсионное страхование была произведена не в срок в связи с чем ему были начислены проценты.
Налоговый орган направил Овчинникову А.А. требование № от ДД.ММ.ГГГГ (со сроком погашения до ДД.ММ.ГГГГ), № от ДД.ММ.ГГГГ (со сроком погашения до ДД.ММ.ГГГГ), № от ДД.ММ.ГГГГ (со сроком погашения до ДД.ММ.ГГГГ), об уплате пеней по недоимки по страховым взносам на ОМС работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФФОМС за расчетный период, истекший до ДД.ММ.ГГГГ пеней по недоимке по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии за расчетные периоды начиная с ДД.ММ.ГГГГ. Со сроком уплаты последнего требования 11.02.2019 года.
Однако, требование Овчинников А.А. в добровольном порядке не исполнил.
Согласно ч. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В силу ст. 75 п. 1 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Доказательств внесения налогоплательщиком сумм, подлежащих им оплате, суду не предоставлено.
Наличие у физического лица статуса индивидуального предпринимателя влечет обязанность уплачивать страховые взносы в установленные законом сроки и данная обязанность прекращается только после утраты физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя.
Согласно статье 286 Кодекса административного судопроизводства РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ).
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз. 3 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ).
Таким образом, статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
Судом установлено, что с заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган обратился к мировому судье 24.02.2021 года.
26.02.2021 года мировым судьей судебного участка № 156 Ставропольского судебного района Самарской области был вынесен судебный приказ о взыскании с Овчинникова А.А. недоимки по страховым взносам на ОМС и ОПС.
16.09.2021 года определением мирового судьи судебного участка № 156 Ставропольского судебного района судебный приказ о взыскании с Овчинникова А.А. недоимки по страховым взносам на ОМС и ОПС был отменен.
Срок исполнения Овчинниковым А.А. требования от об уплате налога истек 11.08.2019 г., с заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган обратился к мировому судье 24.02.2021 года (срок до 11.01.2019 года + 6 месяцев = 11.08.2019 г.), то есть за пределами установленным налоговым законодательством срока для принудительного взыскания.
С иском в Ставропольский районный суд МИ ФНС России № 15 по Самарской области обратилась 10.12.2021 года.
Таким образом, административный истец обратился к мировому судье с заявлением о выдачи судебного приказа уже с нарушенным сроком.
Данное обстоятельство административным истцом не оспаривалось.
Административный истец в административном исковом заявлении просит восстановить пропущенный срок, поскольку у налогового органа отсутствовали денежные средства в бюджете заложенные в инспекции, возможности отправить заявление о вынесении судебного приказа в срок не представлялось возможным.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу об отказе в восстановлении пропущенного срока, поскольку отсутствие денежных средств в бюджете заложенных в инспекции, для обращения в суд не может быть признана уважительной причиной, доказательств отсутствия денежных средств на счетах МИФНС за период 6 месяцев с момента выставления требования суду не представлено, как и не представлено возможности нарочно предъявить заявление о вынесении судебного приказа в суд.
Статья 219 КАС РФ, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Согласно ст. 180 КАС РФ, в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
С учетом изложенного выше суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Межрайонной ИФНС России 15 по Самарской области к Овчинникову Андрею Александровичу о взыскании недоимки по налогу и пени – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд в течение месяца через Ставропольский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено 26.01.2022 г.
Судья - Д.В. Безденежный
УИД: 63RS0027-01-2021-004813-97