Копия
№ 2а-715/2022
70RS0004-01-2022-000058-96
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 февраля 2022 года Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Шукшиной Л.А.,
при секретаре Собакиной А.Д.,
с участием помощника прокурора Советского района г. Томска Соломиной В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске административное дело по административному иску прокурора Советского района города Томска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании информации, размещенной на интернет-сайте, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
установил:
прокурор Советского района города Томска (далее – прокурор Советского района г. Томска), действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на интернет-сайтах: ... информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (с учетом отказа от части административных исковых требований в соответствии со статьей 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В обоснование заявленных требований указано, Прокуратурой Советского района г. Томска проведена проверка в сфере противодействия распространению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – «Интернет») информации, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено. Так, согласно акту проверки от 27.12.2021 в ходе мониторинга информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» выявлен ряд сайтов, содержащих информацию с предложениями о продаже справок об отсутствии судимости дистанционно, без обращения в орган, уполномоченный на выдачу указанного документа, то есть без соблюдения строго установленной законодателем процедуры. Кроме того, описан способ заказа документа, указана стоимость и способы оплаты, а также размещены отзывы лиц, воспользовавшихся данной услугой. Вход на данные сайты свободный, не требует предварительной регистрации и пароля. Ознакомиться с содержанием сайтов может любой Интернет-пользователь. Таким образом, обеспечивается открытый доступ к интернет-сайтам, деятельность которых осуществляется с нарушением Федерального закона № 149-ФЗ. В целях ограничения доступа в сети «Интернет» к интернет-сайтам, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, необходимо внесение данных сайтов в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» в соответствии со статьей 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации.
Заинтересованное лицо – Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Томской области, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилось, о причинах неявки суд не известило.
Суд считает возможным в соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие заинтересованного лица.
В судебном заседании помощник прокурора Советского г. Томска административные исковые требования поддержал по основаниям, указанным в административном иске.
Исследовав материалы дела, доводы административного искового заявления и пояснения заинтересованного лица, заслушав помощника прокурора Советского района г. Томска, оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд находит административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно части 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Из материалов дела следует, что помощником прокурора Советского района г. Томска Ведренцевой С.В. 27.12.2021 проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» по факту размещения информации, распространение которой запрещено в Российской Федерации, среди прочего на интернет-сайтах ... В ходе проверки установлено, что указанные сайты являются действующими, к данным сайтам имеется свободный доступ. На вышеуказанных сайтах размещена информация с предложениями о продаже справок об отсутствии судимости дистанционно, без обращения в орган уполномоченный на выдачу указанного документа, то есть без соблюдения строго установленной законодателем процедуры. Кроме того, описан способ заказа документа, указана стоимость и способы оплаты, а также размещены отзывы лиц, воспользовавшихся данной услугой. Интернет-ресурсы не включены в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В ходе проверки установить собственника сайтов (доменного имени) не представилось возможным.
Об указанных обстоятельствах помощником прокурора Советского района г. Томска Ведренцевой С.В. составлен акт проверки от 27.12.2021 с приложением скриншотов страниц с указанных интернет-сайтов.
Повторной проверкой, проведенной помощником прокурора Советского района г. Томска Ведренцевой С.В. 18.02.2022, установлено, что вышеуказанные сайты являются действующими, к данным сайтам обеспечивается свободный доступ. На сайтах размещена информация о возможности приобретения справок об отсутствие судимости, в связи с чем, нарушаются интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц, поскольку создается угроза нарушения федерального законодательства. Указанные интернет-ресурсы не включены в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В ходе проверки установить собственника сайтов (доменного имени) не представилось возможным. По результатам проверки составлен акт.
Согласно части 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Положениями части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон № 149-ФЗ) данный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; применении информационных технологий; обеспечении защиты информации.
В силу статьи 2 Федерального закона № 149-ФЗ под информацией следует понимать сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления; под информационно-телекоммуникационной сетью - технологическую систему, предназначенную для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники; под доступом к информации - возможность получения информации и ее использования; под распространением информации - действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц; под оператором информационной системы -гражданина или юридическое лицо, осуществляющих деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных.
В силу статьи 3 Федерального закона № 149-ФЗ основными принципами регулирования отношений, возникающих в сфере информации, в Российской Федерации являются, в том числе принципы свободы ее поиска, получения, передачи, производства и распространения, а также установления ограничений доступа к информации только федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу части 6 статьи 10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Приказом МВД России от 07.11.2011 № 1121 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования (далее - Административный регламент), из которого следует, что указанные справки выдаются соответствующими подразделениями МВД России (п. 15 Административного регламента).
В соответствии с п. 1 Административного регламента, последний определяет сроки и последовательность исполнения административных процедур, связанных с предоставлением справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, а также устанавливает порядок действий должностных лиц при осуществлении полномочий по предоставлению государственной услуги. При этом, государственная услуга по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования предоставляется без взимания государственной пошлины или иной платы (п. 28 Административного регламента).
Статьей 19.23 КоАП РФ установлена административная ответственность за подделку документов, подтверждающих наличие у лица права, а равно за подделку штампа, печати, бланка, их использование, передачу либо сбыт.
Статьями 324, 327 УК РФ предусмотрена ответственность за незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, подделку удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, а равно изготовление в тех же целях или сбыт поддельных государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР, штампов, печатей, бланков.
При таких обстоятельствах, на спорных интернет-сайтах размещены информация с предложениями о возможности приобретения справок, в связи с чем, нарушаются интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц, поскольку создается угроза нарушения федерального законодательства, мотивация побудить осуществлять противоправные деяния.
Согласно части 5 статьи 15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В силу частей 1, 2, 5 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).
В реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 2 данной статьи, является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В силу части 3 статьи 15.5 Федерального закона № 149-ФЗ создание, формирование и ведение реестра нарушителей осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи - Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, в целях ограничения доступа в сети «Интернет» к интернет-сайтам https://znak-a.ru/profil-kompanii/, https://kdbp7net/ceny/spravku-o-nesudimosti содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, необходимо внесение данных сайтов в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» в соответствии со статьей 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ.
Принимая во внимание, что прокурором Советского района г. Томска заявлено требование о признании информации, размещенной на вышеуказанных интернет-сайтах, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, а не о запрете указанных интернет-сайтов как таковых или о запрете использования самих ... судом заявленного требования не повлечет за собой изменение объема прав и обязанностей ни администраторов этих сайтов, ни каких-либо иных лиц (в том числе прав на распространение размещенной на сайтах информации).
При таких обстоятельствах, в ином порядке, кроме судебного, ограничить доступ к информации, размещенной на вышеназванных интернет-сайтах, доступной для просмотра любому пользователю сети Интернет, не представляется возможным.
Учитывая изложенное, суд признает, что размещение информации с предложениями о возможности приобрести справки об отсутствие судимости, на интернетсайтах ... нарушает интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц, а потому требование прокурора Советского района г. Томска является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь статьями 174-178, 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный иск прокурора Советского района города Томска о признании информации, размещенной на интернет-сайте, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, удовлетворить.
Признать информацию, размещенную на интернет-сайтах: ... информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение одного месяца с момента изготовления решения в полном объеме путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г. Томска.
Судья: (подпись)
Копия верна
Судья Л.А. Шукшина
Секретарь А.Д. Собакина