Гражданское дело №2-424/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Енисейск 12 мая 2014 года
Енисейский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего Ремизовой Е.П.,
при секретаре Сушаковой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Махова Михаила Юрьевича к администрации города Енисейска о возложении обязанности предоставить земельный участок в собственность, взыскании денежной компенсации морального вреда,
установил
Обратившись в суд Махов М.Ю. просит, с учетом последних уточнений, признать решение ответчика об отказе в предоставлении в собственность земельного участка площадью 210 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> с кадастровым номером №, незаконным и обязать администрацию г.Енисейска предоставить ему проект договора купли-продажи данного земельного участка по цене выкупа земли, действовавшей на момент подачи заявления 11 ноября 2013 года, а также взыскать с ответчика в его пользу денежную компенсацию морального вреда 20000 руб..
Свои требования истец мотивирует тем, что с 01.02.2010 года является собственником здания, общей площадью 60 кв.м и расположенного в <адрес>, кадастровый номер №.
08.12.2011, 11.11.2013 Махов М.Ю. обращался в администрацию г.Енисейска с заявлением о предоставлении ему в собственность названного выше земельного участка, на котором расположено принадлежащее ему здание, между тем 13.01.2012 и 20.11.2013 получил отказ только по одному основанию, что испрашиваемый земельный участок находится в охранной зоне памятника архитектуры и не может быть предоставлен в собственность. Поскольку ответчиком не представлено документов, подтверждающих, что спорный земельный участок находится в охранной зоне, истец был вынужден обратиться в суд.
В судебном заседании истец Махов М.Ю. на удовлетворении исковых требований настаивал по указанным в иске основаниям.
Представитель ответчика – администрации г.Енисейска Бачина В.А. в удовлетворении иска просила отказать ссылаясь на то, что спорный земельный участок передан заявителю в пользование на праве аренды. Истец Махов М.Ю. оспаривает отказ администрации города в предоставлении ему земельного участка в собственность от 20.11.2013 исх. №№ однако 08.12.2011 (вх. №МС-№) Махов М.Ю. уже обращался в администрацию города с аналогичным заявлением и в установленном законом порядке получил отказ по тем же основаниям (исх. № от 13.01.2012). В связи с чем, по мнению ответчика, истец пропустил процессуальный срок для оспаривания в суде действий администрации г.Енисейска. Поскольку все документы, необходимые для рассмотрения заявления Махова М.Ю. от 11.11.2013 года, в администрации г.Енисейска уже имеются, основанием для отказа в предоставлении земельного участка явилось только введение моратория (запрета) на предоставление земельных участков в собственность в зоне особо охраняемых территорий историко-культурного значения города.
Третье лицо – Министерство культуры Красноярского края, надлежащим образом уведомленное о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в суд не направило, просило рассмотреть дело в отсутствие такового. В возражении на иск указало, что здание, расположенное на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, к объектам культурного наследия, выявленным объектам культурного наследия не относится. Земельный участок с кадастровым номером № по указанному адресу находится в зоне охраны объектов культурного наследия г.Енисейска, которые установлены решением исполнительного комитета Красноярского краевого Совета народных депутатов от 27.11.1985 №411 «Об утверждении проекта генерального плана города Енисейска». Кроме того, земельный участок располагается в границах выявленного объекта археологического наследия «Енисейск. Енисейское городище». Нахождение земельного участка в границах зоны охраны объектов культурного наследия города Енисейска и в границах выявленного объекта археологического наследия не является препятствием к признанию права собственности на земельный участок, расположенный в <адрес>. Однако, в случае признания права собственности Махова М.Ю. на вышеуказанный земельный участок, он подлежит использованию с ограничениями, предусмотренными ФЗ от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
Третье лицо – ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Красноярскому краю, надлежащим образом уведомленное о времени и месте рассмотрения дела, просило рассмотреть дело в отсутствие представителя, в ходатайстве одновременно указало, что земельный участок с кадастровым номером № отнесен к категории земель – земли населенных пунктов на основании свидетельства о праве собственности на землю №№, выданного Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г.Енисейска – для эксплуатации нежилого здания (административного, бытового обслуживания, торговли). При анализе сведений, отображенных на кадастровой карте установлено, что данный земельный участок в границах зон с особыми условиями использования территорий, сведения о которых включены в ГКН по состоянию на 05.05.2014, не расположен.
Исследовав материалы дела суд приходит к следующему.
В соответствии с п.2 ст. 28 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан юридических лиц осуществляется за плату.
В соответствии со ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 №475 утвержден Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, а именно: копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица; при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке - выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке; выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок; кадастровый паспорт земельного участка, либо кадастровая выписка о земельном участке в случае, если заявление о приобретении прав на данный земельный участок подано с целью переоформления прав на него.
Постановлением администрации г.Енисейска от 15.12.2010 №п (в ред. от 28.03.2013 №№) утвержден административный регламент отдела по вопросам имущественных отношений администрации города Енисейска Красноярского края по предоставлению муниципальной услуги "Рассмотрение заявлений о предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности МО г. Енисейск", которым предусмотрено, что
заявление о предоставлении государственной услуги составляется заявителем в произвольной форме с обязательным указанием цели использования земельного участка, кадастрового номера земельного участка, испрашиваемого права на земельный участок. Заявление может быть выполнено от руки или напечатано посредством электронных печатающих устройств. Заявление о предоставлении государственной услуги формируется в единственном экземпляре-подлиннике и подписывается заявителем. Документы представляются в одном экземпляре в подлиннике или в заверенной заявителем копии. Документы должны соответствовать требованиям законодательства, действовавшего на момент издания и в месте издания документа, формы и содержания документа (п. 2.4.4).
Отказ в предоставлении земельного участка в собственность допускается в случае:
земельный участок изъят из оборота или ограничен в обороте в соответствии со статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации;
федеральным законом установлен запрет на приватизацию земельного участка;
земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд;
заявленная цель использования земельного участка не соответствует его целевому назначению и (или) виду его разрешенного использования;
земельный участок предоставлен иному лицу;
а при предоставлении земельного участка для эксплуатации здания, строения, сооружения также, если с заявлением обратились не все собственники расположенного на данном участке здания, строения, сооружения (зданий, строений, сооружений) (п. 2.3.3).
Предоставление государственной услуги состоит из следующих стадий (этапов), при предоставлении земельного участка для эксплуатации зданий, строений, сооружений: прием и регистрация заявления и приложенных к нему документов; рассмотрение заявления; подготовка проекта распоряжения (постановления) главы администрации города, его согласование и подписание; подготовка проекта договора купли-продажи земельного участка, (при предоставлении в собственность за плату); подготовка проекта договора купли-продажи земельного участка (при предоставлении в собственность за плату) (п.3).
Исполнитель осуществляет рассмотрение заявления на предмет его соответствия действующему законодательству и устанавливает возможность рассмотрения заявления по существу. Рассмотрение заявления осуществляется исполнителем в срок не более 5 дней с момента поступления к нему заявления (п. 3.2.1).
Исполнитель проверяет: полномочия заявителя, в том числе полномочия представителя заявителя; наличие документов, необходимых для рассмотрения заявления по существу; соответствие представленных документов требованиям законодательства (п. 3.2.3).
В случае если приложенные к заявлению документы не соответствуют требованиям законодательства по составу, форме или содержанию, исполнитель в течение 5 рабочих дней подготавливает уведомление заявителя о необходимости устранения выявленных замечаний или представления дополнительных документов, а также дополнительно вправе известить заявителя посредством телефонной связи. Рассмотрение заявления приостанавливается. В случае неустранения заявителем замечаний в течение 30 дней со дня регистрации уведомления в общем отделе Администрации исполнитель в течение 5 рабочих дней подготавливает отказ в рассмотрении заявления.
Отказ в рассмотрении заявления подписывается главой Администрации или его заместителем и направляется посредством почтовой связи заявителю с приложением всех документов, являвшихся приложением к заявлению. Заявитель вправе получить отказ в рассмотрении заявления и приложенные к заявлению документы лично у исполнителя под роспись (п. 3.2.4).
Цена выкупа земельного участка рассчитывается в соответствии со статьей 11 Закона Красноярского края от 04.12.2008 N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае", исходя из представленных заявителем документов (п. 3.3.1).
Заявитель имеет право на обжалование действий или бездействия должностных лиц Отдела в досудебном и судебном порядке (п. 5.1).
Споры, связанные с действиями (бездействием) должностных лиц и решениями Отдела, осуществляемыми (принимаемыми) в ходе предоставления государственной услуги, разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе в судебном порядке может быть обжаловано бездействие Отдела, а также решение об отказе в предоставлении в аренду земельного участка. Обжалование производится в сроки, по правилам подведомственности и подсудности, установленным процессуальным законодательством Российской Федерации (п. 5.2).
Решением Енисейского районного суда от 01.12.2009 года за Маховым М.Ю. признано право собственности на одноэтажное нежилое здание, 1963 года ввода в эксплуатацию, общей площадью 60 кв.м, с кадастровым номером №, расположенное в <адрес> края по <адрес>, <адрес> на земельном участке площадью 210 кв.м с кадастровым номером №. Решение вступило в законную силу 18.12.2009 года.
Право собственности Управлением Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю на указанное выше нежилое здание за Маховым М.Ю. зарегистрировано 01.02.2010 года, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права.
Из кадастрового паспорта земельного участка, расположенного в <адрес> следует, что земельный участок полностью отнесен к землям населенных пунктов, его площадь составляет 210 +/- 5 кв.м, кадастровая стоимость 141460 руб. 20 коп., площадь и местоположение границ земельного участка соответствуют материалам меживания, уточняемая площадь 210 кв.м. Кадастровый номер № равнозначен кадастровому номеру № и равнозначен кадастровому номеру №. Земельный участок находится в государственной собственности.
09.08.2010 Махов М.Ю. обратился в администрацию г.Енисейска с заявлением о предоставлении ему в собственность указанного выше земельного участка, так как на данном участке расположен объект недвижимого имущества, принадлежащий заявителю на праве собственности. Ответ на данное заявление ни истцом, ни ответчиком не представлен. Как пояснил Махов М.Ю. в судебном заседании, ответ на заявление ему не дан, а вручена только копия согласования к проекту постановления по вопросу о предоставлении земельного участка по <адрес> из которого видно, что проект отклонен зам. Главы администрации г.Енисейска по строительству, архитектуре и имущественным отношениям, о чем свидетельствует его резолюция в данном документе: «Не согласовано, центр города.».
Второй раз истец обращался к ответчику с заявлением аналогичного содержания 04.05.2011 (само заявление в материалы дела не представлено), 27.05.2011 администрацией г.Енисейска ему дан ответ исх. № от 27.05.2011 из текста которого следует, что в соответствии с письмом Министерства культуры Красноярского края от 06.12.2010 №-№, государственным контрактом от 01.07.2010 № ОАО ТГИ «Красноярскгражданпроект» разработал дополнение к научно-проектной документации «Проект зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) г.Енисейска» в соответствии с требованиями Положения от 26.04.2008 №315 «О зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации». Специалистами министерства культуры выявлены несоответствия наименований объектов культурного наследия и категории их значения. Только после завершения всех указанных процедур возможно рассмотрение вопросов по земельным участкам, подлежащим хозяйственному освоению и расположенным в зоне охраны объектов культурного наследия. Одновременно Махов М.Ю. уведомлен, что о возможности рассмотрения заявления по спорному земельному участку ему будет сообщено дополнительно.
08.12.2011 истец вновь подал в администрацию г.Енисейска заявление о предоставлении того же земельного участка в собственность, по результатам рассмотрения которого получил отказ, мотивированный тем, что земельный участок находится в охранной зоне памятника архитектуры и не может быть предоставлен в собственность. В этом же ответе Махову М.Ю. разъяснено, что с 01.02.2010 он использует землю по <адрес> в г.Енисейске без надлежащим образом оформленных документов, что влечет наложение административного штрафа. Во исполнение ст.ст. 35, 36 ЗК РФ истцу предложено оформить земельный участок в аренду сроком до 20.02.2012 года.
Получив указанный выше ответ, 09.07.2012 Махов М.Ю. подает ответчику заявление о предоставлении земельного участка в аренду сроком на 49 лет для эксплуатации нежилого здания (административного, бытового обслуживания, торговли). Распоряжением от 13.07.2012 №№ спорный земельный участок предоставлен истцу в аренду на 1 год, 16.07.2012 года между администрацией г.Енисейска (Арендодатель) и Маховым М.Ю. (Арендатор) заключен договор аренды № находящегося в муниципальной собственности земельного участка, срок аренды в котором определен с 13.07.2012 по 13.07.2013 года, договор зарегистрирован в Управлении Росреестра 23.08.2012 года.
Затем 11.11.2013 года истец в очередной раз обращается в администрацию г.Енисейска с заявлением, ссылаясь на вступившее в законную силу решение Енисейского районного суда по иску Идрисова Р.И., которым отказ администрации г.Енисейска о предоставлении земельного участка в собственность по тем же основаниям, что указаны выше, признан незаконным, в связи с чем ставит вопрос о предоставлении ему в собственность земельного участка, на котором расположено нежилое здание, принадлежащее истцу на праве собственности. Однако ответом от 20.11.2013 года № получает отказ, мотивированный тем, что решением Енисейского городского Совета депутатов №31-239 от 27.06.2012 введен мораторий (запрет) на предоставление земельных участков в зоне особо охраняемых территорий историко-культурного значения города.
Судом установлено, что 27.06.2012 Енисейским городским Советом депутатов принято решение №31-239, которым введен мораторий на предоставление земельных участков в собственность в зоне особо охраняемой территории историко-культурного значения города Енисейска в границах: ул. Лыткина – ул. Лазо – ул. Петровского (набережная р.Енисей) – ул. Бабкина – ул. Кирова на период до 2019 года согласно приложению. Приложением является «Проект зоны охраняемой территории историко-культурного значения с особыми условиями использовании территории» - современная выкопировка из топографической съемки.
Приказом Министерства культуры Красноярского края от 20.11.2013 №538 утверждены границы территорий объектов культурного наследия регионального значения, расположенных на территории г.Енисейска, в том числе «Дом Дементьева, I-я половина ХIХ века» (<адрес>), здание городского магистрата, 17747 – 1753 (<адрес>).
В соответствии со ст. 99 ЗК РФ к землям историко-культурного назначения относятся земли: 1) объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия; 2) достопримечательных мест, в том числе мест бытования исторических промыслов, производств и ремесел; 3) военных и гражданских захоронений.
В целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия.
Федеральным законом от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установлено, что правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Законом Красноярского края от 04.12.2008 №7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» установлено, что настоящий Закон регулирует отношения по использованию и охране земель в Красноярском крае в пределах полномочий, предоставленных органам государственной власти субъектов Российской Федерации Земельным кодексом Российской Федерации и иными актами федерального законодательства.
Статьёй 2 названного выше Закона предусмотрено, что в области использования и охраны земель в Красноярском крае Законодательное Собрание края осуществляет:1) принятие законов в области земельных отношений; 2) установление случаев резервирования и изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков из земель, находящихся в собственности края или муниципальной собственности, для государственных нужд края или муниципальных нужд; 3) установление порядка отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального значения, порядка использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального значения; 8) осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством.
Уставом г.Енисейска, ст. 16 предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа относится сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории городского округа. Наделение органов местного самоуправления города отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами Красноярского края, отдельными государственными полномочиями Красноярского края - законами Красноярского края (ст. 28 Устава). Городской Совет осуществляет свою деятельность строго в пределах полномочий, определенных законодательством и настоящим Уставом, и не вправе принимать решения по вопросам, отнесенным законом или настоящим Уставом к ведению государственных органов, иных муниципальных образований, к компетенции главы администрации и администрации города (ст. 30 Устава).
В соответствии со ст. 56, 196 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом (ст. 56). Суд принимает решение по заявленным истцом требованиям (ст. 196).
Из заявления Махова М.Ю. от 11.11.2013 года, адресованного на имя Главы администрации г.Енисейска следует, что он просит предоставить ему в собственность за плату, по цене выкупа действующей на момент первого обращения в администрацию ДД.ММ.ГГГГ года, земельный участок с кадастровым номером № по <адрес> <адрес> - для эксплуатации нежилого здания, принадлежащего ему на праве собственности. Одновременно указывает, что все необходимые документы уже имеются у ответчика.
Таким образом, заявление составлено Маховым М.Ю. в произвольной форме, что не противоречит п. 2.4.4 Административного регламента, подписано заявителем лично, цель использования земельного участка и кадастровый номер земельного участка указаны. Как пояснила в судебном заседании представитель ответчика Бачина В.А., документы необходимые для рассмотрения заявления Махова М.Ю. и перечисленные в п. 2.4.1 Административного регламента, уже имелись в администрации г.Енисейска, а в соответствии со ст. 36 ЗК РФ администрация не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в её распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. Государственный кадастровый учет земельного участка осуществлен. По указанным причинам Махову М.Ю. отказано в предоставлении земельного участка только по одному основанию, - в связи с введением моратория решением Енисейского городского Совета депутатов от 27.06.2012 года №31-239. Предоставление государственной услуги Махову М.Ю. при рассмотрении его заявления от 11.11.2013 не приостанавливалось (п. 2.3.1).
Принимая во внимание, что ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих, что спорный земельный участок по <адрес> <адрес> в г.Енисейске находится в зоне особой охраняемой территории историко-культурного значения г.Енисейска на который распространено ограничение прав собственности, соответствующий закон субъекта Российской Федерации – Красноярского края устанавливающий зоны охраны объектов культурного наследия на территории г.Енисейска, их резервирование не принят (ст. 99 ЗК РФ, ст. 2 Закона края №7-2542 от 04.12.2008), не представлены документы, подтверждающие перевод данного земельного участка из одной категории «земли населенных пунктов» в другую «земли особо охраняемых территорий и объектов», что очевидно из кадастрового паспорта на земельный участок и подтверждено информацией ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», нахождение земельного участка в границах зоны охраны объектов культурного наследия города Енисейска и в границах выявленного объекта археологического наследия не является препятствием к признанию права собственности на земельный участок, суд пришел к выводу, что основания для отказа в предоставлении спорного земельного участка и предусмотренные п. 2.3.3 Административного регламенты, отсутствуют, следовательно отказ в его предоставлении Махову М.Ю. является незаконным.
Срок для оспаривая действий должностных лиц органа местного самоуправления, а именно отказа от 20.11.2013 №, Маховым М.Ю. не пропущен, так как об отказе в предоставлении земельного участка в собственность он узнал не ранее 20.11.2013 года, исковое заявление в суд поступило 12.02.2014 года.
Зарегистрированное право аренды на указанный выше земельный участок не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Поскольку заявление о предоставлении земельного участка в собственность и расположенного по адресу: <адрес>, Махов М.Ю. подал в администрацию г.Енисейска 11.11.2013, а отказ ответчика от 20.11.2013 в его выкупе судом признан незаконным, то, безусловно, на возникшие правоотношения распространяются нормы земельного законодательства, действовавшие на день подачи заявления о выкупе земли, то есть 11.11.2013.
В соответствии со ст. 11 Закона Красноярского края «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» (в ред. Закона от 27.06.2013) при продаже земельных участков, находящихся в собственности края, или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, в случае, если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность, их цена определяется: г) для иных собственников зданий, строений, сооружений, расположенных на приобретаемых земельных участках, - в размере 15 процентов кадастровой стоимости земельного участка.
На момент подачи заявления 11.11.2013 о выкупе земли ФИО2 являлся собственником нежилого здания, расположенного на земельном участке, находящемся в государственной собственности, следовательно, имел право приобрести данный участок по цене определенной по формуле, приведенной в статье <адрес> «О регулировании земельных отношений в <адрес>» : 141 460 руб. 20 коп. (кадастровая стоимость земли) * 15 %, что ответчиком не оспаривается.
Вместе с тем, суд находит, что требования о взыскании компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат.
Так, пунктом 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 года №10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» разъяснено, что моральный вред может заключаться в нравственных переживаниях в связи утратой родственников, невозможностью продолжить активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом.
Истец просит взыскать денежную компенсацию морального вреда в связи с незаконным отказом ответчика в предоставлении ему земельного участка в собственность, чем ему причинены нравственные страдания.
В соответствии со ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда: вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности; вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ; в иных случаях, предусмотренных законом.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что основания для удовлетворения исковых требований о взыскании денежной компенсации морального вреда отсутствуют, поскольку истцом не представлено доказательств нарушения ответчиком его личных неимущественных прав либо других нематериальных благ.
Сам по себе факт обращения истца в суд с требованиями о признании незаконным отказа администрации г.Енисейска в предоставлении земельного участка в собственность, и удовлетворении данных требований, не свидетельствует о том, что истцу причинен моральный вред действиями указанного исполнительного органа местного самоуправления.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым исковые требования удовлетворить частично, признать незаконным отказ администрации города Енисейска от 20 ноября 2013 года исх. № в предоставлении Махову Михаилу Юрьевичу в собственность земельного участка, относящегося к категории «земли населенных пунктов» с кадастровым номером №, расположенного по адресу (имеющего адресные ориентиры): <адрес>, для эксплуатации нежилого здания (административного, бытового обслуживания, торговли) и возложить обязанность предоставить заявителю проект договора купли-продажи данного земельного участка в порядке, установленном Земельным кодексом РФ, Административным регламентом, утвержденным постановлением администрации г.Енисейска от 15 декабря 2010 года №№-п (в ред. от 28.03.2013) по цене, которая была установлена в соответствии с законодательством РФ на момент обращения – 11 ноября 2013 года.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Махова Михаила Юрьевича удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ администрации города Енисейска от 20 ноября 2013 года исх. № в предоставлении Махову Михаилу Юрьевичу в собственность земельного участка, относящегося к категории «земли населенных пунктов» с кадастровым номером №, расположенного по адресу (имеющего адресные ориентиры): <адрес>, для эксплуатации нежилого здания (административного, бытового обслуживания, торговли) и возложить обязанность предоставить заявителю проект договора купли-продажи данного земельного участка в порядке, установленном Земельным кодексом РФ, Административным регламентом, утвержденным постановлением администрации г.Енисейска от 15 декабря 2010 года №361-п по цене, которая была установлена в соответствии с законодательством РФ на момент обращения – 11 ноября 2013 года.
В удовлетворении исковых требований к администрации г.Енисейска о взыскании денежной компенсации морального вреда Махову Михаилу Юрьевичу, отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с момента его изготовления в окончательной форме в Красноярский краевой суд с подачей апелляционной жалобы через Енисейский районный суд.
Председательствующий Е.П. Ремизова
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
<данные изъяты>