РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 марта 2018 года Кочубеевский районный суд Ставропольского края
в составе:
председательствующего судьи Рулева И.А.,
при секретаре Свитенко И.В.,
с участием:
истца Белобородовой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Белобородовой Н.В. к Сотниковой Н.Г. о признании недействительным /ничтожным/ договора купли-продажи жилого дома и земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Белобородова Н.В. обратилась в суд с иском к Сотниковой Н.Г. о признании недействительным /ничтожным/ договора купли-продажи жилого дома и земельного участка, в котором указала, что между ней и ответчиком заключен договор купли-продажи от 07.02.2018 года, согласно которому ответчик продала, а истец купила жилой дом с земельным участком по <адрес>. Переход права собственности надлежаще зарегистрирован.
Согласно условий договора покупателями указанного дома с земельным участком выступили истец и несовершеннолетняя дочь Белобородова Д.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Указанный дом с земельным участком приобретен на праве общей долевой собственности – с получением Белобородовой Н.В. 2/3 доли, а Белобородовой Д.И. 1/3 доли в праве общей долевой собственности.
Оплата покупки производится, в том числе путем перечисления средств материнского капитала по безналичному расчету (п.5 договора), в размере 408026 рублей и 91974 рублей наличным расчетом до подписания договора.
Считает, что заключенный договор должен быть признан недействительным (ничтожным) по следующим основаниям.
При заключении договора она считала, что покупателем следует указать и несовершеннолетнюю дочь, так как расчет произведен с продавцом, в том числе и за счет средств материнского капитала, государственный сертификат на получение которого у неё имеется и соответственно дочь должна приобрести долю в праве общедолевой собственности.
Договор составлялся риэлтором, которому она показала свидетельство о рождении дочери и сертификат, при этом риэлтор уверил её в необходимости заключения договора на общую долевую собственность с дочерью.
При государственной регистрации перехода права собственности работник третьего лица также подтвердил необходимость регистрации права собственности и в долях и проверил соответствующие документы.
Но никто не учел, что дочь умерла 02.02.2013 года, что подтверждается свидетельством о смерти. Поэтому в настоящее время у неё имеются документы о регистрации права собственности на указанный объект недвижимости в 1/3 доли в праве на умершего, что невозможно согласно действующего законодательства РФ.
Соответственно заключенный договор является ничтожным в силу ст.ст. 168,170,178 ГК РФ, т.к. согласно ст.17 ГК РФ правоспособность гражданина прекращается смертью (ч.2) и соответственно сделка от его имени после смерти недействительна.
Поэтому, следует применить последствия недействительности сделки в соответствии со ст.167 ГК РФ в виде возврата сторон в первоначальное положение, с признанием за ответчиком права собственности на недвижимость и взыскание полученных денежных средств в пользу истца.
Расторжение договора купли-продажи в добровольном порядке по приведенным основаниям законом не предусмотрено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 131-132 ГПК РФ просит суд:
Признать недействительным (ничтожным) договор купли-продажи от 07.02.2018 года жилого дома (кадастровый №:А) с земельным участком (кадастровый №), расположенным по <адрес>, заключенный между Сотниковой Н.Г. и Белобородовой Н.В. и Белобородовой Д.И..
Признать недействительной государственную регистрацию прав общедолевой собственности и ипотеки, в силу закона, от 13.02.2018 года на указанный объект недвижимости.
Признать право собственности на жилой дом (кадастровый №:А) с земельным участком (кадастровый №), расположенным по <адрес> за Сотниковой Н.Г..
Взыскать с Сотниковой Н.Г. в её пользу 91974 рубля.
Истец в судебном заседании поддержала заявленные требования и просила их удовлетворить в полном объеме.
Ответчик, надлежаще извещенная о месте и времени судебного разбирательства в суд не явилась, не известила суд о причине неявки, об отложении слушания не ходатайствовала. Имеется заявление ответчика, согласно которого она исковые требования признает в полном объеме. Последствия признания иска ей разъяснены и понятны. Просит рассмотреть данное дело в её отсутствие. На основании ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившегося ответчика.
Представитель третьего лица- Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СК - надлежаще извещенный о месте и времени судебного разбирательства в суд не явился, не известил о причинах неявки, не ходатайствовал об отложении. В материалах дела имеется заявление представителя третьего лица, согласно которого они не возражают против удовлетворения исковых требований истца, просят рассмотреть дело в отсутствии их представителя. На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствии представителя третьего лица.
Представитель третьего лица – ГУ УПФ РФ по г. Невинномысску /межрайонное/, надлежаще извещенный о месте и времени судебного разбирательства в суд не явился, не известил о причинах неявки, не ходатайствовал об отложении. В материалах дела имеется ходатайство представителя третьего лица, согласно которого они просят рассмотреть дело в отсутствии их представителя и вынести решение на усмотрение суда. Также поясняют следующее, что Белобородовой Н.А. решением от 04.10.2013 № был выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал в связи с рождением второго ребенка Белобородовой Д.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. До настоящего времени Белобородова Н.В. с заявлением о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала в соответствии со ст. 10,11,11.1,12 Федерального закона от 29.ж12.2006 №256-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» не обращалась. На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствии представителя третьего лица.
В соответствии с ч.3 ст.173 ГПК РФ при признании иска ответчиком и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Суд считает исковые требования Белобородовой Н.В. к Сотниковой Н.Г. о признании недействительным /ничтожным/ договора купли-продажи жилого дома и применении последствий недействительности сделки подлежащими удовлетворению, поскольку они признаны ответчиком, основаны на законе и подтверждаются материалами дела.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Принять признание иска ответчиком.
Исковые требования Белобородовой Н.В. удовлетворить.
Признать недействительным (ничтожным) договор купли-продажи от 07.02.2018 года жилого дома (кадастровый №:А) с земельным участком (кадастровый №), расположенным по адресу: РФ, <адрес> заключенный между Сотниковой Н.Г. и Белобородовой Н.В., Белобородовой Д.И..
Применить последствия недействительности сделки.
Признать недействительной государственную регистрацию прав общедолевой собственности №, №, 3 от 13.02.2018 года на жилой дом с земельным участком, расположенные по адресу : РФ, <адрес>, правообладатель Белобородова Д.И. и исключить регистрационные записи из ЕГРН.
Признать недействительной государственную регистрацию прав общедолевой собственности №, №, 3 от 13.02.2018 года на жилой дом с земельным участком, расположенным по адресу : РФ, <адрес>, правообладатель Белобородовой Н.В. и исключить регистрационные записи из ЕГРН.
Признать недействительной государственную регистрацию ипотеки, в силу закона №, № от 13.02.2018 года на жилой дом с земельным участком, расположенный по адресу: РФ, <адрес> исключить регистрационные записи из ЕГРН.
Признать право собственности на жилой дом (кадастровый №:А) с земельным участком (кадастровый №), расположенный по адресу: РФ, <адрес> за Сотниковой Н.Г..
Взыскать с Сотниковой Н.Г. в пользу Белобородовой Н.В. 91974 (девяносто одну тысячу девятьсот семьдесят четыре) рубля.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский крайсуд через Кочубеевский райсуд в течение месяца с момента вынесения.
Председательствующий И.А. Рулев