Решение по делу № 2-959/2015 ~ М-838/2015 от 31.07.2015

Дело № 2-959/2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Чернушка 18 сентября 2015 года

Чернушинский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Толпышевой И.Ю.,

с участием прокурора ФИО3,

истца ФИО1,

при секретаре Мнацаканян М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

прокурора Октябрьского района Пермского края в интересах ФИО1 к Правительству Пермского края, Межрайонному территориальному управлению № 4 Министерства социального развития Пермского края о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Октябрьского муниципального района обратился в интересах ФИО1 в суд с иском к Правительству Пермского края, МТУ №4 Министерства социального развития о возложении обязанности по предоставлению ФИО1 по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенного жилого помещения, в границах Октябрьского муниципального района либо с его согласия в другом муниципальном образовании, ближайшем к месту жительства, отвечающего санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м.

Иск мотивировал тем, что ФИО1 относится к числу лиц, из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. ФИО1 включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения. В настоящее время ФИО1 закрепленного жилья не имеет, нанимателем жилого помещения по договору социального найма и членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма не является, собственного жилья не имеет. Просит возложить на Правительство Пермского края, обязанность предоставить ФИО1, благоустроенное жилое помещение в границах Октябрьского муниципального района либо с его согласия в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту жительства, по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Министерство социального развития Пермского края, ГКУ ПК «Управление жилыми помещениями для детей-сирот специализированного жилищного фонда», Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края.

Прокурор ФИО3, истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержали, по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик - Правительство Пермского края, извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в суд представителя не направил, в письменных возражениях на иск представитель ответчика ФИО4 просила в удовлетворении иска отказать. Постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № 1194-п утвержден порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений. Постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № 107-п утвержден порядок формирования специализированного жилищного фонда для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Правительство исполнило свои обязательства в части реализации прав детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем разработки соответствующего порядка. Считает, что истец не доказал какими конкретно действиями Правительство нарушило его права. Кроме того, на сегодняшний день жилых помещений для предоставления и заключения договора найма специализированного жилищного фонда с ФИО1р. на территории Октябрьского муниципального района не имеется.

Ответчик МТУ №4 Министерства социального развития Пермского края, извещенный о дате и времени судебного разбирательства надлежащим образом в суд представителя не направил, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Из письменных объяснений ответчика по иску следует, что заявление ФИО1 о включении в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения рассмотрено комиссией МТУ № 4 Минсоцразвития Пермского края ДД.ММ.ГГГГ на основании имеющихся в учетом деле документов, и принято решение о включении истца в список на 2015 год. Обеспечение ФИО1 в настоящее время жилым помещением специализированного жилищного фонда Пермского края в границах Октябрьского муниципального района не представляется возможным в виду отсутствия такого жилого помещения. На сегодняшний день действует Порядок формирования специализированного жилищного фонда Пермского края для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденный постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № 107-п. В данном порядке определены органы, ответственные за определенный этап процедуры формирования специализированного жилищного фонда, а именно Министерство социального развития Пермского края, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края. В соответствии с распоряжением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № 318-рп с ДД.ММ.ГГГГ управление специализированным жилищным фондом осуществляет ГКУ ПК «Управление жилыми помещениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Пермского края». Полагает, что обязанность по предоставлению жилья должна быть возложена именно на данный орган.

Третье лицо - Министерство социального развития Пермского края, извещено о дате судебного заседания надлежащим образом, в суд представителя не направило, представило письменные возражения, из которых следует, что предоставление жилого помещения осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты принятия уполномоченным органом в сфере социальной поддержки детей-сирот решения о включении указанных лиц в список. Удовлетворение требований истца нарушит права детей-сирот, включенных в список раньше истца, обладающих одинаковыми правами с истцом.

Третьи лица - Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, ГКУ ПК «Управление жилыми помещениями для детей-сирот специализированного жилищного фонда», извещенные о дате судебного заседания надлежащим образом, в суд представителей не направили, возражений не представили.

Суд, заслушав стороны, рассмотрев представленные доказательства, считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

Частью 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) предусмотрено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 109.1 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу положений пунктов 1 и 8 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

    По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

    К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке (статья 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ).

    Статьей 6 Закона Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ №1939-419 (в редакции Закона Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № 147-ПК) «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.

    Условиями предоставления жилых помещений лицам, являются: лицо проживает в Пермском крае; лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.

    Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям существующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, то есть на дату подачи искового заявления, ДД.ММ.ГГГГ г., достиг 18 лет (л.д. 11, 14).

Решением Октябрьского районного суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ мать истца – ФИО5 лишена родительских прав в отношении сына (л.д.17-20). Согласно информации ОЗАГС администрации Уинского района, сведения об отце в актовую запись о рождении ФИО1 внесены со слов матери (л.д.15).

Приказом МТУ № Министерства социального развития Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № 770-оп над несовершеннолетним ФИО1 установлена опека, опекуном назначена ФИО6 (л.д. 21).

Постановлением главы Басинского сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении (л.д.28).

    Постоянно по месту жительства ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по адресу: <адрес> (л.д. 14).

     Жилое помещение по указанному адресу принадлежит опекуну истца – ФИО6 (л.д.12).

    Решением комиссии МТУ № МСР Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 включен в список детей - сирот, имеющих право на получение жилья специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения на 2015 год.

Согласно уведомлению Росреестра, в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сведения о правах ФИО1 на объекты недвижимого имущества отсутствуют.

По данным Октябрьского филиала ГУП «ЦТИ» объектов недвижимости за ФИО1 не зарегистрировано.

До настоящего времени жилое помещение ФИО1 по договору найма специализированного жилого помещения не предоставлено.

    В судебном заседании установлены обстоятельства, дающие право ФИО1 претендовать на предоставление ему для проживания жилого помещения специализированного жилищного фонда, поскольку ФИО1 относится к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения, на дату вынесения решения жилым помещением не обеспечен, иного жилья на праве собственности либо на праве пользования, не имеет, в установленном порядке поставлен на учет, как нуждающийся в жилом помещении по списку детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достиг 18 лет.

Право ФИО1 на получение жилого помещения на условиях договора найма специализированного жилого помещения как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ответчиками не оспаривается.

Исходя из анализа положений ст. 8 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ года) предоставление жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 23 Устава Пермского края Правительство Пермского края является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края, формирующим органы исполнительной власти края и осуществляющим непосредственное руководство ими.

Согласно ст. 2 Закона Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № 107-ПК "О системе органов государственной власти Пермского края" система исполнительных органов государственной власти Пермского края представляет собой взаимосвязанную совокупность исполнительных органов государственной власти Пермского края, наделенных в установленном порядке государственными полномочиями, действующую в целях реализации социально-экономического развития Пермского края.

Систему исполнительных органов государственной власти Пермского края составляют: Правительство Пермского края, министерства Пермского края, агентства Пермского края, инспекции Пермского края, иные исполнительные органы государственной власти Пермского края, их территориальные органы или обособленные структурные подразделения на территории Пермского края.

Правительство Пермского края является наивысшим исполнительным органом государственной власти Пермского края, следовательно обязанность по предоставлению истцу жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения должна быть возложена именно на Правительство Пермского края.

    Доводы ответчика о том, что Правительство Пермского края является ненадлежащим ответчиком, суд признает несостоятельными, поскольку утвержденный Постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № 1194-п Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений не определяет конкретный орган, ведающий вопросом предоставления таких жилых помещений.

Исполнение обязанности по обеспечению детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда высшим органом исполнительной власти субъекта федерации, законом не исключается. Правительство Пермского края, в свою очередь может перераспределить действующему в субъекте федерации органу исполнительной власти в лице государственного учреждения, в том числе ГКУ ПК «Управление жилыми помещениями для детей-сирот специализированного жилищного фонда», обязанности по совершению юридических и фактических действий, направленных на реализацию прав и обязанностей собственника специализированного жилищного фонда в жилищных отношениях, в том числе по заключению, исполнению и расторжению договоров найма специализированных жилых помещений или безвозмездного пользования, содержанию и ремонту специализированного жилищного фонда. Вместе с тем, при утверждении отмеченного ответчиком Порядка предоставления жилья указанным льготникам, обязательство по обеспечению детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, в том числе истца, с субъекта Российской Федерации не снимается.

Из анализа федерального законодательства регулирующего вопросы обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, следует, что исполнение данной обязанности является обязательством субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке установленном законодательством этого субъекта.

Из п. 1.3, 1.4 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края…, утв. Постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № 1194-п следует, что жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства. В случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования Пермского края, гражданам с их согласия, предоставляются жилые помещения в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту жительства.

Из материалов дела следует, что местом жительства истца в соответствии со ст. 20 ГК РФ является Октябрьский муниципальный район Пермского края.

Истцом ФИО1 в судебном заседании выражено согласие на предоставление жилого помещения и в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту жительства.

С учетом изложенного, требования прокурора возложить на Правительство Пермского края обязанность предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение на условиях договора найма специализированных жилых помещений, находящегося в границах Октябрьского муниципального района либо с его согласия в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту жительства, отвечающего санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 квадратных метров, подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 33 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░                                ░.░. ░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-959/2015 ~ М-838/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокуратура Октябрьского района
Правительство Пермского края
Гарифуллин Салават Рубиносович
Ответчики
МТУ №4 Минсоцразвития Пермского края
Суд
Чернушинский районный суд Пермского края
Судья
Толпышева Ирина Юрьевна
Дело на сайте суда
chernush--perm.sudrf.ru
31.07.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.08.2015Передача материалов судье
03.08.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.08.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.08.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
21.08.2015Предварительное судебное заседание
18.09.2015Судебное заседание
21.09.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.09.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.09.2015Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее