Судебный акт #1 (Решение) по делу № 21-247/2020 от 03.02.2020

Судья Коваль А.А.

Дело № 7-345/2020 / 21-247/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Пермского краевого суда Савельев А.А. рассмотрев в судебном заседании 3 марта 2020 г. в г. Перми жалобу законного представителя юридического лица – генерального директора закрытого акционерного общества "Кама-лес" Исмагилова Марата Ринатовича (с учетом дополнений) на постановление начальника управления охраны, защиты и надзора в лесах Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 24 сентября 2019 г., решение заместителя министра природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 4 декабря 2019 г., решение судьи Кизеловского городского суда Пермского края от 20 января 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенные в отношении закрытого акционерного общества "Кама-лес",

у с т а н о в и л:

постановлением начальника отдела государственного лесного надзора управления охраны, защиты и надзора в лесах Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 24 сентября 2019г. закрытое акционерное общество "Кама-лес" (далее по тексту - ЗАО "Кама-лес"), признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 150000 рублей.

Решением заместителя министра природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 4 декабря 2019 г. № 02-05/62-19-Р постановление о назначении административного наказания от 24 сентября 2019 г. № 02-05/62-19 оставлено без изменения, жалоба директора ЗАО "Кама-лес" Исмагилова М.Р. - без удовлетворения.

Решением судьи Кизеловского городского суда Пермского края от 20 января 2020 г. указанные постановление должностного лица и решение должностного лица оставлены без изменения, жалоба директора ЗАО "Кама-лес" Исмагилова М.Р. - без удовлетворения.

В жалобе, поданной в краевой суд, законный представитель юридического лица ЗАО "Кама-лес"– генеральный директор Исмагилов М.Р. просит обжалуемые судебные акты отменить, прекратить производство по делу, указывая, что выявленные 26 июня 2019 г., нарушения были устранены 30 июня 2019 г. Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 5 июня 2019 г. № 381-П было предписано выполнить противопожарные профилактические мероприятия до 1 июля 2019 г. общество их выполнило еще 30 июня 2019 г. Считает, что место сброса древесины, с поломанного лесовоза, неверно растолковано в акте проверки, как место складирования, поэтому оборудование в данном месте противопожарной минерализованной полосы не требовалось. В дополнениях к жалобе Исмагилов М.Р. указывает, что в действиях общества усматривается только изменение способа доочистки мест рубок, что не представляет пожарной опасности лесам. Считает, что имеет место неверная квалификация административного правонарушения, имеются основания для квалификации административного правонарушения в соответствии с частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ.

В судебном заседании в краевом суде Исмагилов М.Р. настаивал на доводах жалобы.

Изучив доводы жалобы, заслушав законного представителя юридического лица, исследовав материалы дела об административном правонарушении, материалы дела по жалобе, судья краевого суда оснований к отмене или изменению состоявшихся по делу актов не находит.

В соответствии с частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Согласно части 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЛК РФ) правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 16 ЛК РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 417 от 30 июня 2007 г. утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее по тексту – Правила).

Данные Правила устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами (пункт 1 Правил).

Согласно пункта 16 Правил при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.

В случаях когда граждане и юридические лица, осуществляющие использование лесов, обязаны сохранить подрост и молодняк, применяются преимущественно безогневые способы очистки мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.

В соответствии с пунктом 17 Правил при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются: а) весенняя доочистка в случае рубки в зимнее время; б) укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ; в) завершение сжигания порубочных остатков при огневом способе очистки мест рубок (лесосек) до начала пожароопасного сезона. Сжигание порубочных остатков от летней заготовки древесины и порубочных остатков, собранных при весенней доочистке мест рубок (лесосек), производится осенью, после окончания пожароопасного сезона.

Согласно пункту 21 Правил складирование заготовленной древесины должно производиться только на открытых местах на расстоянии от прилегающих хвойного и смешанного лесов при площади места складирования до 8 гектаров - 40 метров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 60 метров. Места складирования и противопожарные разрывы вокруг них очищаются от горючих материалов и отделяются противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра, а в хвойных лесных насаждениях на сухих почвах -двумя такими полосами на расстоянии 5-10 метров одна от другой.

Из материалов дела следует, что согласно пункту 1 Постановления Правительства Пермского края от 5 июня 2019 г. № 381-п, установлен особый противопожарный режим в лесах на территории Пермского края до 10 сентября 2019 г.

Как следует из договора аренды лесных участков от 21 октября 2008 г. № 1, ЗАО "Кама-лес" переданы для заготовки древесины лесные участки в ГКУ "Кизеловское лесничество", общей площадью 6184 га.

Согласно лесной декларации от 28 октября 2016 г. № 4984/7, в период с 7 ноября 2016 г. по 6 ноября 2017 г., ЗАО "Кама-лес" осуществляло заготовку древесины способом выборочных рубок на делянке ** в выделе ** квартала ** Кизеловского участкового лесничества Кизеловского лесничества (Кизеловский муниципальный район Пермского края) (площадь лесосеки - 8,4 га).

Письмом Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 9 ноября 2017 г. № СЭД-30-01-25.4-7685 ЗАО "Кама-лес" согласовано изменение сроков рубки лесных насаждений, хранения и вывоза древесины по лесному участку, расположенному на делянке ** в выделе ** квартала ** Кизеловского участкового лесничества Кизеловского лесничества в части продления на срок до 31 декабря 2017 г.

Письмом Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 9 ноября 2017 г. № СЭД-30-01-25.4-7685 ЗАО "Кама-лес" согласовано изменение сроков рубки лесных насаждений, хранения и вывоза древесины по лесному участку, расположенному на делянке ** в выделе ** квартала ** Кизеловского участкового лесничества Кизеловского лесничества в части продления на срок до 5 ноября 2018 г.

На основании приказа № СЭД-30-01-02-699 от 7 июня 2019 г. Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края - провести контрольные мероприятия Государственного казенного учреждения Пермского края "Управление лесничествами Пермского края".

Во исполнении приказа Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края № СЭД -30-01-02-699 от 7 июня 2019 г., в ходе контрольных мероприятий в Кизеловском лесничестве ГКУ ПК "Управление лесничеством Пермского края", сотрудниками указанного министерства и учреждения в результате осмотра лесного участка в выделе ** квартала ** Кизеловского участкового лесничества Кизеловского лесничества (Кизеловский муниципальный район Пермского края), было установлено, что в северо-восточной части лесосеки оставлена не вывезенная в установленный срок (включая предоставление отсрочки) древесина на лесосеке пород "береза" и "ель", общим объемом 20 куб.м., примыкающая к стене хвойного леса в период пожароопасного сезона, противопожарной минерализованной полосой места складирования древесины не отделены. Также, очистка мест рубок не соответствует технологической карте, не произведено сжигание порубочных остатков. Нарушения выявлены в период особого противопожарного режима в лесах.

Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения юридического лица ЗАО "Кама-лес" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ.

Факт совершения ЗАО "Кама-лес" административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ подтверждается совокупностью собранных по делу об административном правонарушении доказательств, которые исследованы должностными лицами и судьей районного суда и оценены по правилам статьи 26.11 КоАП РФ с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.

Таким образом, вывод должностного лица и судьи районного суда о наличии в действиях ЗАО "Кама-лес" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ, является правильным и не противоречит фактическим обстоятельствам дела.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В данном случае ЗАО "Кама-лес" не представило доказательств невозможности выполнения требований, а также доказательств принятия достаточных и своевременных мер по соблюдению требований и правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима.

Доводы заявителя жалобы о том, что в соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 5 июня 2019 г. № 381-П было предписано выполнить противопожарные профилактические мероприятия до 1 июля 2019 г., а общество их выполнило еще 30 июня 2019 г., отклоняются.

Согласно пункту 2 Постановления Правительства Пермского края от 5 июня 2019 г. № 381-п, утверждается прилагаемый Комплекс дополнительных мер и требований пожарной безопасности на период действия особого противопожарного режима в лесах на территории Пермского края (далее - Комплекс).

Согласно пункту 5 Постановления Правительства Пермского края от 5 июня 2019 г. № 381-п, настоящее постановление вступает в законную силу через 10 дней после дня его официального опубликования.

В соответствии с пунктом 1.5 части 1 Комплекса, Министерству необходимо обеспечить своевременное выявление, пресечение, устранение причин и условий возникновения нарушений требований действующего законодательства в области пожарной безопасности в лесах.

В соответствии с пунктом 2.2.3 части 2 Комплекса, лицам, использующим леса выполнить до 1 июля 2019 г. противопожарные профилактические мероприятия, предусмотренные проектами освоения лесов и государственными контрактами на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов, в том числе устройство и уход за минерализованными полосами, обустройство и содержание водоемов и мест забора воды, обустройство мест отдыха, установку шлагбаумов и аншлагов на тему профилактики пожаров в лесах.

Как следует из вышеуказанных положений Постановления Правительства Пермского края от 5 июня 2019 г. № 381-п, особый противопожарный режим в лесах на территории Пермского края установлен с 16 июня 2019 г. и завершен 10 сентября 2019 г. Следовательно, к моменту выявления требований пожарной безопасности на делянке ** в выделе ** квартала ** Кизеловского участкового лесничества Кизеловского лесничества, установленных актом осмотра участка от 26 июня 2019 г., Постановление Правительства Пермского края от 5 июня 2019 г. № 381-п вступило в законную силу. Комплекс дополнительных мер и требований пожарной безопасности на период действия особого противопожарного режима в лесах на территории Пермского края является рекомендательной частью данного Постановления, предписывающей органам государственного лесного надзора усилить контроль за исполнением требований действующего законодательства в области пожарной безопасности в лесах со стороны лесопользователей, а лесопользователям - проведение противопожарных профилактических мероприятий.

Ссылка в жалобе на причину образования складированной древесины, а именно поломку лесовоза, во время транспортировки древесины с делянки 9 выдела 5 квартала 190 Кизеловского участкового лесничества Кизеловского лесничества, отклоняется как не подтвержденная материалами дела.

Доводы автора жалобы о неверной квалификации вменённого административного правонарушения признаются несостоятельными, основанными на законе.

В соответствии с частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ административным правонарушением является нарушение правил заготовки древесины.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ, являются общественные отношения, возникающие в процессе использования лесов.

Объективная сторона данного административного правонарушения характеризуется нарушением правил заготовки древесины.

В соответствии с частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ административным правонарушением является нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров,

Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере обеспечения пожарной безопасности в лесах.

Объективная сторона выражается в действии или бездействии, нарушающих требования и правила пожарной безопасности в лесах. Ответственность по данной статье наступает тогда, когда виновное лицо допускает нарушение правил пожарной безопасности в лесах. В этих случаях закон не связывает ответственность с наступлением какого-либо экологического или имущественного ущерба.

Действия ЗАО "Кама-лес" верно квалифицированы по части 3 статьи 8.32 КоАП РФ, оснований для квалификации правонарушения по части 1 статьи 8.25 КоАП РФ не имеется.

Ссылка в жалобе на тяжёлое материальное положение, не может повлечь отмену состоявшихся по делу судебных постановлений.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

Основания для изменения судебных постановлений и назначения ЗАО "Кама-лес" иного размера административного штрафа отсутствуют, поскольку юридическому лицу назначено административное наказание с применением положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ в размере 150000 рублей. При этом при назначении административного наказания должностным лицом учтено совершение административного правонарушения впервые, а также своевременное устранение допущенного нарушения.

На момент рассмотрения дела об административном правонарушении правовая позиция Конституционного Суда РФ о возможности назначения административного наказания ниже низшего предела, изложенная в Постановлении от 25 февраля 2014 г. № 4-П, была реализована в нормах ч. 3.2 и 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, введенных в Кодекс Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. № 515-ФЗ "О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".

С таким выводом следует согласиться, поскольку приложенный к настоящей жалобе документ (бухгалтерская (финансовая) отчётность), характеризующая, по мнению генерального директора, тяжелое имущественное и финансовое положение юридического лица, не свидетельствуют о том, что единовременная оплата назначенного административного наказания повлечет существенное ограничение прав общества и приведет к наступлению для него необратимых негативных имущественных последствий, обусловленных созданием реальной угрозы для дальнейшего нормального ведения хозяйственной деятельности. Исключительные обстоятельства для снижения назначенного юридическому лицу административного наказания также отсутствуют.

В случае невозможности уплаты административного штрафа ЗАО "Кама-лес", с учетом материального положения, не лишено возможности обратиться к должностному лицу, вынесшему постановление, с заявлением в порядке статьи 31.5 КоАП РФ, предусматривающей порядок предоставления отсрочки и рассрочки уплаты административного штрафа.

В целом, доводы жалобы направлены на переоценку установленных должностными лицами и судьей районного суда обстоятельств, оснований для которой судья краевого суда не усматривает.

Иных доводов, ставящих под сомнение законность и обоснованность вынесенных должностным лицом постановления, должностным лицом решения и судьей районного суда решения, жалоба заявителя не содержит.

Постановление о привлечении юридического лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного части 3 статьи 8.32 КоАП РФ, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ЗАО "Кама-лес" допущено не было.

При таких обстоятельствах основания для изменения, либо отмены постановления должностного лица, решения должностного лица и решения судьи районного суда и удовлетворения жалобы отсутствуют.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда,

р е ш и л:

постановление начальника управления охраны, защиты и надзора в лесах Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 24 сентября 2019 г., решение заместителя министра природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 4 декабря 2019 г., решение судьи Кизеловского городского суда Пермского края от 20 января 2020 г. оставить без изменения, жалобу законного представителя юридического лица – генерального директора закрытого акционерного общества "Кама-лес" Исмагилова Марата Ринатовича (с учетом дополнений) - без удовлетворения.

Судья: подпись.

21-247/2020

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
ЗАО "Кама-Лес"
Другие
Исмагилов Марат Ринатович
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Савельев Андрей Александрович
Статьи

КоАП: ст. 8.32 ч.3

Дело на странице суда
oblsud--perm.sudrf.ru
07.02.2020Материалы переданы в производство судье
03.03.2020Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее