Дело № 2–1463/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Волгоград 02 июля 2019 года
Советский районный суд города Волгограда в составе:
председательствующего судьи Пустовой А.Г.,
при секретаре Стром А.И.,
с участием:
представителя истца Шевченко Ф.И.О.7 – Полякова Ф.И.О.14, действующего на основании доверенности,
представителя ответчика УПФР в Советском районе г. Волгограда Усачевой А.И., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ф.И.О.1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в адрес о признании решений об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости недействительными, обязании включить периоды работы,
У С Т А Н О В И Л:
Шевченко Ф.И.О.8 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в адрес о признании решений об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконными, обязании включить периоды работы, назначить досрочную пенсию.
В обоснование заявленных требований истец Шевченко Ф.И.О.9 указала, что решениями Управления Пенсионного фонда РФ в адрес номер от 14.08.2019г. и номер от дата ей было отказано ей, в назначении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием необходимого специального стажа, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение.
Ответчиком не включены в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение следующие периоды: в качестве рентген лаборанта рентгенологического отделения КГП ПХВ «Восточно Казахстанская областная больница» с дата по 10.04.2014г. (03 года 05 месяцев 01 день); на курсах повышения квалификации во время работы в качестве рентгенолаборанта в рентгенологическом отделении в «Клинической больнице скорой медицинской помощи номер» адрес 05.02.2016г. по 18.03.2016г. (00 лет 01 месяц 14 дней).
Полагает, необоснованным и неправомерным отказ ответчика о не включении в страховой стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение курсов повышения квалификации с отрывом от производства во время работы в качестве ренгенолаборанта в рентгенологическом отделении в «Клинической больнице скорой медицинской помощи номер» адрес с 05.02.216г. по 18.03.2016г. (00 лет 01. месяц 14 дней).
В вязи с изложенным, Шевченко Ф.И.О.10 просит суд: признать решения Пенсионного фонда РФ (ГУ) в адрес Волгоград номер от 14.08.2018г., номер от 25.04.2019г. об отказе в назначении пенсии незаконным и отменить их; возложить обязанность на Управление Пенсионного Фонда РФ в адрес зачесть в специальный стаж педагогической работы, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение периоды работы рентген лаборантом рентгенологического отделения КГП ПХВ «Восточно Казахстанская областная больница» с дата по 10.04.2014г. (03 года 05 месяцев 01 день); периоды нахождения на курсах повышения квалификации во время работы рентгенолаборантом в рентгенологическом отделении в «Клинической больнице скорой медицинской помощи номер» адрес 05.02.2016г. по 18.03.2016г. (00 лет 01 месяц 14 дней); обязать ответчика назначить досрочно пенсию по старости с дата, взыскать с Управления пенсионного фонда в РФ в адрес в свою пользу государственную пошлину в размере 300 рублей.
Истец Шевченко Ф.И.О.11 в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще, доверила представление своих интересов Полякову Ф.И.О.15
Представитель истца Поляков Ф.И.О.16 в судебном заседании поддержал заявленные требования, просила суд удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика - ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в адрес Ф.И.О.5. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснив суду, что период работы с 10.11.2010г. по 10.04.2014г. в должности рентгенлаборанта рентгенологического отделения КТП на ПХВ «Восточно Казахстанская областная больница» не подлежат включению в специальный стаж, поскольку отсутствует документальное подтверждение от компетентных органов, что указанный период работы учитывался при досрочном назначении пенсии по старости в соответствии с законодательством Республики Казахстан, а также подтверждение об уплате страховых взносов на пенсионное обеспечение либо на социальное страхование, кроме того, так же ссылалась на законность отказа во включении в специальный стаж периодов нахожождения на курсах повышения квалификации с 05.02.2016г. по 18.03.201бг.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит иск Шевченко Ф.И.О.12 подлежащим удовлетворению в части, по следующим основаниям.
Согласно ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных Законом.
В силу п.1 ч.1 ст. 30 Федеральный закон от дата N 400-ФЗ (ред. от дата) "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
Соответственно, женщинам по достижению возраста 49 лет необходим специальный стаж для определения права на досрочную страховую пенсию по старости в размере не менее 6 лет на работах с вредными условиями труда, по достижению возраста 50 лет- не менее 5 лет специального стажа.
В силу ч. 2 ст. 30 Закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Ф.И.О.2 от дата N 10 утвержден Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, который содержит раздел XIX "Учреждения здравоохранения" код: 12300000-24577 "рентгенолаборанты, в том числе в рентгенооперационных, ангиографических и флюорографических Ф.И.О.2».
Вопросы пенсионного обеспечения граждан государств - участников СНГ регулируются Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от дата, подписанным, в том числе Российской Федерацией и Казахстаном.
Согласно ст. 1, 6 Соглашения от дата, пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства.
В целях надлежащего применения территориальными органами ПФР Соглашения от дата распоряжением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от дата номерр «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств- республик бывшего Ф.И.О.2» утверждены рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств республик бывшего Ф.И.О.2, в соответствии с которыми, признается возможность включения в стаж, дающий прав на назначение трудовой пенсии, трудового стажа работы на территории государств- участников Содружества Независимых Государств не только на период до дата, но и после этой даты при условии уплаты страховых взносов в соответствующие органы указанных государств.
В силу п. 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего Ф.И.О.2 (приложение N 1 к распоряжению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от дата N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего ССР"), для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от дата, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего Ф.И.О.2. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от дата, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (Письмо Минтруда России от дата N 203-16). Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. При этом периоды работы по найму после дата (после вступления в силу Федерального закона от дата N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от дата подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Согласно ст. 10 Соглашения от дата государства - участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.
Иными словами, периоды работы в должностях и учреждениях государств-участников Соглашения могут быть учтены в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии в соответствии со статьей 30 Закона № 400-ФЗ, при обязательном подтверждении компетентными органами государств-участников Соглашения, что соответствующие периоды работы учитывались при назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с законодательством этих государств.
В судебном заседании установлено, что решением Управления Пенсионного фонда РФ в адрес от 14.08.2019г. номер истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с отсутствует 6 лет стажа работы в должностях, утверждённых списками производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение в возрасте 49 лет.
Решением номер от дата ответчику вновь отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия отсутствуют 5 лет стажа работы в должностях, утверждённых списками производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение в возрасте 49 лет.
Данными решениями в специальный стаж не были включены периоды работ истца в качестве рентген лаборанта рентгенологического отделения КГП ПХВ «Восточно Казахстанская областная больница» с дата по 10.04.2014г. (03 года 05 месяцев 01 день); период нахождения на курсах повышения квалификации во время работы в качестве рентгенолаборанта в рентгенологическом отделении в «Клинической больнице скорой медицинской помощи номер» адрес 05.02.2016г. по 18.03.2016г. (00 лет 01 месяц 14 дней).
Шевченко Ф.И.О.13 с данным решением не согласна, что послужило поводом для её обращения в суд с указанным выше исковым заявлением.
Так, истцом заявлены требования о включении в специальный стаж периода работы в качестве рентген лаборанта рентгенологического отделения КГП ПХВ «Восточно-Казахстанская областная больница» с дата по 10.04.2014г. (03 года 05 месяцев 01 день).
Согласно приведенным выше нормам права, а также Соглашению от 13.03.1992г. необходимо подтверждение компетентного органа что указанный период работы учитывался при досрочной назначении пенсии по старости в соответствии с законодательством Республики Казахстан, а также подтверждение об уплате страховых взносов на пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Вместе с тем в ответчику по его запросу не представлено документальное подтверждение от компетентных органов, что указанный период работы учитывался при досрочной назначении пенсии по старости в соответствии с законодательством Республики Казахстан, а также подтверждение об уплате страховых взносов на пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
При этом следует отметить, что Республикой Казахстан с 01.01.1998г. был отменен институт досрочных пенсий в связи с работой с особыми условиями труда, и пенсии в этих государствах назначаются по достижении соответствующего пенсионного возраста на общих основаниях. С дата в соответствии с Законом Республики Казахстан от дата номер «О государственном специальном пособии лицам, работавшим на подземных и открытых горных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда или на работах с вредными и тяжелыми условиями труда» периоды соответствующих работ до дата включаются в стаж для государственного специального пособия.
Учитывая изложенное, период работы с 10.11.2010г. по 10.04.2014г. в должности рентген лаборанта рентгенологического отделения КТП на ПХВ «Восточно Казахстанская областная больница» не подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Истцом заявлены требования о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периодов нахождения на курсах повышения квалификации во время работы в качестве рентгенолаборанта в рентгенологическом отделении в «Клинической больнице скорой медицинской помощи номер» адрес 05.02.2016г. по 18.03.2016г. (00 лет 01 месяц 14 дней).
Доводы представителя ответчика о том, что периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации и в командировках не подлежат зачету в специальный стаж при назначении досрочной трудовой пенсии по старости следует считать несостоятельными по следующим основаниям.
В силу ст.21 ТК РФ работник имеет право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами.
Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Периоды нахождения на курсах повышения квалификации и в командировках являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем, они подлежат включению в специальных стаж для назначения трудовой пенсии по старости.
Следовательно, поскольку период нахождения на курсах повышения квалификации и в командировках приравнивается к работе, во время исполнения которой работник направлялся на упомянутые курсы, то исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.
В указанные выше периоды истцу выплачивалась заработная плата и производись выплаты страховых взносов в пенсионный фонд, что не оспаривалось представителем ответчика в судебном заседании.
Учитывая изложенное выше, суд считает, что ответчиком истцу неправомерно не были включены указанные периоды в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Исходя из требований пенсионного законодательства в резолютивной части решения, которым требования истца удовлетворены, должно быть, в частности, указано, какие требования подлежат удовлетворению и какая обязанность возлагается на ответчика в целях восстановления нарушенного права истца (например, о возложении обязанности на ответчика включить определенный период работы истца в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение истцу пенсии по старости, о взыскании с ответчика недоплаченной суммы пенсии), а также указано, с какого времени ответчик обязан назначить истцу пенсию, если суд придет к выводу, что пенсионный орган необоснованно отказал истцу в назначении пенсии.
Поскольку на момент обращения с заявлением в пенсионный фонд у истца еще не было требуемого законом специального стажа, то оснований для удовлетворения требований в части возложения на ответчика обязанности назначить пенсию с дата не имеется.
Поскольку в удовлетворении основных требований истицу отказано, оснований для удовлетворения требований для возмещения судебных издержек за счет ответчика не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Шевченко Ф.И.О.17 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в адрес о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости недействительным, обязании включить периоды работы, назначить досрочную пенсию– удовлетворить частично.
Признать незаконными решения Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в адрес номер от дата и № номер от дата в части не включения в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, периодов нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в адрес включить Шевченко Ф.И.О.18 в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства во время работы в качестве ренгенолаборанта в рентгенологическом отделении в «Клинической больнице скорой медицинской помощи номер» адрес с дата по дата. (00 лет 01. месяц 14 дней).
В удовлетворении остальной части исковых требований Шевченко Ф.И.О.19 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в адрес о признании решений об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости недействительными, обязании включить периоды работы, назначить досрочную пенсию, взыскании расходов на оплату государственной пошлины отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Советский районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: А.Г. Пустовая