Дело № 5-204/2021
№***
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Можга УР 26 января 2021 года
Судья Можгинского районного суда Удмуртской Республики Хисамутдинова Е.В.,
при секретаре Груздевой С.В.,
с участием представителя Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике Архипова В.Б., действующего на основании доверенности от 11.01.2021 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении Сельскохозяйственного производственного кооператива «Сарамак», юридический адрес: 427706, Удмуртская Республика, Кизнерский район, д. Удмуртский Сарамак, пер Широкий, д.1, ИНН №*** КПП №***, ОГРН №***
у с т а н о в и л:
В Можгинский районный суд Удмуртской Республики поступил материал по административному делу о привлечении Сельскохозяйственного производственного кооператива «Сарамак» (далее – СПК «Сарамак») к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с определением о возбуждении дела об административном правонарушении №*** от 27 ноября 2020 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении СПК «Сарамак» осуществлялось в форме административного расследования, в связи с чем, согласно ч. 3 ст. 23.1, ч. 2 ст. 29.5 КоАП РФ, административное дело подлежит рассмотрению судьей Можгинского районного суда Удмуртской Республики.
Согласно протоколу об административном правонарушении №*** от 21 января 2021 года, составленному ведущим специалистом-экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике в г. Можге Черновым В.М., СПК «Сарамак» вменяется в вину совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 6.3 КоАП РФ, при следующих обстоятельствах.
В ходе административного расследования выявлено на 21 января 2021 года СПК «Сарамак», являясь юридическим лицом и имея возможность для соблюдения санитарных правил и норм, не приняло всех зависящих от него мер по их соблюдению, в результате чего совершило следующие нарушения санитарного законодательства:
- в нарушение требований, ст.11 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов допустило размещение и использование скотомогильника (биотермической ямы) инвентарный номер 58, расположенной по адресу: УР, Кизнерский район, д. Удмуртский Сарамак, северная широта - 56 гр. 02 мин, 11 сек., восточная долгота 51 гр. 33 мин. 06 сек., с нарушением санитарно-защитной зоны (1000 метров), а именно расстояние от скотомогильника (биотермической ямы) до действующего животноводческого помещения - молочно-товарной фермы СПК «Сарамак» составляет 55 метров, расстояние до детского сада МБДОУ «Удмурт-Сарамакский детский сад» 790 метров, расстояние до башни с технической водой 95 метров, до башни с питьевой водой 220 метров, что подтверждается справкой Главного Управления ветеринарии Удмуртской Республики и Яндекс картой. Скотомогильник (биотермическая яма) является источником биологического воздействия на среду обитания человека. Скотомогильник (биотермическая яма) используется СПК «Сарамак» с 2006 года.
Указанные нарушения ставят под угрозу безопасность детского и взрослого населения, проживающего не только на территории д. Удмуртский Сарамак, но и жителей других местностей, являющихся потребителями молочной и мясной продукции СПК «Сарамак», и не могут быть устранены иначе как приостановлением деятельности скотомогильника (биотермической ямы) инвентарный №***, принадлежащей СПК «Сарамак».
В судебное заседание представитель юридического лица СПК «Сарамак», в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом. Заявлением от 26.01.2021 г. представитель СПК «Сарамак» Парамонов А.А. просил дело рассмотреть в его отсутствие.
В соответствии со ст. 25.1 КоАП РФ административное дело рассмотрено в отсутствие представителя СПК «Сарамак».
Представитель Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике Архипов В.Б., в судебном заседании подтвердил сведения, изложенные в протоколе об административном правонарушении, дополнительно пояснил, что выявленные нарушения санитарных норм СПК «Сарамак» создают опасность для жизни и здоровья людей, ставят под угрозу безопасность населения, в связи с чем, с учетом характера совершенного административного правонарушения, назначение наказания в виде приостановления деятельности данного лица позволит достичь цели административного наказания.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, Чернов В.Н. в судебном заседании подтвердил обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении. Пояснил, что 21.01.2021 г. им составлен протокол о временном запрете деятельности скотомогильника (биотермической ямы) СПК «Сарамак», объект опечатан.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные материалы, прихожу к следующему выводу.
В Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике в г. Можге поступило обращение гр. К.А.И. поступившее из Администрации Главы и Правительства Удмуртской Республики от 22.10.2020 №*** вх. №***ж-2020 от 30.10.2020 г., Можгинского межрайонного следственного отдела СУ СК России по Удмуртской Республике от 09.11.2020 №*** вх. от 17.11.2020 №***, Управления Россельхознадзора по Кировской области и Удмуртской Республике от 19.11.2020 №*** вх. от 20.11.2020 №*** о нарушении СПК «Сарамак» границ санитарно-защитной зоны скотомогильника (биотермической ямы) до объекта образовательного назначения, а именно детского сада и водонапорных башен с технической и питьевой водой молочно-товарной фермы.
На основании полученного сообщения территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике в г. Можге было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования №*** от 27 ноября 2020 года.
По результатам административного расследования административным органом был составлен протокол об административном правонарушении, бездействие СПК «Сарамак» квалифицировано административным органом по ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ.
Частью 1 статьи 6.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
В соответствие с санкцией ч.1 ст.6.3 КоАП РФ субъектом административного правонарушения предусмотренного данной нормой, являются юридические лица.
17 августа 2011 года СПК «Сарамак» зарегистрировано в качестве юридического лица. Основным видом деятельности, которого является производство, переработка и сбыт сельскохозяйственной продукции.
На основании пункта 1 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее по тексту - Закон) на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39 Закона).
В соответствии пунктом 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
В соответствии со ст.11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» предусмотрено, что вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (санитарно-защитная зона).
В соответствии с разделом 7.1.12 п.3 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 №74 «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» закреплено, что санитарно-защитная зона скотомогильника должна составлять 1000 метров.
В нарушение данного пункта СПК «Сарамак» допустило размещение и использование скотомогильника (биотермической ямы) инвентарный №***, расположенной по адресу: УР, Кизнерский район, д. Удмуртский Сарамак, северная широта - 56 гр. 02 мин, 11 сек., восточная долгота 51 гр. 33 мин. 06 сек., с нарушением санитарно-защитной зоны (1000 метров), а именно расстояние от скотомогильника (биотермической ямы) до действующего животноводческого помещения - молочно-товарной фермы СПК «Сарамак» составляет 55 метров, расстояние до детского сада - МБДОУ «Удмурт-Сарамакский детский сад» 790 метров, расстояние до башни с технической водой 95 метров, до башни с питьевой водой 220 метров, что подтверждается справкой Главного Управления ветеринарии Удмуртской Республики и Яндекс картой.
Из представления заместителя прокурора Кизнерского района от 07.12.2020 г., внесенного председателю СПК «Сарамак», следует, что с учетом системного толкования ч.8,9 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 №342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» раздела 7.1.12 п.3 Сан Пин 2.2.1/2.1.1.1200-03, а также Правил землепользования и застройки МО «Крымско-Слудское», утвержденные решением Совета депутатов МО «Крымско-Слудское» Кизнерского района Удмуртской Республики от 23 декабря 2013 года №14/1 санитарно-защитная зона на сегодняшний день считается официально установленной. Между тем в ее границах располагаются и функционирует детский сад и молочно-товарная ферма, что является прямым нарушением п.5.1 и 5.2 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03.
В соответствии с п.6.10 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 №13-7-2/469 ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) в соответствии с настоящими Правилами возлагается на руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты.
Согласно Уставу СПК «Сарамак», утвержденному общим собранием учредителей СПК «Сарамак» от 22.11.2018 г., основной целью деятельности кооператива является получение прибыли путем эффективного использования принадлежащего ему имущества в интересах самого кооператива и его членов, кооператив может заниматься любой деятельностью в пределах целей, для достижения которых образован.
Таким образом, СПК «Сарамак» несет ответственность за обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В соответствии со ст.2.1 КоАП РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно п.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Вина СПК «Сарамак» выразилась в непринятии всех зависящих от него мер по соблюдению санитарно-эпидемиологических требований, а именно СПК «Сарамак» допустил размещение и использование скотомогильника (биотермической ямы), расположенной по адресу: УР, Кизнерский район, д. Удмуртский Сарамак, северная широта - 56 гр. 02 мин, 11 сек., восточная долгота 51 гр. 33 мин. 06 сек., с нарушением санитарно-защитной зоны (1000 метров).
Факт совершения правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.3 КоАП РФ, и виновность СПК «Сарамак» в его совершении подтверждены совокупностью представленных в материалы дела доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно:
- протоколом об административном правонарушении от 21.01.2021 г.;
- карточкой приема гражданина Кадырманова А.И. от 07.10.2020 г.;
- справкой главного управления ветеринарии Удмуртской Республики от 05.11.2020 г., где указано, что проведено обследование используемого скотомогильника по адресу: УР, Кизерский район, д. Удмуртский Сарамак. Территория ограждения составляет примерно 250-300 кв.м., забор частично разрушен. Канава оборудована за периметром ограждения и не соответствует но глубине и ширине требованиям правил, так же отсутствует вытяжная труба. Расстояние от скотомогильника: - до действующего животноводческого помещения согласно «Яндекс карт» составляет 55 метров, - до детского сада согласно «Яндекс карт» составляет 790 метров» так же в санитарно-защитной зоне скотомогильника находятся 2 водонапорные башни, согласно «Яндекс карт» расстояние до башни технической водой составляет 95 метров, до башни с питьевой водой 220 метров;
- обращением К,А,И,. в Администрацию Главы и Правительства УР от 20.10.2020.г. за №***,
- информационным письмом председателя СПК «Сарамак» о том, что скотомогильник в 2021 году будет законсервирован, а в дальнейшем ликвидирован;
- ветеринарно-санитарной карточкой на скотомогильник (биотермическую яму) №***;
- актом обследования эксплуатации и содержании мест захоронения биологических отходов от 19.09.2019 г.;
- представлениями прокурора Кизнерского района от 07.12.2020 г. об устранении нарушений действующего законодательства;
- Уставом СПК «Сарамак»;
- выпиской из ЕГРЮЛ от 20.01.2021 г.,
- протоколом о временном запрете деятельности от 21.01.2021 г.,
- актом опечатывания объекта СПК «Сарамак» от 21.01.2021 г.
У суда нет оснований ставить под сомнения данные этих документов, доказательств по делу.
Таким образом, суд, оценив представленные доказательства, характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, конкретные обстоятельства его совершения, приходит к выводу о наличии в деянии СПК «Сарамак» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Административное расследование проведено компетентными на то должностными лицами, с соблюдением требований действующего законодательства, является легитимным, законным. Оснований не доверять, ставить под сомнение результаты административного расследования у суда не имеется.
Статьей 55 Федерального Закона №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что за нарушение санитарного законодательства предусмотрена административная ответственность.
Согласно ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Анализируя характер допущенного правонарушения, обстоятельства его совершения, учитывая, что правонарушение создает угрозу жизни и здоровью работников, судья не усматривает оснований для прекращения дела об административном правонарушении по ст. 2.9 КоАП РФ.
Доказательств, свидетельствующих о том, что СПК «Сарамак» принял все необходимые достаточные и зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства и недопущения выявленного правонарушения в ходе административного расследования не установлено. Наличие у СПК «Сарамак» объективной возможности выполнить требования законодательства и непринятие каких-либо мер для исполнения возложенной на него законом обязанности свидетельствуют о пренебрежительном отношении к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
Таким образом, СПК «Сарамак» нарушило требования ст.11 Федерального Закона РФ от 30.03.1999 г. №52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» т.е. совершил административное правонарушение предусмотренное ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ.
Нарушения создают угрозу жизни и здоровью людей и не могут быть устранены иначе, как приостановлением эксплуатации и использования скотомогильника (биотермической ямы), используемой СПК «Сарамак». Применение менее строгого вида административного наказания не сможет обеспечить достижение цели наказания.
В силу ст. 4.2, 4.3 КоАП РФ обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, по делу не имеется.
Поскольку на основании протокола о временном запрете деятельности от 21.12.2021 г. с 16 часов 35 минут произведен временный запрет деятельности скотомогильника (биотермической ямы) СПК «Сарамак», то срок приостановления деятельности юридического лица на основании ч.5 ст.29.6 КоАП РФ надлежит установить со дня фактического прекращения данной деятельности.
Определяя срок административного приостановления деятельности, судья учитывает мнение участников процесса, обстоятельства дела, и считает возможным приостановить деятельность на срок 30 суток.
На основании ч. 5 ст. 29.6 КоАП срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности.
Руководствуясь ст.23.1, 29.9-29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
постановил:
Сельскохозяйственный производственный кооператив «Сарамак» (ОГРН №***, ИНН/КПП №***) признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного приостановления деятельности скотомогильника (биотермической ямы), инвентарный №***, расположенной по адресу: УР, Кизнерский район, д. Удмуртский Сарамак, северная широта - 56 гр. 02 мин, 11 сек., восточная долгота 51 гр. 33 мин. 06 сек., сроком на 30 (тридцать) суток.
Срок временного запрета деятельности с 16 часов 35 минут 21 января 2021 года зачесть в срок административного приостановления деятельности юридического лица.
Постановление подлежит немедленному исполнению.
Исполнение постановления поручить судебным приставам Кизнерского РОСП УФССП РФ по УР.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд ФИО1 Республики в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Е.В. Хисамутдинова