Решение в окончательной форме изготовлено 06 апреля 2015 года
Дело № 2-1486/15
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 апреля 2015 года город Мурманск
Ленинский районный суд города Мурманска в составе:
председательствующего судьи Маренковой А.В.,
при секретаре Романюк Л.О.,
представителя истца Потаповой К.В.,
истца Алексеенко Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации города Мурманска в интересах Алексеенко Н.В. к обществу с ограниченной ответственностью «Севжилсервис» о защите прав потребителей,
УСТАНОВИЛ:
Администрация г. Мурманска, действуя в защиту интересов потребителя Алексеенко Н.В., обратилась в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Севжилсервис» (сокращенное наименование – ООО «Севжилсервис») о защите прав потребителей. В обоснование исковых требований указано, что Алексеенко Н.В., проживающая по адресу: г. Мурманск, <адрес> обратилась в администрацию города Мурманска с жалобой на бездействие управляющей организации ООО «Севжилсервис» по вопросу неудовлетворительного содержания фасада дома, что привело к его разрушению. По данному обращению ММБУ «Новые формы управления» (далее – ММБУ «НФУ») по поручению администрации города была проведена проверка фактов, изложенных в обращении. В ходе проверки было проведено комиссионное обследование общего имущества собственников помещений в указанном доме. В результате была установлена необходимость выполнения мероприятий по текущему ремонту фасада, на что было указано управляющей организации ООО «Севжилсервис», однако необходимые работы до настоящего времени ответчиком не выполнены. Данные факты являются нарушением Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года № 170, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 (ред. от 06.05.2011). Невыполнение указанных мероприятий может привести к дальнейшему разрушению общего имущества указанного многоквартирного дома, на собственников помещений в котором распространяются положения Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей». Просила обязать ответчика ООО «Севжилсервис» организовать и обеспечить выполнение работ по текущему ремонту фасада в <адрес> в городе Мурманске в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу, а именно: восстановить разрушенный штукатурный слой стены фасада в районе квартиры № со стороны главного фасада.
В судебном заседании представитель истца – администрации города Мурманска Потапова К.В. на заявленных требованиях настаивала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, не возражала против рассмотрения дела в порядке заочного производства.
Истец Алексеенко Н.В. в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме, пояснив, что до настоящего времени ответчиком не выполнены указанные выше работы, фасад дома в надлежащее санитарно-техническое состояние не приведен, что влечет его дальнейшее разрушение, не возражала против рассмотрения дела в порядке заочного производства.
Ответчик ООО «Севжилсервис» своего представителя в судебное заседание не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, возражений по иску не представил, о рассмотрении дела в отсутствие представителя не просил, в связи с чем в соответствии со статьей 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в порядке заочного производства.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с действующим законодательством истец свободен в выборе способа защиты своих прав.
Статьей 34 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), входит в структуру органов местного самоуправления.
В соответствии со статьей 44 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О защите прав потребителей» в целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования органы местного самоуправления вправе: рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав потребителей; обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).
Учитывая, что администрация города Мурманска обратилась в суд с иском в интересах потребителя Алексеенко Н.В., суд приходит к выводу, что заявление подано администрацией города Мурманска в пределах предоставленных ей законом полномочий.
Частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, коридоры, технические этажи, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме (статья 39 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, к компетенции которого относится, в частности, принятие решений о ремонте общего имущества в многоквартирном доме (подпункт 1 пункта 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги.
Как следует из преамбулы Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», он регулирует отношения, возникающие, в частности, между потребителями и исполнителями при … оказании услуг, устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, … а также определяет механизм реализации этих прав.
В силу статьи 4 Закона, продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме…) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны, в частности, состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление; перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация; порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы.
В силу статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 (далее - Правила), состав общего имущества определяется собственниками помещений в многоквартирном доме - в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества.
Согласно пункту 2 Правил в состав общего имущества включаются: помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи … и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование; крыши; ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий); ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции); механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).
Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц (пункт 10 Правил).
В соответствии с п.п. «а» пункта 16 Правил надлежащее содержание общего имущества обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 17 Правил, собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, управление многоквартирным домом <адрес> в городе Мурманске на основании договора управления осуществляет ООО «Севжилсервис» (<данные изъяты>). Указанное обстоятельство ответчиком не оспаривалось и подтверждено материалами дела (л.д. 18-30).
Учитывая, что между собственниками жилых помещений многоквартирного дома и управляющей компанией заключен договор управления многоквартирным домом, предметом которого является оказание за плату собственникам жилых помещений услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества, суд приходит к выводу, что на правоотношения, возникшие между сторонами, распространяется действие Закона Российской Федерации
«О защите прав потребителей».
Из материалов дела видно, что 21 ноября 2014 года Алексеенко Н.В., проживающая в квартире № дома № по <адрес> в городе Мурманске, обратилась в администрацию города Мурманска с жалобой на бездействие управляющей организации, в том числе в отношении ненадлежащего содержания фасада указанного дома (л.д. 13).
На основании указанного обращения ММБУ «<данные изъяты>», представляя интересы администрации города Мурманска, организовало комиссионное обследование общедомового имущества многоквартирного дома № по <адрес> в городе Мурманске.
Согласно акту № от 03 марта 2015 года, составленному комиссией в составе инспекторов ОТН ММБУ «<данные изъяты>», по результатам обследования комиссией установлено, что техническое состояние фасада указанного дома находится в неудовлетворительном состоянии, имеется отслоение штукатурного слоя до арматуры наружной стены в районе квартиры № с главного фасада отдельными местами. По результатам обследования управляющей организации указано на необходимость выполнения работ по восстановлению разрушенного штукатурного слоя стены главного фасада в районе квартиры №. (л.д. 15).
Ввиду того, что работы по содержанию и текущему ремонту фасада дома № по <адрес> в городе Мурманске ответчиком произведены не были, администрация г. Мурманска в лице ММБУ «<данные изъяты>», действуя в интересах
Алексеенко Н.В., обратилась с настоящим иском в суд.
На момент рассмотрения настоящего гражданского дела работы по содержанию и текущему ремонту фасада дома № по <адрес> в городе Мурманске не выполнены в полном объеме, доказательств обратного ответчиком в нарушение положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суду не представлено.
В соответствии с вышеприведенными Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, фасад относится к общему имуществу дома, и находится в зоне ответственности управляющей компании, обслуживающей жилой дом.
Из договора управления многоквартирным домом следует, что управляющая организация по заданию собственника в течение согласованного срока и в объеме поступающих денежных средств от собственников помещений обязуется осуществлять управление многоквартирным домом, включающее в себя услуги и работы по надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также осуществлять иную, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом, деятельность (п. 2.1).
В силу пункта 2.3 договора его цель - обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставление коммунальных услуг.
Пунктом 3.1.2.1 установлено, что управляющая компания обязана оказывать собственнику услуги по содержанию и выполнять работы по текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома в соответствии с перечнем и периодичностью, указанных в приложении № 2 и № 3 к договору управления, в объеме поступающих от собственников денежных средств, при соблюдении утвержденных договором управления условий.
Согласно приложению № 2 к договору управления в перечень работ и услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома включены работы, в том числе по содержанию конструктивных элементов здания (л.д. 30).
Приложением № 3 к договору управления определена периодичность плановых осмотров общего имущества многоквартирного дома, состав и периодичность работ по содержанию общего имущества многоквартирного дома, в том числе внутренней и наружной отделки фасадов (л.д. 29).
В указанном приложении не содержится указание на необходимость выполнения работ по восстановлению штукатурной отделки фасада.
Между тем, Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года № 170, определены требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
В данных Правилах перечислено то, что должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор управления с управляющей компанией.
Согласно разделу II Правил техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств. Текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей. Разделом IV Правил регламентированы вопросы технического обслуживания и ремонта строительных конструкций, в частности, фасадов. Перечень работ, относящихся к текущему ремонту, определен в Приложении № 7 вышеуказанных Правил, который распространяется и на ответчика, как на управляющую компанию.
Предусмотренное статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, регулирование предполагает, что общее имущество в многоквартирном доме должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности в доме, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических и юридических лиц. Для достижения этих целей указанные нормативно-правовые акты определяют перечень необходимых и обязательных работ при осуществлении содержания общего имущества многоквартирного дома.
С учетом изложенного, все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома, как объекта, и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли они в договоре и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения решение общего собрания собственников помещений в доме.
При таких обстоятельствах невключение в перечень обязательных работ, выполняемых управляющей компанией за установленную плату, размер которой установлен собственниками жилых помещений, работ по восстановлению разрушенного штукатурного слоя фасада дома, не является основанием для освобождения управляющей организации от выполнения этих работ.
Неудовлетворительное состояние фасада дома № по <адрес> в городе Мурманске подтверждено материалами дела.
В ходе рассмотрения дела представителем ответчика не были представлены доказательства, подтверждающие выполнение взятых на себя управляющей организацией обязательств в части устранения выявленных нарушений содержания фасада указанного дома.
Следовательно, факт того, что до настоящего времени работы согласно заявленным исковым требованиям ООО «Севжилсервис» не произведены, нашел свое подтверждение. Данное обстоятельство представителем ответчика фактически не оспаривалось, доказательств обратного суду не представлено.
Поскольку ответчик, как управляющая организация, в период действия вышеуказанного договора обязан поддерживать общее имущество жилого дома в надлежащем состоянии, проводить соответствующий текущий ремонт и необходимые профилактические мероприятия, следить за техническим состоянием дома, общедомового имущества, своевременно осуществлять ремонт общего имущества в многоквартирном доме, поддерживать его исправное состояние, то именно на ответчика следует возложить обязанность по организации выполнения работ по содержанию и текущему ремонту фасада дома № по <адрес> в городе Мурманске.
При таких обстоятельствах, исковые требования суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со статьёй 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая длительное нахождение фасада в ненадлежащем техническом состоянии, непринятие ответчиком своевременных мер к устранению нарушений, что может повлечь дальнейшее ухудшение состояния общего имущества дома, а также пагубное влияние на условия проживания граждан в многоквартирном доме, в том числе истца, в районе квартиры которой происходит разрушение штукатурного слоя фасада, в связи с чем она испытывает неудобства, принимая во внимание объем работ, производство которых необходимо выполнить ответчику, а также в целях реального исполнения судебного акта, суд устанавливает срок исполнения решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, полагая указанный срок разумным и достаточным.
В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с ответчика в пользу бюджета муниципального образования город Мурманск подлежит взысканию государственная пошлина.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 235, 237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования администрации города Мурманска в интересах Алексеенко Н.В. к обществу с ограниченной ответственностью «Севжилсервис» о защите прав потребителей – удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Севжилсервис» <данные изъяты>) в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда организовать и обеспечить выполнение работ по текущему ремонту фасада дома № по <адрес> в городе Мурманске, а именно:
- восстановить разрушенный штукатурный слой стены фасада в районе квартиры № со стороны главного фасада.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Севжилсервис» (<данные изъяты>) государственную пошлину в бюджет муниципального образования город Мурманск в размере <данные изъяты>.
Разъяснить сторонам, что ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья подпись А.В. Маренкова