Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-516/2018 ~ М-407/2018 от 05.03.2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Г. Самара «19» апреля 2018 года

Куйбышевский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего Макогон Л.А.,

при секретаре Уколовой Л.Р.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело № 2а–516/18 по административному исковому заявлению Кожевниковой ФИО7, Кожевникова ФИО8 к Департаменту градостроительства городского округа Самара о признании незаконным распоряжения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.

УСТАНОВИЛ:

Кожевникова Т.М., Кожевников А.В. обратились в суд с административным исковым заявлением к Департаменту градостроительства г.о.Самара о признании незаконным распоряжения Департамента градостроительства г.о.Самара от 18.12.2017 г. № «Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков»; возложении обязанности на Департамент градостроительства г.о.Самара согласовать схему расположения участка и заключить соглашение о перераспределении земельных участков по заявлению истцов от <дата>, зарегистрированного под № .

В период подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Администрация г.о.Самара, ООО «Самарские коммунальные системы», МП г.о. Самара «Самараводоканал».

В судебном заседании представитель истцов Кожевниковой Т.М., Кожевникова А.В. по доверенности Баранов А.В. Доводы, изложенные в административном исковом заявлении, поддержал. Пояснил, что Кожевникова Т.М., Кожевников А.В. являются собственником земельного участка площадью 1141 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером . Административные истцы обратились в ДГС г.о.Самара с заявлением о перераспределении принадлежащего им земельного участка и прилегающего к нему земельного участка площадью 299 кв.м. После перераспределения земельных участков, общая площадь вновь образованного участка будет составлять 1440 кв.м. Распоряжением ДГС г.о.Самара № от <дата> отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в связи с тем, что образуемый земельный участок расположен в границах территории общего пользования, а также находится в пределах санитарной зоны мусоросжигательных, мусоросортировочных и мусороперерабатывающих объектов мощностью до 40 тыс. т/год со ссылкой на п.7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.11200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий сооружений и иных объектов», согласно которому санитарно-защитная зона составляет 500 метров. С отказом административные истцы не согласны по следующим основаниям. Испрашиваемый земельный участок площадью 299 кв.м. согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории не находится в границах территории общего пользования, нахождение части неиспрашиваемого земельного участка в границах красных линий не может служить основанием к отказу в утверждении схемы расположения земельного участка, так как наличие красных линий не говорит само по себе, об отсутствии права на приобретение земельного участка. Указал также, что принадлежащий административным истцам земельный участок сформирован давно, задолго до действующих Правил застройки, приобретен в таком виде в 2017 году, площадь участка 299 кв.м фактически используется Кожевниковыми Т.М., А.В., предыдущим собственником участок был предоставлен с меньшей площадью, однако фактически использовался с учетом земельного участка площадью 299 кв.м, который расположен с другой стороны принадлежащего административным истцам участка, а не ближе к участку, на котором расположены городские очистительные канализационные сооружения (ГОКС).

Представитель административного ответчика Департамента градостроительства г.о.Самара по доверенности Бачинский Д.В. с административным исковым заявлением Кожевниковых Т.М., А.В. не согласился по доводам, изложенным в письменном отзыве. Пояснил, что Распоряжением ДГС г.о.Самара № от <дата> отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в связи с тем, что образуемый земельный участок расположен в границах территории общего пользования, а также находится в пределах санитарной зоны мусоросжигательных, мусоросортировочных и мусороперерабатывающих объектов мощностью до 40 тыс. т/год со ссылкой на п.7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.11200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий сооружений и иных объектов», согласно которому санитарно-защитная зона составляет 500 метров. Просил в удовлетворении заявленных требований отказать.

Представитель заинтересованного лица Администрации г.о.Самара в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица ООО «Самарские коммунальные системы» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В материалах дела имеется отзыв на административное исковое заявление, из которого следует, что станция насосная избыточного активного ила входит в комплекс объектов ГОКС, является муниципальным имуществом г.о. Самара и в настоящее время находится в аренде у ООО «СКС» по договору аренды имущества от <дата>. заключенного между ООО «<...>» и МП <адрес> «<...>». Станция насосная избыточного активного ила расположена по адресу: <адрес> и не располагается в границах земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>, вблизи городских очистительных канализационных сооружений (ГОКС), с разрешенным видом использования «для строительства мусороперезагрузочной станции». Расстояние от указанной станции до образуемого земельного участка составляет более 600 м, что соответствует требованиям к санитарно-защитной зоне, установленной для ГОКС. Согласно заключению Главного врача Куйбышевской областной санэпидстанции об утверждении СЗЗ от <дата> размер санитарно-защитной зоны для ГОКС для данного направления составляет 600 м. Также указано, что при перераспределении земельного участка с кадастровым номером 63:01:0410008:507 расстояние вновь образованного земельного участка до производственных объектов ГОКС по адресу: <адрес>, будет составлять не менее 600 м. Разрешение спора оставили на усмотрение суда.

Представитель заинтересованного лица МП г.о. Самара «Самараводоканал» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В материалах дела имеется отзыв на административное исковое заявление, из которого следует, что по договору аренды имущества от <дата>, заключенного между МП г.о. Самара «Самараводоканал» и ООО «СКС», во временное владение и пользование ООО «СКС» с 01.ю07.2012 г. передано муниципальное имущество, в том числе водовод № В-66, расположенный от совхоза «Волгарь» до <адрес> в <адрес>. Указанный договор аренды имущества сторонами не расторгался, действует до настоящего времени. Согласно имеющимся в МП г.о. Самара «Самараводоканал» сведениям и документам расстояние от водовода В-66 до образуемого земельного участка составляет приблизительно 7,5.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, суд пришел к выводу об удовлетворении административного искового заявления Кожевниковой Т.М., Кожевникова А.В.

В статье 46 Конституции Российской Федерации закреплено право гражданина на обжалование в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего рассматривается в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Из части 1 статьи 11.2 ЗК РФ следует, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно статье 11.7 Земельного кодекса РФ перераспределение земельных участков перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 (статьи 39.27 - 39.29) настоящего Кодекса.

Статья 39.1 ЗК РФ содержит перечень оснований возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в случае перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

Согласно пункту 2 статьи 39.28 Земельного кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.

В обобщенном виде перераспределение можно охарактеризовать как совокупность действий, направленных на преобразование смежных земельных участков, осуществляемых на основании соглашения между правообладателями данных объектов, в результате которых образуются один или несколько других смежных земельных участков, но с иными индивидуализирующими признаками (площадью, границами).

Анализ приведенных выше норм позволяет сделать вывод о том, что перераспределение земель является способом образования земельных участков, но не отнесено законодателем к самостоятельным основаниям для предоставления земельного участка и не заменяет порядка и оснований их предоставления.

В соответствии с пунктом 9 статьи 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований, в частности если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

Исходя из анализа пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ можно сделать вывод, что одним из принципов перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, является приведение границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ и чересполосицы.

Согласно пункта 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим, препятствующим рациональному использованию и охране земель, недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Согласно ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и

сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ N 74 от 25.09.2007 года введены в действие СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".

Согласно п.7.1.12 указанных СанПиН мусоросжигательные, мусоросортировочные и мусороперерабатывающие объекты мощностью до 40 тыс. т/год., относятся к II классу, санитарно-защитная зона 500 метров; мусороперегрузочные станции относятся к IV классу опасности и санитарно-защитная зона составляет 100 м.

Из материалов дела видно, что Кожевниковой Т.М., Кожевникову А.В. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером площадью 1141 кв.м и жилой дом с кадастровым номером расположенные по адресу: <адрес>, что подтверждено Выписками из ЕГРН от <дата>.

17.11.2017 г. Кожевниковы Т.М., А.В. обратилась к Главе г.о.Самара с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности, а именно, перераспределении принадлежащего заявителям земельного участка с кадастровым номером 63:01:0410008:507 и земельного участка площадью 299 кв.м.

Согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадь земельных участков составляет 1440 кв.м. и 299 кв.м.

Распоряжением Департамента градостроительства г.о.Самара № № от <дата> отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в связи с тем, что образуемый земельный участок расположен в границах территории общего пользования, а также находится в пределах санитарной зоны мусоросжигательных, мусоросортировочных и мусороперерабатывающих объектов мощностью до 40 тыс. т/год со ссылкой на п.<дата> СанПиН 2.2.1/2.1.11200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий сооружений и иных объектов», согласно которому санитарно-защитная зона составляет 500 метров.

Из представленных административным ответчиком документов следует, что расстояние между границами образуемого земельного участка до границы земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>, вблизи городских очистительных канализационных сооружений (ГОКС), разрешенный вид использования «для строительства мусороперерабатывающей станции», приблизительно 222 м.

Согласно Выписке из ЕГРН от 23.10.2017 г., земельный участок площадью 1141 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, имеет вид разрешенного использования: для размещения индивидуального жилого дома. Ограничения и обременения в использовании отсутствуют, сведения об объекта недвижимости имеют статус «актуальные, ранее учтенные».

Из представленных ООО «СКС» документов следует, что станция насосная избыточного активного ила входит в комплекс объектов ГОКС, является муниципальным имуществом г.о. Самара и в настоящее время находится в аренде у ООО «СКС» по договору аренды имущества от <дата>. заключенного между ООО «СКС» и МП <адрес> «Самараводоканал». Станция насосная избыточного активного ила расположена по адресу: <адрес> и не располагается в границах земельного участка с кадастровым номером 63:01:041007:731 по адресу: <адрес>, вблизи городских очистительных канализационных сооружений (ГОКС), с разрешенным видом использования «для строительства мусороперезагрузочной станции». Расстояние от указанной станции до образуемого земельного участка составляет более 600 м, что соответствует требованиям к санитарно-защитной зоне, установленной для ГОКС. Согласно заключению Главного врача <адрес> санэпидстанции об утверждении СЗЗ от <дата> размер санитарно-защитной зоны для ГОКС для данного направления составляет 600 м. Также указано, что при перераспределении земельного участка с кадастровым номером 63:01:0410008:507 расстояние вновь образованного земельного участка до производственных объектов ГОКС по адресу: <адрес>, будет составлять не менее 600 м.

В судебном заседании представитель административного ответчика ДГС г.о.Самара не мог дать пояснения суду относительно информации, содержащейся в оспариваемом распоряжении, а именно, в части нахождения земельного участка в пределах санитарной зоны мусоросжигательных, мусоросортировочных и мусороперерабатывающих объектов мощностью до 40 тыс. т/год, тогда как, согласно материалам дела, разрешенный вид использования земельного участка значится как «для строительства мусороперезагрузочной станции».

Что касается отказа ДГС в заключении соглашения о перераспределении земельных участков по причине того, что часть образуемого земельного участка находится в границах территории общего пользования (<адрес>), суд считает необоснованным, поскольку земельный участок площадью 299 кв.м. находится на территории общего пользования, а земельный участок площадью 1141 кв.м, через который проходит красная линия, находится в собственности административных истцов и поставлен на кадастровый учет со статусом «актуальный».

Разрешая спор по существу, учитывая требования закона, установленные по делу обстоятельства, суд пришел к выводу о том, что обжалуемое распоряжение вынесено ДГС г.о.Самара в пределах своих полномочий, однако основания отказа в перераспределении земельных участков, изложенные в данном распоряжении, являются необоснованными.

Кроме того, анализируя указанные нормы закона, суд принимает доводы административного истца о том, что установленные СанПиН санитарно-защитная зона составляет 100 метров, рассчитываемая от границы образуемого земельного участка до нежилого здания (мусороперегрузочные станции). При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу об удовлетворении административного искового заявления Кожевниковой Т.М., Кожевникова А.В.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 186 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Кожевниковой ФИО9, Кожевникова ФИО10 удовлетворить.

Признать незаконным Распоряжение Департамента градостроительства городского округа Самара от <дата> «Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков» и возложить на Департамент градостроительства городского округа Самара обязанность возобновить рассмотрение заявления Кожевниковой Т.М., Кожевникова А.В. от <дата> о перераспределении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Самарского областного суда через суд Куйбышевского района г. Самары в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 20 апреля 2018 года.

Председательствующий: Л.А. Макогон

2а-516/2018 ~ М-407/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Кожевникова Т.М.
Кожевников А.В.
Ответчики
Департамент градостроительства г.о. Самара
Другие
ООО "Самарские коммунальные системы"
Баранов А.В.
Бачинский Д.В.
МП г.о. Самара "Самараводоканал"
Администрация г.о. Самара
Суд
Куйбышевский районный суд г. Самары
Судья
Макогон Л. А.
Дело на странице суда
kuibyshevsky--sam.sudrf.ru
07.03.2018Решение вопроса о принятии к производству
06.03.2018Передача материалов судье
05.03.2018Регистрация административного искового заявления
07.03.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.03.2018Подготовка дела (собеседование)
06.04.2018Подготовка дела (собеседование)
06.04.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.04.2018Судебное заседание
19.04.2018Судебное заседание
20.04.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.04.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.08.2018Дело оформлено
06.03.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее