Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1346/2015 ~ М-1130/2015 от 22.05.2015

Дело №2-1346/2015

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

08 июня 2015 года                                город Сегежа

Сегежский городской суд Республики Карелия

в составе председательствующего судьи Балашова Д.А.,

при секретаре Ванской Ю.В.,

с участием истицы Борисенко В.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Борисенко В.И. к муниципальному казённому общеобразовательному учреждению Средней общеобразовательной школе № 5 города Сегежи о взыскании задолженности по заработной плате,

установил:

Истица обратилась с иском к МКОУ Средней общеобразовательной школе № 5 по тем основаниям, что работает в МКОУ Средней общеобразовательной школе № 5 сторожем и её заработная плата менее минимального размера оплаты в Российской Федерации, который с 01.01.2015 составляет 5965 руб. В связи с изложенным, истица просила взыскать с МКОУ Средней общеобразовательной школы № 5 задолженность по заработной плате за ХХ.ХХ.ХХ. в сумме <...>.

В судебном заседании истица исковые требования уточнила, просила взыскать с ответчика задолженность по заработной плате за ХХ.ХХ.ХХ. в размере <...> согласно расчету, произведенному МКОУ СОШ № 5.

МКОУ Средняя общеобразовательная школа № 5 в судебное заседание своего представителя не направила, о времени и месте рассмотрения дела извещена. В направленном ходатайстве представитель Ермакова Н.Е. с заявленными требованиями не согласилась, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя МКОУ Средняя общеобразовательная школа № 5.

Администрация Сегежского муниципального района в судебное заседание своего представителя не направила, о времени и месте рассмотрения дела извещена. В направленных возражениях представитель Мешкуть М.Н. с заявленными требованиями не согласилась, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации Сегежского муниципального района.

Заслушав истицу, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 21 Трудового кодекса РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

Согласно статье 133 Трудового кодекса РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

В судебном заседании установлено, истица состоит в трудовых отношениях с муниципальным казенным общеобразовательным учреждением Средняя общеобразовательная школа № 5 города Сегежи с ХХ.ХХ.ХХ. в должности <...> на 0,5 ставки, <...> <...> на 0,35 ставки. В соответствии с трудовым договором истице установлен оклад <...> на 0,5 ставки в размере <...> руб., оклад <...> на 0,35 ставки в размере <...>., районный коэффициент к заработной плате – <...>%, процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера – <...>%.

Учитывая, что Федеральным законом от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" минимальный размер оплаты труда с 1 января 2015 года установлен в сумме 5965 рублей в месяц, размер выплачиваемой истцу заработной платы за ХХ.ХХ.ХХ. без учета районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж был ниже минимального размера оплаты труда в Российской Федерации.

Федеральным законом от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации" из статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации была исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала на то, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 1 сентября 2007 г. также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации).

Часть первая статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.

Согласно названной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (ст. 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации).

Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

В силу главы 50 Трудового кодекса Российской Федерации районный коэффициент для работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее минимального размера труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (статья 7 часть 2 Конституции Российской Федерации); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (статья 37 часть 3).

По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.

Часть третья статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

При этом согласно статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (статья 7).

Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (статья 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132); основные государственные гарантии по оплате труда работника (статья 130); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (статья 146).

Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (части 1 и 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статьи 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации).

Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.

Изменения, внесенные в статьи 129 и 133 Трудового кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ, не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда. При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 130, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.

Нормы главы 50 Трудового кодекса Российской Федерации находятся в Особенной части Кодекса; устанавливают особенности оплаты труда работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, направленные на обеспечение государственных гарантий повышенной по сравнению со всеми остальными категориями работников оплаты труда; не были изменены законодателем при внесении изменений в статьи 129 и 133 Трудового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.

В судебном заседании нашло своё подтверждение, что размер недоначисленной заработной платы истицы Борисенко В.И. составляет за ХХ.ХХ.ХХ.<...>., за ХХ.ХХ.ХХ.<...>

При таких обстоятельствах, исковые требования о взыскании задолженности по заработной плате подлежат удовлетворению.

Ссылки МКОУ средняя общеобразовательная школа № 5 г. Сегежи, а также администрации Сегежского муниципального района об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, не могут быть учтены судом, по выше изложенным основаниям.

В соответствие со статьёй 103 Гражданского процессуального кодекса РФ издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворённой части исковых требований.

Учитывая, что МКОУ Средняя общеобразовательная школа № 5 финансируется за счёт бюджетных средств, является некоммерческой организацией, суд считает возможным на основании статьи 333.20 Налогового кодекса РФ снизить размер взыскиваемой государственной пошлины до <...>

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

исковые требования Борисенко В.И. удовлетворить.

Взыскать с муниципального казённого общеобразовательного учреждения Средней общеобразовательной школы № 5 города Сегежи задолженность по заработной плате в пользу Борисенко В.И. за ХХ.ХХ.ХХ. в размере <...>.

Взыскать с муниципального казённого общеобразовательного учреждения Средней общеобразовательной школы № 5 города Сегежи государственную пошлину в доход бюджета Сегежского муниципального района в размере <...>.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Сегежский городской суд Республик Карелия в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья                                    Д.А. Балашов

Справка: решение в окончательной форме

в порядке ч. 2 ст. 199 ГПК РФ изготовлено 11.06.2015.

2-1346/2015 ~ М-1130/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Борисенко Валентина Ивановна
Ответчики
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 5 г. Сегежи
Другие
Администрация Сегежского муниципального района
Суд
Сегежский городской суд Республики Карелия
Судья
Балашов Д.А.
Дело на странице суда
segezhsky--kar.sudrf.ru
22.05.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.05.2015Передача материалов судье
25.05.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.05.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.05.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.06.2015Судебное заседание
11.06.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.06.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.06.2015Дело оформлено
21.04.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее