Гражданское дело № 2-348/18
УИД 24RS0034-01-2018-000327-46
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(мотивированная часть)
с. Шалинское 05 декабря 2018 г.
Манский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего - судьи Мордвинова А.П.,
при секретаре Казанцевой Д.А.,
с участием представителя истца в лице помощника прокурора Манского района Красноярского края Сахаровой Д.В.,
представителя ответчика ООО «Жаймалес» Цурканова Д.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, КГБУ «Манское лесничество» Ефремова Н.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, УНДиПР ГУ МЧС России по Красноярскому краю Шевченко В.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-348/18 по исковому заявлению прокурора Манского района Красноярского края, поданному в интересах Российской Федерации, муниципального образования «Манский район Красноярского края» неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «Жаймалес»,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ прокурор Манского района Красноярского края (далее - прокурор) обратился в Манский районный суд Красноярского края, с исковым заявлением в интересах Российской Федерации к ООО «Жаймалес» о признании незаконным бездействия по обеспечению противопожарных и природоохранным мероприятий, возложении обязанностей по отчистке территории от отходов лесопереработки и их утилизации.
Исковые требования прокурора, с учетом поданных уточнений, аргументированы тем, что прокуратурой Манского района Красноярского края (далее - прокуратура) проведена проверка исполнения лесного законодательства, законодательства об охране окружающей среды и лесов от пожаров в отношении ООО «Жаймалес» (ИНН №), и в ходе этой проверки установлено, что ООО «Жаймалес» осуществляет деятельность по переработке древесины и иных лесных ресурсов, в ходе которой использует лесной участок, предоставленный во временное пользование на срок 49 лет Агентством лесной отрасли Красноярского края на основании зарегистрированного в установленном законом порядке договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ №-З (далее - Договор А), площадью 7,718 га, имеющий местоположение: <адрес> имеющий номер учетной записи в государственном лесном реестре №. ООО «Жаймалес» в соответствии с п. 1.6 Договора А обязано: использовать земельный участок по назначению в соответствии с законодательством РФ; осуществлять меры противопожарного обустройства лесов; обеспечивать наличие средств предупреждения и тушения лесных пожаров; осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия (в т.ч. очистку лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия), лесовосстановление и уход за лесами на лесном участке на условиях, в объемах и сроки, которые указаны в проекте освоения лесов и приложении №; приводить лесной участок в прежнее состояние, в том числе в случаях: при уничтожении верхнего плодородного слоя почвы, уничтожении, повреждении или захламлении искусственных или естественных объектов инфраструктуры; выполнять другие обязанности, предусмотренные законами РФ, Правилами переработки древесины, ухода за лесами, лесовосстановления, санитарной и пожарной безопасности в лесах и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. ДД.ММ.ГГГГ, тем не менее, при осмотре занимаемого предприятием земельного участка прокуратурой установлено, что на значительной его площади с северо-западной стороны (не менее 400 кв.м), а также с южной стороны (не менее 100 кв.м) размещены отходы лесопиления объемом более 100 кв.м, в том числе с признаками отжига (обугленные), размещенные в непосредственной близости от лесного массива. ООО «Жаймалес» при эксплуатации лесного участка площадью 7,718 га, имеющим местоположение: <адрес>, имеющий номер учетной записи в государственном лесном реестре № нарушены положения раздела IV «Требования пожарной безопасности в лесах при проведении переработки лесных ресурсов, заготовке живицы» Правил пожарной безопасности в лесах, в частности нарушены требования: 1) п. 22 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, - не обеспечена очистка территории в радиусе 50 м. от объектов переработки древесины и других лесных ресурсов от мусора и других горючих материалов и обустройство по границам территорий занимаемого лесного участка противопожарных минерализованных полос шириной не менее 1,4 м.; 2) п. 72(3) Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № и п. 9 (1) Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, - не обеспечена очистки от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 м. от леса, либо отделение леса противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 м. или иным противопожарным барьером; 3) п. 32 Приказа МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций»» - руководителем предприятия и ответственным лицом не пройдено обучение пожарно-техническому минимуму; 4) п. 42 Приказа МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций»» - допускается эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника; 4) п. 82 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № - отсутствуют акты очистки дымовых труб в производственных и бытовых помещениях; 5) п. 55 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, - отсутствует указатель по направлению движения к пожарным гидрантам и резервуарам, являющимся источником противопожарного водоснабжения (п. 55 ППР); 6) п. 478 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, - в производственных и бытовых помещениях отсутствуют огнетушители; 7) п. 84 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, - возле печей на предтопочных листах допускается хранение горючих материалов; 8) п. 19 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, - на участке расположения пилорамы организована свалка отходов деревопереработки, представляющих горючий мусор; 9) п. 77 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, не обеспечена своевременная очистка от горючих отходов; 10) п. 81 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, - не проведены проверки котельных и печей; 11) п. 83 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, - к работе допущены лица не прошедшие специального обучения; 12) п. 360 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, - места отведенные под штабели продукции не очищены. Невыполнение ООО «Жаймалес» указанных требований законодательства создает условия для возникновения лесных пожаров, может явиться причиной перехода пожара на земли иных категорий, причинению ущерба гражданам и государству, наступлению иных тяжких последствий. ООО «Жаймалес» также нарушены требования ст. ст. 34, 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. ст. 1, 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 3.7 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утвержденными Постановлением Главного санитарного врача РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 206-ФЗ «О карантине растений», поскольку: 1) на производственной территории ООО «Жаймалес» отсутствует площадка временного накопления отходов, соответствующая установленным требованиям норм природоохранного законодательства (отсутствует обваловка по периметру площадки в соответствии с СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-03); 2) отходы опил, кора, в том числе с примесью земли накапливаются на открытой почве, без применения специальной площадки, не защищены от воздействия атмосферных осадков и ветров; 3) на производственной территории не обеспечено надлежащее хранение подкарантинной продукции - в нарушение п. 3.3 ГОСТа 9014.0-75 «Лесоматериалы круглые. Хранение. Общие требования» штабеля лесоматериалов круглых не оборудованы подштабельными основаниями из бревен - подкладок. Неисполнение ООО «Жаймалес» указанных требований законодательства об отходах производства и потребления, фитосанитарного, противопожарного законодательства свидетельствует о ненадлежащем отношении к исполнению своих обязанностей должностными лицами организации, а также ее учредителями, при этом последствия указанной деятельности ООО «Жаймалес» непредсказуемы для окружающей среды, нарушают права граждан на благоприятную окружающую среду и требуют незамедлительного устранения допущенных нарушений.
Основываясь на вышеизложенном, с учетом уточненного искового заявления, Прокурор просит суд: 1) признать бездействие ООО «Жаймалес», выраженное в непроведении противопожарных и природоохранных мероприятий при осуществлении деятельности по лесопереработке на лесном участке, площадью 9,1 га, имеющем местоположение: <адрес> имеющий номер учетной записи в государственном лесном реестре №, а именно: необеспечении очистки территории от пожароопасного мусора и других горючих материалов, необеспечении обустройства по границам территорий занимаемого лесного участка противопожарных минерализованных полос; 2) возложить на ООО «Жаймалес» обязанность по незамедлительному проведению на лесном участке, площадью 9,1 га, имеющем местоположение: <адрес>, имеющий номер учетной записи в государственном лесном реестре № комплекса противопожарных мероприятий, предупреждающих распространение огня при природных пожарах, а именно: созданию защитных противопожарных минерализованных полос по периметру участка, очистки территории участка от отходов лесопереработки, обеспечение их вывоза и утилизации; 3) запретить ООО «Жаймалес» деятельность, в результате которой образуются отходы лесопереработки, на лесном участке, площадью 9,1 га, имеющем местоположение: <адрес>, имеющий номер учетной записи в государственном лесном реестре № до разрешения вопросов об утилизации образуемых отходов лесопереработки и проведения комплекса противопожарных мероприятий, а именно: созданию защитных противопожарных минерализованных полос по периметру участка, очистки территории участка от отходов лесопереработки, путем их вывоза и утилизации.
Определением Манского районного суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле привлечены третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Краевое государственное бюджетное учреждение «Манское лесничество», Управление надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства по чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий России по Красноярскому краю; Красноярское государственное автономное учреждение «Лесопожарный центр».
Представитель истца в лице помощника прокурора Манского района Красноярского края Сахарова Д.В. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении, указала на то, что своим незаконным бездействием ООО «Жаймалес» создает угрозу распространения лесного пожара с последующем переходом на расположенный поблизости населенный пункт - <адрес>, а наличие такой угрозы в силу ст. 1065 ГК РФ является основанием для введения запрета деятельности ООО «Жаймалес» в сфере лесопереработки на спорном лесном участке.
Представитель ответчика ООО «Жаймалес» Цурканов Д.А. в судебном заседании с требованиями прокурора не согласился, просил в удовлетворении отказать, указал на то, что в настоящее время ООО «Жайма» производит отчистку спорного лесного участка от остатков лесопереработки, вывозит их по согласованию с Администрацией Колбинского сельсовета Манского района Красноярского края в котельную <адрес>, и с учетом зимнего периода времени лишено возможности осуществить создание минерализованных полос по периметру полученного в аренду лесного участка.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, КГАУ «Лесопожарный центр», будучи извещенным о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом в зал судебного заседания не явился, об уважительности причин неявки суд не уведомил, ходатайств об отложении судебного разбирательства на другую дату в адрес суда не направили, в связи с чем его неявка признается судом неуважительной.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, КГБУ «Манское лесничество» Ефремов Н.А. в судебном заседании требования прокурора поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме, обратил внимание суда на то, что ООО «Жаймалес» не имеет проекта освоения лесов, а без этого документа ООО «Жаймалес» не имеет права заниматься лесохозяйственной деятельностью на спорном лесном участке. ООО «Жаймалес» к тому же осуществляет хозяйственную деятельность на части земель лесного фонда, которые ООО «Жаймалес» в аренду не передавались, но данные части примыкают к лесному участку, переданному ООО «Жаймалес» в пользование по Договору А. ООО «Жаймалес» может приступить к созданию минерализованных полос только с момента схода снега, то есть не ранее начала мая 2019г.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства по чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий России по Красноярскому краю Шевченко В.А. в судебном заседании заявленные прокурором требования поддержал, просил их удовлетворить, указал на то, что со стороны ООО «Жаймалес» имеет место грубейшее нарушение пожарной безопасности при использовании спорного лесного участка, и без их устранения существует угроза возникновения лесного пожарного с последующим переходом на населенный пункт - <адрес>.
Разбирательство гражданского дела суд, согласно ст. 167 ГПК РФ, проводит при имеющейся явке сторон в общем порядке, в отсутствие неявившихся лиц, которые не пожелали воспользоваться своим правом на личное участие в судебном заседании.
Рассмотрев представленные материалы гражданского дела, с учетом доводов сторон, дав им оценку на предмет соответствия требованиям действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что заявленные прокурором требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре РФ» в п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 установлено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Лесным кодексом РФ (далее - ЛК РФ) в ст. 9 регламентировано, что право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут, публичный сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством РФ о концессионных соглашениях, законодательством РФ о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве и земельным законодательством, Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов РФ, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», если иное не предусмотрено ЛК РФ.
Использование лесов осуществляется с предоставлением на основании прав, указанных в ст. 9 ЛК РФ, или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов (ч. 1 ст. 24 ЛК РФ).
Правилами ч. 1 ст. 88 ЛК РФ определено, что лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных ст. 39.37 ЗК РФ, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со ст. 12 ЛК РФ.
ЛК РФ в чч. 1, 2 ст. 12 регламентировано, что: 1) освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности; 2) освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.
Приказом Рослесхоза от 29 февраля 2012 г. № 69 утвержден Состав проекта освоения лесов и порядка его разработки, и согласно п. 30 этого Состава проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет - для всех видов использования лесов, за исключением видов использования лесов, определенных ст. ст. 43 - 45 ЛК РФ (использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых, для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов, для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов), но при этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия соответствующего договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка).
Нормам чч. 1, 2 ст. 51 ЛК РФ предусмотрено, что: 1) леса подлежат охране от пожаров; 2) охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах.
Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части охраны лесов от пожаров является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или права безвозмездного пользования лесным участком, прекращения сервитута или публичного сервитута (ч. 8 ст. 51 ЛК РФ).
ЛК РФ ст. 53 регламентировано, что: меры пожарной безопасности в лесах включают в себя, в том числе, предупреждение лесных пожаров, мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров, иные меры пожарной безопасности в лесах.
Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 г. № 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее - ППБЛ), которыми установлены единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
ППБЛ в п. 22 предусмотрено, что при проведении в лесах переработки древесины и других лесных ресурсов (углежжение, смолокурение, дегтекурение и др.) требуется: а) размещать объекты переработки древесины и других лесных ресурсов на расстоянии не менее 50 м. от лесных насаждений; б) обеспечивать в период пожароопасного сезона в нерабочее время охрану объектов переработки древесины и других лесных ресурсов; в) содержать территории в радиусе 50 м. от объектов переработки древесины и других лесных ресурсов очищенными от мусора и других горючих материалов; проложить по границам указанных территорий противопожарную минерализованную полосу шириной не менее 1,4 м., а в хвойных лесных насаждениях на сухих почвах - две противопожарные минерализованные полосы такой же ширины на расстоянии 05 - 10 м. одна от другой.
Нормами п. 9 (1) ППБЛ определено, что в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 м. от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 м. или иным противопожарным барьером.
Положениями ст. 72(3) Правил противопожарного режима в РФ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390 (далее - ППР), установлено, что в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.
Положениями ст. 34 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» регламентировано, что: 1) эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды; 2) при этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Нормами ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством РФ в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Правилами ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», установлено, что: 1) отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ; 2) сброс отходов производства и потребления на почву, запрещен.
Положениями ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» введено понятие «накопления отходов», под которым понимается временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Положениями п. 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утвержденными Постановлением Главного санитарного врача РФ от 30 апреля 2003 г. № 80, установлено, что при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, россыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке; поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями.
ДД.ММ.ГГГГ, как установлено судом, между Агентством лесной отрасли Красноярского края в лице Малькевича М.В. (арендодателем) с одной стороны и ООО «Жаймалес» в лице Потапенко В.В. (арендатором) с другой стороны заключили договор аренды лесного участка №-З (далее - Договор А), в соответствии с которым Агентство лесной отрасли на основании протокола от ДД.ММ.ГГГГ № о результатах аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, предоставило ООО «Жаймалес» во временное пользование для переработки древесины сроком на 49 лет лесной участок общей площадью 7,718 га., имеющей местоположение: <адрес>, номер учетной записи в государственном лесном реестре №, с установленными границами лесного участка, которые определены на кадастровой карте (плане) лесного участка.
ООО «Жаймалес» и Агентство лесной отросли Красноярского края в п. 5 Договора А согласовали размер ежегодной арендной платы на сумму 13 100 руб. 00 коп.
Договором А в п. 13 предусмотрены обязанности ООО «Жаймалес», в соответствии с которыми арендатор обязан: использовать земельный участок по назначению в соответствии с законодательством РФ; в установленном порядке разработать и предоставить арендатору проект освоения лесов; осуществлять меры противопожарного обустройства лесов; обеспечивать наличие средств предупреждения и тушения лесных пожаров; осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия (в т.ч. очистку лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия), лесовосстановление и уход за лесами на лесном участке на условиях, в объемах и сроки, которые указаны в проекте освоения лесов и приложении №; приводить лесной участок в прежнее состояние, в том числе в случаях: при уничтожении верхнего плодородного слоя почвы, уничтожении, повреждении или захламлении искусственных или естественных объектов инфраструктуры; выполнять другие обязанности, предусмотренные законами РФ, Правилами переработки древесины, ухода за лесами, лесовосстановления, санитарной и пожарной безопасности в лесах и иными нормативными правовыми актами РФ.
ДД.ММ.ГГГГ при проведении проверки прокуратурой <адрес> деятельности ООО «Жаймалес» по Договору А установлено, что лесопользователем ООО «Жаймалес» при эксплуатации лесного участка, имеющим местоположение: <адрес> имеющий номер учетной записи в государственном лесном реестре №, на значительное его площади с северной стороны не менее (400 кв.м.), а также с южной стороны (не менее 100 кв.м.) размещены отходы лесопеления объемом более 100 кв.м., в том числе с признаками отжига (обугленные), размещенные в непосредственной близости от лесного массива, при этом территория местности имеет географические координаты: 1) 055 градусов 010 минут 420 секунд северной широты и 093 градуса 029 минут 460 секунд восточной долготы; 2) 055 градусов 010 минут 297 секунд северной широты и 093 градуса 029 минут 548 секунд восточной долготы; 3) 055 градусов 010 минут 268 секунд северной широты и 093 градуса 030 минут 095 секунд восточной долготы; 4) 055 градусов 010 минут 354 секунды северной широты 093 градуса 030 минут 046 секунд восточной долготы.
Расположение географических координат размещения отходов лесопеления на лесном участке, с учетом сведений представленных КГБУ «Манское лесничество» от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельствует о том, что данные отходы расположены на площади 9,1 га. в кварталах 42 (часть выдела 24), 43 (часть выдела 20), 56 (часть выдела 25) Колбинского участкового лесничества, то есть за пределами границ лесного участка, представленного ООО «Жаймалес» по Договору А.
ДД.ММ.ГГГГ ОНДиПР по Березовскому и <адрес>м УНДи ПР ГУ МЧС России по <адрес> проведено обследование пилорамы, расположенной в западном направлении от <адрес>а <адрес>, в ходе чеговыявлены нарушения обязательных требований или требований установленных муниципальными правовыми актами: 1) п. 32 Приказа МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № - руководителем предприятия и ответственным лицом не пройдено обучение пожарно-техническому минимуму; 2) п. 42 Приказа МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № - допускается эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника; 3) п. 82 ППР - отсутствуют акты очистки дымовых труб в производственных и бытовых помещениях; 4) п. 55 ППР - отсутствует указатель по направлению движения к пожарным гидрантам и резервуарам, являющимся источником противопожарного водоснабжения; п. 478 ППР - в производственных и бытовых помещениях отсутствуют огнетушители; п. 84 ППР - возле печей на предтопочных листах допускается хранение горючих материалов; п.19 ППР - на участке расположения пилорамы организована свалка отходов деревопереработки, представляющих горючий мусор; п. 77 ППР - не обеспечена своевременная очистка территории от горючих отходов; п. 81 ППР - не проведены проверки котельных и печей; п. 83 ППР - к работе допущены лица не прошедшие специального обучения; п. 360 ППР - места отведенные под штабели хранения лесной продукции не очищены от горючего мусора и отходов.
Нарушения, выявленные прокурором и ОНДиПР по Березовскому и Манскому районам УНДи ПР ГУ МЧС России по Красноярскому краю, свидетельствуют о том, что ООО «Жаймалес допущено несоблюдение подп В п. 22 ППБЛ, выразившееся в необеспечении очистки территории лесного участка в радиусе 50 м. от объектов переработки древесины и других лесных ресурсов от мусора и других горючих материалов и в обустройстве по границам территорий занимаемого лесного участка противопожарных минерализованных полос шириной не менее 1,4 м.
ООО «Жаймалес» каких-либо доказательств принятия мер по устранению указанных нарушений суду не представило, а потому суд в рамках заявленных прокурором требований признает незаконным бездействие ООО «Жаймалес», выразившееся в непроведении противопожарных и природоохранных мероприятий при осуществлении деятельности на лесном участке площадью 7,718 га., имеющим местоположение: <адрес>, представленном по Договору А, а именно в необеспечении очитки территории от пожароопасного мусора и других горючих материалов, а также в необеспечении обустройства по границам территории занимаемого лесного участка противопожарных минерализованных полос в соответствии с п. 22 ППБЛ.
ЛК РФ, как указывалось выше, допускает использование лесного участка для переработки древесины только при наличии проекта освоения лесов, однако указанного документа суду ООО «Жаймалес» не представило, а соответственно при таких данных, учитывая незаконное использование лесного участка за пределами границ, предусмотренных Договором А, суд в целях восстановления нарушенных ООО «Жаймалес» требований природоохранного и противопожарного законодательства возлагает в соответствии с пп. 9 (1), 22 ППБЛ на ООО «Жаймалес» обязанности: 1) в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести на лесном участке, площадью 9,1 га., имеющим местоположение: <адрес>, имеющим номер учетной записи в государственном лесном реестре <адрес>, комплекс противопожарных мероприятий, предупреждающих распространение огня на природных пожарах, а именно очитку территории данного участка от отходов лесопереработки с обеспечение их вывоза и утилизации; 2) в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести на лесном участке площадью 7,718 га., представленном по Договору А, противопожарные мероприятия, а именно по созданию вокруг данного участка противопожарных минерализованных полос в соответствии с требованиями п. 22 ППБЛ.
ГК РФ в ст. 1065 предусмотрены правила, согласно которым: 1) опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность (п. 1); 2) если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность (п. 2); 3) суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам; 4) отказ в приостановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда (п. 3).
ООО «Жаймалес», как установлено судом, осуществляет свою деятельность на территории лесного участка, представленного по Договору А, с нарушением требований природоохранного и противопожарного законодательства, а именно: 1) у ООО «Жаймалес» отсутствует утвержденный проект освоения лесов, который в силу ст. ст. 12, 88 ЛК РФ является основополагающим документам для использования лесного участка для целей лесопереработки; 2) в условиях отсутствия этого документа ООО «Жаймалес» осуществляет накопление на территории лесного участка отходов лесопереработки, часть из которых сжигается на самом лесном участке, что при отсутствии по периметру лесного участка противопожарной минерализованной полосы создает угрозу возникновение лесного пожара с последующим переходом на расположенный вблизи населенный <адрес>, а соответственно при таких данных суд в соответствии с положениями ст. 1065 ГК РФ, учитывая время схода снега на территории <адрес>, в целях исключения возникновения лесного пожара вводит для ООО «Жаймалес» запрет на осуществление деятельности, в результате которой образуются отходы лесопереработки на лесном участке площадью 7,718 га., представленном по Договору А, без составления в соответствии с требованиями ст. ст. 12, 88 Лесного кодекса РФ проекта освоения лесов, и также запрет на осуществление деятельности на этом же лесном участке после ДД.ММ.ГГГГ без создания вокруг данного участка противопожарных минерализованных полос, очистки территории участка от отходов лесопереработки посредством их вывоза и утилизации.
Несоблюдение ООО «Жаймалес» требований действующего законодательства по обеспечению противопожарных и природоохранным мероприятий, а также его понуждение к по обеспечению противопожарных и природоохранным мероприятий с ведением для ООО «Жаймалес» запретов на осуществление деятельности позволяют суду в соответствии с положениями ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, подп. 3 п. 1 ст. 333-19 НК РФ взыскать с ООО «Жаймалес» в доход муниципального образования «Манский район Красноярского края» неуплаченную государственную пошлину в размере 6 000 руб. 00 коп..
Основываясь на изложенном и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Манского района Красноярского края, поданные в интересах Российской Федерации, муниципального образования «Манский район Красноярского края», неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «Жаймалес» - удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Общества с ограниченной ответственностью «Жаймалес», выразившееся в непроведении противопожарных и природоохранных мероприятий при осуществлении деятельности на лесном участке площадью 7,718 га., имеющим местоположение: <адрес>, представленном по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ №-З, а именно в необеспечении очитки территории от пожароопасного мусора и других горючих материалов, а также в необеспечении обустройства по границам территории занимаемого лесного участка противопожарных минерализованных полос в соответствии с требованиями п. 22 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Возложить на Общество с ограниченной ответственностью «Жаймалес» обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести на лесном участке, площадью 9,1 га., имеющим местоположение: <адрес>, имеющим номер учетной записи в государственном лесном реестре № комплекс противопожарных мероприятий, предупреждающих распространение огня на природных пожарах, а именно очитку территории данного участка от отходов лесопереработки с обеспечение их вывоза и утилизации.
Возложить на Общество с ограниченной ответственностью «Жаймалес» обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести на лесном участке площадью 7,718 га., имеющим местоположение: <адрес>, представленном по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ №-З, противопожарные мероприятия, а именно по созданию вокруг данного участка противопожарных минерализованных полос в соответствии с требованиями п. 22 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Запретить деятельность Общества с ограниченной ответственностью «Жаймалес», в результате которой образуются отходы лесопереработки на лесном участке площадью 7,718 га., имеющим местоположение: <адрес>, представленном по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ №-З, без составления проекта освоения лесов в соответствии с требованиями ст. ст. 12, 88 Лесного кодекса РФ, и также деятельность указанного Общества на этом же лесном участке после ДД.ММ.ГГГГ без создания вокруг данного участка противопожарных минерализованных полос, без очистки территории участка от отходов лесопереработки посредством их вывоза и утилизации.
В остальной части исковые требования прокурора Манского района Красноярского края, поданные в интересах Российской Федерации, муниципального образования «Манский район Красноярского края» неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «Жаймалес» - оставить без удовлетворения.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Жаймалес» в пользу муниципального образования «Манский район Красноярского края» государственную пошлину в размере 6 000 руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда путем подачи жалобы, представления через Манский районный суд Красноярского края в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий А.П. Мордвинов
Резолютивная часть решения оглашена 05 декабря 2018 г.
Мотивированное решение изготовлено 11 декабря 2018 г.
Копия верна
судья Манского районного суда Красноярского края А.П. Мордвинов