Решение по делу № 33а-7284/2019 от 21.10.2019

судья: Карпова А.И.

адм. дело 33а-7284

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

24 октября 2019 года                                                                          г. Москва

 

Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Шаповалова Д.В., 

судей Гордеевой О.В., Ставича В.В.,

при секретаре Бабашкиной З.А.,

рассмотрев по докладу судьи Гордеевой О.В. в открытом судебном заседании административное дело 2а-395/2019 по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Департамента городского имущества г. Москвы по доверенности Спесивцевой С.В. на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 6 августа 2019 года, которым постановлено:

Иск удовлетворить частично.

Признать незаконным уведомление Департамента городского имущества г. Москвы от 20.07.2018г. исх.  33-5-65013/18-(0)-1 об отказе в предоставлении государственной услуги о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Возложить обязанность на Департамент городского имущества г. Москвы рассмотреть заявление Молодцова Д.И. и членов его семьи о предоставлении государственной услуги о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В остальной части иска отказать,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Административный истец Молодцов Д.И. обратился в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику Департаменту городского имущества г. Москвы о признании незаконным уведомления об отказе в предоставлении государственной услуги о принятии документов для постановки его и членов семьи на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, об обязании принять документы для разрешения вопроса.

В обоснование требований административный истец указал, что 04.06.2018г. он обратился с заявлением в ДГИ г. Москвы о принятии на учет в качестве нуждающимся в жилых помещениях. 20.07.2018г. ему отказано в принятии документов для постановки  на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, со ссылкой на отсутствие сведений  жилищной обеспеченности Молодцовой Т.Н., которая не является членом его семьи, никогда не вселялась в жилое помещение, занимаемое семьей Молодцова Д.И., на улучшение жилищных условий не претендует. Никаких связей с бывшей супругой сына у заявителя нет, и он не имеет возможности получить у нее согласие на обработку ее персональных данных. Требование Департамента городского имущества г. Москвы не основано на законе.

Судом постановлено приведенное выше решение, которое по доводам апелляционной жалобы просит отменить представитель административного ответчика, указывая на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя административного истца по доверенности Чубарь О.А., сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не явившихся в заседание суда апелляционной инстанции и не сообщивших об уважительности причин своей неявки, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу о наличии предусмотренных частью 2 статьи 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно ч.2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Разрешая спор, суд, оценив собранные о делу доказательства, пришел к выводу о незаконности уведомления Департамента городского имущества г. Москвы от 20.07.2018г. исх.  33-5-65013/18-(0)-1 об отказе в предоставлении государственной услуги о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и обязал административного ответчика устранить нарушения прав административного истца путем повторного рассмотрения заявления Молодцова Д.И. и членов его семьи о предоставлении государственной услуги о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

При этом суд исходил из того, что семья административного истца в составе 4 человек (Молодцов Д.И., Молодцов А.Д., Молодцова О.Д., Молодцова Т.А.) проживают по адресу: г. *, обратились с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Молодцов Д.И., Молодцова Т.А., Молодцов А.Д., Молодцова О.Д. в браках не состоят.

Брак между Молодцовым Д.И. и Молодцовой Т.А. прекращен в 2004 году.

Брак между Молодцовым А.Д. и Молодцовой Т.Н. прекращен 09.09.2016.

Уведомлением ДГИ г. Москвы от 20.07.2018г. исх.  33-5-65013/18-(0)-1 Молодцову Д.И. отказано в предоставлении государственной услуги о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в связи с тем, что сведения о жилищной обеспеченности Молодцовой Т.Н. отсутствуют.

В соответствии с п. 1 ст. 9 Закона г. Москвы от 14.06.2006  29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», в целях установления уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения для принятия их на жилищный учет исчисляется размер площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя. Для определения размера площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя, определяется суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, и делится на количество членов семьи.

В соответствии с п. 2 ст. 1 Закона г. Москвы от 14.06.2006  29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», к членам семьи заявителя относятся супруг (супруга) и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с заявителем, в том числе вселенные им в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда.

Из содержания п. 1 ст. 9 Закона г. Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» во взаимосвязи с п. 2 ст. 1 этого же Закона прямо следует, при определении уровня обеспеченности гражданина общей площадью жилого помещения площадь жилого помещения всех членов его семьи учитывается только при решении вопроса о принятии этого гражданина на жилищный учет.

Из содержания п. 2 и п. 4 ст. 20 Закона г. Москвы N 29 следует, что жилое помещение в порядке, предусмотренном этим Законом, предоставляется только тем лицам, которые состоят на жилищном учете. При этом при предоставлении жилого помещения учитывается обеспеченность площадью жилого помещения только тех лиц, которые состоят на жилищном учете, и не учитывается обеспеченность площадью жилого помещения тех членов их семей, которые на жилищном учете не состоят.

Между тем, из материалов дела усматривается, что Молодцова Т.Н. никогда не вселялась на жилую площадь, где проживает административный истец, не претендует на улучшение жилищных условий и право пользования данной площадью не приобрела.

Из вышеизложенного следует, что площадь жилых помещений, принадлежащих Молодцовой Т.Н., не должна учитываться при определении уровня обеспеченности гражданина общей площадью жилого помещения.

Учету подлежит площадь жилого помещения, находящаяся в собственности или самостоятельном пользовании только заявителя и членов его семьи, которым предоставляется жилое помещение.

С выводом суда первой инстанции об удовлетворении требований административного истца судебная коллегия согласиться не может в связи со следующим.

Согласно пункту 4 статьи 7 Закона города Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии, хотя бы одного из оснований, указанных в статье 8 настоящего Закона, если они не совершали за пять лет, предшествующих подаче заявления, действий, повлекших ухудшение жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

В соответствии со ст. 10 указанного выше Закона г. Москвы от 14.06.2006 г. N 29 жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях по истечении пяти лет после совершения ими действий, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. При предоставлении жилых помещений жителям города Москвы из жилищного фонда города Москвы или помощи города Москвы в приобретении жилых помещений жителями города Москвы в собственность учитываются действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, за пять лет, предшествующих предоставлению жилых помещений или помощи города Москвы.

Согласно части 1 статьи 9 Закона города Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" в целях установления уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения для принятия их на жилищный учет исчисляется размер площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя. Для определения размера площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя, определяется суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, и делится на количество членов семьи.

Постановлением Правительства Москвы от 10 сентября 2014 года N 521-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг города Москвы Департаментом городского имущества города Москвы в сфере жилищных отношений" утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги города Москвы "Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях".

Согласно пункту 2.3.1 указанного регламента полномочия по предоставлению государственной услуги по рассмотрению заявлений о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляются Департаментом городского имущества города Москвы.

Перечень документов, самостоятельно представляемых гражданами, установлен пунктом 2.5.1 Административного регламента предоставления государственной услуги города Москвы "Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях", утвержденного постановлением Правительства Москвы от 10.09.2014 N 521-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг города Москвы Департаментом городского имущества города Москвы в сфере жилищных отношений". В том числе необходимо предоставить документы, подтверждающие жилищную обеспеченность заявителя и членов семьи заявителя, а также факт проживания в городе Москве в общей сложности не менее 10 лет (п. 2.5.1.1.16).

Согласно п. 2.11.1 Регламента результатом предоставления государственной услуги является: решение о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях; решение об отказе в предоставлении государственной услуги.

Перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги, установлен пунктом 2.10.1 настоящего Регламента.

Согласно п. 2.10.1.3 основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги является неистечение предусмотренного законодательством Российской Федерации срока со дня совершения действий, в результате которых граждане не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Так, из материалов дела следует, что семья истца в составе 4 человек (Молодцов Д.И., Молодцов А.Д., Молодцова О.Д., Молодцова Т.А.) проживают по адресу: *.

Молодцов Д.И. обратился с заявлением о предоставлении государственной услуги для принятия его и членов семьи на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. 

Рассмотрев представленные документы, удостоверяющие (устанавливающие) права заявителя и членов семьи заявителя на жилые помещения, ДГИ г. Москвы уведомлением от 20.07.2018г. исх.  33-5-65013/18-(0)-1 отказало Молодцову Д.И. в предоставлении государственной услуги «Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» на основании п.2.10.1.3 Регламента, в связи с тем, что сведения о жилищной обеспеченности Молодцовой Т.Н. отсутствуют.

Брак между Молодцовым А.Д. и Молодцовой Т.Н. прекращен 09.09.2016 года, что подтверждено копией свидетельства о расторжении брака от 19.10.2017, выданного Троицким отделом ЗАГС Управления ЗАГС Москвы. При этом заявитель не отрицает, что документы о жилищной обеспеченности Молодцовой Т.Н. не представлены, также как и не представлены сведения о наличии/отсутствии в собственности иных жилых помещений, право собственности на которое оформлено в период нахождения в браке с членом семьи заявителя, в связи с чем не представляется возможность проверить наличие/отсутствие факта ухудшения жилищных условий, приобретение в период брака совместного недвижимого имущества.

В соответствии с ч. 4 ст. 11 Закона г. Москвы от 14.06.2006 г. N 29 с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии с ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" в случае, если для предоставления государственной или муниципальной услуги необходима обработка персональных данных лица, не являющегося заявителем, и если в соответствии с федеральным законом обработка таких персональных данных может осуществляться с согласия указанного лица, при обращении за получением государственной или муниципальной услуги заявитель дополнительно представляет документы, подтверждающие получение согласия указанного лица или его законного представителя на обработку персональных данных указанного лица.

Решение о постановке на жилищный учет принимается по результатам проверки уровня жилищной и имущественной обеспеченности на основании представленных заявителем и запрошенных документов.

Для проверки факта ухудшения жилищных условий заявителя и членов его семьи необходимы документы личного характера бывших супругов, брак с которыми расторгнут менее 5 лет назад, документы о жилищной обеспеченности (жилищные документы с места проживания) и сведения о наличии/отсутствии в собственности иных жилых помещений, право собственности на которые оформлено в период нахождения в браке с заявителем или членом семьи заявителя.

Вместе с тем, в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 10 Закона города Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", к действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся изменение состава семьи, в том числе в результате расторжения брака.

Указанные обстоятельства не соответствует установленным п. 4 ст. 7 Закона г. Москвы N 29 условиям признания жителей города Москвы нуждающимися в жилых помещениях.

Таким образом, Департаментом городского имущества г. Москвы установлено наличие факта совершения заявителями в течение срока, установленного законодательством, предшествующего дате подачи запроса, действий, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (п. 3.4.3.6 Регламента).

Заявители не представили документы, обязанность по представлению которых возложена на них, а именно отсутствуют документы о жилищной обеспеченности Молодцовой Т.Н., в связи с чем невозможно проверить факт ухудшения жилищных условий в связи с изменениями состава семьи в результате расторжения брака в 2016 году.

На основании изложенного, уведомление ДГИ г. Москвы об отказе в предоставлении государственной услуги соответствует требованиям законодательства. При этом состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур предоставления государственной услуги соблюдены.

Судебная коллегия применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что административным ответчиком доказано, что основания для принятия оспариваемого решения имелись, а содержание оспариваемого решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

При таких данных, решение суда, которым эти обстоятельства учтены не были, подлежит отмене в силу положений части 2 статьи 310 КАС РФ.

Судебная коллегия, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, руководствуясь положениями Федерального закона от 27.07.2010 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Закона города Москвы от 14.06.2006 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», Административного регламента, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 10.09.2014 521-ПП «Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг города Москвы Департаментом городского имущества города Москвы в сфере жилищных отношений», постановления Правительства Москвы от 08.08.2017  519-ПП «О внесении изменений в правовые акты города Москвы и признании утратившими силу правовых актов (отдельных положений правовых актов) города Москвы», приходит к выводу, что совокупность оснований для признания незаконными оспариваемых решения, действий, предусмотренных положениями статьи 227 КАС РФ, при рассмотрении настоящего административного дела не установлена.

Таким образом, решение суда подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований Молодцова Д.И. 

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

решение Пресненского районного суда г. Москвы от 6 августа 2019 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований Молодцова Д.И. к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании незаконным уведомления об отказе в предоставлении государственной услуги о принятии документов для постановки его и членов семьи на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, об обязании принять документы для разрешения вопроса - отказать.

 

 

Председательствующий:

 

Судьи:

8

33а-7284/2019

Категория:
Административные
Статус:
Отменить судебное постановление полностью, принять новое решение, 24.10.2019
Истцы
Молодцов Д.И.
Ответчики
Департамент городского имущества г. Москвы
Суд
Московский городской суд
Дело на сайте суда
mos-gorsud.ru
06.08.2019
Решение
24.10.2019
Определение суда апелляционной инстанции

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее