2-433/19
64RS0044-01-2018-005134-03
Заочное решение
Именем Российской Федерации
11 февраля 2019 года г. Саратов
Заводской районный суд г.Саратова в составе:
председательствующего судьи Московских Н.Г.,
при секретаре Манжеевой Л.Б.,
с участием старшего помощника прокурора Заводского района г. Саратова Рыбаковой Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску комитета по управлению имуществом города Саратова к Соловьевой Г. В., Соловьевой А. А. об обязании заключить соглашение, о государственной регистрации соглашения перехода права собственности, о прекращении права собственности, признании права собственности,
установил:
Комитет по управлению имуществом города Саратова обратился в суд с исковым заявлением, в котором просил обязать Соловьеву Г.В., Соловьеву А.А. заключить соглашение о возмещении стоимости за изымаемое жилое помещение, расположенного по адресу: г. Саратов, <адрес> размере 340 000 рублей. Кроме того, просил обязать Соловьеву Г.В., Соловьеву А.А. зарегистрировать в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> соглашение о возмещении стоимости за изымаемое жилое помещение. Прекратить право собственности Соловьевой Г.В., Соловьевой А.А. на жилое помещение, расположенное по адресу: г. Саратов, <адрес>. Признать право собственности муниципального образования «город Саратов» на жилое помещение, расположенное по адресу: г. Саратов, <адрес>.
Истец обосновывал исковые требования тем, что Соловьева Г.В., Соловьева А.А. являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: г. Саратов, <адрес>.
Постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 08 июля 2013 года № 1347 утверждена ведомственная целевая программа «Переселение граждан города Саратова из аварийного жилищного фонда в 2013 - 2017 годах».
Жилой многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Саратов, <адрес>, включен в указанную программу во 2 этап переселения.
Решением Саратовской городской Думы от 08 ноября 2018 года №42-305 «О внесении изменений в решение Саратовской городской Думы от 14 декабря 2017 года №27-200 «О бюджете муниципального образования «Город Саратов» на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» на выкуп жилых помещений у собственников в связи с изъятием соответствующего земельного участка для муниципальных нужд в 2018 году предусмотрены денежные средства 6000 тыс. руб.
Во исполнение Постановления администрации муниципального образования «Город Саратов» от 08 июля 2013 года №1347 ответчикам было направлено уведомление о необходимости явиться в комитет по управлению имуществом города Саратова для подписания указанного соглашения. Однако, ответчики на подписание соглашения не явились.
В соответствии с пунктом 1 указанного соглашения «Комитет» от имени муниципального образования «Город Саратов» изымает у «Собственника», а «Собственник» передает в собственность муниципального образования «Город Саратов квартиру, находящуюся по адресу: г.Саратов, <адрес> общей площадью 30,3 кв.м.
В соответствии с пунктом 4 Соглашения «Комитет» оплачивает возмещение (выкупную цену изымаемого жилого помещения) «Собственнику» за изымаемое жилое помещение в размере 340 000 руб., на основании отчета о рыночной стоимости жилого помещения.
В судебное заседание представитель истца не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Ответчики Соловьева Г.В., Соловьева А.А. в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом.
Представитель третьего лица Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области о дне рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, суд приходит к следующему.
В силу ст. 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
В силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном ч. ч. 1 - 3, 5 - 9 ст. 32 данного кодекса.
Таким образом, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке изъятия помещения в доме путем выкупа.
Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное (ч.6 ст.32 ЖК РФ).
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года №185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
В соответствии с п. «г» ст.20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», Судам для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 32 ЖК РФ), необходимо иметь в виду следующее: соблюдение предусмотренной частями 2 - 4 статьи 32 ЖК РФ процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, является обязательным, а потому подлежит проверке как обстоятельство, имеющее значение по делу. Данная процедура включает в себя: принятие уполномоченным органом решения об изъятии жилого помещения (часть 2 статьи 32 ЖК РФ), государственную регистрацию этого решения в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (часть 3 статьи 32 ЖК РФ), уведомление в письменной форме собственника жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия принадлежащего ему жилого помещения о принятом решении об изъятии и дате его государственной регистрации (часть 4 статьи 32 ЖК РФ).
При этом исходя из положений части 4 статьи 32 ЖК РФ юридически значимым обстоятельством является не только факт направления указанного уведомления собственнику жилого помещения компетентным органом, но и факт получения собственником такого уведомления. В этой связи сообщение в средствах массовой информации (например, по радио, телевидению, в печатных изданиях, Интернете) об изъятии жилого помещения у конкретного собственника не может быть признано надлежащим извещением собственника о предстоящем изъятии данного жилого помещения.
Несоблюдение процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, должно влечь за собой отказ в иске органу государственной власти (органу местного самоуправления) о выкупе жилого помещения.
В пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса Российской Федерации" от 02.07.2009 г. №14 указано, что судам для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 32 ЖК РФ), необходимо иметь в виду следующее: а) нормы, содержащиеся в статье 32 ЖК РФ, в развитие положений части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации о возможности принудительного отчуждения имущества для государственных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения направлены прежде всего на обеспечение прав и законных интересов собственника жилого помещения.
Выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, указанным в части 7 статьи 32 ЖК РФ, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, а также убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду. Примерный перечень возможных убытков собственника жилого помещения приводится в части 7 статьи 32 ЖК РФ. Вместе с тем в выкупную цену жилого помещения, как следует из содержания части 5 статьи 32 ЖК РФ, не могут включаться произведенные собственником жилого помещения вложения в жилое помещение, значительно увеличившие его стоимость (например, капитальный ремонт), при условии, что они сделаны в период с момента получения собственником уведомления, указанного в части 4 статьи 32 ЖК РФ, о принудительном изъятии жилого помещения до заключения договора о выкупе жилого помещения и не относятся к числу необходимых затрат, обеспечивающих использование жилого помещения по назначению.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 29.06.1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки.
В судебном заседании установлено, что Соловьева Г.В., Соловьева А.А. являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: г. Саратов, <адрес>.
Постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 08 июля 2013 года №1347 утверждена ведомственная целевая программа «Переселение граждан города Саратова из аварийного жилищного фонда в 2013 - 2017 годах».
Жилой многоквартирный дом, расположенный по адресу: г.Саратов, <адрес> включен в указанную программу.
Решением Саратовской городской Думы от 08 ноября 2018 года №42-305 «О внесении изменений в решение Саратовской городской Думы от 14 декабря 2017 года №27-200 «О бюджете муниципального образования «Город Саратов» на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» на выкуп жилых помещений у собственников в связи с изъятием соответствующего земельного участка для муниципальных нужд в 2018 году предусмотрены денежные средства.
Постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» №2865 от 09 октября 2017 года «Об изъятии земельных участков для муниципальных нужд были изъяты для муниципальных нужд земельные участки и жилые помещения, расположенные в многоквартирных домах, находящихся на изымаемых земельных участках, в том числе по адресу: г. Саратов, <адрес>.
Во исполнение указанного постановления истцом 15 июня 2018 года в адрес ответчиков было направлено уведомление о необходимости явиться в комитет по управлению имуществом города Саратова для подписания соглашения о возмещении за изымаемое жилое помещение. Доказательств, получения собственниками изымаемого жилого помещения такого уведомления не представлено.
Доказательств, подтверждающих, что ответчикам предлагалось выкупить принадлежащее им на праве собственности жилое помещение в порядке, установленном ст.32 ЖК РФ, и они отказались от реализации данного права, материалы дела не содержат.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что процедура изъятия, предусмотренная статьей 32 Жилищного кодекса РФ, истцом не соблюдена.
Кроме того, истцом не представлено доказательств выкупной стоимости спорного жилого помещения.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для понуждения ответчиков к заключению вышеназванного соглашения и об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований комитета по управлению имуществом города Саратова к Соловьевой Г. В., Соловьевой А. А. об обязании заключить соглашение, о государственной регистрации соглашения перехода права собственности, о прекращении права собственности, признании права собственности, отказать.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а в случае, если такое заявление подано - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья